PRO: Машиностроение
Самое важное и интересное для специалистов машиностроительной отрасли

Самое важное и интересное для специалистов машиностроительной отрасли
Утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области машиностроения

Исчтоник изображения: freepik.com
ГОСТ Р 72096-2025 «Средства орбитальные. Обеспечение стойкости автоматических космических аппаратов к воздействию факторов электризации. Общие требования» утвержден приказом Росстандарта от 27 мая 2025 года № 484-ст.
Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и серийно выпускаемые автоматические космические аппараты и их составные части, в том числе служебные бортовые системы, бортовую аппаратуру, бортовое оборудование, и устанавливает общие требования по обеспечению защищенности и стойкости к воздействию факторов электризации, обусловленных воздействием потоков заряженных частиц космического пространства в условиях ЛИ. Стандарт предназначен для разработчиков и изготовителей автоматических космических аппаратов и их составных частей, в том числе служебных бортовых систем, бортовой аппаратуры и бортового оборудования, и содержит общие требования по защищенности и стойкости к воздействию факторов электризации.
ГОСТ Р 72096-2025 вводится в действие на территории РФ с 1 января 2026 года.
Быть в курсе последних новостей в области машиностроения поможет новостная лента в профессиональной справочной системе «Техэксперт: Машиностроительный комплекс». А в разделе «Обратите внимание» эксперты собирают для вас информацию о главных новостях и событиях месяца!
Еще не работаете с «Техэксперт: Машиностроительный комплекс»?
Узнайте подробнее о системе у представителя «Техэксперта» в вашем регионе!
А знаете ли вы?
В России нужны заказчики новых стандартов крепежных деталей для автомобильной промышленности
Юрий Лавриненко, начальник отдела стандартизации продукции авто-мото-тракторостроения ФГУП НАМИ, в своем выступлении на конференции «Качественный крепеж — надежность машин и металлоконструкций» (проходит в рамках деловой программы выставки «Металлоконструкции-2025») поднял тему о необходимости создания новых стандартов крепежа.
Спикер отметил, что стандартизация является ключевым фактором модернизации и технологического развития российской промышленности. Особое значение она имеет для автомобилестроения, где крепежные изделия составляют одну из самых многочисленных номенклатур компонентов. В условиях импортозамещения и глобальной конкуренции разработка современных стандартов на крепежные системы становится стратегической задачей.
Крепежные детали в автомобильной промышленности должны соответствовать высоким требованиям:
— прочность при экстремальных нагрузках и температурах;
— легкость для снижения общего веса транспортного средства;
— совместимость с новыми материалами (алюминиевые сплавы, композиты);
— унификация для сокращения ассортимента и снижения затрат.
Однако существующая нормативная база в России отстает от международных стандартов (DIN, EN, ISO). За последние 20 лет комитет ISO разработал 262 стандарта, в то время как в РФ принято лишь 155 ГОСТ Р. Это отставание негативно влияет на конкурентоспособность отечественной продукции.
Также Юрий Лавриненко отметил достижения ФГУП НАМИ в области стандартизации. С 2015 года научный центр в рамках подкомитета ПК 3 «Составные части» ТК 056 разработал 26 национальных стандартов на крепежные изделия, гармонизированных с международными нормами.
Стандартизация крепежных изделий — критически важное направление для развития отечественного автопрома. Успешная реализация этой задачи позволит снизить зависимость от импорта и увеличить экспортный потенциал российской продукции. Для достижения этих целей требуется консолидация усилий государства, науки и бизнеса, а также увеличение финансирования стандартизационных проектов.
Источник: www.metalinfo.ru
При внедрении и использовании ГОСТов могут возникнуть сложности, решить которые поможет сервис «Гид по применению стандартов». Материал доступен в разделе «Аналитика, опыт, практика» на главной странице системы «Техэксперт: Машиностроительный комплекс».
Гид поможет:
— разобраться в процессе утверждения, введения в действие и отмены стандартов;
— понять, как работать со стандартами, если они еще не действуют, их действие приостановлено или прекращено;
— построить на предприятии бизнес-процесс по внедрению стандартов;
— избежать негативных последствий неправильного применения стандартов;
— узнать об ошибках и опечатках в действующих стандартах;
— подготовить письмо в Росстандарт, чтобы предложить госоргану внести изменение в текст стандарта.
Информация из Гида подойдет всем пользователям стандартов: стандартизаторам, специалистам по качеству, инженерам, сотрудникам лабораторий.
Ссылки ведут на документы в системе «Техэксперт».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем «Техэксперта» или у вас не настроена утилита «кАссист».
Обратитесь к представителю «Техэксперт» в вашем регионе.
Вопрос-ответ

Поповкин Николай Александрович
Вопрос:
Есть ГОСТ Р 56464-2015 «Техника космическая. Авторский надзор главного конструктора в процессе производства». Можно ли данный ГОСТ применить (сослаться на него) при разработке внутреннего стандарта на изделия коммерческой техники (автомобилестроение)?
Ответ:
На основании ст.21 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и устанавливается организациями самостоятельно.
Читать весь ответ