Вопрос-ответ

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Возник вопрос между собственником производственного здания и владельцем тепловой сети. Тепловая сеть проходит вдоль здания на расстоянии 0,5 метра от него. Собственник требует убрать от здания тепловую сеть. Насколько правомочны его требования и есть ли правила, определяющие расстояние прокладки тепловых сетей от производственных зданий?
Также добавлю, что тепловая сеть эксплуатируется 20 лет. Вопрос возник после смены собственника здания. Земля, по которой проходит тепловая сеть, принадлежит собственнику тепловой сети.
Ответ:
Сведения о правомочности требований собственника здания, а также установленные требования к расстоянию от здания до тепловых сетей приведены в обосновании.
Обоснование:
Согласно нормативно-техническим требованиям, расстояние от фундамента зданий (сооружений) до подземных тепловых сетей должно составлять (п. 12.35 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее — СП 42.13330.2016)):
- 2 метра от наружной стенки канала, тоннеля тепловой сети;
- 5 метров от оболочки бесканальной прокладки тепловой сети.
Следовательно, если собственник производственного здания требует убрать подземную тепловую сеть, расположенную на расстоянии 0,5 метра от его здания, то его требования являются правомочными и обоснованными, в силу установленных нормативно-технических требований.
В свою очередь, федеральным законодательством требования к расстоянию между надземными тепловыми сетями и зданиями (сооружениями) не регламентированы.
В связи с этим, если указанные тепловые сети являются надземными, требования собственника производственного здания о переносе данных сетей будут необоснованными.
Ответы на другие вопросы вы найдете в разделе «Эксплуатация зданий в вопросах и ответах» системы «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
У нас сдаются отдельные помещения в здании со своими щитками электроснабжения. Кто несет юридическую ответственность за электробезопасность в арендуемом помещении, кто отвечает за состояние электрооборудования в арендуемом помещении? Составляется ли акт балансовой и эксплуатационной ответственности по электрическим сетям в зданиях между арендатором и арендодателем и, если да, на основании какого документа?
Ответ:
Ответственным за эксплуатацию здания (помещения) является его собственник. Кроме того, таким ответственным может быть лицо, которое владеет данным зданием (помещением) на праве аренды, т. е. арендатор. В таком случае на арендатора договором аренды должна быть возложена данная ответственность (ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ).
На основании изложенного юридическую ответственность за эксплуатацию помещения в здании, в том числе его электрооборудования (щитков электроснабжения), будет нести собственник данного помещения (арендодатель), если договором аренды данная ответственность не возложена на арендатора. Акт разграничения электрических сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности составляется между энергоснабжающей организацией и владельцем электроустановок, т. е. потребителем (п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6).
В связи с этим заключение между арендатором и арендодателем акта балансовой и эксплуатационной ответственности по электрическим сетям представляется некорректным.
Ответы на другие вопросы вы найдете в разделе «Эксплуатация зданий в вопросах и ответах» системы «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Гордынский Александр Антонович
Вопрос:
Сколько хранится документация на строительство зданий или техперевооружение в архивах застройщика и эксплуатирующих организаций?
Ответ:
Сроки хранения проектной, рабочей, исполнительной документации, договоров подряда по строительству и счетов на оплату в архивах заказчиков (застройщиков) и эксплуатирующих организациях на строительство зданий или техперевооружение приведены в обосновании.
Обоснование:
Хранение документов, входящих в состав проектной документации объектов завершенного строительства, должно осуществляться в течение следующих сроков (п. 462 Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182 (далее — Перечень, утвержденный Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182)).
А. В архивах заказчиков (застройщиков):
- задание на проектирование — 5 лет после истечения срока договора с заказчиком;
- проект (технико-экономическое обоснование) — 10 лет после истечения срока договора с заказчиком;
- рабочий проект и рабочая документация — 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию. Для зарубежных проектов — до ликвидации объекта проектирования.
