ПродЭксперт: Сроки сдвинуты, проблемы остались: почему техрегламент по алкоголю не устраивает Россию
31.10.2025
31.10.2025

ПродЭксперт

Самое важное и интересное для специалистов пищевой промышленности

Подписаться на рассылку

Самое важное и интересное для специалистов пищевой промышленности

31.10.2025

Сроки сдвинуты, проблемы остались: почему техрегламент по алкоголю не устраивает Россию

Сроки сдвинуты, проблемы остались: почему техрегламент по алкоголю не устраивает Россию

Источник изображения: freepik.com

Срок принятия единого техрегламента ЕАЭС, устанавливающего стандарты безопасности для алкогольной продукции, вновь скорректирован — теперь до 1 июля 2026 года.

Решение о переносе было принято Советом Евразийской экономической комиссии в связи с наличием значительных противоречий между проектом документа и действующими российскими нормами. Анализ показывает, что по ряду параметров национальное регулирование устанавливает более строгие требования, чем предлагаемый регламент.

Как пример конфликта нормативов можно привести:

  • Пивобезалкогольная продукция: российские стандарты ограничивают долю несоложенного сырья 20%, тогда как проект регламента допускает 50%;
  • Винодельческая продукция: в РФ вином признается только продукция из винограда, тогда как в нормах ЕАЭС предусмотрены также фруктовые вина;
  • Фруктовые сидры: их производство в России может оказаться вне правового поля, если регламент не будет доработан. Если документ вступит в силу без изменений, более жесткие российские нормы утратят силу, что создаст риски для качества продукции и конкурентоспособности отечественных производителей.

Что ждет отрасль в предстоящий период?

Теперь у стран — участниц ЕАЭС появилось дополнительное время для сложной, но необходимой работы по гармонизации требований. До 1 июля 2026 года предстоит провести содержательный диалог, в ходе которого должны быть найдены балансирующие решения.

Особое внимание будет уделено пересмотру нормативов для пивоваренной продукции — в частности, обсуждается увеличение минимальной доли пивоваренного солода для сохранения традиционного качества напитка.

Параллельно ведется работа над уточнением категорий винной продукции: предстоит выработать ясные критерии для виноградных и фруктовых вин, учитывающие как особенности национальных рынков, так и интересы потребителей.

Отдельным — и весьма деликатным — вопросом остается будущее фруктовых сидров.

Без адаптации либо регламента, либо российского законодательства их производство после июля 2026 года может столкнуться с правовыми сложностями. Этот период станет временем для поиска взвешенных подходов, которые позволят сохранить разнообразие продукции на полках, не поступаясь строгостью стандартов.

До момента вступления регламента в силу производители могут работать в привычном правовом поле, руководствуясь действующими российскими нормами. Этот запас времени — возможность для всех сторон активно участвовать в формировании будущих стандартов, которые определят лицо алкогольного рынка Евразийского союза на годы вперед.

Дополнить ваши знания о выпуске и маркировке алкогольной продукции вы можете, изучив материал «Маркировка алкогольной и табачной продукции». Информация, содержащаяся в разделе актуальна как никогда, т.к. вновь перенесены сроки вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018). Также пользователям комплекта доступны специализированные материалы:

— Аналитическая статья «О новых требованиях к безопасности алкогольной продукции, вступающих в силу с 2024 года»;

— Информация на маркировке алкогольной продукции.

Материал включен в Справочник по пищевой промышленности и доступен пользователям комплекта «Техэксперт: Пищевая промышленность».

Ссылки ведут на документы в системе «Техэксперт».
Если ссылки не активны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем «Техэксперт» или у вас не настроена утилита «КАссист».
Дополнительную информацию можно узнать у
представителя «Техэксперт» в вашем регионе.

А знаете ли вы?

Налог на «химию»: почему квас без сахара вызвал возмущение в Совфеде

Верхняя палата российского парламента рассматривает возможность введения акцизного сбора на безалкогольные напитки, содержащие синтетические подсластители. Инициатива, выдвинутая сенатором от Томской области Виктором Крессом, стала ответом на массовый переход производителей на химические заменители сахара после январского повышения акцизов. Данная мера призвана устранить возникший налоговый дисбаланс и создать равные условия для всех участников рынка.

С 1 января 2025 года ставка акциза на сахаросодержащие напитки была увеличена с 7 до 10 рублей за литр. Часть этих средств изначально планировалось направить на финансирование федеральной программы по борьбе с сахарным диабетом. Однако на практике меры привели к неожиданному последствию: производители начали активный переход на синтетические подсластители, чтобы сохранить ценовую привлекательность продукции.

Как пояснил сенатор Кресс, сложившаяся ситуация требует немедленного реагирования. Он обратил внимание на то, что в попытке оптимизировать расходы компании создают продукты, которые не только не соответствуют традиционным представлениям о качестве, но и потенциально опасны для здоровья. Особое недоумение у законодателя вызвало появление так называемого «кваса без сахара», который, по его мнению, противоречит самой сути этого традиционного русского напитка. Отдельное внимание в ходе обсуждения инициативы было уделено медицинским аспектам потребления синтетических подсластителей. Сенатор сослался на данные научных исследований, демонстрирующих связь между регулярным потреблением искусственных заменителей сахара и повышенной вероятностью развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также диабета второго типа. Эти данные подтверждают необходимость более жесткого регулирования данной категории товаров.

Инициатива уже получила поддержку председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Профильным комитетам поручено проработать вопрос введения акциза на напитки с синтетическими подсластителями в ближайшее время. Эксперты отмечают, что принятие таких мер может существенно повлиять на структуру рынка безалкогольных напитков и стимулировать производителей к поиску более сбалансированных решений.

 

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"

Мачнев Дмитрий Евгеньевич

Вопрос:

В ГОСТ 34149-2017 "Джины . ТУ" массовая концентрация сахара в джине не нормируется. Необходимо ли определять м.к. сахара в джине (не сухом) и выносить информацию по м.к. сахара на потребительскую упаковку? В п.4.4 ГОСТ 34149 идет ссылка на ГОСТ 32098 , где в пп.4.1 говорится, что на потребительскую упаковку должна выноситься следующая информация: " массовая концентрация сахара для ликеров и ликероводочных изделий (за исключением горьких настоек и бальзамов)...«, про джин нет никакой информации.

Дополнительно в п.5.1.4 ГОСТ 7190 «Изделия ликероводочные. Общие технические условия» м.к. сахара для горьких настоек не нормируется. В этом случае надо ли определять м.к. сахара для настоек горьких и доносить информацию о его содержании до потребителей в качественном удостоверении?

Ответ:

В отношении джина информация о массовой концентрации сахара не выносится на потребительскую упаковку и не определяется при проведении исследований. Это следует из того, что к джину не предъявляются требования о массовой концентрации сахара исходя из ГОСТ 34149-2017 " Джин . Технические условия" (утвержден приказом Росстандарта от 12.12.2017 № 1920-ст) — это другой разряд напитка, имеющий свою специфику изготовления и отчленяющихся от напитков в соответствии с ГОСТ 32098-2013 «Водки и водки особые, изделия ликероводочные и ликеры. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» (утвержден приказом Росстандарта от 28.06.2013 № 339-ст, далее — ГОСТ 32098-2013).

Читать весь ответ
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.