Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Что учесть при прекращении водопользования?
Опубликован Приказ Минприроды России от 11.03.2022 № 177 «Об утверждении типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (далее — Приказ Минприроды России от 11.03.2022 № 177).
Кому это важно
Организациям, осуществляющим свою деятельность с использованием водных объектов.
Почему это важно
При осуществлении своей деятельности предприятия так или иначе используют водные ресурсы, в том числе и водные объекты (реки, озера и т. д.).
В свою очередь для пользования водными объектами требуется необходимая разрешительная экологическая документация. Перечень таких документов зависит напрямую от цели водопользования.
Например, для осуществления сбросов сточных вод в водный объект необходимо решение на предоставление водных объектов в пользование. Полный перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется аналогичный документ, установлен ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ).
На сегодняшний день все больше предприятий принимает решение о переходе на оборотное водоснабжение, экономя при этом средства на платежах за негативное воздействие на окружающую среду. При этом водопользователи также обязаны соблюдать требования природоохранного законодательства, отказываясь от использования водных объектов. Каков же механизм прекращения водопользования и что необходимо учесть, чтобы исключить нарушения требований законодательства?
Право пользования поверхностными водными объектами может быть прекращено по основаниям и в порядке, которые установлены:
- Статьей 10 ВК РФ.
- Главой 15 ГК РФ «Прекращение права собственности».
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан (п. 6 ст. 10 ВК РФ):
- прекратить в установленный срок использование водного объекта;
- обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Для этого хозяйствующим субъектом направляется заявление об отказе от дальнейшего использования водного объекта, предоставленного в пользование, в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал указанное решение (п. 40 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18).
Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в государственный водный реестр записи о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании принятого решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 41 Правил).
Приказом Минприроды России от 11.03.2022 № 177 утверждена новая Форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Форма).
Форма обновлена в связи с приведением ее в соответствие с действующим законодательством: вступлением в силу Правил. Само содержание Формы не изменилось.
Риски
На законодательном уроне установлена административная ответственность в виде штрафа за использование водного объекта с нарушением природоохранного законодательства до 100 000 руб. (ст. 7.6 КоАП РФ).
Поэтому при принятии решения о прекращении использования водного объекта в производственных или иных целях требования нормативных правовых актов также должны быть соблюдены.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»
Нормативные правовые акты и Форма, приведенные в статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология» . Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях, касающихся прекращения деятельности, связанной с использованием водных объектов. Это позволит вам:
- сэкономить время на поиске актуальной информации;
- сэкономить время и деньги при осуществлении природоохранной деятельности на предприятии;
- избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» «Предоставление водных объектов в пользование».
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
Получите бесплатный пробный доступ!
Получайте важную информацию об изменениях в вашей профессиональной сфере деятельности!
Подпишитесь на уведомления о предстоящей отчетности в телеграм-канале «Календарь эколога».
А знаете ли вы?
Что нужно знать при обращении с отходами I, II классов опасности?
Кому это важно
Хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы I, II классов опасности, а также операторам по обращению с отходами.
Почему это важно
С 01.03.2022 вступили в действие положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), которые содержат новые требования по обращению с отходами I и II классов опасности.
Так, хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы I и II классов опасности (п. 6 ст. 14.3, п. 3 ст.14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
- должны зарегистрироваться в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК) и предоставлять информацию об отходах I и II классов опасности;
- обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, за исключением хозяйствующих субъектов, имеющих собственные объекты обезвреживания или размещения данных отходов.
Новая централизованная система учета и контроля обращения с данными отходами должна минимизировать риски несанкционированного обращения с ними, оптимизировать логистику, обеспечить загрузку перерабатывающих мощностей, гарантировать надлежащее удаление данных отходов из удаленных и малонаселенных мест.
В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникают следующие вопросы:
- Что из себя представляет новая система обращения с отходами I и II классов опасности?
- Обязательно ли заключать договор с федеральным оператором?
- Как заключить договор с федеральным оператором?
- Какова процедура передачи отходов федеральному оператору?
- Кому и когда нужно регистрироваться в ФГИС ОПВК?
- Предусмотрена ли ответственность за невнесение данных об образовании отходов или несвоевременное их внесение в ФГИС ОПВК?
Риски
Основные риски для природопользователей связаны именно с несоблюдением требований по обращению с отходами I, II классов опасности.
Так, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов I, II классов опасности влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»
В системе «Техэксперт: Экология» размещены материалы с онлайн-конференции «Теория и практика обращения с отходами». Запись и презентации доступны клиентам полной версии информационной системы «Техэксперт: Экология. Премиум». В «Техэксперт: Экология. Проф» добавлены презентации выступлений. Новые материалы вы найдете в разделе «Новые поступления на главной странице.