Б. В архивах эксплуатирующих организаций:
- задание на проектирование — до ввода объекта в эксплуатацию;
- проект (технико-экономическое обоснование), рабочий проект и рабочая документация) — до сноса (разрушения) здания, сооружения, не подлежащего восстановлению
Исполнительная документация должна храниться у заказчиков (застройщиков) постоянно в силу п. 4 РД-11-02-2006.
К сожалению, в вопросе не указан список интересующих вас документов, входящих в исполнительную документацию объектов капитального строительства, находящихся в архивах эксплуатирующих организаций. Исполнительные документы объектов капитального строительства имеют различные сроки хранения. Сроки хранения данной документации в архивах эксплуатирующих организаций установлены в разделе 7 Перечня.
Срок хранения договоров подряда (контрактов) на работы по строительству и реконструкции составляет (п. 959 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182):
А. В архиве заказчиков (застройщиков):
- для объектов, имеющих большое значение для экономики страны/региона,постоянно;
- по второстепенным объектам — 5 лет.
Б. В архиве эксплуатирующих организаций:
- для всех объектов — до минования надобности, но не менее 5 лет (п. 3.3.3 Указаний по применению Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182).
Законодательство не устанавливает сроки хранения в архивах у заказчиков (застройщиков) и эксплуатирующих организаций счетов на оплату, данные документы не содержатся в Перечне, утвержденном Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182.
Ответы на другие вопросы вы найдете в разделе «Эксплуатация зданий в вопросах и ответах» системы «Техэксперт: Эксплуатация зданий»

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Нужно ли получать разрешение на ввод в эксплуатацию сети газопотребления (0,6 МПа) исходя из положений ст. 51 ГрК РФ?
Ответ:
В вашей ситуации разрешение на ввод в эксплуатацию сети газопотребления (0,6 МПа) не требуется.
Обоснование:
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатации в орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) необходимо предоставить документы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ).
В числе указанного перечня документов находится разрешение на строительство (п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ).
Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, если для строительства или реконструкции такого объекта градостроительным законодательством не предусмотрена выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 ГрК РФ).
Выдача разрешения на строительство не требуется для строительства объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением (сети газопотребления) до 0,6 МПа включительно (п. 4.4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
На основании изложенного разрешения на ввод в эксплуатацию сети газопотребления (0,6 МПа) не требуется.
Ответы на другие вопросы вы найдете в разделе «Эксплуатация зданий в вопросах и ответах» в «Техэксперт: Эксплуатация зданий».
Вопрос:
Чем руководствоваться при проведении текущего ремонта помещений служебно-бытового здания? Текущий ремонт включает отделку стен, полов, потолка, замену электропроводки, сантехнического оборудования, освещения.
Ответ:
При организации и проведении текущего ремонта служебно-бытового здания необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения;
- ВСН 58-88(р) Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения;
- Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Глава 7.1. Электрооборудование жилых, общественных, административных и бытовых зданий;
- ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 Электроустановки низковольтные. Часть 5-52. Выбор и монтаж электрооборудования. Электропроводки;
- СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85;
- СП 73.13330.2016 Внутренние санитарно-технические системы зданий. СНиП 3.05.01-85;
- СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*;
- ГОСТ Р 55710-2013 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений;
- СП 71.13330.2017 Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87.
Документы доступны в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Основание каких детских площадок можно засыпать галькой? Какое там может находиться детское оборудование, а какого быть не должно?
Ответ:
Под любым оборудованием детской игровой площадки, с которого могут упасть дети, должно быть ударопоглощающее покрытие. Оно может состоять в том числе из гравия (гальки) с размерами частиц 2–8 мм.
Обоснование:
Оборудование детской игровой площадки — оборудование, с которым или на котором дети могут играть в помещении или на открытых площадках, индивидуально или группой, по своему усмотрению и правилам (п. 3.1 ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования (далее — ГОСТ Р 52169-2012)). Для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления должно находиться ударопоглощающее покрытие (п. 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012). Ударопоглощающее покрытие детской игровой площадки представляет собой покрытие с амортизационными свойствами, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемое совместно с оборудованием (п. 3.2 ГОСТ Р 52169-2012).
