Эколог в курсе: Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть третья
05.08.2022
05.08.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

05.08.2022

Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Часть третья

Как избежать ошибок и претензий надзорных органов? Ответ очевиден: организовать производственную деятельность предприятия таким образом, чтобы она соответствовала требованиям действующего законодательства. Серия выпусков об изменениях экологического законодательства с сентября 2022 года поможет экологам не упустить из внимания важные события в этой части.

1. Новые требования к системе учета отходов от использования товаров

Нормативно-правовой акт

Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (далее — Постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 868).

Суть нововведений

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 868 утверждено Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (далее — Положение).

Положением утверждены:

  • оператор системы учета отходов — публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». В настоящее время оператором системы учета отходов является Росприроднадзор;
  • список информационных подсистем, которые входят в систему учета отходов;
  • поставщики информации в систему учета отходов, требования к представлению информации в систему, а также формы, в соответствии с которыми данная информация представляется.

В настоящее время Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520. Однако они утратят силу с 01.09.2022, то есть с момента вступления в силу Положения.

По сравнению с Правилами, список информационных подсистем, входящих в систему учета отходов, увеличился. Так, например, будет действовать новая подсистема «Реестр товаров и упаковки товаров, в отношении которых возникает обязанность по выполнению нормативов утилизации». Кроме того, система учета отходов будет автоматически оповещать производителей и импортеров товаров о необходимости уплаты экологического сбора посредством личного кабинета, если хозяйствующий субъект является пользователем информации и зарегистрирован в системе учета отходов.

Почему и кому это важно

Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров была создана в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и обеспечения доступа к указанной информации.

Программные средства системы используются (п. 13 ст. 24.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • производителями;
  • импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля;
  • российским экологическим оператором.

Полученная информация необходима при представлении:

  • декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров;
  • отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;
  • расчетов суммы экологического сбора;
  • иных документов, связанных с исчислением и уплатой экологического сбора.

При этом обязательными поставщиками информации для системы учета товаров являются не только государственные органы, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами (пп. «з» п. 16 Правил, п. 12 Положения):

  • производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
  • операторы по обращению с отходами;
  • региональные операторы по обращению с отходами;
  • объединения (союзы) производителей и импортеров товаров.

Поэтому на данное нововведение стоит обратить внимание предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, а также хозяйствующим субъектам, которым необходимо выполнять требования законодательства в части уплаты экологического сбора.

Риски

Представление декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа (ч.2 ст.8.5_1 КоАП РФ):

— на должностных лиц в — от 3 000 до 6 000 руб.;

— на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

2. Требования по разработке климатических проектов

Нормативно-правовой акт

Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» (далее — Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248).

Суть нововведений

В рамках реализации климатических проектов с 01.01.2022 начнут применяться утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248:

Почему и кому это важно

Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 утвержден на основании ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Реализация климатических проектов способствует сокращению выбросов парниковых газов, что позволяет выполнить требования Указа Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». При этом Правительством РФ контролируется реализация таких проектов, а также оказывается государственная поддержка их исполнителям.

Кроме того, если организация является исполнителем климатического проекта, то она должна заключить договор на проведение верификации для проверки и подтверждения сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта. В случае получения положительного заключения исполнитель климатического проекта вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»).

Углеродные единицы являются инструментом закона о сокращении выбросов парниковых газов. Они выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и зачтены им при оценке их негативного воздействия на окружающую среду.

С 01.09.2022 года также вступит в силу Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц», в соответствии с которым будет вестись реестр углеродных единиц.

Поэтому с данным нововведением важно ознакомиться хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность, сопровождающуюся выбросами парниковых газов, так как климатический проект может реализовать любое юридическое либо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом исполнитель не обязательно должен являться регулируемой организацией.

Риски

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа (ст.8.5 КоАП РФ):

— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;

— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

3. Новые требования к выдаче, продлению и переоформлению разрешений на временные сбросы

Нормативно-правовой акт

Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы».

Суть нововведений

С 01.09.2022 выдача разрешений на временные сбросы начнет осуществляться в соответствии с Правилами выдачи разрешения на временные сбросы (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886.

Такая возможность реализована впервые Правилами, ранее официального порядка выдачи подобных разрешений не было.

