Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Изменения в законодательстве с 1 сентября. Вы точно готовы?

Быть в курсе изменений природоохранного законодательства — залог успеха в работе для эколога. Ведь действия вразрез с требованиями нормативных правовых актов могут повлечь за собой существенные финансовые потери для предприятия. Так, например, только за ненадлежащее осуществление производственного экологического контроля (далее — ПЭК), в том числе за некорректное составление программы ПЭК, предприятию может грозить штраф до 100 000 руб. (ст. 8.1 КоАП РФ).
Скорее всего, вы уже ознакомились со всеми нормативными правовыми актами, которые вступили в силу, и готовы к сентябрьским изменениям. Поэтому обязательно проверьте, все ли нововведения были учтены, не упустили ли вы что-нибудь важное!
Разработчики системы «Техэксперт: Экология» подготовили для вас специальные материалы
и инструменты, которые в этом помогут:
- Серию специальных выпусков онлайн-издания «Эколог в курсе».
- Карточки-напоминания.
- «Путеводитель по изменениям природоохранного законодательства с 01.09.2022».
Вернуться к прочтению предыдущих выпусков можно по ссылкам:
- Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть первая.
- Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть вторая.
- Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть третья.
- Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Заключительная часть.
Ознакомиться и скачать карточки вы можете по ссылке.
В карточках содержится не только информация о вступающем в силу нормативном акте, но также:
- суть нововведений,
- краткая сравнительная характеристика с предыдущими требованиями в данной области,
- рекомендации для экологов.
Кроме того, экспертами системы «Техэксперт: Экология» актуализированы справочные материалы, а также подготовлен «Путеводитель по изменениям природоохранного законодательства с 01.09.2022».
В справке вы найдете обзор документов, вступающих в силу с 01.09.2022, а также объяснения новых требований в формате небольших визуальных подсказок. Помимо этого, каждое нововведение содержит ссылку на обновленную тематическую справку в системе.
Вы можете выбрать интересующее изменение законодательства, ознакомиться с ним кратко в путеводителе или прочитать подробно в обновленном справочном материале из раздела системы «Справочник эколога».
Используйте материалы в системе. Это поможет вам:
- сэкономить время при изучении нововведений;
- определить, необходимо ли предпринять какие-либо действия, связанные с нововведениями;
- избежать штрафных санкций.
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
Получите бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
«Календарь эколога» теперь в смартфоне!
Специалист в области охраны окружающей среды ежегодно сталкивается с необходимостью сдавать большое количество отчетов.
Как минимум 7 отчетов, обязательных для всех, запланировано к сдаче в 2022 году. Плюс специфичные для разных отраслей. Важно все учесть и вовремя подготовиться.
В помощь экологам в системе «Техэксперт: Экология» есть справочный материал «Календарь эколога» с актуальной информацией о сроках и порядке представления экологической отчетности на каждый год. На его основе был разработан одноименный чат-бот в Telegram. Теперь вы можете получать уведомления на экране мобильного телефона!
Для начала работы с чат-ботом в Telegram «Календарь эколога» выберите актуальную группу отчетов. После этого будете регулярно получать уведомления об отчетности
Первое напоминание придет за три календарные недели, второе — в день сдачи. Уведомления содержат дату сдачи отчета и его описание, ссылку на регулирующий НПА, образцы и формы отчетов, информацию о том, кто и куда сдает отчетность.
Календарь всегда под рукой. Это поможет вам снизить риск пропуска сдачи важных отчетов и документов, своевременно и в короткие сроки заполнить и сдать необходимую экологическую отчетность и избежать наложения штрафов до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).
«Календарь эколога» доступен в поиске Telegram, а также по ссылке https://t.me/tex_eco_bot.
Подпишитесь на уведомления о предстоящей отчетности
в телеграм-канале «Календарь эколога».
Из зала суда
Обзор судебной практики по вопросам ГЭЭ: новые техника, технология, вещества

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, ведущий юрист «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Кейс № 1
Обстоятельства. Управление Росприроднадзора выдало АО предписание о нарушении ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ).
Позиция Росприроднадзора. Общество без положительного заключения ГЭЭ осуществляет производство продукции (концентрат железосодержащий (КЖС) и щебень (макадам) для дорожных и строительных работ), аналогов которой нет на территории РФ и относящейся к новой технологии и новому веществу, впервые предлагаемым к использованию на территории РФ.
Позиция Общества:
- Продукт КЖС производится с декабря 2011 г. и представляет собой смесевую продукцию, состав которой не является новым, т. к. появляется в результате переработки отходов основной деятельности Общества — ванадиевого шлама, который образовался до 1995 г. (1960–1970 гг.) и в виде пульпы размещался в шламонакопителе; технология получения продукта КЖС не предусматривает образование нового вещества, имеет место лишь изменение его состояния, в т. ч. влажности и фракции.
- Технология производства побочного продукта КЖС предусматривает следующие основные операции: продувка воздухом (первичная сушка до 25–30 %), транспортировка по конвейеру, штабелирование. Данные операции (технологические этапы) сами по себе не являются новыми и используются в производстве повсеместно.
- Продукт — щебень (макадам) — производится на предприятии с 24.10.1995, что подтверждает титульный лист первых ТУ на продукт.
Выводы суда:
- вещество, образующее продукт КЖС (шлам ванадиевый), не является новым и было получено впервые до 1995 года;
- технология производства КЖС представляет собой последовательность простых операций, которые используются повсеместно на территории РФ;
- щебень (макадам) начал производиться на предприятии до принятия Закона № 174-ФЗ от 23.11.1995;
- уполномоченным органом не доказано негативное воздействие продуктов на окружающую среду;
- данные обстоятельства исключают возможность считать продукты новыми веществами, в связи с чем необходимость получения заключения ГЭЭ отсутствует.
