Эколог в курсе: Что учесть при прекращении водопользования?
24.06.2022
24.06.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

24.06.2022

Что учесть при прекращении водопользования?

Опубликован Приказ Минприроды России от 11.03.2022 № 177 «Об утверждении типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (далее — Приказ Минприроды России от 11.03.2022 № 177).

Кому это важно

Организациям, осуществляющим свою деятельность с использованием водных объектов.

Почему это важно

При осуществлении своей деятельности предприятия так или иначе используют водные ресурсы, в том числе и водные объекты (реки, озера и т. д.).

В свою очередь для пользования водными объектами требуется необходимая разрешительная экологическая документация. Перечень таких документов зависит напрямую от цели водопользования.

Например, для осуществления сбросов сточных вод в водный объект необходимо решение на предоставление водных объектов в пользование. Полный перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется аналогичный документ, установлен ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ).

На сегодняшний день все больше предприятий принимает решение о переходе на оборотное водоснабжение, экономя при этом средства на платежах за негативное воздействие на окружающую среду. При этом водопользователи также обязаны соблюдать требования природоохранного законодательства, отказываясь от использования водных объектов. Каков же механизм прекращения водопользования и что необходимо учесть, чтобы исключить нарушения требований законодательства?

Право пользования поверхностными водными объектами может быть прекращено по основаниям и в порядке, которые установлены:

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан (п. 6 ст. 10 ВК РФ):

  • прекратить в установленный срок использование водного объекта;
  • обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Для этого хозяйствующим субъектом направляется заявление об отказе от дальнейшего использования водного объекта, предоставленного в пользование, в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал указанное решение (п. 40 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18).

Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в государственный водный реестр записи о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании принятого решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 41 Правил).

Приказом Минприроды России от 11.03.2022 № 177 утверждена новая Форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Форма).

Форма обновлена в связи с приведением ее в соответствие с действующим законодательством: вступлением в силу Правил. Само содержание Формы не изменилось.

Риски

На законодательном уроне установлена административная ответственность в виде штрафа за использование водного объекта с нарушением природоохранного законодательства до 100 000 руб. (ст. 7.6 КоАП РФ).

Поэтому при принятии решения о прекращении использования водного объекта в производственных или иных целях требования нормативных правовых актов также должны быть соблюдены.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

Нормативные правовые акты и Форма, приведенные в статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология» . Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях, касающихся прекращения деятельности, связанной с использованием водных объектов. Это позволит вам:

  • сэкономить время на поиске актуальной информации;
  • сэкономить время и деньги при осуществлении природоохранной деятельности на предприятии;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» «Предоставление водных объектов в пользование».

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»

Получите бесплатный пробный доступ!

Получайте важную информацию об изменениях в вашей профессиональной сфере деятельности!

Подпишитесь на уведомления о предстоящей отчетности в телеграм-канале «Календарь эколога».

А знаете ли вы?

Что нужно знать при обращении с отходами I, II классов опасности?

Кому это важно

Хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы I, II классов опасности, а также операторам по обращению с отходами.

Почему это важно

С 01.03.2022 вступили в действие положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), которые содержат новые требования по обращению с отходами I и II классов опасности.

Так, хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы I и II классов опасности (п. 6 ст. 14.3, п. 3 ст.14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • должны зарегистрироваться в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК) и предоставлять информацию об отходах I и II классов опасности;
  • обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, за исключением хозяйствующих субъектов, имеющих собственные объекты обезвреживания или размещения данных отходов.

Новая централизованная система учета и контроля обращения с данными отходами должна минимизировать риски несанкционированного обращения с ними, оптимизировать логистику, обеспечить загрузку перерабатывающих мощностей, гарантировать надлежащее удаление данных отходов из удаленных и малонаселенных мест.

В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникают следующие вопросы:

  • Что из себя представляет новая система обращения с отходами I и II классов опасности?
  • Обязательно ли заключать договор с федеральным оператором?
  • Как заключить договор с федеральным оператором?
  • Какова процедура передачи отходов федеральному оператору?
  • Кому и когда нужно регистрироваться в ФГИС ОПВК?
  • Предусмотрена ли ответственность за невнесение данных об образовании отходов или несвоевременное их внесение в ФГИС ОПВК?

Риски

Основные риски для природопользователей связаны именно с несоблюдением требований по обращению с отходами I, II классов опасности.

Так, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов I, II классов опасности влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

В системе «Техэксперт: Экология» размещены материалы с онлайн-конференции «Теория и практика обращения с отходами». Запись и презентации доступны клиентам полной версии информационной системы «Техэксперт: Экология. Премиум». В «Техэксперт: Экология. Проф» добавлены презентации выступлений. Новые материалы вы найдете в разделе «Новые поступления на главной странице.

Также экспертами системы «Техэксперт: Экология» подготовлен справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности». Эксперт — Бирюкова Надежда Валерьевна, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ» — подготовила ответы на популярные вопросы по данной теме, которые также приведены в разделе справочного материала.

Что такое гид?

Гид — это навигационный справочный материал, созданный с учетом специфики работы эколога на предприятии определенной отрасли. Он представлен в виде практических пособий и инструкций на базе актуальных нормативно-правовых документов в области экологии.

Справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности» учитывает особенности введения новой системы обращения с отходами I и II классов опасности и содержит следующие пункты:

Это означает, что вся необходимая экологу информация содержится в едином источнике и представлена в формате одного окна.

Справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности» поможет вам:

  • сэкономить время на поиске информации;
  • организовать обращение с отходами I и II классов опасности в соответствии с требованиями;
  • избежать претензий со стороны надзорных органов и возможных штрафных санкций.

Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ ↓

Из зала суда

Размещение отходов является нарушением лицензионных требований, если в документации предусмотрена только утилизация и обработка отходов

Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) возбудило дело об административном правонарушении в отношении ООО «А» (далее — Общество) за захоронение промышленных и медицинских отходов на территории своего производственного комплекса с нарушением лицензионных требований.

Из материалов дела

В ходе дела Управлением с участием межрайонной природоохранной прокуратуры в присутствии директора ООО «А» было произведено вскрытие грунта на территории Общества.

В результате вскрытия земельного участка были обнаружены виды отходов производства и потребления, размещение которых на производственной площадке Общества не предусмотрено документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

В связи с вышеизложенным, должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении Общества.

По выявленному факту Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Далее суд привлек Общество к административной ответственности, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «А» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Общество утверждает, что рассматриваемый земельный участок граничит с санкционированной городской свалкой, эксплуатирующейся с 1969 года. То есть на данном участке находились отходы свалки — как до перехода прав к Обществу, так и после.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.