Согласно Правилам, разрешения на временные сбросы выдаются в отношении:

Правилами также утверждены:

  • порядок установления временно разрешенных сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов;
  • порядок выдачи, продления и переоформления разрешения на временные сбросы;
  • формы заявления на получение (продление, переоформление) разрешения на временные сбросы и разрешения на временные сбросы.

Почему и кому это важно

Сброс сточных вод в водный объект осуществляется на основании соответствующих разрешительных документов, перечень которых зависит от присвоенной объекту НВОС категории (комплексное экологическое разрешение, декларация о воздействии на окружающую среду, отчет о производственном экологическом контроле).

При этом в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов устанавливаются временно разрешенные сбросы. Для этого требуется получение соответствующего документа — разрешения на временные сбросы (ст.23_1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Необходимость получения разрешений на временные сбросы при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов установлена еще в 2019 году. Однако только с 01.09.2022 заработает порядок выдачи, получения, переоформления и продления разрешений на временные сбросы при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

Поэтому с данным нововведением важно ознакомиться предприятиям, осуществляющим сбросы сточных вод в водные объекты.

Риски

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 50 000 до 80 000 руб.;
  • юридических лиц — от 150 000 до 300 000 руб.

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

Все нормативно-правовые акты, приведенные в данной статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях.

Кроме того, экспертами системы «Техэксперт: Экология» разработан аналитический справочный материал «Календарь вступления в силу НПА», где пользователи могут в простой и удобной форме получить информацию о грядущих изменениях законодательства.

Чтобы ознакомиться с «Календарем вступления в силу НПА», достаточно перейти в сервис «Будь в курсе!». Вход расположен на синей горизонтальной панели системы.

Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочных материалах систем «Техэксперт: Экология» «Нормирование выбросов загрязняющих веществ», «Парниковые газы», «Экологический сбор. Расширенная ответственность производителей (РОП)», которые позволят вам:

  • сэкономить время на поиске актуальной информации;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Продолжение анализа предстоящих нововведений вы найдете в следующем выпуске онлайн-издания «Эколог в курсе!».

Хотите поучаствовать в выборе темы следующего обзора изменений?
Переходите по ссылке
и поделитесь своим мнением!

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
Получите
бесплатный пробный доступ!

Из зала суда

Cовременные экологические требования

Возможно ли соблюдение современных экологических требований в отношении объектов, которые были возведены до их установления?

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, ведущий юрист
«Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.

Ответ

Требования санитарных правил об ограничениях использования земельных участков в границах СЗЗ не применяются к объектам, построенным до введения в действие указанных правил.

Предприятием оспорено решение Управления Роспотребнадзора об отказе в выдаче решения по установлению санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) (пищевое производство).

Основанием для отказа явилось попадание в границы СЗЗ территории производственных предприятий что, по мнению Управления, не соответствует требованиям п. 5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), поскольку указанные предприятия не являются однопрофильными и оказывают воздействие на выпускаемую продукцию.

Суды пришли к выводу, что проект СЗЗ подлежал утверждению Управлением Роспотребнадзора, поскольку Предприятие построено в 1972 году, тогда как СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 введен в действие с 01.03.2008 и не распространяется на действующие объекты, что связано с невозможностью соблюдения современных экологических требований в отношении объектов, которые были возведены до их установления.

Согласно п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правил установления СЗЗ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, в границах СЗЗ не допускается использование земельных участков в целях размещения объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, если это приведет к нарушению качества и безопасности продукции.

В СЗЗ Предприятия попадают объекты, которые нормируемыми не являются и их размещение в границах СЗЗ п. 5 Правил установления СЗЗ не противоречит.

Суды пришли к выводу, что нормами действующего санитарного законодательства не предусмотрен отказ в установлении СЗЗ по причине наличия в СЗЗ объектов, влияние которых на выпускаемую продукцию не могло быть исследовано заявителем, в связи с чем влияние производственных объектов на продукцию Предприятия должно исследоваться при установлении СЗЗ этих объектов.

При таких обстоятельствах у Управления Роспотребнадзора отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.

Постановление 9 ААС от 28.10.2020 по делу № А40-28472/2020

В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:

Также рекомендуем использовать чат-бот в Телеграм «Календарь эколога» от «Техэксперта» для своевременного уведомления о датах сдачи отчетности и внесения платежей.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.