Вопрос-ответ
Демьяненко Денис
Вопрос:
Требуется ли специалистам по охране труда получать дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности? Есть ли обязательное нормативное требование об обучении специалиста по охране труда пожарно-техническому минимуму или иному обучению по пожарной безопасности?
Ответ:
Специалистам по охране труда достаточно пройти обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарных инструктажей. При этом специалисты по охране труда должны получить дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности в случае, если относится к категориям лиц, определенным Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 в приложении № 3.
Обоснование:
Требование об обучении работников пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность (п.31 приказа МЧС № 645 от 12.12.2007), отменено в связи со вступлением в силу пункта 4 приказа МЧС № 806 от 18.11.2021.
Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Соответственно, в настоящий момент обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.
Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, согласно приложению № 3.
К вышеуказанным категориям лиц относятся:
— лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
— руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
— ответственные должностные лица, занимающие должности главных специалистов технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
— лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
— лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
— иные лица, определяемые руководителем организации.
С подробным разъяснением о том, кто именно относится к указанным категориям лиц, можно ознакомиться в пункте 12 официальных разъяснений, утверждённых распоряжением МЧС России от 15.11.2022 № 1210.
Как таковые специалисты по охране труда не относятся к вышеуказанным категориям лиц. Соответственно, проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности им не требуется.
При этом обратите внимание, что специалистам по охране труда требуется пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, если, к примеру, они назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, или на них возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей и т.д.
Оленников Иван Олегович
Вопрос:
До 31 декабря 2024 годы приняли решение оставаться на ТОН. Нужно ли менять текущие нормы и добавлять классы защиты и эксплуатационные уровни?
Если да, то каким образом определяются классы защиты и эксплуатационные уровни?
Ответ:
Если вы приняли решение осуществлять переход на ЕТН (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств») с 1 сентября 2023 года, то вы до 31 декабря 2024 года используете исключительно ТОН.
Однако нормы выдачи СИЗ — это установленный образец. Форма утверждена приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н (Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами) и является приложением N 1 к данному документу. Данный документ действует с 1 сентября 2023 года и является обязательным. Следовательно, вам нужно менять/актуализировать ваши текущие нормы, в том числе добавлять классы защиты и эксплуатационные уровни.
Ответ на второй вопрос:
Классы защиты и эксплуатационные уровни прописаны в различных ГОСТах и эксплуатационной документации. Вам не нужно разбираться в том, как определяется класс защиты СИЗ (это задача изготовителя СИЗ — иначе он не подтвердит соответствие СИЗ требованиям ТР ТС 019/2011), вам надо только внимательно читать эксплуатационную документацию на СИЗ и указывать ее в своих нормах.
Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
Проверка знаний правил ОТ при эксплуатации электроустановок была пройдена специалистом, занимающимся организацией работ в электроустановках, 31.01.2023. Действительно ли его удостоверение 31.01.2024? Действует ли его проверка знаний до даты 31.01.2024 включительно или до даты 30.01.2024 включительно?
Ответ:
До 31.01.2024 включительно, но 31.01.2024 необходимо пройти очередную проверку знаний, чтобы 01.02.2024 работник имел права исполнять свои обязанности.
Обоснование:
Согласно п.45 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 22.09.2020 N 796, очередная проверка знаний работников должна проводиться:
— в отношении диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работы в электроустановках и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в электроустановках, имеющих право контролировать переключения в электроустановках (для объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, — также в отношении работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работу тепломеханического оборудования энергоустановок и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в данном оборудовании, имеющих право контролировать переключения в тепломеханическом оборудовании), ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей, а также работников рабочих профессий в соответствии с перечнем, утвержденным организацией (ее филиалом, представительством), — не реже одного раза в 12 месяцев;
— в отношении иных работников — не реже одного раза в три года.
Вашему работнику, занимающемуся организацией работ в электроустановках, необходима проверка знаний раз в год.
Если проверка знаний пройдена 31.01.2023, то очередная должна быть пройдена до 31.01.2024, а 01.02.2024 она уже будет не действительна (упущен срок).
Воронков Алексей Юрьевич
Вопрос:
Планируем реконструкцию объекта нефтебазового хозяйства, нефтебаза III класса опасности — опасный производственный объект средней опасности.
Нужно ли при реконструкции объекта запрашивать технические условия ГО и ЧС? Какими документами это регламентируется?
Ответ:
При реконструкции ОПО в проектной документации на основании Градостроительного кодекса РФ, ПП РФ N 87 от 16.02.2008 и ГОСТ Р 22.2.13-2023 необходимо предусматривать мероприятия по ГО и ЧС независимо от класса опасности ОПО.
Обоснование:
Согласно ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст.8 ФЗ N 116 от 21.07.1997 при реконструкции ОПО разрабатывается проектная документация.
В соответствии с ч.12 ст.48 ГрК РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
На основании пп.«б.1» п.32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. ПП РФ N 87 от 16.02.2008, раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» содержит документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрена законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
Таким образом, при реконструкции ОПО следует предусматривать в проектной документации мероприятия по ГО и ЧС независимо от класса опасности объекта.
Перечень мероприятий по ГО и ЧС следует предусматривать в соответствии с ГОСТ Р 22.2.13-2023.
Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Предприятие не категорируется по ГО и ЧС. На предприятии функции по ГО и ЧС возложены на специалиста по охране труда.
Специалист прошел обучение по программе «Обучение должностных лиц и специалистов области гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» (260 часов).
Есть ли необходимость руководителю предприятия проходить обучение по ГО и ЧС?
Ответ:
Формы подготовки в области гражданской обороны (по группам лиц, подлежащих подготовке) приведены в приложении к Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841.
Согласно п.1 Форм руководитель предприятия, не отнесенного в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, не проходит обучение по ГО и ЧС. Руководитель такой организации проводит:
а) самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
Хрунов Дмитрий Евгеньевич
Вопрос:
Организация сдает в аренду здание складского типа с категорией помещения по пожарной опасности В3. Арендатор хочет установить в этом здании оборудование термодиффузионной обработки металла (с электронагревом). Систем автоматического пожаротушения в здании нет (делали расчет пожарных рисков с согласованием в ГУ МЧС). Есть АПС, сухой пожарный водопровод (с автоматической подачей воды при пожаре) и первичные средства пожаротушения.
Повлияет ли факт установки оборудования термодиффузионной обработки металла на изменение категории помещения по пожарной опасности? Оказывает ли вообще подобное оборудование на изменение категории помещения по пожарной опасности? Что надо запросить у арендатора на указанное оборудование для проведения анализа возможности изменения категории помещения по пожарной опасности?
Ответ:
В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (далее — ТР о ТПБ) складское помещение по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, а помещение в котором будет осуществляться термодиффузионной обработки металла — производственное — к классу Ф5.1.
При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с ТР о ТПБ применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков указывается в проектной документации, следовательно, при изменении этих классов должны будут вноситься в установленном порядке и изменения в проектную документацию.
Кроме изменения класса функциональной пожарной опасности возможно и изменение категории помещения по пожарной и взрывопожарной опасности, факт установки дополнительного производственного оборудования, несомненно, может оказать на это влияние и изменить категорию по пожарной и взрывопожарной опасности как на более, так и на менее пожароопасную.
К категориям В1—В4 относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть.
Термодиффузионная обработка металлов — метод химико-термической обработки металлических изделий. Помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла искр и пламени относятся к категории Г.
Для точного определения категории помещения по пожарной и взрывопожарной опасности необходимо иметь следующие данные:
— вид находящихся в помещении горючих веществ и материалов их количество и пожароопасные свойства;
— характеристики проводимых в помещении технологических процессов (в данном случае с указанием вида металлов, их состояния (горячие, раскаленные, расплавленные).
Обоснование:
С.27 (ч.3,7, 9), ст.28, ст.32, ст.80 (ч.3) Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Какие инструктажи нужно проводить, если у работника сменилась профессия или должность?
