Вопрос-ответ
Белянин Василий Алексеев
Вопрос:
Пункт 2 ст.22 ФЗ-123 указывает на то, что определение степени защиты оболочки пожарозащищенного электрооборудования устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
1. Какими именно нормативными документами это устанавливается?
2. Какое исполнение должно иметь электрооборудование для размещения в зоне П-IIа?
Ответ:
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 25 декабря 2023 года) (далее — ФЗ № 123-ФЗ) классификация пожароопасных зон применяется для выбора электротехнического и другого оборудования по степени их защиты, обеспечивающей их пожаровзрывобезопасную эксплуатацию в указанной зоне.
В соответствии с ч.1 ст.21, ч.1 ст.82 ФЗ № 123-ФЗ в пожароопасных зонах должно применяться пожарозащищенное электрооборудование.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.22 ФЗ № 123-ФЗ методы определения степени защиты оболочки пожарозащищенного электрооборудования устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В настоящий момент к нормативным документам по пожарной безопасности относятся документы, включенные в перечень, утвержденный приказом Росстандарта РФ от 13 февраля 2023 года № 318 (с изменениями на 7 октября 2024 года) (основание: п.1 ч.1 ст.6 , п.1 ч.3 ст.4 ФЗ № 123-ФЗ).
Также к нормативным документам по пожарной безопасности относятся документы, включенные:
— в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р (с изменениями на 26 апреля 2022 года) (основание: ч.11 ст.7 ФЗ № 184-ФЗ (в ред. на 21.11.2021);
— в перечни, утвержденные решением коллегии ЕАЭС от 19 ноября 2019 года № 200 (с изменениями на 29 ноября 2021 года) (основание: ч.6 ст.1 ФЗ № 123-ФЗ, раздел VI ТР ЕАЭС 043/2017).
В настоящий момент в данных перечнях отсутствует документ, устанавливающий требования к минимально необходимой степени защиты оболочек пожарозащищенного электрооборудования в зависимости от пожароопасной зоны.
В связи с этим и до появления соответствующего нормативного документа по пожарной безопасности необходимо руководствоваться главой 7.4 ПУЭ (согласно ч.1 ст.46 ФЗ № 184-ФЗ (в ред. на 02.07.2021)).
К примеру, согласно п.7.4.32, п.7.4.35, таблицы 7.4.3 главы 7.4 ПУЭ стационарные светильники в пожароопасной зоне класса П-IIа должны иметь степень защиты не менее IP 23, а переносные светильники в данной зоне должны иметь степень защиты не менее IP 54 и их стеклянные колпаки должны быть защищены металлической сеткой.
Демьяненко Денис Викторович
Вопрос:
Подрядчик планирует установить Фасадный подъемник ZLP-630. Вопрос в том, что в паспорте на подъемник указано, что его необходимо зарегистрировать в органах Ростехнадзора. Наш объект не является ОПО. Мы строим здание. Подрядчик с помощью подъемника будет делать фасад здания.
1. Кто должен регистрировать в Ростехнадзоре фасадные подъемники: подрядчик (собственник подъемника) или генподрядчик, кому передана строительная площадка?
2. В нормативных документах указано, что подъемники регистрируются в составе ОПО, надо ли в связи с данными работами регистрироваться как ОПО? Если эта работа по установке фасадов планируется на 3-4 месяца.
Ответ:
Объект, на котором эксплуатируются фасадные подъемники, подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать соответствующие требования промышленной безопасности. Эксплуатирующей организацией является организация, которой принадлежит ОПО на праве собственности или ином законном основании (иные организация эксплуатировать ОПО не могут).
Таким образом:
1. Регистрировать объект в государственном реестре ОПО должна эксплуатирующая организация, которой принадлежит ОПО на праве собственности или ином законном основании (подрядчик).
2. Да (дополнительно см. Письмо Ростехнадзора от 17.01.2024 № 200-717 «О направлении информации»).
Обоснование:
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), опасными производственными объектами в соответствии с указанным федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному федеральному закону.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся среди прочего объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ № 116-ФЗ).
Сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов (далее — ОПО) в государственном реестре ОПО (далее — государственная услуга) установлены Административным регламентом Ростехнадзора предоставления государственной услуги, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее — Административный регламент).
Для регистрации ОПО в соответствующем государственном реестре необходимо предоставить в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу месту нахождения заявителя) заявлением по форме, установленной приложением № 1 к Административному регламенту, а также документы, определенные пунктом 20 Административного регламента.
Для регистрации ОПО с применением фасадных подъёмников необходимо предоставить в территориальный орган Ростехнадзора комплект следующих документов:
— заявление по форме, установленной в приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140;
— сведения, характеризующие ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140;
— копии документов, подтверждающих наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании подъемного сооружения;
— опись документов.
Стулова Надежда Михайловна
Вопрос:
Как выстроить правильно регламент взаимодействия между главной компанией (головной офис) и дочерними компаниями в рамках охраны труда?
Ответ:
В соответствии с п.2 Примерного положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н система управления охраной труда (СУОТ) является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
Согласно разделу 5.2 «Организация» ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» на уровне руководителей высшего звена должно быть назначено должностное лицо, наделенное особыми обязанностями, ответственностью и полномочиями в сфере охраны труда, которое:
— непосредственно возглавляет всю работу по соблюдению требований охраны труда и участию в управлении охраной труда всех членов организации;
— руководит функционированием, развитием, периодическим анализом и оценкой системы управления охраной труда;
— периодически отчитывается высшему руководству (первому руководителю, совету директоров и т.п.) о результативности функционирования системы управления охраной труда.
Среди всех прочих обязанностей очень важно определить обязанности, полномочия и ответственность тех, кто отвечает за самые ответственные участки работы по охране труда:
— организацию охраны труда (специалисты по охране труда);
— организацию охраны труда при работе подрядчиков;
— обучение работников в области охраны труда;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
— эксплуатацию опасного оборудования, включая опасные производственные объекты;
— выполнение работ повышенной опасности.
Обязанности, полномочия и ответственность в области охраны труда следует закрепить локальным нормативным документом в любой из наиболее приемлемых для данной организации форме.
Богдашова Людмила Викторовна
Вопрос:
Необходимо разъяснить применение документа «ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» (утв. протоколом концерна «Росавтотранс» от 07.08.1991 № 3). Проектируется жилой дом с встроенно-пристроенным паркингом манежного типа. Согласно пункту 2.1 «ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91», значение воздухообмена не должно составлять менее 150 куб. м/час на одно машино-место, однако в п.8.3.10 СП 113.13330.2023 «Стоянки автомобилей СНиП 21-02-99*» отсутствует данное требование. Требуется ли проверять и сравнивать полученный расход воздуха на 1 автомобиль с 150 куб. м/час? Согласно п.8.3.10 СП 113.13330.2023 и п.2.1 «ОНТП-01-91. РД 3107938-0176-91», необходимо брать усредненное значение количества въездов и выездов 2% и 8%. Если в паркинге 77 машин, 2% — 1,54, 8% — 6,16, принимаем 2 и 7 машины или же 1 и 6 машины?
Ответ:
ОНТП как вид, равно как и ВСН, ВНТП, НТП, относится к старой Системе нормативных документов в строительстве, применение которых в настоящее время законодательством не регулируется. Т.е. ОНТП можно пользоваться лишь как справочным материалом. В свою очередь СП 113.13330.2023 относится к документам, применение которых обеспечивает соблюдение требований ТР № 384-ФЗ от 30.12.2009 (ст.6, 15). Т.е. следует выполнять требования СП 113. В СП 113 указано:
«8.3.1 Стоянки автомобилей следует оборудовать системами отопления, общеобменной и противодымной вентиляции в соответствии с требованиями СП 60.13330, СП 7.13130».
В СП 60.13330.2020 в п.7.3.19 приведены требования, аналогичные требованиям п.8.3.10 СП 113 . При этом в СП 60 уточняется:
«7.4.2 Подачу наружного воздуха в помещении следует принимать не менее:
а) минимального расхода наружного воздуха, рассчитанного по приложениям В и Г ;».
Т.е. расчет производится в соответствии с этими приложениями СП 60 .
