Вопрос-ответ

Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Профилактический визит инспектора на предприятие приведет к проверке всех имеющихся ОПО или какого-то конкретного?
Ответ:
Согласно ст.52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Таким образом, в ходе профилактического визита, не осуществляется проверка. В ходе профилактического визита инспектор информирует об обязательных требованиях, которые предъявляются к деятельности организации, т.е., в отношении всех ОПО, которые эксплуатирует организация.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Может ли слушатель одновременно проходить обучение по 2-м программам по охране труда? Если обучение нужно проходить последовательно, каким нормативным документом это регламентируется?
Ответ:
Полагаю, п.47 ППРФ 2464, устанавливающий суммирования продолжительности обучения по нескольким программам, указывает на то, что одновременное обучение по нескольким программам не предусмотрено.
При этом нет требования о последовательности.
Т.е. сотрудник в один день может 2 часа учиться по одной программе, 2 — по другой, затем снова 2 часа по первой и т.д.
Обоснование:
Если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда, общая продолжительность обучения суммируется. В случае если работнику установлено обучение по трем программам, общая минимальная продолжительность может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам в соответствии с настоящими Правилами.

Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Обязан ли специалист быть обучен по видам надзора А.1, Б.8.3, Б.9.3, если на предприятии нет поднадзорного РТН оборудования, но специалист является ответственным лицом за безопасную эксплуатацию подъемных сооружений, сосудов под давлением или состоит в комиссии по проверки знаний работников Предприятия?
Ответ:
Нет, не обязан.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Правила подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности установлены в ст.14_1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.14_1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ).
Поскольку в указанной в вопросе ситуации опасные производственные объекты отсутствуют, то получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности не требуется.

Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Можно ли объединить в один журнал вводные инструктажи по ГО и ЧС, охране труда, промышленной и пожарной безопасности?
Ответ:
Я считаю, что нельзя объединить в один журнал регистрацию вводного противопожарного инструктаж, вводного инструктажа по охране труда и вводного по ГО и ЧС.
Регистрация данных инструктаже осуществляется в соответствии с НПА, регламентирующими их форму (содержание):
1. Регистрация инструктажа по пожарной безопасности осуществляется в журнале противопожарных инструктажей в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 18.11.2021 N 806:
— О проведении противопожарного инструктажа производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей.
2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны не устанавливают требований к форме регистрации проведения инструктажа. Соответственно, нет запрета о разработке работодателем формы, объединяющей регистрацию инструктажей по ГО и ЧС.
3. Регистрация вводного инструктажа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» осуществляется в соответствии с требованиями:
При регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда указывается следующая информация:
а) дата проведения вводного инструктажа по охране труда;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
в) профессия (должность) работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
г) число, месяц, год рождения работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
д) наименование подразделения, в котором будет осуществлять трудовую деятельность работник, прошедший вводный инструктаж по охране труда;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии), профессия (должность) работника, проводившего вводный инструктаж по охране труда;
ж) подпись работника, проводившего вводный инструктаж по охране труда;
з) подпись работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда.
При этом форма регистрации инструктажа также не установлена.
Отдельно проведение вводного инструктажа по промышленной безопасности НПА не предусмотрено.

Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Согласно ФНП (Приказ N 528) в случае замены лица, ответственного за подготовку огневых работ, или руководителя работ в наряде-допуске на выполнение огневых работ производится соответствующая отметка.
Кто и где ставит эту отметку и разрешает такие изменения? Например, за изменение состава бригады отвечает отв. руководитель, есть соответствующая таблица в бланке НД.
Ответ:
Исходя из требований ФНП, отметка о замене ответственного лица и руководителя работ проставляется в наряде-допуске на проведение работ. Рекомендуемой формой не предусмотрены графы о внесении изменений в составе ответственных лиц (за подготовку и руководителя работ), поэтому допустимы два варианта:
1. Внести в форму дополнительные графы для возможности внесения отметки об изменении в составе ответственных лиц (форма рекомендуемая, в нее допускается вносить дополнения).
2. Внести информацию (отметку) о замене лица с указанием времени замены и с подписью нового ответственного (за подготовку или производство работ) в свободном поле наряда-допуска.
Так как согласно требованиям ФНП 528 ответственных за подготовку назначает руководитель подразделения, изменения вносятся с его разрешения (кроме того, в его зону ответственности входит проведение инструктажа для ответственного и руководителя), вносит изменения оформляющий наряд допуск. Один экземпляр наряда-допуска после оформления хранится у него, а изменения вносятся в оба экземпляра.
Обоснование:
— руководитель структурного подразделения, на объекте которого будут проводиться огневые работы, или лицо, его замещающее, назначает ответственных за подготовку и выполнение огневых работ лиц, определяет объем и содержание подготовительных работ и последовательность их выполнения, характер и содержание огневых работ, порядок контроля воздушной среды и средства индивидуальной защиты, меры по обеспечению пожарной безопасности мест проведения работ (организационные и технические меры пожарной безопасности) (п.72 Правил);
— перед началом подготовки и выполнения огневых работ руководитель структурного подразделения или лицо, его замещающее, на объекте которого проводятся огневые работы, проводит инструктаж лица, ответственного за подготовку огневых работ, и руководителя работ о мерах пожарной и промышленной безопасности при их проведении на указанном объекте (п.99 Правил);
— наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Правилам), в котором предусматривается разработка и последующая реализация комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению работ, и передается лицу, ответственному за подготовку огневых работ, и руководителю работ (п.75 Правил);
— в случае замены лица, ответственного за подготовку огневых работ, или руководителя работ в наряде-допуске на выполнение огневых работ производится соответствующая отметка (п.100 Правил).

Воронков Алексей Юрьевич
Вопрос:
Действительно ли строительство отдельно стоящих убежищ (защитных сооружений гражданской обороны) допускается только в тех случаях, когда невозможно устройство более экономичных встроенных убежищ? Запрещено ли строительство встроенных убежищ (защитных сооружений гражданской обороны) на объектах нефтехимической промышленности, использующих взрывоопасные и пожароопасные вещества?
Ответ:
Согласно СП 88.13330.2022 создание отдельно стоящих убежищ допускается при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Обоснование:
Согласно п.7.4 СП 165.1325800.2014 защиту максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, следует предусматривать в убежищах.
На основании п.7.31 СП 165.1325800.2014 убежища следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых, как правило, в зданиях наименьшей этажности, при этом должны предусматривать технические решения для обеспечения возможности выхода укрываемых из убежища в условиях заваливания прилегающей территории обломками разрушенных наземных зданий и сооружений.
В соответствии с п.4.15 СП 88.13330.2022 убежище по возможности следует размещать:
— встроенным — под зданиями наименьшей этажности из строящихся на данной площадке;
— отдельно стоящим — на расстоянии от здания и сооружения не менее высоты здания.
Пунктом 4.3 СП 88.13330 установлено, что встроенные убежища следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий и сооружений.
Строительство отдельно стоящих заглубленных или возвышающихся убежищ может быть допущено при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Таким образом, приоритетным требованием является создание встроенных убежищ. Создание отдельно стоящих убежищ допускается при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.

Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Может ли специалист по охране труда, контролирующий электроустановки до 1000 В, быть отнесенным к административно-техническому персоналу? В каком внутреннем локальном акте должно это быть определено?
Ответ:
Не может, так как не является электротехническим (или электротехнологическим) персоналом (пункт 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Приказ 903н).
На категории подразделяется электротехнический персонал и электротехнологический персонал (п.38 ПТЭЭП, утвержденных приказом Минэнерго 811).
Обоснование:
«Работники, относящиеся к электротехническому персоналу (из числа специально подготовленного персонала, организующего и осуществляющего монтаж, наладку, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание, управление режимом работы электроустановок) и электротехнологическому персоналу (из числа персонала, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (электросварка, электродуговые печи, электролиз и другое), использующий в работе ручные электрические машины, переносные электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание Правил в объеме не ниже II группы по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам), а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам».
«Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять электротехнический и электротехнологический персонал, который подразделяется на следующие категории:
— административно-технический персонал;
— оперативный персонал;
— оперативно-ремонтный персонал;
— ремонтный персонал;
— вспомогательный персонал».