Ответ:
Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
В соответствии с п.12 Правил проводятся следующие виды инструктажа по охране труда на рабочем месте:
а) первичный инструктаж по охране труда;
б) повторный инструктаж по охране труда;
в) внеплановый инструктаж по охране труда.
Первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику (п.13 Правил).
Таким образом, если у работника сменилась профессия или должность, проводить первичный инструктаж по охране труда не требуется.
В соответствии с пп.б п.16 Правил внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных:
б) изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда.
Таким образом, если при изменении профессии или должности у работника меняются должностные обязанности, ему необходимо провести внеплановый инструктаж по охране труда.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Согласно постановлению правительства 2464 обучение по программе В безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, необходимо проводить ежегодно. Какие специальности должны проходить ежегодное обучение по программе В?
Ответ:
Обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» 46 Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя. Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности, подлежащих обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 Правил, утверждается работодателем.
Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (действ. с 01.09.2022).
В соответствии с п.46 Правил обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:
а) по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;
б) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
в) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» 46 Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя. В случае если лицами, ответственными за организацию работ повышенной опасности, являются руководители различных уровней управления организации и специалисты, указанные в подпунктах «а»-"в" пункта 53 Правил, такие работники дополнительно проходят обучение по программам обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности в соответствии с подпунктом «в» пункта 46 Правил. Перечень работ повышенной опасности устанавливается работодателем с учетом специфики его деятельности на основании перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.55 Правил).
Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности, подлежащих обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 Правил, утверждается работодателем (п.56 Правил).
Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
На предприятии есть ОПО «Площадка хранения мазутного топлива», I класс опасности. В каком нормативно-правовом акте указано, что на ОПО объектов нефтехимии должен быть вывешен на видном месте список СИЗов и определено их место хранения?
Ответ:
Место хранения аварийных СИЗ с указанием их количества включается список инструментов, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, который является частью ПЛА, обязательного на ОПО I класса опасности, рекомендации к разработке которого утверждены приказом Ростехнадзора от 26.12.2012 N 781.
Что касается размещения данного списка на видном месте, такое требование конкретно к списку отсутствует, однако список включается в оперативную часть ПЛА, а оперативная часть размещается на рабочем месте, определенном руководителем объекта. Данное требование указано для нефтяной и газовой промышленности. В ФНП по нефтехимии (приказ Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года 533) такое указание отсутствует.
Обоснование:
«1.7. Предлагается разрабатывать ПЛА со следующей структурой:
...список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям).
...
VIII. Список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты
8.1. Данный список составляется на основании расчета необходимых сил и средств для ликвидации аварий.
8.2. В список включаются инструменты, материалы и приспособления, необходимые для выполнения аварийно-восстановительных работ с указанием количества и места хранения, аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, средства нейтрализации для опасных веществ с указанием количества и места хранения».
«Полные экземпляры ПЛА должны находиться в диспетчерской предприятия, у газоспасателей, ПАСФ и в службе промышленной безопасности предприятия, у руководителя структурного подразделения (цеха). Оперативная часть ПЛА должна быть вывешена на рабочем месте, определенном руководителем объекта (участка)».
Тихомирова Лариса Александровна
Вопрос:
Начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности организует, разрабатывает ЛНА, контролирует все виды существующих работ на предприятии (огневые, газоопасные, ремонтные, эл. безопасность). При этом в областях аттестации (например, в Б.1.4) присутствуют документы для аттестации по Б.1.11. Нужно ли проходить аттестацию по обеим областям аттестации или достаточно выбрать какую-то одну? То же самое с Б.1.1 и Б.1.4 ‒ лицензия на предприятии: «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 класса опасности», при этом аттестацию проходят только по Б.1.4.
Ответ:
Работники проходят аттестацию только в той области аттестации, которая соответствует занимаемой им должности и выполняемым трудовым обязанностям, и в объеме требований безопасности в соответствующей области, необходимых для выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.
Наличие аттестации по общим вопросам не исключает необходимость аттестации по другим областям аттестации в случае, если специальные вопросы данной области отнесены к компетенции аттестуемого. Если работник на основании соответствующих документов помимо других трудовых обязанностей является ответственным за подготовку и проведение газоопасных, огневых и ремонтных работ, он должен проходить аттестацию также по области Б.1.11 «Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ».
Обоснование:
Объем аттестации работников в области промышленной безопасности определяется пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Так, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В свою очередь, приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 N 334 утвержден Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.
Аналогичные требования содержатся в п.3 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 N 13, согласно которому каждый из работников, указанных в п.2 настоящего Положения, проходит аттестацию только в той области аттестации, которая соответствует занимаемой им должности и выполняемым трудовым обязанностям, и в объеме требований безопасности в соответствующей области, необходимых для выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.
При этом трудовые обязанности определяются трудовым договором, должностными инструкциями, требования к квалификации рабочих и специалистов устанавливаются соответствующими профессиональными стандартами, а области аттестации на сегодняшний день утверждены приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 N 334.
Необходимо также отметить, что нормативными правовыми актами за определенными категориями работниками могут закрепляться определенные обязанности и полномочия.
В соответствии с п.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528, обязательным требованием к руководителям и инженерно-техническим работникам эксплуатирующих и подрядных организаций, ответственным за подготовку и проведение газоопасных, огневых и ремонтных работ, является прохождение аттестации в области промышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
При этом согласно абз.4, 5 п.16 ФНП N 528 список ответственных за подготовку и проведение газоопасных работ лиц эксплуатирующей организации должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем филиала организации или его уполномоченным заместителем.
На основании изложенного считаем, что если работник на основании соответствующих документов является ответственным за подготовку и проведение газоопасных, огневых и ремонтных работ, он должен проходить аттестацию по области Б.1.11 «Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ». При этом прохождение аттестации по области Б.1.4 «Эксплуатация хлорных объектов» не освобождает его от прохождения аттестации по области Б.1.11.
Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Необходимо ли проводить проверку знаний по НПА по пожарной безопасности, если сотрудник имеет 2-ю группу по электробезопасности до 1000 В?
Ответ:
Если работник имеет 2 группу по электробезопасности до 1000 В, то он должен проходить противопожарный инструктаж не реже 1 раза в год, который завершается проверкой соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которую осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации, в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности (см. Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, утв. Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806).
Также в отношении данного работника должна проводиться проверка знаний по электробезопасности — не реже одного раза в 12 месяцев (см. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утв. Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 N 811).
Кан Виктория Михайловна
Вопрос:
Профилактический визит инспектора на предприятие приведет к проверке всех имеющихся ОПО или какого-то конкретного?
Ответ:
Согласно ст.52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Таким образом, в ходе профилактического визита, не осуществляется проверка. В ходе профилактического визита инспектор информирует об обязательных требованиях, которые предъявляются к деятельности организации, т.е., в отношении всех ОПО, которые эксплуатирует организация.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Может ли слушатель одновременно проходить обучение по 2-м программам по охране труда? Если обучение нужно проходить последовательно, каким нормативным документом это регламентируется?
Ответ:
Полагаю, п.47 ППРФ 2464, устанавливающий суммирования продолжительности обучения по нескольким программам, указывает на то, что одновременное обучение по нескольким программам не предусмотрено.
При этом нет требования о последовательности.
Т.е. сотрудник в один день может 2 часа учиться по одной программе, 2 — по другой, затем снова 2 часа по первой и т.д.
Обоснование:
Если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда, общая продолжительность обучения суммируется. В случае если работнику установлено обучение по трем программам, общая минимальная продолжительность может быть снижена, но не менее чем до 40 часов. Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам в соответствии с настоящими Правилами.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Обязан ли специалист быть обучен по видам надзора А.1, Б.8.3, Б.9.3, если на предприятии нет поднадзорного РТН оборудования, но специалист является ответственным лицом за безопасную эксплуатацию подъемных сооружений, сосудов под давлением или состоит в комиссии по проверки знаний работников Предприятия?
