Необходимо разъяснить требования к перевозке пищевых продуктов автотранспортным средством:
─ должен ли применяться специальный транспорт, который ранее не использовался для перевозки различных химикатов, ядовитых веществ, нефтепродуктов и др.;
─ какие существуют требования к кузову автомобиля, в котором осуществляется перевозка пищевой продукции?
Ввиду того, что запрет транспортировки продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами упразднен, говорить об обязательном использовании специализированного транспортного средства (предназначенного исключительно для перевозки пищевой продукции) некорректно. В то же время, сказанное не исключает того, что по конструктивным особенностям и оснащенности транспорт должен обеспечивать надлежащие условия для перевозки конкретного пищевого груза (исключающие соприкосновение различных групп совместно перевозимой продукции, необходимые температурные и влажностные режимы транспортировки, установленные изготовителем, и т.п.).
Обоснование:
В силу части 1 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия — в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными изготовителем такой продукции.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции изготовителем должны быть разработаны, внедрены и поддерживаться процедуры, основанные на принципах ХАССП, в частности, направленные на соблюдение условий перевозки (транспортирования) пищевой продукции (пункт 3 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Сам ТР ТС 021/2011 прямо не говорит об использовании для транспортирования пищевой продукции только специальных (специализированных) транспортных средств, предъявляя лишь отдельные требования к условиям транспортировки и грузовым отделениям (конструкции, внутренней поверхности) транспортных средств, используемых в указанных целях (статья 17 ТР ТС 021/2011):
- при использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции;
- конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пищевой продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых, проведение очистки, мойки, дезинфекции;
- грузовые отделения транспортных средств, контейнеры и емкости, используемые для перевозки (транспортирования) пищевой продукции, должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции;
- внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов;
- грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства — члена Таможенного союза.
Однако в национальном законодательстве сформулировано следующее положение: для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства (пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»), что вызывает проблемы правоприменения.
Отметим, что на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью налагаются обязанности, в частности, по:
- выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», введенные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23, регламентируют гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов (раздел 11). Надо сказать, что недавние изменения, внесенные в СП 2.3.6.1066-01 (постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.04.2020 N 12), отменили следующие гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов (ранее действующий пункт 11.1):
- необходимость использовать специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства;
- запрет транспортировки продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами;
- необходимость использовать специализированный транспорт с маркировкой для перевозки отдельных пищевых продуктов (молочные, колбасные, кремовые кондитерские изделия, хлеб, мясо, рыба, полуфабрикаты).
Очевидно, это было сделано в целях гармонизации российского санитарного законодательства с законодательством ЕАЭС. С учетом изложенного полагаем, что транспорт, используемый для перевозок пищевых продуктов, может не быть обязательно изначально специализированным (по характеру перевозимого груза ведь разрешена одновременная перевозка пищевой продукции и иных грузов), но по конструктивным особенностям должен обеспечивать надлежащие условия для перевозки такого груза: внутренняя поверхность кузова, грузовых отделений машины должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции, должно быть установлено оборудование, обеспечивающее условия транспортировки (температура, влажность) конкретной пищевой продукции, условия, исключающие соприкосновение различных групп совместно перевозимой продукции, поэтому транспорт потребуется оснастить оборудованием, обеспечивающим необходимые температурные режимы транспортировки, иные особые условия перевозки, установленные изготовителем, и т.п.
Санитарное законодательство прямо запрещает транспортировку пищевых продуктов в железнодорожных транспортных средствах, в которых ранее перевозились опасные грузы (пункт 5.9 Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1255-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 N 32); несмотря на то, что аналогичный запрет, установленный в отношении автомобильного транспорта, не обнаружен, не можем исключить, что перевозка продуктов питания в емкостях, уже перевозивших опасные грузы (нефтепродукты, ядохимикаты, сильнопахнущие и ядовитые вещества), такое использование транспорта для перевозки пищевых продуктов может вызвать претензии проверяющих, как ставящее под угрозу жизнь и здоровье потребителей.
И, наконец, следует учитывать требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов, установленные приложениями N 6 и N 8 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877:
- требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пищевых жидкостей;
- требования к транспортным средствам — фургонам для перевозки пищевых продуктов;
- дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.