Что касается усредненного значения количества въездов и выездов, то поскольку ни в СП 60 , ни в СП 113 не приводится уточняющих положений, следует руководствоваться общим правилом математического округления.
Если первая замененная нулем или отброшенная цифра равна 0, 1, 2, 3 или 4, то предыдущая цифра остается без изменений.
Если первая замененная нулем или отброшенная цифра равна 5, 6, 7, 8 или 9, то предыдущая цифра увеличивается на единицу.
Т.е. в данном случае это 2 и 6.
Тихомирова Лариса Александровна
Вопрос:
Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее ‒ ФНП ОРПД), направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, в частности, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Прошу разъяснить фразу: работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, в частности, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. Что относится к данному условию?
Ответ:
Сфера действия Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее — ФНП № 536), устанавливается пунктами 2-5.
Так, в соответствии с п.2 ФНП № 536 ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах (далее - ОПО) при использовании перечисленного в п.3 ФНП оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см)):
а) пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов);
б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°C);
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа (0,7 кгс/см),
а также при эксплуатации зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, в составе которых используется перечисленное в п.3 ФНП оборудование.
Таким образом, под действие указанных ФНП № 536 подпадает перечисленное в п.3 оборудование, применяемое на ОПО, либо используемое при эксплуатации зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, которое соответствует одновременно двум условиям:
1) оборудование должно работать под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;
2) такое оборудование должно работать под избыточным давлением либо пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов), либо воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, либо иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Полагаем, что под «иными жидкостями при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля» понимают жидкости, которые не подпадают под понимание «пар, газ в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов)» и под «воду при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия».
При этом в п.3 ФНП № 536 определяется перечень оборудования под давлением, на которые требования ФНП распространяются (при наличии признаков, обозначенных в п.2 ФНП № 536), а в п.5 - перечень оборудования под давлением, которые под сферу действия указанных ФНП не подпадают.
Также во внимание необходимо принимать требования п.223 ФНП № 536, которые определяют перечень оборудования под давлением, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора, поскольку такое оборудование в силу п.227 ФНП № 536 не создает признак опасности и не определяет необходимость регистрации объекта, на котором оно применяется, в Реестре ОПО.
Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
Как трактовать п.18: Нормативный срок эксплуатации СИЗ, выдаваемых инженерно-техническим работникам, устанавливается работодателем, но не более срока годности СИЗ, установленного изготовителем (Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. приказом Минтруда от 29 октября 2021 года № 766н)? В приложении № 4 этих же правил четко прописан срок эксплуатации утепленных СИЗ для всех и рабочих и ИТР. Возможно ли ИТР выдавать утепленные СИЗ так же, как и не утепленные на срок годности СИЗ?
Ответ:
Можно выдать на срок не более установленного изготовителем.
Обоснование:
Согласно п.18 правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н, руководителям, специалистам, инженерно-техническим работникам, бригадирам, мастерам, которые контролируют или участвуют в технологическом процессе, срок выдачи СИЗ устанавливается работодателем, но не более нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ, установленного изготовителем.
Такие послабления были предусмотрены, потому что руководители применяют СИЗ периодически по мере необходимости, а также с меньшей интенсивностью изнашивают их.
В вышеуказанном пункте нет конкретики о том, о каких именно идет речь СИЗ, из чего сделан вывод о том, что данную формулировку можно применять и к утепленным СИЗ, которые выдаются с учетом климатических особенностей и сезонности.
Сенченко Владимир Александрович
Вопрос:
Входит ли обязанность специалиста по ОТ подавать отчет «Об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»?
Ответ:
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами утверждены приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н. Форма Отчета «Об использовании сумм страховых взносов...» упоминается в том числе в Письме ФСС России от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094 «О финансовом обеспечении предупредительных мер».
Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Трудовая функция 3.2.2 Профессионального стандарта № 274н «Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения» подразумевает связанной с предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма трудовые действия, умения и знания.
В нижеуказанной таблице я сделал выборку.
Трудовые действия |
Подготовка плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обоснование объемов их финансирования |
Необходимые умения |
Обеспечение проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда |
Проведение расчетов необходимого финансового обеспечения для реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков |
|
Необходимые знания |
Правила финансового обеспечения и разработки бюджетов финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами |
Механизм финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами |
Таким образом, я полагаю, что профессиональный стандарт прямо не предусматривает в трудовых действиях специалиста по охране труда составление и подачу отчета «Об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Однако прямо предусматривает: подготовку плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обоснование объемов их финансирования, проведение расчетов необходимого финансового обеспечения для реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, знание механизма финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
На основании вышеизложенного, я полагаю, что функционал по подготовке отчета может быть поручен как специалисту по охране труда, так как он должен знать этот механизм, так и работнику финансово-экономического блока предприятия, так как они тоже должны владеть данным вопросом. Все зависит от того как у вас на предприятии разделены эти обязанности.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Сенченко Владимир Александрович
Сысыкина Оксана Викторовна
Вопрос:
Произошел смертельный несчастный случай на производстве, при этом пострадавший умер через две недели после происшествия. При подсчете коэффициента тяжести травматизма какое число дней нетрудоспособности брать в расчет? Со дня происшествия до дня смерти?
Ответ:
В соответствии с ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» коэффициент тяжести (далее- КТ) производственного травматизма определен как средняя продолжительность временной утраты трудоспособности на один происшедший несчастный случай за один год.
Законодательно не установлено, в календарных или рабочих днях определяется средняя продолжительность временной утраты трудоспособности. На практике обычно при расчетах учитывают рабочие дни.
Для вычисления коэффициента тяжести травматизма КТ нужно разделить общее число рабочих дней, потерянных за отчетный период в связи с временной нетрудоспособностью из-за травм на производстве, на количество несчастных случаев за отчетный период.
Коэффициент тяжести травматизма не учитывает тяжелые несчастные случаи, приведшие к смерти, так как в целом нет рабочих дней, потерянных в связи с временной нетрудоспособностью из-за травм на производстве, а соответственно, в числителе формулы будет ноль.
В описанном случае коэффициент тяжести травматизма определить возможно, так как дни временной нетрудоспособности составляли определенный период.
Ефремов Александр Викторович
Вопрос:
Согласно п.5.2.1 ГОСТ Р 53296-2009 ограждающие конструкции шахт лифтов должны иметь предел огнестойкости не менее 120 мин. В связи с невозможностью достичь требуемого предела огнестойкости в сборных лотковых элементах шахты проектом было принято решение перед шахтами лифтов выполнить перегородку 1 типа из кирпича, обеспечивающий требуемый предел огнестойкости. Кирпичная перегородка опирается на сборные плиты перекрытия. Какие требования предъявляются к перекрытиям лифтового холла (по пределу огнестойкости), на которые опираются противопожарные перегородки 1 типа лифтового холла? Для ясности вопроса приложен план этажа.
Ответ:
Согласно п.5.3.2 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» противопожарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью. Огнестойкость противопожарной преграды определяется огнестойкостью ее элементов:
— ограждающей части;
— конструкций, обеспечивающих общую прочность и устойчивость преграды;
— конструкций, на которые она опирается;
— узлов крепления и примыкания конструкций.
Пределы огнестойкости конструкций, обеспечивающих устойчивость противопожарной преграды, конструкций, на которые она опирается, а также узлов крепления конструкций между собой по признаку R, а узлов примыкания по признакам EI, должны быть не менее предела огнестойкости противопожарной преграды.
Пожарная опасность противопожарной преграды определяется пожарной опасностью ее несущего каркаса и ограждающей части.
Таким образом, предел огнестойкости перекрытий, на которые опираются ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120, должны иметь предел огнестойкости не менее R 120.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Каким образом должна пополняться аптечка первой помощи согласно п.3 приказа Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н?
Ответ:
Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н.
В п.п.1 и 2 Требований приведены требования к комплектации аптечки медицинскими изделиями и прочими средствами.
В соответствии с п.3 Требований при комплектации аптечки медицинскими изделиями допускается комплектация:
- одного медицинского изделия из числа включенных соответственно в подпункты 4, 8 и 12 пункта 1 Требований;
- комбинации медицинских изделий с учетом требуемого минимального количества из числа включенных соответственно в подпункты 1, 2, 5, и 6 пункта 1 Требований;
- одного прочего средства из числа включенных соответственно в подпункт 2 пункта 2 Требований. Аптечка подлежит комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке (п.4 Требований).
По истечении сроков годности медицинские изделия и прочие средства, которыми укомплектована аптечка, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае использования или списания и уничтожения (утилизации) медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, аптечку необходимо пополнить (п.6 Требований).
Бикметов Рэстам Ильдусович
Вопрос:
Кто будет нести ответственность при несчастном случае с работником подрядной организации, если работник у них работает по договору ГПХ, и в договоре указанно, что он сам за себя отвечает?
Ответ:
Ответчик будет определяться исходя из обстоятельств несчастного случая. Если травмирование произошло вследствие воздействия источника повышенной опасности, то ответственность лежит на владельце источника повышенной опасности. Если травма получена в результате обрушения, разрушения, повреждения здания (сооружения), то ответственность должен нести собственник здания (сооружения).
Если будет выявлено, что в отношениях между подрядной организацией и пострадавшим на момент получения травмы существовали трудовые отношения, тогда ответственное лицо должно быть выявлено в ходе расследования несчастного случая в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.
Обоснование:
В соответствии с ч.1 ст.1079 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в т.ч. вред здоровью.
В соответствии с ч.1 ст.60 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ в случае причинения вреда личности гражданина вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, требований безопасности при сносе здания, сооружения собственник такого здания, сооружения возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда.
В соответствии с п.17 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н, при тяжелом или смертельном случае с лицом, выполняющим работы по ГПХ, расследование может по заявлению вестись инспектором ГИТ. В ходе расследования могут быть выявлены признаки трудовых отношений и нарушения работодателя по охране труда, что может повлечь после установления судом трудовых отношений исходя из последствий как административную, так и уголовную ответственность.
Бикметов Рэстам Ильдусович
Вопрос:
Какие есть плюсы и минусы для работодателя при страховании работников от травматизма?
Ответ:
Плюсы:
— повышение лояльности к работодателю;
— снятие существенных финансовых нагрузок на работодателя при страховых случаях, в т. ч. возмещение морального вреда;
— страхование позволяет эффективнее реализовывать реабилитацию пострадавших и оперативно возвращать их в производственный процесс.
Минусы:
— дополнительные затраты, которые можно направить в производство или развитие организации;
— дополнительное делопроизводство.
Обоснование:
Необходимо выделить 2 вида страхования от несчастных случаев на производстве — обязательное и добровольное.
Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется работодателем на основании ст.214 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» за счет ежемесячных взносов работодателя в СФР.
До 2000 г. социальное обеспечение пострадавших (возмещение вреда) осуществлялось работодателями и в случае банкротства, несостоятельности или прекращении деятельности работодателя выплаты пострадавшим осуществлять было некому.
На данный момент нагрузка по содержанию пострадавших ложится на плечи СФР, это немалые затраты (в случае смерти единовременная выплата 2 млн рублей и ежемесячные выплаты лицам, установленным в п.2.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Судебная практика показывает, что как пострадавшие, так и их близкие родственники обращаются в суды с исками к работодателям о возмещении морального вреда вследствие причинения вреда здоровью при несчастных случаях на производстве.
Во избежание проблем по возмещению морального вреда работодатели, как правило, в организациях с высокими профессиональными рисками, страхуют работников на основе добровольного страхования в дополнение к обязательному страхованию.
В добровольном страховании жизни и здоровья страховой случай, понятие которого дается в ч.2 ст.9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», может отличаться от страховых случаев, установленных в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Размеры выплат в дополнительном страховании, как правило, ниже, чем размеры, предусмотренные в обязательном страховании.
Расходы по дополнительному страхованию жизни и здоровья работников ложатся на плечи работодателя дополнительно к расходам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Было иностранное предприятие, которое перешло в собственность русскому бизнесу, поменялось только название предприятия и собственник.
Юридический адрес, вид производства, должности и т.д. не меняются. Нужно ли переобучаться по электробезопасности и работам на высоте?
Ответ:
Правопреемство при реорганизации юридических лиц определяется ст.58 Федерального закона от 30.11.1994 № 51-ФЗ Гражданский кодекс РФ.
Если смена названия организации произошла в результате реорганизации в соответствии со ст.58 ГК РФ, то локальные документы признаются действующими, также признаются действительными документы о прохождении медицинских осмотров, обучении руководителей и специалистов и т.п.
Соответственно, менять документацию по охране труда нет необходимости. В частности, пройденное обучение по электробезопасности и работам на высоте остается действительным.
Если при смене собственника и названия организации не происходят изменения технологического процесса и при этом наименования должностей, должностные обязанности и условия труда работников не меняются, то нет необходимости переобучаться.
Так, согласно п.26 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 № 782н, работникам 1, 2 и 3 групп, успешно сдавшим экзамен по результатам проведения обучения и отработке практических умений применения безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, выдается удостоверение о допуске к соответствующим работам на высоте.
Удостоверение остается действительным, если изменилась фамилия работника или произошло переименование организации без изменения условий труда работника, а также в случае перевода работника на другую должность, при котором его обязанности по организации работ и (или) выполнению работ на высоте остаются прежними и не требуют дополнительных знаний.
Согласно п.2.11 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда РФ от 15.12.2020 № 903н, удостоверение подлежит замене в случае изменения должности.
Ишмуков Игорь Николаевич
Вопрос:
Кто отвечает за электробезопасность в организации (офисные помещения)?
Ответ:
За электробезопасность в организации в целом отвечает ответственный за электрохозяйство. При этом функции и должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль за техническим состоянием оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя, должны быть распределены между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя — юридического лица.
Обоснование:
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок утверждены приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н (далее — Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок (п.1.1 Правил).
Согласно п.8 Правил потребителем организационно-распорядительным актом должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя — юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (за исключением индивидуальных предпринимателей и физических лиц) организационно-распорядительным документом назначает из числа административно-технического персонала потребителя лицо, на которое возложены обязанности по организации проведения всех видов работ в электроустановках потребителя (далее — ответственный за электрохозяйство), и его заместителя с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил. Случаи, в которых осуществляется замещение ответственного за электрохозяйство для выполнения его обязанностей, должны определяться руководителем потребителя в организационно-распорядительном документе. Лицо, замещающее ответственного за электрохозяйство, назначается руководителем потребителя на время отсутствия ответственного за электрохозяйство из числа административно-технического персонала.
В случае если потребитель, осуществляющий эксплуатацию электроустановки, является индивидуальным предпринимателем, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается непосредственно на такого индивидуального предпринимателя.
Для потребителей — физических лиц, осуществляющих эксплуатацию электроустановок напряжением выше 1000 В, обязанность по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках возлагается на такое физическое лицо.
В случае если электроустановка потребителя — юридического лица включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительную установку, переносное электрооборудование, имеющие номинальное напряжение не выше 0,4 кВ, либо электроустановки имеют суммарную максимальную мощность не более 150 кВт, номинальное напряжение до 1000 В и присоединены к одному источнику электроснабжения, ответственность за выполнение обязанностей по организации эксплуатации электроустановок, организации проведения всех видов работ в электроустановках такого потребителя в соответствии с настоящим пунктом Правил может быть возложена на единоличный исполнительный орган указанного потребителя — юридического лица.
Руководствуясь абз.2 п.8 Правил следует, что ответственный за электрохозяйство назначается в целом по организации, а не отдельно по структурным подразделениям или офисным помещениям. При этом в абз.1 п.8 Правил сказано, что функции и должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль за техническим состоянием оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя, должны быть распределены между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя — юридического лица.
На основании изложенного выше, за электробезопасность в организации в целом отвечает ответственный за электрохозяйство.
Демьяненко Денис
Вопрос:
Требуется ли специалистам по охране труда получать дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности? Есть ли обязательное нормативное требование об обучении специалиста по охране труда пожарно-техническому минимуму или иному обучению по пожарной безопасности?