Тихомирова Лариса Александровна
Вопрос:
Нужно ли проводить обучение по ГО и заводить журнал занятий, если на предприятии всего 60 человек, обязательно ли это вообще?
Ответ:
Все организации обязаны проводить подготовку работников в области гражданской обороны.
Обоснование:
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.
Согласно пп.«г» п.5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации:
— разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
— осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
— создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
— разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
— организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
— планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Таким образом, все организации обязаны проводить подготовку работников в области гражданской обороны.
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11, в соответствии с п.3.1. которой курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Отметим также, что МЧС России от 02.12.2015 N 2-4-87-46-11 утверждены Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.2.3 Рекомендаций установлена следующая периодичность прохождения курсового обучения:
— работающее население и личный состав формирований и служб — ежегодно;
— остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее — работники ГО и РСЧС) — не реже одного раза в 5 лет.
Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.
Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объекта утверждена приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565.

Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
На территории предприятие произошло событие, а именно был обнаружен работник в сильном алкогольном опьянении, в результате которого была вызвана скорая помощь, соответственно была организована комиссия и сообщено в соответствующие органы, так как работник был в коме, что согласно приказу Минздрава определяется как тяжелая степень тяжести травмы.
В соответствии (ст.229.2 ТК РФ) были подготовлены следующие документы: приказ о создании комиссии; материалы осмотра места происшествия: схемы, протокол осмотра, фотографии и видеоматериалы и т.д.; документы, которые подтверждают наличие или отсутствие опасных и вредных производственных факторов (например, копия карты СОУТ); медицинское заключение по форме N 315/у; протокол опроса свидетелей происшествия и должностных лиц; объяснительная записка пострадавшего; документы, которые подтвердят прохождение обучения, инструктажей, выдачу СИЗ и т.д.; результаты экспертизы на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение пострадавшего работника.
ГИТ запросили дополнительные документы (копии журналов, результаты периодического медицинского освидетельствования, карточки СИЗ, и др.), по сути, не относящиеся к данному событию.
Собственно вопрос: насколько правомерно требовать предоставления таких документов, каким образом и кто формирует акт о расследовании несчастного случая свободной формы, не связанного с производством?
Ответ:
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Обоснование:
Трудовой кодекс РФ перечисляет обязательные документы, входящие в состав материалов расследования, однако данный перечень не исчерпывающий, т.к. согласно ст.229.2 ТК РФ, конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Согласно п.30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 N 223н, по результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях, составляется акт о расследовании несчастного случая по форме 5, а также несчастные случаи, квалифицированные как не связанные с производством, так же оформляются актом о расследовании несчастного случая по форме 5. Не существует никаких актов о расследовании в свободной форме, только в соответствии с утвержденными приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 N 223н формами.
Дополнительно необходимо отметить, что основаниями для организации расследования согласно ст.227 ТК РФ являются:
1) осуществление правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями пострадавшего работника с работодателем либо совершаемых в его интересах (участие в производственной деятельности работодателя, при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя);
2) наличие необходимости перевода пострадавшего на другую работу и/или временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть.
Таким образом, если пострадавший не нуждался в переводе на другую работу и отсутствует оформленный больничный лист, т.е. отсутствует временная или стойкая утрата трудоспособности, то такой несчастный случай не попадает под необходимость расследования в соответствии с утвержденным ТК РФ порядком.

