Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть вторая
В этом выпуске мы продолжаем освещать нововведения, которые вступят в силу в сентябре 2022 г., ведь заблаговременная подготовка — это всегда залог процветания предприятия!
1. Новые требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами
Нормативно-правовой акт
Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности» (далее — Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755).
Суть нововведений
Приказом Минприроды России от 15.10.2021 № 755 утверждена Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности (далее — Программа).
Программа содержит:
- описание планируемых результатов освоения профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации в части обращения с отходами;
- типовой учебный план с перечнем учебных предметов с указанием времени, отводимого на теоретические и практические задания, с последовательностью изучения дисциплин и распределением учебных часов по ним;
- рабочие программы обучения;
- условия реализации;
- систему оценки результатов освоения при итоговой аттестации.
Действующая на сегодняшний день Примерная Программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868, после вступления в силу Приказа Минприроды России от 15.10.2021 № 755 применяться не будет.
Почему и кому это важно
Требование об обязательном обучении лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, установлено ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Поэтому на данное нововведение стоит обратить внимание предприятиям, сотрудники которых осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I — IV классов опасности. При этом профессиональная подготовка специалистов, допущенных к накоплению отходов, действующим законодательством не регламентируется.
Если на предприятии есть обученные сотрудники, то заново их обучать не нужно, так как имеющиеся свидетельства и сертификаты об обучении не имеют срока действия. Приказ Минприроды России от 15.10.2021 № 755 будет распространять свое действие на сотрудников, которые не прошли соответствующее обучение. При этом конкретные сроки, в которые сотрудники должны его пройти, на законодательном уровне не установлены. Осуществление деятельности по обращению с отходами без специальной подготовки является нарушением законодательства в области обращения с отходами.
2. Новая форма отчетности по обращению с веществами, разрушающими озоновый слой (ОРВ)
Нормативно-правовой акт
Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (далее — Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206).
Суть нововведений
С 01.09.2022 будет действовать новая форма Отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию (далее — Отчетность), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206.
Само применение и представление в надзорные органы новой Отчетности регламентировано п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206.
В связи с этим форма отчетности по обращению с ОРВ, утвержденная п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», утратит силу с 01.09.2022.
Почему и кому это важно
С данным нововведением важно будет ознакомиться хозяйствующим субъектам, в составе выбросов которых присутствуют ОРВ, а также тем, кто осуществляет с ними деятельность.
Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 утверждено в целях реализации статей 54, 69.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым обращение с ОРВ подлежит государственному регулированию, в том числе посредством представления предприятиями Отчетности.
Риски
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП, влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ОРВ влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.2.1 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»
Все нормативно-правовые акты, приведенные в данной статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях, касающихся обращения с ОРВ.
Кроме того, экспертами системы «Техэксперт: Экология» разработан аналитический справочный материал «Календарь вступления в силу НПА», где пользователи могут в простой и удобной форме получить информацию о грядущих изменениях законодательства.
Чтобы ознакомиться с «Календарем вступления в силу НПА», достаточно перейти в сервис «Будь в курсе!». Вход расположен на синей горизонтальной панели системы.
Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочных материалах систем «Техэксперт: Экология» «Обращение с озоноразрушающими веществами (ОРВ)», «Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами», которые позволят вам:
- сэкономить время на поиске актуальной информации;
- избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Продолжение анализа предстоящих нововведений вы найдете в следующем выпуске онлайн-издания «Эколог в курсе!».
Хотите поучаствовать в выборе темы следующего обзора изменений?
Переходите по ссылке и делитесь своим мнением!
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
Из зала суда
Ответственность за невнесение авансовых платежей за НВОС
Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) признало ООО «А» (далее — Общество) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с указанным наказанием и направило жалобу в суд. В жалобе, поданной Обществом, указано, что решение судьи районного суда и постановление Управления незаконны, необоснованны, вынесены с нарушением требований КоАП РФ.
Из материалов дела
При проведении плановой выездной проверки Общества выяснено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с учетом корректировки ее размера за 2020 год не внесена.
Обществом не исполнена обязанность по внесению квартальных авансовых платежей за I — III кварталы 2020 г. и за I квартал 2021 г.
В ходе судебного дела установлено, что Общество не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а обязанность по внесению квартальных авансовых платежей не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства и на хозяйствующие субъекты, которые начали свою деятельность в течение отчетного периода (п. 4, 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ)).
Из этого суд сделал вывод, что Общество обязано вносить квартальные авансовые платежи за НВОС.
В связи с отсутствием данных платежей Общество было привлечено Управлением к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, в соответствии с которой невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение штрафа на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, и суд привлек Общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (минимальная сумма для юридического лица).
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для указанного дела, не может служить основанием для отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение.
Итоговое решение
Суд постановил: решение районного судьи оставить без изменения, жалобу Общества — без удовлетворения (решение Краснодарского краевого суда от 20.12.2021 № 21-2853/2021).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам вносить квартальные авансовые платежи до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (20 апреля, 20 июля и 20 октября).
При этом квартальные авансовые платежи не вносятся (пп. 4, 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):
- субъектами малого и среднего предпринимательства;
- в текущем отчетном периоде, если хозяйствующий субъект начал деятельность в течение данного отчетного периода.
Кроме того, несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки (п. 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Обращаем внимание, что предусмотрены переходные положения, касающиеся уплаты пеней за 2020 и 2021 гг., а именно (ст. 85 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):
- несвоевременное или неполное внесение квартальных авансовых платежей за III квартал 2020 г., I — III кварталы 2021 г. не влечет за собой уплату пеней;
- пени за неисполнение обязанности по внесению квартальных авансовых платежей за III квартал 2020 г., взысканные до 02.07.2021 (до дня вступления в силу данных переходных положений), подлежат возврату или зачету в счет будущих отчетных периодов по заявлению хозяйствующих субъектов.
То есть в случае невнесения авансовых платежей за III квартал 2020 г. и I — III кварталы 2021 г. хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты пеней, а не от ответственности за невнесение в установленные сроки платы за НВОС.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
- «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».
- «Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Также рекомендуем использовать чат-бот в Телеграм «Календарь эколога» от «Техэксперта» для своевременного уведомления о датах сдачи отчетности и внесения платежей.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной