Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Штрафы и ответственность: новые нормы по обращению с отходами в 2024 году
Источник изображения: https://ru.freepik.com
С 1 марта 2024 года вступают в силу новые штрафы за нарушение правил учета и обращения с отходами, утвержденные Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ.
Кому важно
Эти изменения касаются предприятий, занимающихся обращением с твердыми коммунальными отходами, отходами I и II класса опасности, а также операторов производственных объектов.
Что изменилось
Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ внесены новые штрафы в КоАП РФ для юридических лиц:
- за нарушение сроков и периодичности размещения информации во ФГИС УТКО — до 150 000 рублей (ст. 8.2 КоАП РФ);
- за непредставление или несвоевременное представление информации во ФГИС ОПВК — до 150 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ);
- за непредставление сведений о сроке эксплуатации опасных объектов — до 500 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ);
- за невыполнение мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды при выводе из эксплуатации производственного объекта — до 200 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).
Ранее этих штрафов не предусматривалось.
Почему это важно
С введением штрафов за нарушение правил учета во ФГИС УТКО и ФГИС ОПВК, вам необходимо тщательно соблюдать требования по размещению информации. Это не только позволит избежать финансовых и репутационных потерь, но и стимулирует предприятия к более ответственному обращению с отходами, что в итоге может принести выгоды в виде сэкономленных ресурсов.
Риски
Вступление в силу новых штрафов представляет серьезные риски для предприятий, занимающихся обращением с отходами. Несоблюдение требований, таких как сроки и периодичность размещения информации во ФГИС УТКО и ФГИС ОПВК, а также невыполнение мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды грозит юридическим лицам штрафами до 500 000 рублей. Эти изменения не только могут привести к финансовым убыткам, но и грозят репутационными рисками. Это подчеркивает необходимость внимательно изучить изменения, чтобы адаптировать производственные процессы предприятия к новым требованиям.
Экспертная помощь и оценка рисков
Чтобы вам детальнее разобраться в вопросе и сэкономить время на поиске информации, советуем ознакомиться с подборкой экспертных материалов в системах «Техэксперт: Экология»:
- Справка «Экологические требования при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО)».
- Гид «Обращение с отходами I и II класса опасности».
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
А знаете ли вы?
Все ли готово на вашем предприятии к вступлению в силу изменений в природоохранном законодательстве с 1 марта 2024 года?
В этом году с 1 марта одновременно вступили в силу более 10 нормативно-правовых актов с изменениями по направлению промышленной экологии. Условно эти нововведения можно объединить в разделы:
- Новые дополнения в вопросах расширенной ответственной производителей.
- Внедрение Федеральной информационной системы мониторинга окружающей среды.
- Технологические показатели наилучших доступных технологий.
- Освоение лесов.
- Мелиорация земель.
- Использование недр.
- Разработка месторождений подземных вод.
- Новый перечень продукции с использованием вторичного сырья.
- Штрафы за непредставление информации во ФГИС УТКО и ФГИС ОПВК.
- Требования при обращении с отходами на территории новых субъектов РФ.
Таким образом, изменился и дополнился большой объем документов. Необходимо разобраться в нем и понять, касаются ли нововведения деятельности вашего предприятия, чтобы оперативно спланировать корректирующую работу.
Незнание особенностей вступающих в силу нормативно-правовых актов может грозить пропуском важной информации, а ограниченные сроки осложняют применение на практике обновлённого законодательства.
Так, например, только нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры может грозить вниманием со стороны надзорных органов и штрафами до 300 000 рублей (ст. 8.30.1 КоАП РФ).
Поэтому проверьте, все ли нововведения были учтены, не упустили ли вы что-нибудь важное и обязательное к применению!
В прошлом номере вы познакомились с рядом инструментов, которые помогут в удобном формате изучить все весенние обновления, важные для эколога, и получили экспертные рекомендации по их применению:
- Справка «Путеводитель по изменениям природоохранного законодательства с 01.03.2024».
- Иллюстрированные карточки-шпаргалки по изменениям с 01.03.2024.
Делимся новым решением по работе с изменениями, доступным эксклюзивно для пользователей линейки систем «Техэксперт: Экология». В системах сформирован специальный раздел, посвященный секции «Новые обязанности природопользователей в 2024 году: планирование, расходы, автоматизация процессов» в рамках онлайн-конференции «Изменения в законодательстве — 2024. Курс на цифровизацию». В нем собраны:
- видеозапись, включающую блоки с ответами на вопросы участников по каждому выступлению;
- презентации всех спикеров (некоторые презентации могут стать полноценными детальными практическими пособиями для вашей работы);
- расширенные консультации спикеров с разбором спорных, не освещенных в рамках конференции вопросов от участников.
