Эколог в курсе: Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Заключительная часть
19.08.2022
19.08.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

19.08.2022

Какие изменения ждут экологов в сентябре 2022 г. Заключительная часть

«Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. А вот знание — нередко освобождает» (Станислав Ежи Лец). Данная фраза является истиной для большинства специалистов по охране окружающей среды. Только зная и соблюдая требования действующих нормативных правовых актов, можно организовать производственную деятельность предприятия таким образом, чтобы она соответствовала, не противоречила и не нарушала положений природоохранного законодательства. Серия выпусков об изменениях экологического законодательства с сентября 2022 г. поможет экологам не упустить из виду важные аспекты в этой области.

1. Новые требования к формированию и ведению реестра объектов НВОС

Нормативно-правовой акт

Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830).

Суть нововведений

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830:

Правилами установлены:

  • виды и критерии объектов, подлежащих включению в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС);
  • состав государственного реестра объектов НВОС;
  • органы, уполномоченные на ведение реестра объектов НВОС, и их функции;
  • особенности внесения сведений в государственный реестр объектов НВОС;
  • нюансы направления хозяйствующим субъектом заявки на постановку объекта НВОС на государственный учет, документов об актуализации сведений об объекте НВОС, снятии такого объекта с государственного учета;
  • требования к составу заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет и особенности ее рассмотрения;
  • условия проведения корректировки сведений об объекте НВОС и порядок действий в данном случае;
  • порядок действий при исключении объекта НВОС из государственного реестра.

По сравнению с действующим до 01.09.2022 документом, Правила более конкретизированы и приведены в соответствие с действующим законодательством.

При этом способ направления заявки на постановку объекта НВОС на государственный учет, документы об актуализации сведений об объекте НВОС, снятии такого объекта с государственного учета не изменились. Документы могут быть направлены хозяйствующим субъектом посредством:

  • почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении;
  • Единого портала государственных услуг;
  • заполнения электронной заявки на сайте Росприроднадзора.

Почему и кому это важно

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за хозяйствующими субъектами закреплена обязанность по постановке на государственный учет вводимых и эксплуатируемых объектов НВОС.

Государственный учет объектов негативного воздействия ведет Росприроднадзор путем формирования государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с требованиями законодательства. Объекты, оказывающие НВОС, при постановке на государственный учет вносятся в государственный реестр таких объектов, и для них определяется соответствующая категория. Отнесение к той или иной категории определяет требования к природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов.

Государственный реестр объектов НВОС содержит достоверную фактическую информацию об объектах НВОС (сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего НВОС; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством РФ об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления и т. д.). Полный перечень данных, содержащихся в реестре, установлен п. 4 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Утверждение новых Правил связано с правовым пробелом в результате вступления в силу Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

В связи с новыми Критериями многие действующие объекты НВОС, категория которых уже была определена ранее, оказались не соответствующими их положениям. Так, например, некоторым объектам вместо III категории НВОС должна быть присвоена II категория или наоборот. Однако в рамках действующего законодательства изменение категории НВОС при отсутствии отклонений технологических процессов было невозможно.

Пунктом 42 Правил установлена возможность проведения корректировки сведений об объекте НВОС в случае:

  • изменения критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий;
  • дублирования сведений об одном и том же объекте НВОС в государственном реестре;
  • утраты объектом единства назначения или, наоборот, установления неразрывной физической или технологической связанности нескольких объектов;
  • исправления ошибок, опечаток в государственном реестре объектов НВОС.

Тем самым на законодательном уровне установлена возможность изменения присвоенной категории объекту по уровню НВОС при изменении критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий, которая станет доступна с 01.09.2022. Требования к заявлению, необходимому при проведении указанной процедуры, установлены пп. 52, 53 Правил.

Ранее такой возможности у хозяйствующих субъектов не было. Это вызывало большие сложности, а также дополнительные расходы / временные потери в случае, например, неправильно указанных данных.

Поэтому на данное нововведение стоит обратить внимание предприятиям, эксплуатирующим объекты I, II, III, IV категорий НВОС. Если их объекты НВОС не соответствуют Критериям, то таким организациям в обязательном порядке необходимо провести актуализацию сведений об объектах НВОС. Требования Правил также необходимо учесть хозяйствующим субъектам, планирующим ввод объектов НВОС в эксплуатацию с 01.09.2022.

Риски

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению данных для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа (ст. 8.46 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 5 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.

При осуществлении хозяйственной деятельности природопользователи должны быть уверены в соответствии проведенной ими работы по постановке эксплуатируемого объекта НВОС Критериям, так как нарушения, связанные с данным обязательством, могут быть обнаружены инспектором при проведении проверки. В свою очередь, необходимость проведения актуализации или корректировки сведений об объекте НВОС может сопровождаться также и изменением категории по уровню НВОС, что влечет за собой необходимость разработки новой разрешительной экологической документации.

Деятельность без необходимой документации — это уже абсолютно иные финансовые и временные затраты для предприятий. Поэтому особенно важно заранее предусматривать и планировать свои действия.

2. Требования к экспертизе проектной документации по недропользованию

Нормативно-правовой акт

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение и о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“» (далее — Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 674).

Суть нововведений

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 674:

Почему и кому это важно

Региональное геологическое изучение недр, геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией. Такая документация подлежит экспертизе, которая организуется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами и проводится федеральным государственным казенным учреждением «Росгеолэкспертиза» за счет средств заявителей.