Оленников Иван Олегович
Вопрос:
На предприятии произошел несчастный случай — легкий.
Работодатель оповестил соответственно всех, создал комиссию, как и положено по законодательству. По итогам расследования определил 5 процентов вины пострадавшей на совещании с представителем от коллектива работников.
Но ФСС не принимает такой акт, и указывает, что 5% — это значит грубая неосторожность, такое может только при алкогольном опьянении пострадавшей... Но комиссия по расследованию указывает ФСС, что пострадавший нарушил требования инструкции по ОТ, о котором был проинструктирован, тем более он обучен по всем направлениями и имеет соответствующие протоколы обучения... И то, что решает комиссия, созданная работодателем!
Вопрос, имеют ли право вмешиваться в расследования и указывать, что и как устанавливать, сотрудники ФСС?
Ответ:
Сотрудники ФСС не включаются в состав комиссии по расследованию легкого несчастного случая. А раз они не участвуют в расследовании, то не могут вмешиваться в расследование, подписывать акт и т.д.
Обоснование:
Согласно ч.1 ст.229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Таким образом, работодатель самостоятельно определяет перечень лиц, входящих в состав комиссии — специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя (на усмотрение работодателя), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии).
Согласно ч.2 ст.229 ТК РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются:
— государственный инспектор труда;
— представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию);
— представитель территориального объединения организаций профсоюзов;
— представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Согласно ст.230 Трудового кодекса РФ в акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).

Прокшиц Константин Вадимович
Вопрос:
На предприятии имеются несколько неиспользуемых зданий. В связи с проверкой пожарной службой появилось требование переоборудования данных зданий. Можно ли законсервировать здания, бывшие в эксплуатации? Если да, то на какие нормативные акты ссылаться?
Ответ:
Нормативными документами по пожарной безопасности процессы вывода зданий (сооружений) из эксплуатации или их консервация не регулируются. Однако, из проведенного анализа нормативной документации установлено, что в данном случае будет корректно руководствоваться следующими:
— СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с Изменениями N 1, 2);
— СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации (с Изменением N 1) (в случае если принято решение о сносе здания).
Обоснование:
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона N 384-ФЗ «При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора».
Также в соответствии с ч.5 ст.38 Федерального закона N 384-ФЗ «Оценкой соответствия здания или сооружения в процессе эксплуатации должно определяться соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации».
Также в соответствии с ч.2 ст.40 Федерального закона N 384-ФЗ «Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В соответствии с п.8.1. СП 255.1325800.2016 «Эксплуатационный контроль технического состояния зданий (сооружений) включает в себя общий мониторинг технического состояния здания (сооружения) с помощью системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций, осмотры здания (сооружения), технический мониторинг систем инженерно-технического обеспечения, обследования».
Также в соответствии с п.8.3 СП 255.1325800.2016 «Обследования технического состояния проводят специализированные организации в соответствии с ГОСТ 31937. В ходе обследования проводят оценку соответствия несущих конструкций и систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, определяют ресурс фактической безопасной эксплуатации конструкций. Организацией, осуществляющей обследование, может быть принято решение о необходимости проведения капитального ремонта, противоаварийных мероприятий, реконструкции или решение о непригодности использования здания по функциональному назначению».
Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание п.8.4. СП 255.1325800.2016, службой эксплуатации (ответственным за эксплуатацию зданий (сооружений) в организации) необходимо провести внеочередной осмотр зданий или пригласить специализированную организацию для обследования технического состояния.
На основании результатов осмотра, а также на основании результатов проверки по пожарной безопасности, принять решение о необходимости проведения капитального ремонта, противоаварийных мероприятий, реконструкции или принять решение о непригодности использования здания по функциональному назначению.
Далее рекомендуется издать приказ (распоряжение) по организации, с указанием зданий, которые выводятся из эксплуатации, какие мероприятия запланированы по этим зданиям (в том числе устранение замечаний по пожарной безопасности). Также в приказе (распоряжении) отразить принятые меры по недопущению нанесения вреда населению, окружающей среде, а также меры по исключению несанкционированного доступа в эти здания.

Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Распространяется ли действие ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на подъемные сооружения, не относящиеся к ОПО и не находящиеся на территории ОПО? Как быть, если в паспорте на ПС, не относящихся к ОПО, указано, что эксплуатировать ПС необходимо в соответствии с ФНП?
Ответ:
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону (п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461.
ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения, в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (п.1 ФНП).
В соответствии с п.143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП), подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО, или Госкорпорации «Росатом». При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО и Госкорпорацией «Росатом» при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.
В п.145 ФНП предусмотрены ПС, которые не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации «Росатом».
Таким образом, объекты, на которых эксплуатируются ПС, не подлежащие учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, не относятся к категории ОПО. Следовательно, на указанные объекты требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не распространяются.
Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации «Росатом», устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС (п.145 ФНП ПС).
Таким образом, порядок безопасной эксплуатации указанного в вопросе ПС устанавливается в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации.

Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Можно ли не делать два вдоха пострадавшему при реанимационных мероприятиях, а выполнять только непрямой массаж сердца (причины не делать: не знаю человека, повреждения лица)?
Ответ:
Приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н утверждены Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работников.
Согласно п.3 Требований аптечка для оказания первой помощи работникам должна быть укомплектована:
— маска для сердечно-легочной реанимации, одноразового использования;
— устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот».
Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н утвержден Перечень мероприятия по оказанию первой помощи.
Согласно п.5 Перечня, мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:
1) давление руками на грудину пострадавшего;
2) искусственное дыхание «Рот ко рту»;
3) искусственное дыхание «Рот к носу»;
4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания*.
Следует отметить, что перед тем, как оказывать первую помощь, необходимо обеспечить собственную безопасность. Проведение искусственного дыхания представляет опасность для спасателя и может вызвать его инфицирование. Искусственное дыхание может не проводиться, если нет специальных устройств и (или) защитной маски.

Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1089н от 23 ноября 2021 года с 1 сентября 2022 года при оформлении медицинскими организациями листков нетрудоспособности, при заполнения поля листка нетрудоспособности «Причина нетрудоспособности» в поле листка нетрудоспособности «код» не указываются следующие коды: 04 — несчастный случай на производстве и его последствия, вместо него указывается код 02 — травма (в том числе несчастный случай на производстве или его последствия).
Как специалист по охране труда должен узнать о несчастном случае на производстве, если работник никому не сообщил о травме, а в поликлинике сказал, что упал, к примеру, на работе? И каким образом расследуется данный несчастный случай, если очевидцев произошедшего нет?
Ответ:
После получения больничного листа с кодом 02 работодателю необходимо установить необходимость дальнейшего расследования в соответствии с установленным порядком расследования несчастного случая. Для этого достаточно взять с работника объяснительную, чтобы выяснить, при каких обстоятельствах получена травма.
Обоснование:
Согласно п.68 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 1089н, при заполнении поля листка нетрудоспособности «Причина нетрудоспособности» в поле листка нетрудоспособности «код» при травме (в том числе несчастном случае на производстве или его последствия) указывается код 02, отдельного кода 04 для несчастных случаев на производстве нет.
Порядок расследования несчастных случаев утвержден Трудовым кодексом РФ и приказом Минтруда РФ от 20 апреля 2022 года N 223н. Расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших (ст.227 ТК РФ).
Таким образом, при получении больничного листа с кодом 02 работодателю необходимо определить: проводить расследование в установленном порядке или нет. А каким образом можно уточнить вышеуказанные условия, кроме как запросить объяснительную с работника? Других способов узнать детали и определить необходимость расследования нет.
Если в объяснительной работник указывает причину получения травмы как бытовую, то дальнейшие действия работодателя не требуются.
Прямого указания на взятие объяснительной с работника в НПА не содержится, однако, в рамках исполнения требований ст.228 ТК РФ (принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования) это будет обосновано.
Если в своей объяснительной работник указывает, что травма получена на работе (в рабочее время) при исполнении трудовых обязанностей (выполнении какой-либо работы по поручению работодателя), то это будет основанием для проведения расследования в установленном порядке (издание приказа о создании комиссии, сообщение/извещение, запрос о степени тяжести, опрос пострадавшего, очевидцев, руководителя, осмотр места происшествия и т.д.).

Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
На предприятии заболел руководитель структурного подразделения, работодатель приказом с согласия работника на время болезни назначил другого специалиста, не обученного, не имеющего квалификацию по управлению в данном структурном подразделении.
Что грозит работодателю и самому временно исполняющему обязанности (с его согласия) в случае несчастного случая, аварии и т.п.?
На предприятии заболел ведущий энергетик, в зоне его ответственности — система газопотребления, газораспределения, электроэнергия, система водопотребления, водоотведения, котлы низкого давления, вся теплотехника, весь персонал.
Он обучен по всем направлениям.
На время его болезни его обязанности возложили на начальника очистных сооружений, который по общим вопросам охраны труда обучен.
Какая ответственность ждет работодателя и ответственных лиц (вышестоящее руководство, а также лицо, согласившееся принять обязанности ведущего энергетика) при несчастном случае, при аварии, либо при любых противоправных действиях в структурном подразделении, который возглавлял заболевший ведущий энергетик?
Ответ:
ТК РФ допускает исполнение обязанностей работником временно отсутствующего работника. Конкретных требований к работнику, который может временно исполнять обязанности отсутствующего работника, ТК РФ не устанавливает.
При этом согласно ст.214 ТК РФ прямой обязанностью работодателя, в том числе, является обеспечение:
— безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
— обучения по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда;
— недопущения работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Таким образом, для допуска к самостоятельным работам, в том числе при выполнении временных обязанностей, работник должен иметь соответствующую квалификацию, группу по электробезопасности, обучен.
При возникновении несчастного случая или другой чрезвычайной ситуации работодатель, а также выявленные виновные лица, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной в соответствии с законодательством РФ.

Харитонова Елена Юрьевна
Вопрос:
4 работника 1 отдела работают с графиком 5/2. В рамках проведения СОУТ это будет считаться 1 рабочее место и 3 аналогичных или 4 разных рабочих места?
Ответ:
В случае, если для данных рабочих мест соблюдаются требования пункта 6 статьи 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ, данные рабочие места признаются аналогичными (1 рабочее место и 3 аналогичных).
В противном случае, это 4 разных рабочих места.
Обоснование:
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция):
Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Харитонова Елена Юрьевна
Вопрос:
Нужно ли направлять сообщение о последствиях легкого несчастного случая в ГИТ?
Ответ:
О последствиях легкого несчастного случая в ГИТ сообщать не нужно.
Обоснование:
ТК РФ Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве:
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, в которые сообщалось о несчастном случае, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Статья 230.1 содержит такую формулировку, как «в которые сообщалось о несчастном случае», на основании которой можно сделать вывод, что нужно сообщать только о последствиях тех несчастных случаев, о которых необходимо уведомлять (извещать) ГИТ при их наступлении.
ТК РФ Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях не содержит требования извещать ГИТ о легком несчастном случае.
Также привожу ответ на Вопрос N 164489 от 12.05.2022 11:39 на сайте Онлайнинспекция.рф:
Добрый день. Подскажите, нужно ли уведомлять трудовую инспекцию о последствиях легкого несчастного случая? Если, да то в какие сроки и на каком основании?
Ответ:
«Государственную инспекцию труда (ГИТ), на территории которой произошел несчастный случай, работодатель должен уведомлять только при групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом».

Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Как правильно подобрать нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств для электрогазосварщика (организация занимается производством металлических изделий)?
Ответ:
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н.
Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (п.5 Стандарта).
Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (п.12 Стандарта).
Таким образом, подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения СОУТ и в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов (п.13 Стандарта).
Необходимость выдачи электрогазосварщику смывающих и (или) обезвреживающих средств определяется на основании результатов проведения СОУТ и в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Чем отличается предприятие 1 категории по гражданской обороне и 2 категории организации по гражданской обороне?
Ответ:
Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804.
В соответствии с п.2 Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (п.4 Правил).
Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены приказом МЧС России от 28.11.2016 N 632.
Отнесение организаций к категориям по ГО (организации особой важности, организации 1 категории, организации 2 категории) осуществляется по виду деятельности и по показателям деятельности (объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, численность работающих в военное время).
Таким образом, предприятие 1 категории по гражданской обороне и 2 категории организации по гражданской обороне отличаются по указанным показателям деятельности (объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, численность работающих в военное время).
Кроме того, организации, продолжающие работу в военное время (при условии, что отсутствует основной показатель по объему выпускаемой продукции/работ/ услуг для государственных нужд в военное время и дополнительных показателей), подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя из следующих показателей численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены):
- от 10001 и более (5001 и более) человек — к особой важности по гражданской обороне;
- от 1001 до 10000 (от 501 до 5000) человек — к первой категории по гражданской обороне;
- от 200 до 1000 (от 100 до 500) человек — ко второй категории по гражданской обороне.
Организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты (далее — объекты), подлежат отнесению:
- к категории особой важности по гражданской обороне — организации, в ведении которых находятся особо ценные объекты мирового значения;
- к первой категории по гражданской обороне — организации, в ведении которых находятся объекты федерального значения;
- ко второй категории по гражданской обороне — организации, в ведении которых находятся объекты регионального значения.
Организации, обеспечивающие выполнение мероприятий по гражданской обороне, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, последствия потенциальных радиационных аварий на которых могут выходить за пределы их территорий и причинять вред жизни и здоровью населения, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением линейных объектов трубопроводного транспорта, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне при отсутствии у них показателей для отнесения организаций к иным категориям по гражданской обороне.

Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
В соответствии с п.ж) ст.14 N 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и абз.4 п.1 ст.10 N 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено требование о создании резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий.
Достаточно ли будет только издать Приказ о создании резерва финансовых средств?
И есть ли требования в других нормативных документах о том, что данный резерв должен быть на отдельном расчетном счете предприятия?
Ответ:
Достаточно будет только издать приказ о создании резерва финансовых средств. Нормативно не установлено требование, в соответствии с которым данный резерв должен быть на отдельном расчетном счете предприятия.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Действующее законодательство не определяет порядок формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий.
Размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации на территории организации наиболее опасного сценария, предусмотренного планом локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте либо декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта. Размер финансового резерва также может быть определен на основании данных паспорта безопасности опасного объекта с учетом данных проектной документации.
В качестве рекомендаций можно использовать РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах.
В каждом конкретном случае рассчитываемые и резервируемые суммы финансовых средств носят индивидуальный характер, но не должны быть менее достаточных для компенсации потерь при авариях и их последствиях.
Документ, подтверждающий наличие финансового резерва, нормативно не установлен и определяется организацией самостоятельно.
Организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.ж ст.14 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Таким образом, все организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждены МЧС России 10 августа 2018 года N 2-4-71-18-14.
В Приложениях к Методическим рекомендациям представлены:
- примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Документ, подтверждающий наличие финансового резерва, нормативно не установлен и определяется организацией самостоятельно.

Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Какие чек-листы могут использоваться для подготовки предприятия к проверке Ростехнадзора и проверке по вопросам ГО, ЧС и пожарной безопасности?
Ответ:
В сферах пожарной безопасности, ГО и ЧС:
В области промышленной безопасности:

Сенченко Владимир Александрович
Вопрос:
Прошу уточнить, в случае если офисные сотрудники, находящиеся в подчинении, размещены территориально в другом городе отдельно от руководителей отделов, кто должен нести ответственность за охрану труда и фигурировать в приказах за охрану труда? Вопрос относится к офисным сотрудникам (например, отдела кадров, отдела закупок, отдела логистики) производственного предприятия (пищевое производство). Само производство является филиалом, размещено в одном из регионов, руководители офисных сотрудников (например, отдела кадров, отдела закупок, отдела логистики) размещены в московском офисе. Вопрос связан с оформлением приказа о соблюдении охраны труда во всех отделах и подразделениях.
Ответ:
Я полагаю, что в вашем случае необходимо сделать в приказе распределение функциональных обязанностей и ответственности с учетом вашей структуры для обеспечения функционирования СУОТ. Например:
— ответственными за охрану труда в общем оставить начальников отделов;
— ответственный за офисное помещение — заведующий хозяйством непосредственно территории филиала;
— ответственный за электробезопасность — инженера — энергетика филиала
— и так далее.
Обоснование:
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 N 776Н, разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.
В соответствии с пунктом 55 Положения N 776н основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются, в том числе:
е) информирование работников и взаимодействие с ними;
ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.

Кузнецов Дмитрий Анатольевич
Вопрос:
По каким из пунктов перечня вредных факторов (приказ от 16 февраля 2009 года N 45н) можно выдавать молоко или другие равноценные пищевые продукты электрогазосварщику, класс вредности по СУОТ — 3.2?
Ответ:
Условия труда сварщиков традиционно являются вредными, что предполагает помимо всего прочего выдачу молока или равноценных пищевых продуктов. Но здесь стоит понимать, что конкретный набор льгот и компенсаций устанавливается только по результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Необходимость выдачи молока или иных равноценных пищевых продуктов устанавливается в карте специальной оценки условий труда, исходя из полученных результатов оценки условий труда по химическим, биологическим и физическим производственным факторам.
Обоснование:
— ст.214 ТК РФ. Работодатель обязан обеспечить:
...проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
— ст.222 ТК РФ. Работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Может быть включен в локальный документ и быть принятым на определенную должность человек, который заключил договор по ГПХ?
Договор ГПХ включает в себя определенную работу и на определенный срок и должность «присваивается» на основании штатной расстановки, но это не касается сотрудника, принятого по договору ГПХ. Верна ли моя позиция?
Ответ:
Заключение договора ГПХ регулируется Гражданским кодексом РФ (ст.420 ГК РФ), штатное расписание составляется согласно Трудовому кодексу РФ (ТК РФ). Трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера (ч.8 ст.11 ТК РФ). Поэтому заключение договора ГПХ с работником никак не связывается со штатным расписанием организации.
В договоре ГПХ не указывается должность работника. Указывается конкретная работа, которую должно выполнить лицо, с которым заключен договор ГПХ, и сроки выполнения этой работы. В ином случае, если в договоре ГПХ содержатся положения трудового договора, то в соответствии с ч.4 ст.11 ТК РФ, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Соответственно, договор ГПХ будет переквалифицирован в трудовой договор со всеми вытекающими обязанностями работодателя согласно ТК РФ.

Харитонова Елена Юрьевна
Вопрос:
Если сотрудник, работая из дома, во временной период рабочего дня получит травму, будет ли это считаться травмой на производстве?
Ответ:
Да, данный случай является несчастным случаем на производстве.
Обоснование:
В соответствии со статьей 227 ТК РФ «Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету»:
Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Так как данный несчастный случай произошел в течение рабочего времени и при выполнении сотрудником трудовых обязанностей, данный несчастный случай является несчастным случаем на производстве.
Как видно из статьи 227 ТК РФ, если несчастный случай произошел при условиях, перечисленных в абзаце выше, он будет квалифицироваться как несчастный случай на производстве, даже если он произошёл не на территории работодателя: «...в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы...».