Ответ:
Специалистам по охране труда достаточно пройти обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарных инструктажей. При этом специалисты по охране труда должны получить дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности в случае, если относится к категориям лиц, определенным Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 в приложении № 3.
Обоснование:
Требование об обучении работников пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (п.31 приказа МЧС № 645 от 12.12.2007), отменено в связи со вступлением в силу пункта 4 приказа МЧС № 806 от 18.11.2021.
Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Соответственно, в настоящий момент обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.
Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, согласно приложению № 3.
К вышеуказанным категориям лиц относятся:
— лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
— руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
— ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
— лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
— лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
— иные лица, определяемые руководителем организации.
С подробным разъяснением о том, кто именно относится к указанным категориям лиц, можно ознакомиться в пункте 12 официальных разъяснений, утверждённых распоряжением МЧС России от 15.11.2022 № 1210.
Как таковые специалисты по охране труда не относятся к вышеуказанным категориям лиц. Соответственно, проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности им не требуется.
При этом обратите внимание, что специалистам по охране труда требуется пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, если, к примеру, они назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, или на них возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей и т.д.
Оленников Иван Олегович
Вопрос:
До 31 декабря 2024 годы приняли решение оставаться на ТОН. Нужно ли менять текущие нормы и добавлять классы защиты и эксплуатационные уровни?
Если да, то каким образом определяются классы защиты и эксплуатационные уровни?
Ответ:
Если вы приняли решение осуществлять переход на ЕТН (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств») с 1 сентября 2023 года, то вы до 31 декабря 2024 года используете исключительно ТОН.
Однако нормы выдачи СИЗ — это установленный образец. Форма утверждена приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н (Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами) и является приложением N 1 к данному документу. Данный документ действует с 1 сентября 2023 года и является обязательным. Следовательно, вам нужно менять/актуализировать ваши текущие нормы, в том числе добавлять классы защиты и эксплуатационные уровни.
Ответ на второй вопрос:
Классы защиты и эксплуатационные уровни прописаны в различных ГОСТах и эксплуатационной документации. Вам не нужно разбираться в том, как определяется класс защиты СИЗ (это задача изготовителя СИЗ — иначе он не подтвердит соответствие СИЗ требованиям ТР ТС 019/2011), вам надо только внимательно читать эксплуатационную документацию на СИЗ и указывать ее в своих нормах.
Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
Проверка знаний правил ОТ при эксплуатации электроустановок была пройдена специалистом, занимающимся организацией работ в электроустановках, 31.01.2023. Действительно ли его удостоверение 31.01.2024? Действует ли его проверка знаний до даты 31.01.2024 включительно или до даты 30.01.2024 включительно?
Ответ:
До 31.01.2024 включительно, но 31.01.2024 необходимо пройти очередную проверку знаний, чтобы 01.02.2024 работник имел права исполнять свои обязанности.
Обоснование:
Согласно п.45 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 22.09.2020 N 796, очередная проверка знаний работников должна проводиться:
— в отношении диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работы в электроустановках и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в электроустановках, имеющих право контролировать переключения в электроустановках (для объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, — также в отношении работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работу тепломеханического оборудования энергоустановок и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в данном оборудовании, имеющих право контролировать переключения в тепломеханическом оборудовании), ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей, а также работников рабочих профессий в соответствии с перечнем, утвержденным организацией (ее филиалом, представительством), — не реже одного раза в 12 месяцев;
— в отношении иных работников — не реже одного раза в три года.
Вашему работнику, занимающемуся организацией работ в электроустановках, необходима проверка знаний раз в год.
Если проверка знаний пройдена 31.01.2023, то очередная должна быть пройдена до 31.01.2024, а 01.02.2024 она уже будет не действительна (упущен срок).
Воронков Алексей Юрьевич
Вопрос:
Планируем реконструкцию объекта нефтебазового хозяйства, нефтебаза III класса опасности — опасный производственный объект средней опасности.
Нужно ли при реконструкции объекта запрашивать технические условия ГО и ЧС? Какими документами это регламентируется?
Ответ:
При реконструкции ОПО в проектной документации на основании Градостроительного кодекса РФ, ПП РФ N 87 от 16.02.2008 и ГОСТ Р 22.2.13-2023 необходимо предусматривать мероприятия по ГО и ЧС независимо от класса опасности ОПО.