Ответ:
Нет, не обязан.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Правила подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности установлены в ст.14_1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.14_1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ).
Поскольку в указанной в вопросе ситуации опасные производственные объекты отсутствуют, то получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности не требуется.
Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Можно ли объединить в один журнал вводные инструктажи по ГО и ЧС, охране труда, промышленной и пожарной безопасности?
Ответ:
Я считаю, что нельзя объединить в один журнал регистрацию вводного противопожарного инструктаж, вводного инструктажа по охране труда и вводного по ГО и ЧС.
Регистрация данных инструктаже осуществляется в соответствии с НПА, регламентирующими их форму (содержание):
1. Регистрация инструктажа по пожарной безопасности осуществляется в журнале противопожарных инструктажей в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 18.11.2021 N 806:
— О проведении противопожарного инструктажа производится запись в журнале учета противопожарных инструктажей.
2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны не устанавливают требований к форме регистрации проведения инструктажа. Соответственно, нет запрета о разработке работодателем формы, объединяющей регистрацию инструктажей по ГО и ЧС.
3. Регистрация вводного инструктажа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» осуществляется в соответствии с требованиями:
При регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда указывается следующая информация:
а) дата проведения вводного инструктажа по охране труда;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
в) профессия (должность) работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
г) число, месяц, год рождения работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда;
д) наименование подразделения, в котором будет осуществлять трудовую деятельность работник, прошедший вводный инструктаж по охране труда;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии), профессия (должность) работника, проводившего вводный инструктаж по охране труда;
ж) подпись работника, проводившего вводный инструктаж по охране труда;
з) подпись работника, прошедшего вводный инструктаж по охране труда.
При этом форма регистрации инструктажа также не установлена.
Отдельно проведение вводного инструктажа по промышленной безопасности НПА не предусмотрено.
Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Согласно ФНП (Приказ N 528) в случае замены лица, ответственного за подготовку огневых работ, или руководителя работ в наряде-допуске на выполнение огневых работ производится соответствующая отметка.
Кто и где ставит эту отметку и разрешает такие изменения? Например, за изменение состава бригады отвечает отв. руководитель, есть соответствующая таблица в бланке НД.
Ответ:
Исходя из требований ФНП, отметка о замене ответственного лица и руководителя работ проставляется в наряде-допуске на проведение работ. Рекомендуемой формой не предусмотрены графы о внесении изменений в составе ответственных лиц (за подготовку и руководителя работ), поэтому допустимы два варианта:
1. Внести в форму дополнительные графы для возможности внесения отметки об изменении в составе ответственных лиц (форма рекомендуемая, в нее допускается вносить дополнения).
2. Внести информацию (отметку) о замене лица с указанием времени замены и с подписью нового ответственного (за подготовку или производство работ) в свободном поле наряда-допуска.
Так как согласно требованиям ФНП 528 ответственных за подготовку назначает руководитель подразделения, изменения вносятся с его разрешения (кроме того, в его зону ответственности входит проведение инструктажа для ответственного и руководителя), вносит изменения оформляющий наряд допуск. Один экземпляр наряда-допуска после оформления хранится у него, а изменения вносятся в оба экземпляра.
Обоснование:
— руководитель структурного подразделения, на объекте которого будут проводиться огневые работы, или лицо, его замещающее, назначает ответственных за подготовку и выполнение огневых работ лиц, определяет объем и содержание подготовительных работ и последовательность их выполнения, характер и содержание огневых работ, порядок контроля воздушной среды и средства индивидуальной защиты, меры по обеспечению пожарной безопасности мест проведения работ (организационные и технические меры пожарной безопасности) (п.72 Правил);
— перед началом подготовки и выполнения огневых работ руководитель структурного подразделения или лицо, его замещающее, на объекте которого проводятся огневые работы, проводит инструктаж лица, ответственного за подготовку огневых работ, и руководителя работ о мерах пожарной и промышленной безопасности при их проведении на указанном объекте (п.99 Правил);
— наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Правилам), в котором предусматривается разработка и последующая реализация комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению работ, и передается лицу, ответственному за подготовку огневых работ, и руководителю работ (п.75 Правил);
— в случае замены лица, ответственного за подготовку огневых работ, или руководителя работ в наряде-допуске на выполнение огневых работ производится соответствующая отметка (п.100 Правил).