На секции были рассмотрены:
- нововведения в сфере экологической безопасности;
- вопросы периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;
- особенности разработки программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды;
- этапы и ключевые моменты подготовки государственного экологического заключения;
- нюансы расчета платы за НВОС и подачи декларации о плате за НВОС;
- новые требования в рамках расширенной ответственности производителей (РОП).
Участники посетили мастер-классы по заполнению деклараций за 2023 год о плате за НВОС и в рамках РОП, на примерах разобрали новые требования и нюансы подачи отчетности.
Все материалы доступны для просмотра и скачивания, чтобы вы могли в удобное время и в комфортном темпе погрузиться в важные для вас темы и вопросы.
Специально для подписчиков журнала «Эколог в курсе» делимся частью разбора актуальных не освещенных вопросов по теме лицензирования. Консультацию спорных моментов подготовила Наталья Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», эколог-аудитор, член Научно-технического совета Росприроднадзора РФ.
Полную версию консультаций спикеров по лицензированию, плате за НВОС и вопросам по РОП, а также все материалы секции «Новые обязанности природопользователей в 2024 году: планирование, расходы, автоматизация процессов» ищите в системах «Техэксперт: Экология»:
- на главных страницах в разделе «Обратите внимание»;
- в сервисе «Видеосеминары».
Пусть ваше предприятие будет полностью готово к вступлению в силу изменений в природоохранном законодательстве с 1 марта 2024 года.
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
Из зала суда
Применение коэффициентов при исчислении платы за НВОС
В новом обзоре юрист-практик анализирует, как верно применить коэффициенты при исчислении платы за НВОС при превышении установленных нормативов и лимитов выбросов и сбросов, а также при их отсутствии.
Кейс
Межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к ООО «Ч» о взыскании задолженности по плате за НВОС за 2020 год.
Как следует из материалов дела, ответчиком предоставлены в Управление:
- декларация о плате за НВОС за 2020 год;
- статистическая отчетность 2-ТП (воздух).
При рассмотрении декларации о плате за НВОС за 2020 год истцом выявлено неверное применение коэффициента к ставке платы за выбросы стационарными объектами сверх установленных разрешительными документами нормативов с применением коэффициента 100 (п. 21(1) Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
Решение
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества платы за НВОС.
Коэффициент 100 применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории.
Кассационный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что при рассмотрении спора суды установили, что у Общества в спорный период отсутствовало как комплексное экологическое разрешение, так и утвержденные нормативы выбросов.
Суд при этом сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда РФ от 05.12.2023 № 306-ЭС23-12340 по делу № А65-14947/2022.
Суд также отметил, что применение Управлением коэффициента 100 в рассматриваемом случае согласуется с правовой позицией Министерства природных ресурсов и экологии РФ, изложенной в Письме от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ. Согласно ей, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется с применением п. 5 ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды — как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
Рекомендации юриста
Согласно положениям Правил № 255, действующих в спорный период, в отсутствие разрешительных документов при исчислении платы за НВОС используются формулы, указанные в пп. 18(2), 20, 21 и 21(1) Правил № 255 (абз. 3 п. 12(1) Правил № 255).
Пункт 21(1) Правил № 255 предусматривал применение Кср = 25:
- при отсутствии комплексных экологических разрешений;
- при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории;
- при непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по объектам III категории;
- в случае, предусмотренном п. 12(1) Правил № 255.
Пункт 21 Правил № 255 предусматривал применение Кпр = 100 при превышении установленных разрешительными документами нормативов, а также в случае, указанном в п. 12(1) Правил № 255.
То есть в соответствии с буквальным содержанием положений Правил № 255, при отсутствии предусмотренных законом разрешительных документов для расчета платы за НВОС применялся меньший коэффициент, чем при превышении установленных нормативов.
В Определении от 05.12.2023 № 306-ЭС23-12340 по делу № А65-14947/2022 Верховный суд указал, что применение коэффициентов при расчете платы носит стимулирующий характер. Применение максимального коэффициента 100 направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.
При превышении нормативов допустимых выбросов, сбросов, лимитов на выбросы и сбросы (включая аварийные), на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс, лимитов на выбросы, разрешений на сброс, лимитов на сбросы, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение применяются формулы, указанные в пунктах 30 и 32–34 настоящих Правил (п. 19 действующих Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881).
Формулы в пп. 33 и 34 Правил № 881 предусматривают применение Кпр = 100 — и при превышении установленных нормативов и лимитов, и при их отсутствии.
Дополнительные материалы по теме:
«Плата за негативное воздействие на окружающую среду»
«Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду»
(найти в сервисе «Справочник эколога»)
Подборка экспертных консультаций по вопросам внесения платы за НВОС
(найти в сервисе «Экология в вопросах и ответах»)
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Больше судебной практики —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.