Одним из видов ударопоглощающего покрытия является гравий (галька), размер частиц которого должен составлять от 2 до 8 мм (п. 4.3.26.9 ГОСТ Р 52169-2012).
Таким образом, под любым оборудованием (например, качели, горки) детской игровой площадки, с которого могут упасть дети, должно быть ударопоглощающее покрытие, которое может состоять из гравия (гальки).
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Кто должен оформлять ордер на производство земляных работ — заказчик или исполнитель? Необходимо восстановить асфальтобетонное покрытие тротуаров и дорог.
Ответ:
Заявителем получения ордера на производство земляных работ может быть лицо, установленное региональными правилами благоустройства территории поселения.
Обоснование:
К вопросам местного значения городского поселения относятся среди прочего утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля их соблюдения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Разрешение на осуществление земляных работ выдается в случаях, предусмотренных нормативно-правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления (п. 132 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403).
Из вышеизложенного следует, что порядок выдачи ордера на производство земляных работ федеральным законодательством не устанавливается и осуществляется в соответствии с региональными правилами благоустройства территории, утвержденными органами местного самоуправления.
Например, в силу п. 13.3, 13.5 Правил благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, утвержденных Решением городской Думы города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 26.12.2018 № 272, городская администрация Нижнего Новгорода выдает разрешение (ордер) на производство земляных работ при выполнении:
1) ремонта, реконструкции дорог;
2) обустройства и ремонта:
- пешеходных дорожек;
- тротуаров;
- внутридворовых проездов и территорий;
- остановочных пунктов пассажирского транспорта.
При этом ордер выдается заказчику работ на основании порядка выдачи ордера, установленного правовым актом городской администрации Нижнего Новгорода.
Таким актом для Нижнего Новгорода является Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача ордера на проведение земляных, ремонтных и иных видов работ на территории городского округа города Нижний Новгород», утвержденный Постановлением Администрации Нижнего Новгорода от 28.08.2019 № 2967 (далее — Регламент, утвержденный Постановлением Администрации Нижнего Новгорода от 28.08.2019 № 2967).
Ордер на производство земляных работ выдается заказчику либо его уполномоченным представителям (п. 1.2 Регламента, утвержденного Постановлением Администрации Нижнего Новгорода от 28.08.2019 № 2967).
Следовательно, ордер на производство земляных работ на территории Нижнего Новгорода оформляет заказчик работ либо его уполномоченный представитель.
Для уточнения требований по вашему региону рекомендуем обратиться к анализу регионального законодательства.
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Как часто проводится санитарная вырубка сухостоя и чем это аргументировано?
Вопрос касается территорий, прилегающих к зданию спортивного комплекса.
Ответ:
Для определения периодичности вырубки сухостоя на прилегающей к зданию территории спорткомплекса рекомендуем обратиться к региональному законодательству, а именно к Правилам благоустройства территории непосредственно вашего муниципального образования.
Обоснование:
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования (ч. 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ).
Правила благоустройства территории муниципального образования регулируют вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями (п. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ)).
Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Обращаем ваше внимание, что федеральным законодательством не предусмотрена периодичность вырубки сухостоя на территориях городских поселений.
Методические рекомендации для подготовки Правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр (далее — Рекомендации).
В указанном выше нормативном правовом документе содержится рекомендация лицам, ответственным за содержание соответствующей территории, осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения (п. 12.5.3.3.3 Рекомендаций). Обращаем ваше внимание на то, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений включает в себя и такие мероприятия, как (п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации МДС 13-5.2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 (далее — МДС 13-5.2000)):
- принятие мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов;
- обеспечение уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев;
- лечение ран, дупел на деревьях.
Исходя из вышеизложенного, лицу, ответственному за содержание и благоустройство прилегающей к зданию территории, для определения периодичности работ по вырубке сухостоя рекомендуем обратиться к Правилам благоустройства территории вашего муниципального образования.
Дополнительно сообщаем, что пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается. Разрешение на спил деревьев выдается органом, уполномоченным на то органами местного самоуправления (п. 1.4.1 МДС 13-5.2000).
С дополнительной информацией по вопросу вы можете ознакомиться в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий», в справочном материале «Обслуживание и благоустройство прилегающих к зданию территорий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Приборы учета необходимо ставить на каждое здание (строение) или достаточно одного прибора учета на весь объект? У нас 17 строений находятся на одной территории, установлены приборы учета на общее потребление воды, электрической энергии и тепловой энергии.
Ответ:
Если здания (сооружения) подключены к централизованной сети ресурсоснабжающей организации, а именно от единой точки присоединения, на границах балансовой принадлежности которой установлен прибор учета, то установка данного прибора на все остальные объекты не требуется.
Если же здания подключены от разных точек сети ресурсоснабжающей организации, то для данных объектов необходим отдельный прибор учета.
Обоснование:
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию, обязаны оснастить такие объекты приборами учета используемых коммунальных ресурсов (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В свою очередь, приборы учета подлежат установке (технологическому присоединению) на границах балансовой принадлежности сетей собственника задания (сооружения) и ресурсоснабжающей организации (далее — РСО).
Указанное правило закреплено в следующих нормативно-правовых актах:
- в п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442;
- в ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- в ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
На основании указанных норм можно сделать следующий вывод. Если у собственника имеется комплекс зданий (сооружений) и все они подключены к централизованным источникам коммунальных ресурсов (воды, тепловой энергии, электрической энергии) от единой точки технологического присоединения, то для них потребуется единый прибор учета (то есть на весь объект), который устанавливается на границе балансовой принадлежности.
В противном случае, если здания (сооружения) подключены от разных точек сети РСО, для них потребуются отдельные приборы учета.
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Роспотребнадзор выдал предписание о проведении дезинфекционных мероприятий в помещениях здания. После уплаты штрафа по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ можно не исполнять предписание?
Ответ:
Уплата штрафа не освобождает вашу организацию от исполнения ею обязанности, за неисполнение которой она была привлечена к административной ответственности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Кроме того, в случае неисполнения данного предписания Роспотребнадора о проведении дезинфекционных мероприятий вы можете быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С дополнительной информацией по вопросу вы можете ознакомиться в «Техэксперт: Эксплуатация зданий», в справочном материале «Взаимодействие службы эксплуатации зданий с Роспотребнадзором».

Базанов Дмитрий Александрович
Вопрос:
Относятся ли к работам по эксплуатации здания содержание и ремонт внутренней ливневой канализации?
Ответ:
Содержание в технически исправном состоянии внутреннего водоотвода здания относится к обслуживанию здания и является обязанностью сотрудников службы эксплуатации зданий.
Обоснование:
Служба эксплуатации зданий самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечивает выполнение комплекса работ по эксплуатационному контролю и обслуживанию зданий (п. 7 СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения.
Правила эксплуатации. Основные требования» (далее — СП 255.1325800.2016)).
В обязанности службы эксплуатации зданий, в частности, входит (п. 7 СП 255.1325800.2016):
- поддержание эксплуатационных показателей строительных конструкций здания (сооружения), наблюдение за состоянием архитектурных и конструктивных элементов здания (сооружения);
- эксплуатационный контроль и обслуживание систем инженерно-технического обеспечения, в том числе подготовка к сезонной работе;
- общая подготовка здания (сооружения) к сезонной эксплуатации;
- сезонные профилактические работы по поддержанию функционирования здания (сооружения) для предупреждения проблем и аварийных ситуаций.
В связи с тем что система внутреннего водоотвода ливневой канализации здания является частью инженерной системы внутренней канализации (п. 8.1.1 СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий»), ответственность за содержание ее в надлежащем техническом состоянии несет служба эксплуатации здания.
С более подробной информацией по вопросу вы можете ознакомиться в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий», в справочном материале «Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения зданий и сооружений».

Базанов Дмитрий Александрович
Вопрос:
Каков срок хранения актов ввода сетей газопотребления в эксплуатацию? По какой форме они могут составляться?
Ответ:
Акты ввода сетей газопотребления в эксплуатацию должны быть составлены по форме, приведенной в Приложении Д к ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация». Это указано в п. 6.2.7 ГОСТ Р 54961-2012.
Акты подлежат постоянному хранению в составе исполнительной документации объектов газификации.

Кульченков Дмитрий Иванович
Вопрос:
Какие документы регламентируют включение и выключение приборов освещения в темное время суток? Интересуют приборы, смонтированные в местах общего пользования в зданиях (в коридорах, холлах, на лестничных маршах и др.) и на территории предприятия.
Ответ:
Порядок включения и выключения приборов освещения в темное время суток, смонтированных в местах общего пользования в зданиях (в коридорах, холлах, на лестничных маршах и др.) и на территории предприятия, регламентируется:
- СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (далее — СП 52.13330.2016);
- СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (далее — СП 256.1325800.2016).
Обоснование:
Освещение вестибюлей, лестниц, лифтовых холлов должно иметь автоматическое или дистанционное управление. Управление должно обеспечить снижение светового потока светильников или ламп в ночное время с таким расчетом, чтобы освещенность вышеуказанных помещений была не ниже норм эвакуационного освещения. При проходе людей по данным помещениям освещенность должна соответствовать нормам рабочего освещения (п. 7.3.8 СП 52.13330.2016).
Управление рабочим освещением лестничных клеток и коридоров с естественным освещением и входов в здание должно быть автоматическим. При этом оно должно быть обеспечено по программе: включение освещения с наступлением темноты и отключение с рассветом или по другой заданной программе (п. 11.2 СП 256.1325800.2016).
Система управления эвакуационным освещением, освещением лифтовых холлов, площадок перед лифтами, первого этажа, лестниц, вестибюлей с естественным освещением и линий питания устройств кратковременного включения должна обеспечивать (абз. 3 п. 11.1 СП 256.1325800.2016):
- автоматическое или дистанционное (из диспетчерских пунктов) включение освещения с наступлением темноты;
- отключение с наступлением рассвета.
Централизованное дистанционное управление освещением следует, как правило, выполнять из помещения, в котором находится обслуживающий персонал или которое для него доступно (п. 11.3 СП 256.1325800.2016).
Требования к освещенности помещений общего пользования приведены в таблице 4.3 СП 52.13330.2016.
В целях энергосбережения для управления освещением указанных выше помещений допускается применение устройств кратковременного включения освещения с выдержкой времени, достаточного для прохода людей по этим помещениям, или использование светильников с датчиками движения (присутствия) и освещенности (абз. 2 п. 7.3.8 СП 52.13330.2016).
Для местного управления освещением проходов и лестничных клеток, предназначенных для обслуживающего персонала в общественных зданиях, рекомендуется предусматривать устройства кратковременного включения с выдержкой времени, достаточного для прохода, подъема, спуска на любой этаж или часть этажей, при этом должна обеспечиваться возможность ручного управления освещением (п. 11.9 СП 256.1325800.2016).
При применении устройств кратковременного включения необходимо предусматривать светильники, которые в темное время суток включены постоянно. Эти светильники должны обеспечивать освещенность лестничных клеток не ниже норм эвакуационного освещения (абз. 2 п. 11.1 СП 256.1325800.2016).
При любой системе автоматического или дистанционного управления освещением должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая возможность включения или отключения рабочего и эвакуационного освещения в любое время суток из электрощитового помещения или с вводно-распределительного устройства (абз. 4 п. 11.1 СП 256.1325800.2016).
Наружное освещение предприятий должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри зданий (абз. 1 п. 7.4.3 СП 52.13330.2016).
Там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока (абз. 2 п. 7.4.3 СП 52.13330.2016).
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий ».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Допускается ли дальнейшая эксплуатация лифта до приведения в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011, без указанной модернизации или замены до 14.02.2025?
Ситуация:
В Заключении по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, определен срок замены или модернизации лифта (до 14.02.2020).
В 2020 году вступило в силу изменение к ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».
В пункте 5.5 указано: лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Технического регламента в срок, не превышающий 12 лет (в пред. редакции — 7 лет) с даты вступления в силу настоящего Технического регламента.
Ответ:
Нет, в вашем случае не допускается эксплуатация лифта до 14.02.2025 без выполнения работ по приведению его в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — ТР ТС 011/2011). Подробности — в обосновании.
Обоснование:
Лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления в силу Технического регламента (пп. 5.5 п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011).
Из дословного прочтения нормы пп. 5.5 п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011 следует, что продление срока до 14.02.2025 на выполнение работ по замене или модернизации лифтов распространяется только на лифты, у которых истек назначенный срок службы до даты вступления в силу ТР ТС 011/2011 (с 15.02.2013).
Из информации, представленной в вашем вопросе, следует, что у вашего лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011, истек назначенный срок службы после вступления в силу ТР ТС 011/2011.
Иными словами, норма пп. 5.5 п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011 в указанном случае не может быть применена.
Обращаем ваше внимание, что лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу ТР ТС 011/2011 и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 до окончания назначенного срока службы (п. 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»).
Из вышеизложенного следует, что предприятие не можете эксплуатировать лифт до 14.02.2025 без приведения в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011. Указанные выводы подтверждают:
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Каковы последствия (в том числе ответственность) нарушения потребителем (юрлицо, нежилые здания) режима холодного водопотребления и водоотведения, указанных в договоре (увеличение объемов)? В договоре данные последствия не указаны.
Ответ:
В случае превышения объемов полученной воды и отведенных сточных вод над договорными потребитель обязан будет оплатить:
- объем полученной холодной воды по правилам ее коммерческого учета;
- сточные воды — по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод (в том случае, если объем сточных вод абонента составляет 50 куб. м в сутки и более).
Превышение объемов будет считаться нарушением потребителем (юридическим лицом) режима холодного водопотребления и водоотведения, указанного в договоре.
Обоснование:
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами (ч. 1 ст. 541 Гражданского кодекса РФ). Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Сведения о режиме подачи холодной воды, режиме приема сточных вод являются неотъемлемыми приложениями к договору холодного водоснабжения и водоотведения (Приложение № 3 к Единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (далее — Единый типовой договор)).
Абонент обязан (пп. «д», «е» п. 12 Единого типового договора):
- соблюдать установленный договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения;
- производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством РФ;
- вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод;
- возмещать вред, причиненный водному объекту.
Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее — Правила учета). Это указано в п. 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила холодного водоснабжения).
Коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения (пп. «а» п. 2 Правил учета). При этом коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом (п. 3 Правил учета).
Таким образом, поскольку Сведения о режиме подачи холодной воды содержат только количественные показатели потребленной воды, их превышение абонентом будет иметь только такое последствие, как оплата объемов, потребленных сверх установленных, в соответствии с данными приборов учета.
О последствиях нарушения режима водоотведения можно пояснить следующее.
Нормативы по объему сточных вод (которые отражаются в договоре на водоотведение) устанавливаются абонентам органами местного самоуправления. Однако данные нормативы не устанавливаются для следующих абонентов (п. 135, 136 Правил холодного водоснабжения):
- с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. м в сутки в среднем за истекший календарный год;
- товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод (п. 146 Правил холодного водоснабжения).
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Какие профилактические меры (работы) необходимо принимать (проводить) службе эксплуатации здания в помещениях, где находится большое количество людей (работников организации), в целях защиты от пандемии коронавирусной инфекции?
Ответ:
В связи с неблагоприятной ситуацией в стране, связанной с пандемией коронавируса (COVID-19), рекомендуем службам эксплуатации производственных и общественных зданий обратить особое внимание на обязанность по проведению дезинфекции эксплуатируемых зданий (помещений) (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Необходимость проведения данных мероприятий (дезинфекции) направлена на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Дезинфекцию и уборку помещений можно выполнять как собственными силами службы эксплуатации здания, так и силами клининговой компании или специализированной организации (Письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях»).
В настоящее время федеральным законодательством не внесены какие-либо изменения или дополнения в части порядка проведения дезинфекции.
Таким образом, специалистам служб эксплуатации при проведении указанных мероприятий следует руководствоваться общими требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, а также локальными актами организации.
Вместе с тем, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, необходимо проводить качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. При этом особое внимание необходимо уделять дезинфекции мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты, комнаты и оборудование для занятий спортом и т. п.), а именно (Письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»):
- дверных ручек;
- выключателей;
- поручней;
- перил;
- контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники и др.).
Мероприятия по дезинфекции указанных мест рекомендуется проводить с кратностью обработки каждые 2 часа в течение всего рабочего времени организации. При этом необходимо иметь пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений (Письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27).
Все виды работ с дезинфицирующими средствами следует выполнять во влагонепроницаемых перчатках — одноразовых или многократного применения, в халате, при необходимости — в другой спецодежде (Письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24).
Дезинфицирующие средства необходимо хранить в таре изготовителя закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте, недоступном для детей (Письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24).
Также, с целью регулярного обеззараживания воздуха в помещениях здания, рекомендуется (Письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27):
- каждые 2 часа обеспечивать проветривание рабочих помещений;
- по возможности применять в рабочих помещениях здания бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха.
Вместе с тем следует отметить, что организациям, которые временно приостановили деятельность или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы, рекомендуется провести комплекс дезинфекционных мероприятий офисных помещений, после чего — генеральную уборку всех помещений (Письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24).
Генеральную уборку необходимо проводить не ранее чем через 30 минут после проведения дезинфекционных мероприятий с использованием обычных чистящих, моющих средств. При проведении генеральной уборки соблюдают такую последовательность (Письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24):
- вначале убираются холлы, коридоры, рабочие помещения;
- затем кухни, комнаты приема пищи;
- туалеты убираются в последнюю очередь отдельным инвентарем.
Кроме того, службам эксплуатации необходимо обратить внимание на законодательство субъекта РФ, в котором эксплуатируется здание. Это связано с тем, что законодательством местного уровня могут устанавливаться требования, касающиеся в том числе:
- периодичности проведения дезинфекции;
- ответственности за нарушение правил проведения мероприятий по дезинфекции.
С дополнительной информацией по вопросу вы можете ознакомиться в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий», в справочном материале «Санитарно-гигиенические мероприятия: дератизация, дезинсекция, дезинфекция».
Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, вы сможете найти в системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий».

Сачков Виктор Павлович
Вопрос:
Будет ли являться реконструкцией изменение внутренних сетей здания (добавление потребителей, изменение мощностей и т. п.)? Или реконструкция — это только изменение конструктивных особенностей здания?
Планируются демонтаж ненесущих перегородок (несущие перегородки отсутствуют) и возведение новых внутри здания, перенос и добавление коммуникаций (изменение инженерных систем внутри здания).
Здание не относится к опасным объектам. По функциональному назначению — склад.
Возможно ли эти изменения провести как капитальный ремонт?
Ответ:
Изменение внутренних сетей здания (добавление потребителей, изменение мощностей и т. п.), а также демонтаж ненесущих перегородок и возведение новых внутри здания могут осуществляться при капитальном ремонте здания.
Обоснование:
Реконструкция объектов капитального строительства (ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ)) — это:
- изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема);
- надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства;
- замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Исключением является замена отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом под капитальным ремонтом понимаются (п. 14_2 ст. 1 ГрК РФ):
- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Поскольку в рассматриваемом случае не происходит изменений высоты, количества этажей, площади и объема здания, демонтаж ненесущих перегородок и возведение новых внутри здания не могут быть отнесены к работам, осуществляемым при реконструкции здания.
Капитальный ремонт должен включать (п. 5.1 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р)):
- устранение неисправностей всех изношенных элементов;
- восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные;
- улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В силу п. 7.1.51 ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины» модернизация здания, сооружения — это улучшение технологической оснащенности, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Таким образом, изменение внутренних сетей здания (добавление потребителей, изменение мощностей) фактически является его модернизацией, которая может проводиться при капитальном ремонте.