Воронков Алексей Юрьевич
Вопрос:
Действительно ли строительство отдельно стоящих убежищ (защитных сооружений гражданской обороны) допускается только в тех случаях, когда невозможно устройство более экономичных встроенных убежищ? Запрещено ли строительство встроенных убежищ (защитных сооружений гражданской обороны) на объектах нефтехимической промышленности, использующих взрывоопасные и пожароопасные вещества?
Ответ:
Согласно СП 88.13330.2022 создание отдельно стоящих убежищ допускается при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Обоснование:
Согласно п.7.4 СП 165.1325800.2014 защиту максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, следует предусматривать в убежищах.
На основании п.7.31 СП 165.1325800.2014 убежища следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых, как правило, в зданиях наименьшей этажности, при этом должны предусматривать технические решения для обеспечения возможности выхода укрываемых из убежища в условиях заваливания прилегающей территории обломками разрушенных наземных зданий и сооружений.
В соответствии с п.4.15 СП 88.13330.2022 убежище по возможности следует размещать:
— встроенным — под зданиями наименьшей этажности из строящихся на данной площадке;
— отдельно стоящим — на расстоянии от здания и сооружения не менее высоты здания.
Пунктом 4.3 СП 88.13330 установлено, что встроенные убежища следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий и сооружений.
Строительство отдельно стоящих заглубленных или возвышающихся убежищ может быть допущено при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Таким образом, приоритетным требованием является создание встроенных убежищ. Создание отдельно стоящих убежищ допускается при невозможности устройства встроенных убежищ или при возведении объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Мерзова Ольга Валерьевна
Вопрос:
Может ли специалист по охране труда, контролирующий электроустановки до 1000 В, быть отнесенным к административно-техническому персоналу? В каком внутреннем локальном акте должно это быть определено?
Ответ:
Не может, так как не является электротехническим (или электротехнологическим) персоналом (пункт 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Приказ 903н).
На категории подразделяется электротехнический персонал и электротехнологический персонал (п.38 ПТЭЭП, утвержденных приказом Минэнерго 811).
Обоснование:
«Работники, относящиеся к электротехническому персоналу (из числа специально подготовленного персонала, организующего и осуществляющего монтаж, наладку, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание, управление режимом работы электроустановок) и электротехнологическому персоналу (из числа персонала, у которого в управляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (электросварка, электродуговые печи, электролиз и другое), использующий в работе ручные электрические машины, переносные электроинструмент и светильники, и другие работники, для которых должностной инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание Правил в объеме не ниже II группы по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам), а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам».
«Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять электротехнический и электротехнологический персонал, который подразделяется на следующие категории:
— административно-технический персонал;
— оперативный персонал;
— оперативно-ремонтный персонал;
— ремонтный персонал;
— вспомогательный персонал».
Тихомирова Лариса Александровна
Вопрос:
Нужно ли проводить обучение по ГО и заводить журнал занятий, если на предприятии всего 60 человек, обязательно ли это вообще?
Ответ:
Все организации обязаны проводить подготовку работников в области гражданской обороны.
Обоснование:
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.
Согласно пп.«г» п.5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации:
— разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
— осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
— создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
— разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
— организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
— планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Таким образом, все организации обязаны проводить подготовку работников в области гражданской обороны.
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11, в соответствии с п.3.1. которой курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Отметим также, что МЧС России от 02.12.2015 N 2-4-87-46-11 утверждены Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.2.3 Рекомендаций установлена следующая периодичность прохождения курсового обучения:
— работающее население и личный состав формирований и служб — ежегодно;
— остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее — работники ГО и РСЧС) — не реже одного раза в 5 лет.
Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.
Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объекта утверждена приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565.
Мухачева Анна Игоревна
Вопрос:
На территории предприятие произошло событие, а именно был обнаружен работник в сильном алкогольном опьянении, в результате которого была вызвана скорая помощь, соответственно была организована комиссия и сообщено в соответствующие органы, так как работник был в коме, что согласно приказу Минздрава определяется как тяжелая степень тяжести травмы.
В соответствии (ст.229.2 ТК РФ) были подготовлены следующие документы: приказ о создании комиссии; материалы осмотра места происшествия: схемы, протокол осмотра, фотографии и видеоматериалы и т.д.; документы, которые подтверждают наличие или отсутствие опасных и вредных производственных факторов (например, копия карты СОУТ); медицинское заключение по форме N 315/у; протокол опроса свидетелей происшествия и должностных лиц; объяснительная записка пострадавшего; документы, которые подтвердят прохождение обучения, инструктажей, выдачу СИЗ и т.д.; результаты экспертизы на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение пострадавшего работника.
ГИТ запросили дополнительные документы (копии журналов, результаты периодического медицинского освидетельствования, карточки СИЗ, и др.), по сути, не относящиеся к данному событию.
Собственно вопрос: насколько правомерно требовать предоставления таких документов, каким образом и кто формирует акт о расследовании несчастного случая свободной формы, не связанного с производством?
Ответ:
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Обоснование:
Трудовой кодекс РФ перечисляет обязательные документы, входящие в состав материалов расследования, однако данный перечень не исчерпывающий, т.к. согласно ст.229.2 ТК РФ, конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Согласно п.30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 N 223н, по результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях, составляется акт о расследовании несчастного случая по форме 5, а также несчастные случаи, квалифицированные как не связанные с производством, так же оформляются актом о расследовании несчастного случая по форме 5. Не существует никаких актов о расследовании в свободной форме, только в соответствии с утвержденными приказом Минтруда РФ от 20.04.2022 N 223н формами.
Дополнительно необходимо отметить, что основаниями для организации расследования согласно ст.227 ТК РФ являются:
1) осуществление правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями пострадавшего работника с работодателем либо совершаемых в его интересах (участие в производственной деятельности работодателя, при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя);
2) наличие необходимости перевода пострадавшего на другую работу и/или временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть.
Таким образом, если пострадавший не нуждался в переводе на другую работу и отсутствует оформленный больничный лист, т.е. отсутствует временная или стойкая утрата трудоспособности, то такой несчастный случай не попадает под необходимость расследования в соответствии с утвержденным ТК РФ порядком.
Оленников Иван Олегович
Вопрос:
На предприятии произошел несчастный случай — легкий.
Работодатель оповестил соответственно всех, создал комиссию, как и положено по законодательству. По итогам расследования определил 5 процентов вины пострадавшей на совещании с представителем от коллектива работников.
Но ФСС не принимает такой акт, и указывает, что 5% — это значит грубая неосторожность, такое может только при алкогольном опьянении пострадавшей... Но комиссия по расследованию указывает ФСС, что пострадавший нарушил требования инструкции по ОТ, о котором был проинструктирован, тем более он обучен по всем направлениями и имеет соответствующие протоколы обучения... И то, что решает комиссия, созданная работодателем!
Вопрос, имеют ли право вмешиваться в расследования и указывать, что и как устанавливать, сотрудники ФСС?
Ответ:
Сотрудники ФСС не включаются в состав комиссии по расследованию легкого несчастного случая. А раз они не участвуют в расследовании, то не могут вмешиваться в расследование, подписывать акт и т.д.
Обоснование:
Согласно ч.1 ст.229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Таким образом, работодатель самостоятельно определяет перечень лиц, входящих в состав комиссии — специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя (на усмотрение работодателя), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии).