(Постановление АС ЦО от 05.08.2022 по делу № А68-9266/2021.)
Кейс № 2
Обстоятельства. Управление Росприроднадзора вынесло постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, за невыполнение требований об обязательности проведения ГЭЭ при осуществлении производственной деятельности.
Позиция Росприроднадзора. Технология, которую стало применять Общество, заменив в процессе нейтрализации известь на соду, является новой, поскольку в справочнике новых технологий (НДТ) данная технология не предусмотрена.
Позиция Общества. Спорная технология давно известна: описание процесса карбонизации приведено в научной литературе (источники 1971, 1974 годов); Обществом реализуется Технологическая инструкция по цинковому производству завода «Электроцинк» 1977 года.
Выводы суда:
- в нормативных актах не содержится норм, предписывающих обязательное проведение ГЭЭ в отношении технологий, которые не включены в справочники НДТ;
- описание технологии в научных источниках 1971, 1974 годов и применение технологии другим российским предприятием еще до принятия Закона № 174-ФЗ, исключают новизну технологии и обязательность проведения ГЭЭ;
- Управлением не представлено доказательств того, что применяемая Обществом технология может оказать воздействие на окружающую среду.
(Решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.09.2019 № 72-99/2019.)
Кейс № 3
Обстоятельства. Управлением Росприроднадзора Обществу выдано предписание о нарушении ч. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.
Позиция Росприроднадзора. Применение препарата «Дезолак» является новой технологией обработки осадка очистных сооружений, т. к. это не предусмотрено «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации»; согласно техусловиям, вещество может поступать в ОС, оценка воздействия на ОС в рамках ГЭЭ не проводилась.
Позиция Общества. На препарат российского производителя имеется сертификат соответствия, паспорт № 1 «Окись кальция с добавками «Дезолак», паспорт № 40 «Окись кальция с добавками «Дезолак», паспорт безопасности химической продукции (внесен в Регистр паспортов безопасности).
Выводы суда:
- спорное вещество является комбинацией 2 известных реагентов, использование нового слова («Дезолак») в качестве технического наименования вещества (оксид кальция, производимый из негашеной извести), которое много лет используется в РФ, не является основанием для признания вещества новым;
- применение спорного вещества приводит к уменьшению поступления в окружающую среду загрязнений, следовательно, основания для проведения ГЭЭ отсутствуют.
(Постановление 19ААС от 05.03.2022 по делу № А14-9/2021.)
Кейс № 4
Обстоятельства. Управлением Росприроднадзора выдано предписание, обязывающее Общество не нарушать условия заключения ГЭЭ на проектную документацию в части утилизации отходов.
Позиция Росприроднадзора. По мнению Управления, наличие в лицензии по обращению с отходами такого вида деятельности, как утилизация, обязывает Общество иметь специальное оборудование. При этом Управление не обосновывает, что технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования.
Позиция Общества. Управлением Обществу выдана лицензия на осуществление деятельности по утилизации отходов, следовательно, претензии о прохождении ГЭЭ необоснованны.
Выводы суда:
Поскольку Управлением в рамках предусмотренной законом процедуры лицензирования подтверждено соответствие деятельности Общества природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе по утилизации спорных отходов, предъявление в последующем требований и претензий, связанных с несоответствием Общества лицензионным требованиям, необоснованно.
(Постановление АС ПО от 21.07.2022 по делу № А55-27616/2021.)
Выводы. С учетом приведенных позиций судов, можно сформировать перечень обстоятельств, которые суды принимают в качестве доказательств отсутствия обязанности предприятия получить положительное заключение ГЭЭ, по объекту, предусмотренному ч. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.
- Применение технологии российскими/советскими предприятиями. Это обстоятельство, в случае представления надлежащих доказательств, исключает критерий новизны применяемых технологии, техники, вещества. В качестве доказательств можно представить открытые данные (в сети Интернет), а также ответы на запросы, переписку с уполномоченными органами и предприятиями, заключения специалистов.
- Описание технологии/продукции в научных источниках. Это обстоятельство также исключает критерий новизны. При этом целесообразно получить научное/техническое заключение специалиста с описанием и сравнением технологии из научных источников и технологии, предусмотренной технической документацией предприятия, чтобы наглядно продемонстрировать аналогичность технологий/продуктов.
- Описание технологии в нормативно-технических документах. Помимо справочников по НДТ, ГОСТов, а также Банка данных о технологиях по обезвреживанию и утилизации отходов (открытый информационный ресурс, размещенный на сайте Росприроднадзора, в составе Государственного кадастра отходов), следует проанализировать отраслевые методические документы (ОМД), руководящие документы (РД) и другие нормативно-технические и инструктивно-методические документы, предусматривающие применение технологии или продукции.
- Подтверждение отсутствия негативного воздействия (нового, либо сверхнормативного); экологические преимущества применения технологии, продукции, техники. Целесообразно получить заключение специалиста об экологичности технологии, техники, вещества, например, в связи с уменьшением поступления в окружающую среду загрязняющих веществ.
- Соответствие Компании лицензионным требованиям (в случае применения новых техники, технологии, веществ при осуществлении деятельности по утилизации отходов). Если у предприятия есть действующая лицензия на осуществление деятельности по утилизации отходов, это означает, что соответствие предприятия требованиям закона (включая Закон № 174-ФЗ) проверено уполномоченным органом при оформлении лицензии, следовательно, претензии к осуществлению деятельности, при условии сохранения неизменности технологического процесса, признаются необоснованными.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
- «Государственная экологическая экспертиза».
- «Нарушение законодательства об экологической экспертизе».
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ!