Вопрос-ответ

Леонова Надежда Валерьевна
Вопрос:
Не противоречит ли требованиям запись в актах приема-передачи отходов при выполнении норматива утилизации «прием-передача для прессования макулатуры (отходы упаковочного гофрокартона) и дальнейшая ее передача на утилизацию» вместо «утилизация отходов»?
Какой ОКВЭД должен быть у предприятия, которому передаются отходы на утилизацию с целью выполнения норматива утилизации?
Ответ:
1. Нет, передача отхода на утилизацию с предшествующей ей обработкой отхода (прессование) (или брикетированием — упаковкой отхода) с соответствующей записью в актах не противоречит требованию законодательства РФ, т. к. в данном случае состав отхода не меняется.
2. По нашему мнению, предприятие, которому передаются отходы на утилизацию, должно иметь ОКВЭД 38 — сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья.
Обоснование:
1. Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
Также обработка отходов — деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (п. 5.32 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»).
К обработке относят также разложение отходов — деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
Таким образом, прессование отходов, по нашему мнению, может быть классифицировано как обработка отходов.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Кроме того, в соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 53 692-2009 «Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009), устанавливается девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации. Отдельным этапом идут упаковка и маркировка.
Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоят в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах (п. 5.7 ГОСТ Р 53692-2009).
Иными словами, прессование также может представлять собой технологическую стадию упаковки отходов.
Обеспечение выполнения Нормативов утилизации может осуществляться (п. 4 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
1) непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров;
2) путем заключения договоров с:
- оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО);
- региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО).
Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации отходов, входящих в одну или несколько групп товаров в соответствии с Перечнем готовых товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (п. 4.1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Выполнение нормативов утилизации подтверждается (пп. 9_1 п. 9 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
1) договорами в соответствии с п. 4–5 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, если нормативы утилизации обеспечиваются путем создания ассоциации или заключения договоров с:
- операторами по обращению с ТКО;
- российским экологическим оператором;
- региональными операторами;
- индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, утилизирующими отходы.
2) актами утилизации отходов от использования товаров. Сведения о договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации (далее — Отчетность) (пп. 9_2 п. 9 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Таким образом, нормативными правовыми актами не запрещено прессование отходов перед утилизацией, т. к. фактически состав отхода не меняется. Однако в данном случае большое значение имеет именно наличие акта о выполнении утилизации переданных хозяйствующим субъектом отходов, который будет являться основанием для составления отчетности о выполнении норматива утилизации.
2. Класс ОКВЭД 38, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, включает в себя:
- сбор, очистку и утилизацию отходов;
- местную перевозку отходов и деятельность сооружений по восстановлению систем (т. е. сооружений, восстанавливающих материалы из стоков).
Класс ОКВЭД 38 относится к «Разделу E — Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» классификатора 2020 года ОКВЭД-2.

Леонова Надежда Валерьевна
Вопрос:
Есть ли какой-нибудь нормативный документ (ГОСТ, ФЗ, СП, СанПиН), в котором бы прописывалась возможность снятия плодородного слоя почвы, загрязненного нефтью при аварии нефтепровода, без разрешения, т. к. необходимо принять оперативные меры по ликвидации аварии?
Ответ:
Нет, на сегодняшний день отсутствует нормативный документ, в котором прописана возможность снятия плодородного слоя почвы на этапе ликвидации аварии без получения соответствующего разрешения.
Обоснование:
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 (далее — Правила).
Правила устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов (п. 8 Правил):
- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающей вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает для случаев разлива нефти и нефтепродуктов действия в два этапа. Второй этап предполагает работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, которые осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из изложенного следует, что первый этап работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов не предусматривает в качестве обязательных мероприятий снятие и перемещение плодородного слоя почвы. Указанные действия возможны лишь при последующих работах по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов в рамках рекультивации земель.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ)).
Рекультивация земель проводится согласно требованиям:
- Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее — Правила рекультивации);
- ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель» (далее — ГОСТ 17.5.3.04-83);
- ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы (ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения» (далее — ГОСТ 17.5.1.01-83).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях (п. 6 Правил рекультивации):
- их загрязнения, нарушения почвенного слоя (п. 5 ст. 13 ЗК РФ);
- сноса объектов лесной инфраструктуры, расположенных на землях лесного фонда (ст. 13 Лесного кодекса РФ);
- использования земель для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ст. 13 Лесного кодекса РФ);
- загрязнения земель, на которых расположены леса (п. 2 ст. 60_12 Лесного кодекса РФ); а также:
— земли, которые подверглись загрязнению веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды;
— нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации (п. 8 Правил рекультивации).
