Насколько мне известно, санэпидзаключения на предприятия и на продукты отменены.
Достаточно ли провести испытания продукции в аккредитованной лаборатории на указанный МУК с заключением по поданным протоколам? Или же изготовитель обязательно должен обращаться за экспертным заключением в Роспотребнадзор?
Обоснование:
В соответствии с пунктом 1.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» , введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 , сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в приложении 1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, которые не имеют аналогов в указанном приложении 1 , должны быть обоснованы в установленном порядке.
При обосновании сроков годности изготовителем или разработчиком документации представляется информация в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о мероприятиях, способствующих повышению сохранности пищевых продуктов (усовершенствование технологии, внедрение новых видов упаковки, улучшенных показателей качества сырья, усиленного санитарного режима при производстве и т.д.), и результаты испытаний продукции, свидетельствующие об их безопасности и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности (пункт 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03 ).
Согласно пункту 1.11 СанПиН 2.3.2.1324-03 обоснование сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, указанных в пункте 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03 , а также специализированных продуктов для детского и диетического питания должно проводиться на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретных видов продукции и комплексных санитарно-эпидемиологических исследований в установленном порядке.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.3.2.1324-03 сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной документации, должны быть обоснованы на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими организациями, аккредитованными в установленном порядке, с участием учреждений, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Санитарно-эпидемиологические заключения о возможности установления сроков годности скоропортящихся пищевых продуктов, продуктов, изготовленных по новым технологиям и/или из новых видов сырья, продуктов детского, лечебного и профилактического питания, в т.ч. консервированных; продуктов, полученных из генетически модифицированных источников, выдаются федеральным органом исполнительной власти в области санэпидблагополучия после проведения экспертизы в уполномоченных им учреждениях по месту расположения организаций-изготовителей.
На другие виды продуктов (нескоропортящихся) санитарно-эпидемиологические заключения о возможности установления сроков годности выдаются органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в субъектах Российской Федерации после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и испытаний учреждениями госсанэпидслужбы (пункт 1.16 СанПиН 2.3.2.1324-03 ).
Порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов устанавливают Методические указания МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2004).
Пунктами 3.3 -3.5 МУК 4.2.1847-04 установлены аналогичные приведенным положениям СанПиН 2.3.2.1324-03 правила, предполагающие, что производитель пищевой продукции для обоснования сроков ее годности проводит ее испытания в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и получает санитарно-эпидемиологические заключения этих учреждений о возможности установления сроков годности продукции.
При этом СанПиН 2.3.2.1324-03 является действующим нормативным правовым актом в части, не противоречащей требованиям технических регламентов и иных международных правовых актов Евразийского экономического союза (Письмо Роспотребнадзора от 05.11.2015 N 01/13474-15-31 ).
С одной стороны, в силу части 7 статьи 23 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) , принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 , при декларировании соответствия пищевой продукции доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться как должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Однако в силу положений статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной (пункт 1 ). Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза) (абзац первый пункта 2 ). Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (абзац второй пункта 2 ). Положения абзаца второго пункта 2 названной статьи не распространяются на применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
А потому установление положениями СанПиН 2.3.2.1324-03 определенного порядка обоснования срока годности пищевых продуктов как санитарная мера не является предметом регулирования ТР ТС 021/2011 и не вступает с ним в противоречие.
В связи с рассмотрением вопроса важно отметить позицию Верховного Суда РФ, который рассмотрел административный иск компаний-производителей о признании недействующими пунктов 1.9 , 1.10 , 1.13 , 1.16 СанПиН 2.3.2.1324-03 (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.07.2020 N АКПИ20-298 , оставленное без изменения Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N АПЛ20-313).
В обоснование требования административные истцы указали, что, будучи производителями и декларантами соответствия пищевой продукции, они провели ее исследования и получили санитарно-эпидемиологические заключения о возможности установления сроков годности в аккредитованных лабораториях, не являющихся учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, в соответствии с требованиями Закона N 52-ФЗ и ТР ТС 021/2011 . В связи с получением заключений о возможности установления сроков годности пищевой продукции в аккредитованных лабораториях, а не в учреждениях госсанэпидслужбы, в отношении административных истцов управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве были вынесены предписания о проведении санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и постановления о привлечении к административной ответственности, основанные на оспариваемых положениях СанПиН 2.3.2.1324-03 .
Суд не нашел противоречий между оспариваемыми положениями СанПиН 2.3.2.1324-03 и нормами Закона N 52-ФЗ и ТР ТС 021/2011 , признав первые не противоречащими действующему законодательству в части возложения на производителей (декларантов) пищевой продукции для обоснования сроков ее годности обязанности представлять в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информацию о мероприятиях, способствующих повышению сохранности этой продукции, а также проводить ее испытания в указанных учреждениях и получать санитарно-эпидемиологические заключения этих учреждений о возможности установления сроков годности продукции.