- «Реализация схемы обращения с отходами I и II классов опасности в рамках действующего законодательства», Бирюкова Надежда Валерьевна.
- «Финансово-экономические аспекты в сфере обращения с отходами», Фильченкова Ольга Александровна.
- «Отходы или продукция: расходы или доходы? ФККО против ТУ», Соколова Наталья Романовна.
- «Доклад о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в период реформы данного законодательства на территории бассейна реки Амур», Коснырева Екатерина Витальевна.
Также экспертами системы «Техэксперт: Экология» подготовлен справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности». Эксперт — Бирюкова Надежда Валерьевна, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ» — подготовила ответы на популярные вопросы по данной теме, которые также приведены в разделе справочного материала.
Что такое гид?
Гид — это навигационный справочный материал, созданный с учетом специфики работы эколога на предприятии определенной отрасли. Он представлен в виде практических пособий и инструкций на базе актуальных нормативно-правовых документов в области экологии.
Справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности» учитывает особенности введения новой системы обращения с отходами I и II классов опасности и содержит следующие пункты:
- Общие положения
- Регистрация в системе учета и контроля за отходами I и II классов опасности
- Заключение договора с федеральным оператором
- Порядок передачи отходов федеральному оператору
- Перечень популярных вопросов и ответов
Это означает, что вся необходимая экологу информация содержится в едином источнике и представлена в формате одного окна.
Справочный материал «Гид. Обращение с отходами I и II классов опасности» поможет вам:
- сэкономить время на поиске информации;
- организовать обращение с отходами I и II классов опасности в соответствии с требованиями;
- избежать претензий со стороны надзорных органов и возможных штрафных санкций.
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ ↓
Из зала суда
Размещение отходов является нарушением лицензионных требований, если в документации предусмотрена только утилизация и обработка отходов
Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) возбудило дело об административном правонарушении в отношении ООО «А» (далее — Общество) за захоронение промышленных и медицинских отходов на территории своего производственного комплекса с нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела
В ходе дела Управлением с участием межрайонной природоохранной прокуратуры в присутствии директора ООО «А» было произведено вскрытие грунта на территории Общества.
В результате вскрытия земельного участка были обнаружены виды отходов производства и потребления, размещение которых на производственной площадке Общества не предусмотрено документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).
В связи с вышеизложенным, должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении Общества.
По выявленному факту Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Далее суд привлек Общество к административной ответственности, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «А» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Общество утверждает, что рассматриваемый земельный участок граничит с санкционированной городской свалкой, эксплуатирующейся с 1969 года. То есть на данном участке находились отходы свалки — как до перехода прав к Обществу, так и после.
Общество не согласно с выводом суда о том, что обнаруженные отходы были захоронены в период нахождения земельного участка во владении Общества. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности выявленных отходов Обществу.
ООО «А» предоставило суду заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам, обосновывающим термическое обезвреживание медицинских и других отходов в промышленной зоне.
Таким образом, Общество допустило размещение отходов на своей производственной площадке, что подтверждается протоколами осмотра и прилагаемыми к ним фотоматериалами Управления, хотя у Общества имеется только документация, получившая положительное заключение ГЭЭ, на утилизацию и обработку поступающих отходов.
Довод Общества об отсутствии в материалах проверки доказательств того, что захоронение отходов на данном земельном участке осуществляло именно Общество, поскольку участок ранее находился во владении иных лиц, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Однако Управлением были обнаружены на участке отходы с маркировкой дат: ПЭТ-бутылка (дата производства 12.05.2021 со сроком годности 16.05.2021), тара из-под монтажной пены (дата выпуска 09.11.2020), лекарственные препараты в заводской упаковке (срок годности до сентября 2018 г.). Данные отходы стали доказательством их захоронения в период нахождения земельного участка во владении Общества.
Следовательно, Управление пришло к выводу об осуществлении ООО «А» размещения отходов на своем земельном участке, то есть деятельности, не предусмотренной в проектной документации Общества, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, и суд счел необходимым привлечь Общество к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Итоговое решение
Суд постановил: решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.02.2022 по делу № А79-11542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества — без удовлетворения.
(Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 № А79-11542/2021).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам, в случае если планируется осуществлять деятельность по обращению с отходами, которая не указана в действующей лицензии, направить в Росприроднадзор заявление и необходимые документы для переоформления действующей лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290;
- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология» Бабиковой Юлией Аркадьевной.