Также для дополнительной аргументации ответа рекомендуем ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу.
Решение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 06.12.2019 № 21-608/2019 по делу № 21-608/2019
Из материалов дела установлено, что Обществом разработаны и выполнены мероприятия по устранению причин аварийного разлива нефти и нефтепродуктов на земельном участке сельскохозяйственного назначения в установленные сроки: место инцидента обваловано, проведены работы по зачистке загрязненного участка, вывезен загрязненный грунт, завезен чернозем, проведена рекультивация.
Следовательно, обществом проведены земляные работы, связанные со снятием и перемещением почвенного слоя. Вместе с тем проведение такого вида работ допускается только в рамках технических мероприятий по рекультивации земель (п. 8 Правил рекультивации).
В рамках первого этапа мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов общество обязано было прекратить сброс нефти и нефтепродуктов, осуществить сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, затем разместить собранные нефть и нефтепродукты для последующей их утилизации, исключающей вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Пункт 8 Правил, определяя перечень и последовательность работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, не предполагает проведения работ по нарушению почвенного слоя земли вне рамок технических мероприятий по рекультивации земель, проводимой в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, после проведения государственной экологической экспертизы и согласования проекта с правообладателями земельного участка.
Доказательств того, что обществом проведены работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы в результате осуществления рекультивации земель, на основании согласованного проекта, материалы дела не содержат, а потому действия общества по снятию и перемещению плодородного слоя почвы обоснованно были признаны самовольными.
Суждение защитника о том, что плодородный слой почвы в результате разлива нефти и нефтепродуктов был загрязнен и утрачен, фактически представлял собой нефтешлак, материалами дела не подтверждается. Исследование плодородного слоя почвы в месте разлива нефти на предмет его утраты не проводилось, в связи с его вывозом обществом.
Действующие в настоящее время Правила и Правила рекультивации содержат аналогичный запрет на самовольное снятие плодородного слоя почвы, допускают снятие почвенного слоя в рамках рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
С региональным оператором заключен договор на вывоз отходов. По данному договору услуга региональным оператором не оказывается. Региональный оператор выставляет счет на не оказанную фактически услугу.
Обязана ли организация оплачивать данный счет?
На какой документ можно сослаться при отказе от оплаты счёта за не оказанную региональным оператором услугу?
Ответ:
Нет, организация не обязана оплачивать услуги, которые не были оказаны.
Доказательством невыполнения своих обязательств региональным оператором должен служить акт о нарушении обязательств по договору, составленный потребителем.
Обоснование:
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24_7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора (п. 16 Форма типового договора (далее — Форма типового договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Также потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 20 Формы типового договора).
Таким образом, при выявлении фактов неисполнения обязательств со стороны регионального оператора документом, свидетельствующим об отказе от оплаты услуг по договору, должен являться соответствующий акт, составленный потребителем.
При отсутствии актов оспорить выставленные счета на оплату можно в судебном порядке при наличии иных доказательств неисполнения региональным оператором своих обязанностей по договору.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
На предприятии провели расчет рассеивания от источников выбросов по всем загрязняющим веществам и выявили большое количество загрязняющих веществ, выброс которых не превышает 0,1 ПДК м. р. Необходимо ли в данном случае внести изменения в программу производственного экологического контроля в разделе «План-график контроля стационарных источников»?
Ответ:
Да, в рамках полученных данных целесообразно внести изменения в программу ПЭК, исключив из нее загрязняющие вещества, выброс которых не превышает 0,1 ПДК м. р.
Обоснование:
В план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы (п. 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — Требования), утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74).
При этом в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м. р. загрязняющих веществ на границе предприятия (п. 9.1.2 Требований).
Если в источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух только одно загрязняющее вещество из выбрасываемых равно или превышает 0,1 ПДК, то контроль проводится только по этому веществу (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2019 № РН-03-01-32/31978).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует скорректировать план-график контроля, составленный в рамках программы ПЭК, исключив из него загрязняющие вещества, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м. р. на границе предприятия.
Вопрос:
Разрабатываем перечень мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу в период НМУ по Приказу Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Хозяйствующим субъектом осуществляется определение перечня загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ. У нас ОНВ III категории. Означает ли это, что учитывать надо вещества только 1-го и 2-го класса опасности, т. к. для III категории нормируются только они? Остальные вещества во внимание не брать?Ответ:
Да, при определении перечня загрязняющих веществ для НМУ 1-й, 2-й и 3-й степеней опасности для объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду учитываются только загрязняющие вещества I–II класса опасности.
Обоснование:
27.06.2020 вступили в силу Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования), утвержденные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
На основании сведений, указанных в п. 6 и 7 Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется определение перечня загрязняющих веществ для неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) 1-й, 2-й, и 3-й степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (п. 9 Требований). Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Таким образом, в отношении объектов III категории НВОС нормированию подлежат только вещества I–II класса опасности. В связи с этим при определении перечня загрязняющих веществ для НМУ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов, не учитываются загрязняющие вещества III–IV класса опасности.
Улитин Михаил Михайлович
Вопрос:
Если не поданы данные по актуализации учетных сведений НВОС, то какой срок давности данного правонарушения и является ли оно длящимся?
Ответ:
Срок давности данного правонарушения составляет 1 год со дня совершения правонарушения.
Нет, данное правонарушение не является длящимся.
Обоснование:
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Если сведения не актуализовать, то возможно привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.
Срок давности по данной статье составляет 1 год с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Исходя из этого несвоевременная актуализация сведений об объекте НВОС не является длящимся правонарушением.

Улитин Михаил Михайлович
Вопрос:
Как установить нормативы состава сточных вод для абонентов централизованных систем водоотведения?
Ответ:
Установление нормативов состава сточных вод осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Обоснование:
Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов (далее — НДС) устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод (далее — НССВ) абонента (п. 10 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Иными словами, НССВ рассчитываются на основании НДС объектов ЦСВ поселений или городских округов.
В Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, содержится порядок установления НССВ.
Орган, уполномоченный на установление НССВ, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений НССВ организацией, осуществляющей водоотведение, установить НССВ (п. 173 Правил).
НССВ рассчитываются по формуле, представленной в п. 176 Правил, с применением показателя эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение.

Улитин Михаил Михайлович
Вопрос:
При наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) обязано ли предприятие проводить инструментальные измерения на источниках выбросов и в санитарно-защитной зоне (СЗЗ)?
Ответ:
Да, при наступлении НМУ предприятие обязано проводить инструментальные измерения на источниках выбросов и в СЗЗ.
Обоснование:
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Организация работ на объекте негативного воздействия на окружающую среду при получении информации об НМУ включает в том числе проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля (п. 23 Требований).

Москаева Галина Евгеньевна
Вопрос:
Необходимо ли организации, относящейся к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие, согласовывать проект нормативов предельно допустимых выбросов (кроме I–II класса опасности) в Роспотребнадзоре?
Ответ:
Нет, для объектов III категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду не требуется составлять проект нормативов предельно допустимых выбросов в отношении веществ III–IV класса опасности и согласовывать его в Роспотребнадзоре.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты для осуществления деятельности на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) должны:
— разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));
— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Нормативы допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В 2019 году изменения в ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ не вносились. Следовательно, схема проведения экспертизы расчета нормативов допустимых выбросов в центрах гигиены и эпидемиологии и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект в органах Роспотребнадзора остается прежней.
В связи с тем что разработка нормативов допустимых выбросов для объектов III категории НВОС осуществляется только в отношении веществ I–II класса опасности, не требуется согласование расчета нормативов допустимых выбросов в отношении веществ III–IV класса опасности в Роспотребнадзоре.
В то же время для объектов III категории НВОС законодательно не установлено требование об осуществлении расчета нормативов допустимых выбросов в отношении III–IV класса опасности и утверждения его самим хозяйствующим субъектом.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
Может ли юридическое лицо, которому выдано предписание по устранению нарушения, обратиться в Росприроднадзор с целью переноса срока по его устранению?
Ответ:
Да, юридическое лицо может обратится в Росприроднадзор для переноса срока ранее выданного предписания.
Обоснование:
В случае выявления нарушений требований законодательства должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
При этом минимальные и максимальные сроки исполнения предписаний действующим законодательством не установлены.
В предписании должно быть точно установлено, что следует сделать для устранения выявленных правонарушений. При этом требования, указанные в предписании, должны быть реально исполнимы (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 09.07.2013 № 2423/13).
В этой связи органы исполнительной власти, в том числе государственного регионального экологического надзора, при установлении сроков предписания должны исходить из реальной возможности устранения правонарушений, в зависимости от каждого конкретного случая.
Исходя из сложившейся практики, при невозможности исполнения предписания в установленный срок предприятие вправе обратиться в орган, выдавший предписание, с заявлением/ходатайством (в свободной форме) о невозможности его исполнения в связи с определенными обстоятельствами.
Кроме того, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» c 4 по 30 апреля установлены нерабочие дни, за исключением ряда предприятий и организаций.
В этой связи выполнение ранее выданного предписания со стороны юридического лица может оказаться невозможным.
Для решения данного вопроса органы государственного контроля (надзора) обязаны в течение 10 рабочих дней (после поступления ходатайства юридического лица) принимать решение о продлении сроков ранее выданных предписаний (п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).
Исключением являются предписания, исполнение которых влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Таким образом, юридическое лицо вправе направить в Росприроднадзор ходатайство о продлении сроков выданного ранее предписания и получить решение в течение 10 рабочих дней.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
В июле 2020 года заканчивается действие разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ. Будет ли продлен срок его действия в связи с карантином?
Ответ:
Да, срок действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух продлевается на 12 месяцев из-за ограничительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, но только в отношении объектов I категории по уровню негативного воздействий на окружающую среду.
Обоснование:
Перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440.
В Перечень входят разрешения на выброс загрязняющих веществ, полученные лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), сроки действия которых должны были истекать в период с 15.03.2020 по 31.12.2020 (п. 12 Перечня).
Для иных категорий НВОС продление разрешений на выбросы Перечнем не предусмотрено.
В то же время указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294 на территории РФ с 30.03.2020 по 08.05.2020 были установлены нерабочие дни из-за ограничительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В связи с данными обстоятельствами на территории РФ в 2020 году наблюдаются сложности с выполнением требований действующего законодательства (особый режим работы госучреждений, почтовых служб и государственных информационных сервисов).
Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Как правило, в таких случаях имеются в виду чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, которые нельзя было разумно ожидать либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон, а именно:
- природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, ураганы, штормы и т. п.);
- обстоятельства общественной жизни (военные действия, забастовки, массовые заболевания (эпидемии), распоряжения компетентных органов власти, запрещающие совершить действия, предусмотренные обязательством, и т. д.).
В этой связи, по нашему мнению, распространение новой коронавирусной инфекции на территории РФ в 2020 году можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, что делает невозможным применение административных наказаний за несвоевременное получение (переоформление) разрешительной документации.

Москаева Галина Евгеньевна
Вопрос:
Что включает в себя мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка? Чем регламентируется ведение мониторинга окружающей среды в пределах лицензионного участка? Как оформляется и с кем согласовывается?
Мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка и программа производственного экологического контроля — это разные вещи?
Ответ:
1. Под мониторингом окружающей среды в пределах лицензионного участка подразумевается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
2. Ведение мониторинга окружающей среды в пределах лицензионного участка регламентируется Приказом Минприроды России от 21.05.2001 № 433 и региональным законодательством.
3. Требования к мониторингу окружающей среды в пределах лицензионного участка определяются в рамках получения участка недр в пользование и региональным законодательством.
4. Мониторинг окружающей среды в пределах лицензионного участка и программа производственного экологического контроля — разные понятия.
Обоснование:
1–4. В федеральном законодательстве существует понятие государственного экологического мониторинга.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в т. ч. компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ)).
Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией (ст. 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Одной из составляющих государственного экологического мониторинга является государственный мониторинг состояния недр или геологической среды.
Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности (п. 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ (далее — Положение), утвержденного Приказом Минприроды России от 21.05.2001 № 433).
Государственный мониторинг состояния недр осуществляется на (п. 7 Положения):
- федеральном уровне;
- региональном уровне;
- территориальном (административно-территориальном) уровне;
- объектном (локальном) уровне (осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в пользование).
Примерами региональных нормативных правовых актов, возлагающих на природопользователей дополнительные обязанности в части локального экологического мониторинга, являются:
- Постановление Правительства ХМАО — Югры от 23.12.2011 № 485-п «О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (далее — Постановление Правительства ХМАО — Югры от 23.12.2011 № 485-п);
- Постановление Правительства ЯНАО от 14.02.2013 № 56-П «О территориальной системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Указанные региональные нормативные правовые акты в качестве субъектов исполнения обязанности по ведению локального экологического мониторинга предусматривают недропользователей, осуществляющих деятельность на лицензионных участках, расположенных в границах территорий соответствующих регионов государства.
Проект локального экологического мониторинга утверждается руководителем организации, владеющей лицензией на право пользования участком недр, согласовывается в соответствии с законодательством в области мониторинга окружающей среды и подлежит обязательному согласованию с Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с п. 14 Положения об организации локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Положение Ханты-Мансийского автономного округа), утвержденного Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 23.12.2011 № 485-п.
При этом результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и по формам, определенным табл. 2-6 Положения, представляются с использованием системы информационного обмена «Электронные протоколы КХА». Сводная информация по техногенной нагрузке на окружающую среду в соответствии со сроками и по форме, определенной табл. 1 Положения, представляется посредством веб-сервиса «Техноген» или посредством передачи в Департамент сводной информации в XSD-форматах информационного обмена (п. 68, 70 Положения Ханты-Мансийского автономного округа).
В свою очередь, уполномоченный орган передает результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр в Единый государственный фонд данных (п. 69 Положения Ханты-Мансийского автономного округа).
Таким образом, условия, объемы и виды мониторинга, осуществляемого недропользователями, определяются в процессе получения участков недр в недропользование или региональным законодательством.
В свою очередь, у хозяйствующих субъектов существует обязанность по осуществлению производственного экологического контроля (далее — ПЭК) (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Более того, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение ПЭК, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты ПЭК в соответствующий орган государственного надзора (п. 2, 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Таким образом, к обязанностям субъектов хозяйственной деятельности, в т. ч. недропользователей, относятся в т. ч. осуществление ПЭК и представление его результатов в соответствующий орган государственного надзора.
При этом именно результаты ПЭК являются информацией, используемой уполномоченными органами исполнительной власти для формирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
Ответ подготовлен на основании действующего федерального законодательства. Рекомендуем также изучить региональное законодательство субъекта РФ, где находится лицензионный участок.

Улитин Михаил Михайлович
Вопрос:
Будут ли действительны согласованные мероприятия при НМУ после вступления в силу Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811? Нужно ли будет их переделывать согласно новому приказу?
Ответ:
Да, мероприятия будут действовать после вступления в силу данного приказа.
Нет, не нужно их переделывать в связи со вступлением в силу нового приказа.
Обоснование:
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
С 27.06.2020 действуют Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — Требования), утвержденные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
До момента вступления в силу Требований необходимо руководствоваться требованиями РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях». Исходя из вопроса, имеются согласованные мероприятия при НМУ, следовательно, требование законодательства выполнено.
Также Требованиями не установлена отмена ранее согласованных мероприятий при НМУ.
Кроме этого, нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, Требования действуют с момента вступления в законную силу. Соответственно, со вступлением в силу Требований не нужно заново согласовывать мероприятия, если они уже согласованы.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
01.11.2019 вступили в силу изменения в ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Необходимо ли предприятиям, оказывающим НВОС, проводить корректировку инвентаризации источников выбросов?
Ответ:
Да, в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ всем хозяйствующим субъектам необходимо проводить корректировку инвентаризации выбросов в срок до 01.11.2020.
Обоснование:
Корректировка данных инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»):
- изменения технологических процессов;
- замены технологического оборудования, сырья, приводящей к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации;
- изменения требований к порядку проведения инвентаризации;
- определенных правилами эксплуатации ГОУ.
Кроме того, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в том числе в случаях изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов (п. 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352).
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее 1 года со дня возникновения случаев, при наступлении которых необходимо проводить корректировку инвентаризации (п. 45 Порядка).
Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» с 01.11.2019 вносятся изменения в ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в части необходимости проведения инвентаризации с учетом выбросов от передвижных источников, вне зависимости от категории предприятия.
Следовательно, в срок до 01.11.2020 все хозяйствующие субъекты должны провести корректировку инвентаризации выбросов.
Данная позиция также приведена в Письме Минприроды России от 18.09.2019 № 12-47/22545.
Учитывая, что в настоящее время методики инвентаризации выбросов от передвижных источников отсутствуют, корректировку инвентаризации следует проводить в соответствии с Порядком.
По нашему мнению, если до 01.11.2020 методика инвентаризации передвижных источников выбросов не будет утверждена и на предприятии за это время не произойдет никаких технологических изменений, то корректировка инвентаризации будет выражаться только в переоформлении отчета об инвентаризации.

Москаева Галина Евгеньевна
Вопрос:
Можно ли сейчас получить разрешение на строительство на вновь оформленном участке, не имея установленных границ СЗЗ?
Ответ:
Да, в настоящее время возможно получить разрешение на строительство без установленных границ СЗЗ для вновь оформленного участка до 01.01.2022.
Обоснование:
Санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222).
При планировании строительства объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ (п. 6 Правил).
До 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования СЗЗ не требуются (п. 16_1 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ)):
- представление застройщиком в Роспотребнадзор заявления об установлении СЗЗ до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством которого подлежит установлению СЗЗ;
- внесение сведений о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости.
Так как Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ имеет большую юридическую силу, чем Правила, то в настоящее время необходимо руководствоваться тем, что до 01.01.2022 для строительства нового объекта и получения разрешения на строительство не требуется установление СЗЗ.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
После проведения проверки Управлением Росприроднадзора Обществу выдано предписание об устранении нарушения. В предписании указано: «по истечении срока выполнения настоящего предписания информация о выполнении настоящего предписания (с документами, подтверждающими выполнение настоящего предписания) направляется в...».
- Обязано ли Общество информировать Управление Росприроднадзора о выполнении предписания?
- Какой документ содержит указанные нормы, в какой срок после истечения срока исполнения предписания Общество обязано направить такую информацию?
Ответ:
- Нет, Общество не обязано информировать Управление Росприроднадзора о выполнении предписания.
- Данное требование законодательно не установлено.
Обоснование:
В случае выявления нарушений требований законодательства должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ)).
Предписание об устранении выявленного нарушения содержит следующие данные (п. 70 Административного регламента исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — Административный регламент), утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191):
- дата и место составления предписания;
- дата и номер акта проверки, на основании которого выдается предписание;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание;
- наименование и реквизиты проверяемого юридического лица;
- содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено), срок исполнения;
- сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
Данный список является закрытым, следовательно, Административный регламент не предусматривает указание в предписании требований к информированию Росприроднадзора об итогах его выполнения.
Истечение срока ранее выданного предписания является основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается результатами внеплановой проверки, начатой должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (п. 72 Административного регламента).
Следовательно, сотрудники Росприроднадзора по окончании срока предписания обязаны организовать внеплановую документарную проверку по итогам его исполнения.
В свою очередь, предприятие может направить в Росприроднадзор информацию о выполнении предписания до момента организации внеплановой проверки. Но данные действия являются правом юридического лица, а не обязанностью.

Москаева Галина Евгеньевна
Вопрос:
Предприятие имеет возможность сдавать на утилизацию (согласно заключенным договорам) большое количество отходов упаковочного картона и таким образом выполнять возрастающие нормативы экологического сбора. Однако при этом предприятие подпадает под действие п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ о превышении утвержденных лимитов размещения отходов производства и потребления. Прошу прояснить данную ситуацию в части законного выхода из нее.
Ответ:
В данном случае нет оснований для привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ. Подробнее — в обосновании.
Обоснование:
Согласно п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.;
- на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Передав отходы картона на утилизацию, предприятие не израсходует свой лимит на размещение отходов, так как отходы передаются на утилизацию, а не на размещение.
В отношении отходов, которые передаются на утилизацию, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указаны нормативы образования отходов.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В случае передачи отходов картона на утилизацию с превышением значений норматива образования отходов, рассчитанного в проекте, административная ответственность в отношении хозяйствующего субъекта согласно п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ не применяется.

Улитин Михаил Михайлович
Вопрос:
У предприятия закончилась лицензия на право пользования недрами (добыча питьевых подземных вод). На данный момент предприятие находится в процессе переоформления лицензии.
Имеет ли право предприятие в этот период времени пользоваться недрами, как корректно подать отчет по форме 3.1 вода, предусмотрены ли штрафы в этой ситуации?
Ответ:
Нет, предприятие в данный период не имеет права пользоваться недрами.
Отчет по форме 3.1 до получения новой лицензии представлять не нужно.
Да, если осуществлять пользование недрами до получения новой лицензии, то предусмотрены штрафные санкции.
Обоснование:
Предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1)).
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе сроки действия лицензии (ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1).
Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее – Административный регламент) утвержден Приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.
Лицензия не подлежит переоформлению в связи с истечением срока ее действия (п. 61 Административного регламента). Исходя из этого, необходимо получить новую лицензию.
Следовательно, до получения новой лицензии право ее владельца на пользование участком недр отсутствует.
Обращаем ваше внимание, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ):
- на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб.;
- на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее – Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.
Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов (формы 3.1–3.3 Приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 14 Порядка).
Учитывая, что до получения новой лицензии право пользования участком недр отсутствует, представлять отчет по форме 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» не нужно.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
Предприятие для выполнения нормативов утилизации, а также для вывоза отходов производства и потребления нашло специализированную организацию.
Можно ли самостоятельно проверить ее на предмет соблюдения всех требований природоохранного законодательства?
Ответ:
Да, в настоящее время существует ряд информационных сервисов, позволяющих проверить организацию, предлагающую услуги по вывозу отходов. Подробнее — в обосновании.
Обоснование:
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Следовательно, передавая отходы производства и потребления сторонней организации, отходообразователь должен быть уверен в:
- наличии у данной организации лицензии на обращение с конкретным видом отходов I–IV классов опасности (исключение — случаи передачи отходов V класса опасности);
- правомерности конечного этапа обращения с отходами, т. е. иметь подтверждение того, что отходы после вывоза с территории предприятия действительно проходят процедуру обезвреживания, утилизации или размещения.
Действующим природоохранным законодательством предусмотрено безусловное требование о необходимости заключения договора только по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В отношении иных видов отходов, не относящихся к ТКО, отходообразователь свободен в выборе организации, осуществляющей обращение с отходами.
Проверить благонадежность организации, осуществляющей обращение с отходами, можно с помощью официальных электронных сервисов:
-
Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), которая включает в себя:
- Реестр операторов по обращению с отходами (https://uoit.fsrpn.ru/operator), с помощью которого можно проверить, относится ли организация к действующим операторам по обращению с отходами;
- Реестр действующих лицензий Росприроднадзора (https://uoit.fsrpn.ru/license), с помощью которого можно проверить актуальность лицензии по обращению с отходами I–IV класса опасности.
- Реестр проверок (https://proverki.gov.ru), с помощью которого можно установить, проводились ли надзорные мероприятия в отношении конкретной организации, а также узнать их результаты (выявленные нарушения, наложенные штрафы, предписания).
- Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (https://onv.fsrpn.ru), с помощью которого можно определить фактическое наличие объектов (сооружений), необходимых для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Также обращаем ваше внимание, что в случае заключения договора только на вывоз (транспортировку) отходов необходимо иметь подтверждение конечного этапа обращения с ними.
Для этого целесообразно запросить у организации, осуществляющей вывоз (транспортирование) отходов:
- наличие договорных отношений с организацией, осуществляющей обезвреживание отходов, утилизацию или размещение отходов;
- наличие у организации, осуществляющей обезвреживание отходов, утилизацию или размещение отходов, соответствующей лицензии;
- акт по результатам обезвреживания, утилизации или размещения переданных отходов.
Соблюдая данные рекомендации, предприятие сможет подтвердить правомерность конечного этапа обращения с отходами и тем самым выполнить требования действующего природоохранного законодательства.

Треглазов Роман Васильевич
Вопрос:
Управление Росприроднадзора осуществляет плановую выездную проверку юридического лица. За какой период уполномоченные представители Управления Росприроднадзора вправе потребовать документы, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки?
Существуют ли ограничения по трехлетнему периоду либо иные ограничения?
Ответ:
Период, за который Росприроднадзором истребуются документы, относящиеся к целям и задачам проверки, законодательно не закреплен. Как показывает практика, данный период соответствует срокам давности привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения, т. е. одному календарному году.
Если целью проверки является контроль внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, то срок, за который запрашиваются документы, подтверждающие её внесение, может составлять три года.
Обоснование:
Точный период, за который проводится плановая проверка, не установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, период, за который проводится плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства (истребуются необходимые документы), также составляет 1 год.
Дополнительно стоит отметить, что в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).
Следовательно, если задачей проверки, организованной Росприроднадзором, является проверка своевременности и (или) полноты внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, то подтверждающие документы могут быть запрошены за три года, предшествующих проведению проверки.