Согласно ч.2 ст.229 ТК РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются:
— государственный инспектор труда;
— представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию);
— представитель территориального объединения организаций профсоюзов;
— представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Согласно ст.230 Трудового кодекса РФ в акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Прокшиц Константин Вадимович
Вопрос:
На предприятии имеются несколько неиспользуемых зданий. В связи с проверкой пожарной службой появилось требование переоборудования данных зданий. Можно ли законсервировать здания, бывшие в эксплуатации? Если да, то на какие нормативные акты ссылаться?
Ответ:
Нормативными документами по пожарной безопасности процессы вывода зданий (сооружений) из эксплуатации или их консервация не регулируются. Однако, из проведенного анализа нормативной документации установлено, что в данном случае будет корректно руководствоваться следующими:
— СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с Изменениями N 1, 2);
— СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации (с Изменением N 1) (в случае если принято решение о сносе здания).
Обоснование:
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона N 384-ФЗ «При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора».
Также в соответствии с ч.5 ст.38 Федерального закона N 384-ФЗ «Оценкой соответствия здания или сооружения в процессе эксплуатации должно определяться соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации».
Также в соответствии с ч.2 ст.40 Федерального закона N 384-ФЗ «Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В соответствии с п.8.1. СП 255.1325800.2016 «Эксплуатационный контроль технического состояния зданий (сооружений) включает в себя общий мониторинг технического состояния здания (сооружения) с помощью системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций, осмотры здания (сооружения), технический мониторинг систем инженерно-технического обеспечения, обследования».
Также в соответствии с п.8.3 СП 255.1325800.2016 «Обследования технического состояния проводят специализированные организации в соответствии с ГОСТ 31937. В ходе обследования проводят оценку соответствия несущих конструкций и систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, определяют ресурс фактической безопасной эксплуатации конструкций. Организацией, осуществляющей обследование, может быть принято решение о необходимости проведения капитального ремонта, противоаварийных мероприятий, реконструкции или решение о непригодности использования здания по функциональному назначению».
Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание п.8.4. СП 255.1325800.2016, службой эксплуатации (ответственным за эксплуатацию зданий (сооружений) в организации) необходимо провести внеочередной осмотр зданий или пригласить специализированную организацию для обследования технического состояния.
На основании результатов осмотра, а также на основании результатов проверки по пожарной безопасности, принять решение о необходимости проведения капитального ремонта, противоаварийных мероприятий, реконструкции или принять решение о непригодности использования здания по функциональному назначению.
Далее рекомендуется издать приказ (распоряжение) по организации, с указанием зданий, которые выводятся из эксплуатации, какие мероприятия запланированы по этим зданиям (в том числе устранение замечаний по пожарной безопасности). Также в приказе (распоряжении) отразить принятые меры по недопущению нанесения вреда населению, окружающей среде, а также меры по исключению несанкционированного доступа в эти здания.
Григорович Инга Викторовна
Вопрос:
Распространяется ли действие ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на подъемные сооружения, не относящиеся к ОПО и не находящиеся на территории ОПО? Как быть, если в паспорте на ПС, не относящихся к ОПО, указано, что эксплуатировать ПС необходимо в соответствии с ФНП?
Ответ:
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону (п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461.
ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения, в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (п.1 ФНП).
В соответствии с п.143 ФНП объекты, на которых эксплуатируются ПС, перечисленные в пункте 2 ФНП (за исключением ПС, перечисленных в пункте 145 ФНП), подлежат регистрации в качестве ОПО в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО, или Госкорпорации «Росатом». При этом указанные ПС должны учитываться федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО и Госкорпорацией «Росатом» при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО.
В п.145 ФНП предусмотрены ПС, которые не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации «Росатом».
Таким образом, объекты, на которых эксплуатируются ПС, не подлежащие учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, не относятся к категории ОПО. Следовательно, на указанные объекты требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не распространяются.
Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации «Росатом», устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС (п.145 ФНП ПС).
Таким образом, порядок безопасной эксплуатации указанного в вопросе ПС устанавливается в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации.