Эколог в курсе: С 1 марта изменится порядок разработки и утверждения НООЛР
09.12.2022
09.12.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

09.12.2022

С 1 марта изменится порядок разработки и утверждения НООЛР

С 1 марта изменится порядок разработки и утверждения НООЛР

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029» (далее — Изменения).

Кому это важно

Всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность, связанную с образованием отходов производства и потребления.

Почему это важно

Практически все предприятия, осуществляющие свою производственную деятельность, сталкиваются с образованием отходов. Данная деятельность регулируется на законодательном уровне. Одним из инструментов регулирования и контроля в данной области является обязанность хозяйствующих субъектов по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР).

НООЛР устанавливаются в целях обеспечения (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)):

  • охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • уменьшения количества отходов.

При этом обязанность по установлению НООЛР напрямую зависит от категории эксплуатируемого объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

Так, согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ:

  • НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах III категории по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории по уровню НВОС разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Следовательно, НООЛР разрабатывают только хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029.

С 01.03.2023 в действующий Порядок Приказом Минприроды России от 18.08.2022 № 540 будут внесены изменения, которые необходимо будет учитывать предприятиям при оформлении НООЛР.

Согласно Изменениям, заявление о получении НООЛР и сам проект будут представляться в форме электронных документов через информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Действующим на данный момент Порядком не конкретизируется сервис, с помощью которого могут быть поданы указанные документы. Ввиду отсутствия конкретики многие предприятия предпочитали направлять НООЛР и заявление в бумажном виде. В следующем году такой способ подачи будет возможен исключительно при отсутствии реальной возможности направления документов в электронном виде.

Кроме того, новой редакцией Порядка срок, с которого будет исчисляться период рассмотрения и принятия решения об установлении НООЛР территориальным органом Росприроднадзора, начнет исчисляться при любых ситуациях исключительно со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленных документов.

Изменениями предусмотрено:

  • сокращение срока принятия решения об установлении НООЛР с 30 рабочих дней до 18 и срока его выдачи — с трех рабочих дней до одного;
  • отказ в установлении НООЛР, основанием которого является наличие недостоверной информации (арифметических или логических ошибок при заполнении форм), возможен только при условии, что нарушения не устранены по ранее выданным замечаниям;
  • переименование процедуры переоформления НООЛР во внесение изменений в реестр утвержденных документов.

С марта 2023 года результаты предоставления государственной услуги в обязательном порядке будут оформляться путем утверждения и внесения сведений в электронном виде в реестр утвержденных НООЛР в информационной системе в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Это предоставит возможность формирования выписок из реестра в электронной форме и нанесения на выписки QR-кода. QR-код будет необходим для перехода на страницу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую сведения из реестра.

Тем самым внесение изменений в действующий Порядок обусловлено желанием надзорных органов сократить и упростить процедуру утверждения НООЛР и внесение в уже действующую документацию изменений посредством оказания услуг через электронные сервисы.

Риски

Неисполнение обязанности по разработке проекта НООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа (ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

Все нормативно-правовые акты, приведенные в данной статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с данными нормативно-правовыми актами, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части установления НООЛР или внесения изменений в уже действующую документацию по отходам. Это позволит вам:

  • сэкономить время на поиске информации;
  • правильно оформить и подать заявление, НООЛР и дополнительные материалы в уполномоченный орган;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты при обращении с отходами и оформлением необходимой разрешительной документации, содержится в справочных материалах системы «Техэксперт: Экология» «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР)».

Еще не работаете с системой «Техэксперт: Экология»?

Попробуйте бесплатный пробный доступ!

Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на Telegam-канал

А знаете ли вы?

Новые документы в системе «Техэксперт: Экология» за декабрь 2022 г.

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"

Треглазов Роман Васильевич

Вопрос:

Предприятие является объектом государственного федерального экологического надзора. В каких случаях органы регионального экологического надзора могут проводить проверки и привлекать к административной ответственности такое предприятие?

Ответ:

Если предприятие подлежит федеральному государственному экологическому надзору, сотрудники органов регионального государственного экологического надзора не вправе проверять такое предприятие и выносить постановления о наложении административных штрафов.

Сотрудники органов регионального государственного экологического надзора могут быть привлечены только в качестве специалистов прокуратурой при проведении мероприятий в рамках прокурорского надзора.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.