Корректная аббревиатура планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Ранее в постановлении от 18 апреля 2003 года N 14 была аббревиатура ПЛАС, потом в приказе от 26 декабря 2012 года N 781 — ПЛА, также от нас требуют разработать ПМЛА и т.д.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в п.1 ст.9, в п.1 ст.10 определяет обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Обращаем внимание на то, что указанный Федеральный закон аббревиатуру данной документации не определяет.
Указанная обязанность распространяется на все организации, эксплуатирующие ОПО.
В то же время, в отношении отдельных видов опасных производственных объектов устанавливается особый порядок планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (более жесткий).
Так, в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II, III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 730.
При этом отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы устанавливал требования к порядку планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, которые не указаны в п.2 ст.10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». По всей видимости, особенности планирования таких мероприятий должны определяться соответствующими федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Так, например, пункты 256-257 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 (далее — ФНП), регламентируют действия работников ОПО, эксплуатирующих подъемные сооружения в аварийных ситуациях. Согласно п.256 указанных ФНП в организации, эксплуатирующей ОПО с ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до работников инструкции, определяющие их действия в аварийных ситуациях.
В некоторых случаях планам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, необходимость разработки которых предусмотрена Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», присваивается аббревиатура, разная по наименованию, но одинаковая по содержанию: ПМЛА, ПЛАС или ПЛА. В этом случае речь идет об одной и той же документации.
Так, например, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (далее — ФНП N 101), под ПЛА подразумевают план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (см. список используемых ФНП сокращений), т.е. то же самое, что и в ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», однако, дополнительно устанавливая в приложении N 1 к указанным ФНП специальные разделы такого плана.
В п.2.7. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96, под ПМЛА также подразумевают план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, т.е. речь идет о реализации требований ст.ст.9 и 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В то же время, нельзя не исключать и ту ситуацию, что необходимость разработки той или иной документации может предусматриваться разными нормативными правовыми актами, регламентирующими разные отношения, но присваивающие такой документации одинаковую аббревиатуру.
Так, например, основания и порядок разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, органы, которые согласовывают указанные планы, сроки введения планов в действие, сроки действия планов определяются Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N 621.
Отметим при этом, что требования к разработке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определяются в ст.16.1.
Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; в ст.22.2. Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», п.107 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утв. приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520; п.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101.
Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством РФ с учетом требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, Порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240.
Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613. Кроме того, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ.
Указанные нормативные правовые акты обязанность по разработке соответствующих планов возлагают на следующих лиц.
Согласно п.2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке.
В соответствии с п.2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе для организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, если Ваша сфера деятельности охватывается и регламентируется разными нормативными правовыми актами, предусматривающими обязанность разработки документации с одинаковой аббревиатурой, но разной по содержанию, Вы должны разработать всю необходимую документацию. При этом ориентироваться нужно на аббревиатуру, которая обозначена в нормативном правовом акте, определяющем необходимость разработки соответствующей документации.