Обоснование:
Согласно ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст.8 ФЗ N 116 от 21.07.1997 при реконструкции ОПО разрабатывается проектная документация.
В соответствии с ч.12 ст.48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
На основании пп.«б.1» п.32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. ПП РФ N 87 от 16.02.2008, раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» содержит документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрена законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
Таким образом, при реконструкции ОПО следует предусматривать в проектной документации мероприятия по ГО и ЧС независимо от класса опасности объекта.
Перечень мероприятий по ГО и ЧС следует предусматривать в соответствии с ГОСТ Р 22.2.13-2023.
Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Предприятие не категорируется по ГО и ЧС. На предприятии функции по ГО и ЧС возложены на специалиста по охране труда.
Специалист прошел обучение по программе «Обучение должностных лиц и специалистов области гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» (260 часов).
Есть ли необходимость руководителю предприятия проходить обучение по ГО и ЧС?
Ответ:
Формы подготовки в области гражданской обороны (по группам лиц, подлежащих подготовке) приведены в приложении к Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841.
Согласно п.1 Форм руководитель предприятия, не отнесенного в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, не проходит обучение по ГО и ЧС. Руководитель такой организации проводит:
а) самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
Хрунов Дмитрий Евгеньевич
Вопрос:
Организация сдает в аренду здание складского типа с категорией помещения по пожарной опасности В3. Арендатор хочет установить в этом здании оборудование термодиффузионной обработки металла (с электронагревом). Систем автоматического пожаротушения в здании нет (делали расчет пожарных рисков с согласованием в ГУ МЧС). Есть АПС, сухой пожарный водопровод (с автоматической подачей воды при пожаре) и первичные средства пожаротушения.
Повлияет ли факт установки оборудования термодиффузионной обработки металла на изменение категории помещения по пожарной опасности? Оказывает ли вообще подобное оборудование на изменение категории помещения по пожарной опасности? Что надо запросить у арендатора на указанное оборудование для проведения анализа возможности изменения категории помещения по пожарной опасности?
Ответ:
В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (далее — ТР о ТПБ) складское помещение по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, а помещение в котором будет осуществляться термодиффузионной обработки металла — производственное — к классу Ф5.1.
При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с ТР о ТПБ применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков указывается в проектной документации, следовательно, при изменении этих классов должны будут вноситься в установленном порядке и изменения в проектную документацию.
Кроме изменения класса функциональной пожарной опасности возможно и изменение категории помещения по пожарной и взрывопожарной опасности, факт установки дополнительного производственного оборудования, несомненно, может оказать на это влияние и изменить категорию по пожарной и взрывопожарной опасности как на более, так и на менее пожароопасную.
К категориям В1—В4 относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть.
Термодиффузионная обработка металлов — метод химико-термической обработки металлических изделий. Помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла искр и пламени относятся к категории Г.
Для точного определения категории помещения по пожарной и взрывопожарной опасности необходимо иметь следующие данные:
— вид находящихся в помещении горючих веществ и материалов их количество и пожароопасные свойства;
— характеристики проводимых в помещении технологических процессов (в данном случае с указанием вида металлов, их состояния (горячие, раскаленные, расплавленные).
Обоснование:
С.27 (ч.3,7, 9), ст.28, ст.32, ст.80 (ч.3) Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Какие инструктажи нужно проводить, если у работника сменилась профессия или должность?
Ответ:
Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
В соответствии с п.12 Правил проводятся следующие виды инструктажа по охране труда на рабочем месте:
а) первичный инструктаж по охране труда;
б) повторный инструктаж по охране труда;
в) внеплановый инструктаж по охране труда.
Первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику (п.13 Правил).
Таким образом, если у работника сменилась профессия или должность, проводить первичный инструктаж по охране труда не требуется.
В соответствии с пп.б п.16 Правил внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных:
б) изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда.
Таким образом, если при изменении профессии или должности у работника меняются должностные обязанности, ему необходимо провести внеплановый инструктаж по охране труда.