Новыми Правилами установлены:

  • порядок и сроки предоставления документов для проведения экспертизы;
  • новая форма заявки на проведение экспертизы;
  • размер платы за ее проведение.

С 01.09.2022 благодаря новым Правилам перечень объектов экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр перестанет носить общий характер. Объекты экспертизы конкретизированы. Их закрытый перечень приведен в п. 3 Правил.

Кроме того, изменилась не только форма заявки на проведение экспертизы, но и сроки ее направления, которые существенно сократились.

В связи с нововведениями Заявка на проведение экспертизы изменений, вносимых в проектную документацию, должна быть подана не позднее чем (п. 9 Правил):

  • за 3 месяца до истечения установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр;
  • за 30 рабочих дней до даты окончания срока действия проектной документации;
  • за 15 рабочих дней до даты окончания срока действия проектной документации в случае представления на экспертизу изменений, вносимых в проектную документацию. В данном случае изменения вносятся в части раздела проектной документации, содержащего календарный план выполнения работ по проекту (без изменения иных разделов проектной документации).

Также п. 12 Правил сформирован новый перечень документации, которую необходимо приложить к заявке при ее направлении.

Поэтому предприятиям, являющимся пользователями недр или планирующим осуществлять недропользование, важно ознакомиться с новыми Правилами и запланировать бюджет с учетом затрат на проведение экспертиз.

Риски

Нормативными правовыми актами не установлено административной ответственности в части нарушения требований законодательства по проведению экспертизы проектной документации по недропользованию. В свою очередь, неосведомленность хозяйствующего субъекта об изменениях законодательства может повлечь за собой существенные финансовые и временные затраты на формирование новой заявки на проведение экспертизы и сбор недостающих документов для ее проведения.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

Все нормативно-правовые акты, приведенные в данной статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях.

Кроме того, экспертами системы «Техэксперт: Экология» разработан аналитический справочный материал «Календарь вступления в силу НПА», где пользователи могут в простой и удобной форме получить информацию о грядущих изменениях законодательства.

Чтобы ознакомиться с «Календарем вступления в силу НПА», достаточно перейти в сервис «Будь в курсе!». Вход расположен на синей горизонтальной панели системы.

Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочных материалах систем «Техэксперт: Экология»:

Используйте материалы в системе. Это поможет вам:

  • сэкономить время на поиске актуальной информации;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
Получите
бесплатный пробный доступ!

А знаете ли вы?

Новые документы в «Техэксперт: Экология» за август 2022 г

Видеоуроки от «Техэксперта» — быстрый способ повышения компетенций

Осуществление деятельности хозяйствующих субъектов напрямую связано с соблюдением требований нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды. Для того чтобы осуществлять производственную деятельность в рамках природоохранного законодательства, важно своевременно получать информацию о современных тенденциях и изменениях в нормативных требованиях.

В этой непростой задаче вам помогут справочные материалы, представленные в системе «Техэксперт: Экология». Кроме того, чтобы вы могли получать новые знания без отрыва от работы, разработчики системы «Техэксперт: Экология» проводят видеоуроки на самые горячие темы.

Записи всех видеоуроков публикуются в системе «Техэксперт: Экология. Премиум», для того чтобы вы могли самостоятельно планировать свой рабочий день и получать новые знания в удобное для вас время.

Записи видеоуроков помогут вам:

  • повышать свой профессиональный уровень в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • быть в курсе всех передовых изменений в нормативных требованиях в области природопользования и охраны окружающей среды любых видов осуществляемой деятельности.

Видеоуроки доступны в сервисе «Видеосеминары» на главной странице системы «Техэксперт: Экология. Премиум».

В систему «Техэксперт: Экология. Премиум» добавлен новый видеоурок «Профилактический визит: плюсы и минусы». На сегодняшний день эта тема — одна из наиболее обсуждаемых экологами и надзорными органами. Данный факт обусловлен тем, что действующим законодательством закреплен приоритет профилактических мероприятий над контрольно-надзорными. Иными словами, деятельность контролирующих органов в большей степени направлена на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, чем на устранение последствий такого воздействия.

С 2022 года большое распространение получило такое профилактическое мероприятие, как профилактический визит, которое начало проводиться надзорными органами с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В связи с мораторием в 2022 году в некоторых случаях профилактический визит вообще заменил плановые проверки. Это абсолютно новое профилактическое мероприятие, поэтому оно вызывает у природопользователей много вопросов:

  • Чем профилактический визит отличается от других профилактических мероприятий?
  • Является ли он обязательным?
  • На что обратить внимание при подготовке к проведению профилактического визита?
  • Какими полномочиями наделен надзорный орган при его проведении?
  • Какие плюсы и минусы для хозяйствующих субъектов несет в себе профилактический визит?

Ответы на эти вопросы вы можете получить, просмотрев данный видеоурок от эксперта-эколога линейки систем «Техэксперт: Экология» Леоновой Надежды.

Также по данной теме в системе «Техэксперт: Экология» в «Справочнике эколога» доступны:

Сократите ваше время на поиск ответов на часто возникающие вопросы уже сейчас!

Оцените все возможности системы «Техэксперт: Экология»
Оставьте заявку на бесплатный пробный доступ
!

Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.