В ответе за каждого: Отстранение работников, не привитых от СOVID-19: разъяснения Роструда
21.09.2021
21.09.2021

В ответе за каждого

Специализированное онлайн-издание для специалистов в области охраны труда, пожарной безопасности и промышленной безопасности.

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Специализированное онлайн-издание для специалистов в области охраны труда, пожарной безопасности и промышленной безопасности.

21.09.2021

Отстранение работников, не привитых от СOVID-19: разъяснения Роструда

Отстранение работников, не привитых от СOVID-19: разъяснения Роструда

Роструд в письме дал разъяснения о законных основаниях для отстранения сотрудников, не привитых от СOVID-19.

Из текста письма:

«Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Федеральный закон N 157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее — СOVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее — постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против СOVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости СOVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших СOVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), непривитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе, могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

В соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

В составе бесплатной профессиональной справочной системы «Информационный канал Кодекс/Техэксперт: Антикризис» вам доступен справочный раздел «Организация работ в условиях пандемии», в котором подробно рассмотрены вопросы вакцинации против COVID-19.

Начните работу с системой прямо сейчас!

А знаете ли вы?

Определены требования к оснащению объектов защиты противопожарными системами

Утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464).

В качестве объектов защиты постановлением рассматриваются здания, в том числе пожарные отсеки, сооружения, помещения и оборудование, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Закона N 123-ФЗ, требования Закона N 123-ФЗ должны применяться в части, соответствующей объему выполненных работ. Вместе с тем собственник объекта защиты вправе применять положения Закона N 123-ФЗ (вне зависимости от вышеуказанных обстоятельств) в полном объеме.

Постановлением предусмотрено, что объекты защиты должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения (АУП), системой пожарной сигнализации (СПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в соответствии с установленными критериями оснащения.

Обратите внимание! В зданиях и сооружениях не оснащаются АУП и (или) СПС следующие помещения:

— с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

— венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

— категории В4 (кроме отдельных помещений, в отношении которых установлены исключения) и категории Д по пожарной опасности;

— лестничные клетки;

— тамбуры и тамбур-шлюзы.

Кроме того, здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться АУП при выполнении одного из установленных Законом N 123-ФЗ условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасности эвакуации людей из зданий и сооружений.

Дата вступления в силу — 01.03.2022

Поставить на контроль оснащение имеющихся в организации помещений противопожарными системами вы можете с помощью интегрированной системы управления производственной безопасностью ИСУПБ «Техэксперт». Модуль «Управление мероприятиями» автоматизирует процессы, связанные с планированием, контролем и отслеживанием статуса выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. При этом учитываются дата выполнения, источники финансирования, ответственные за выполнение мероприятий, а также стоимость.

Решение ИСУПБ «Техэксперт» выведет на экран всю информацию по выбранному мероприятию и предоставит возможность добавить комментарий, файл, а также покажет историю изменений. А система напоминаний и уведомлений своевременно оповестит ответственных лиц о необходимости выполнения работ по мероприятиям.

С модулем «Управление мероприятиями» вы сможете:

  • организовать и отслеживать ход выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • контролировать сроки мероприятий;
  • получать оперативную информацию о лицах, назначенных ответственными за выполнение мероприятий;
  • формировать отчетную и аналитическую документацию.

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"

Григорович Инга Викторовна

Вопрос:

Должен ли работодатель организовывать обучение (оплачивать расходы по данному обучению) по промышленной безопасности своих сотрудников, как часто и каким документом регламентируется?

Ответ:

Да, должен.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по безопасности
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.