Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Самое важное и интересное для инженера-эколога
С 01.09.2023 изменятся правила заключения договора водопользования и его форма
На официальном сайте правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274).
Кому это важно
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим или планирующим осуществлять водопользование.
Почему это важно
Пользование водными объектами является одним из самых распространенных видов природопользования. Оно характерно как для больших промышленных комплексов, так и для частных микропредприятий.
Для того чтобы осуществлять деятельность, связанную с пользованием водным объектом, предприятию необходим определенный перечень разрешительной документации в зависимости от целей водопользования.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается в целях (п. 2 ст. 11 ВК РФ):
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ;
- использования акватории водных объектов, за исключение случаев, при которых:
- выдается решение на пользование водным объектом (ч. 3 ст. 11 ВК РФ);
- не требуется оформление водных объектов в пользование (ч. 4 ст. 11 ВК РФ);
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии с договором водопользования орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водный объект или его часть водопользователю за определенную плату.
На сегодняшний день заключение договора водопользования регламентировано и осуществляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования (далее — Правила заключения договора водопользования), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
С 01.09.2023 в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 № 274:
- Правила заключения договора водопользования утратят силу;
- будут применяться новые Правила подготовки и заключения договора водопользования;
- будет обязательна к применению новая Форма примерного договора водопользования.
С применением с осени нового нормативного правового акта, регулирующего процедуру оформления договоров водопользования, срок рассмотрения документов для предоставления данной услуги изменится. Он составит 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям:
- определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление указанных документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования ранее указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров;
- установлен перечень документов, которые необходимо будет предоставлять дополнительно с заявлением в случае его направления в уполномоченный орган на бумажном носителе.
Форма самого примерного договора водопользования также изменится в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя. Поэтому при осуществлении водопользования крайне важно знать требования действующего природоохранного законодательства для правильной реализации своих обязанностей как природопользователя и для осуществления производственной деятельности согласно установленным нормам.
Риски
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влекут наложение административного штрафа (ст. 7.6 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»
Все указанные документы доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Указанная информация позволит вам:
- правильно оформить и заключить договор водопользования;
- избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Также актуальная информация о требованиях законодательства в части организации деятельности, связанной с пользованием водными объектами, содержится в справочном материале системы «Техэксперт: Экология» «Предоставление водных объектов в пользование».
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»
А знаете ли вы?
Проверьте, все ли вы учли перед вступлением в силу изменений в природоохранном законодательстве с 1 марта 2023 года
С 1 марта одновременно вступают в силу более 20 нормативно-правовых актов, которые вносят изменения в природоохранное законодательство. Условно эти изменения можно объединить в следующие блоки:
- Побочная продукция.
- Новая форма декларации о плате за НВОС.
- Парниковые газы.
- Новые формы описания местоположения границ ЗОУИТ.
- Новые технологические нормативы НДТ для некоторых видов производств.
- Новый порядок рассмотрения заявок на получение КЭР.
Изменится довольно большой объем документов, в котором необходимо разобраться и понять, касаются ли нововведения вашей деятельности.
Нужно найти нормативно-правовые акты, связанные с изменениями в работе, разобраться в нововведениях и оперативно спланировать свою дальнейшую деятельность.
Незнание особенностей вступающих в силу нормативно-правовых актов может грозить пропуском важной информации, а ограниченные сроки осложняют применение на практике обновлённого законодательства.
Так, например, только несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, влечёт наложение штрафа до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 8.2.1 КоАП РФ).
Поэтому обязательно проверьте, все ли нововведения были учтены, не упустили ли вы что-нибудь важное!
Для того чтобы в удобном формате ознакомиться со списком тематик, которые обновились с весны, и получить рекомендации для подготовки к вступлению в силу конкретного документа, в системе «Техэксперт: Экология» подготовлены материалы и инструменты, которые вам в этом помогут:
1. Справочный материал «Путеводитель по изменениям природоохранного законодательства с 01.03.2023».
В справке вступившие в силу НПА объединены по 8 направлениям деятельности экологической службы. Это удобно, так как можно сразу увидеть интересующий вас раздел, войти в него, ознакомиться с изменениями и получить рекомендации экспертов.
Доступ к справочным материалам поможет вам:
- не пропустить важные изменения;
- сэкономить время на поиске и анализе информации;
- снизить риск получения штрафов за невыполнение новых требований.
2. Для пользователей систем «Техэксперт: Экология» сформирован специальный раздел, посвященный конференции.
Для пользователей продукта «Техэксперт: Экология. Премиум» материалы конференции будут доступны в формате видеозаписей и в виде инфографики, подготовленной лекторами.
Пользователям продукта «Техэксперт: Экология. Проф» будут доступны для просмотра и скачивания презентации экспертов.
3. Карточки-напоминания об изменениях в природоохранном законодательстве с 1 марта 2023 года.
На карточках информация о нововведениях представлена в удобном и наглядном виде. Их удобно использовать в качестве шпаргалки — распечатать и возвращаться к ним по мере необходимости. В карточках содержится не только информация о вступающем в силу нормативном акте, но также:
- суть нововведений;
- краткая сравнительная характеристика с предыдущими требованиями в данной области;
- рекомендации экспертов для экологов.
Карточки будут доступны в системах «Техэксперт: Экология» с 7 марта.
Специально для подписчиков «Эколог в курсе» дарим несколько карточек уже сейчас!
Из зала суда
Обзор судебной практики по спорам о начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, ведущий юрист «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
В сегодняшней статье рассмотрим кейсы из судебной практики по возмещению вреда окружающей среде:
- Взыскание задолженности по плате за НВОС ввиду неприменения повышающих коэффициентов из-за отсутствия разрешительной документации.
- Возврат переплаты по плате за НВОС.
- Возврат переплаты по плате за НВОС в пределах установленного срока давности.
- Доначисление платы за НВОС ввиду перехода права собственности на отходы в отчетном периоде.
- Возврат переплаты по плате за НВОС, в том числе с учетом внесенных пени.
Кейс № 1. Постановление АС УО от 24.01.2023 по делу № А60-19064/2022
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к «Водоканалу» о взыскании 10 817 388 руб. 10 коп. задолженности по плате за НВОС за 2020 год.
Основанием для иска послужило выявление занижения суммы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в спорный период в связи с применением в декларации о плате за НВОС повышающего коэффициента 25 вместо подлежащего к применению, по мнению истца, коэффициента 100 по причине отсутствия установленных нормативов.
«Водоканал» заявил, что в течение 2020 года не имел возможности оформить разрешение на выбросы в атмосферный воздух и в дальнейшем получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) ввиду отказов Росприроднадзора, при этом Управлением не доказано превышение ответчиком нормативов допустимого воздействия.
Материалами дела подтверждается, что «Водоканал» осуществляет негативное воздействие, эксплуатируя объект НВОС I категории, что, в силу требований ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), возлагает на ответчика обязанность получить КЭР. При этом, в силу переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ), ответчик был вправе до оформления КЭР получить нормативы допустимых выбросов и сбросов. Отсутствие утвержденных нормативов допустимого воздействия приравнивается к сверхлимитному уровню НВОС с применением при расчете платы повышающего коэффициента 100.
Установив, что разрешение «Водоканала» на выбросы действовало в период с 06.07.2015 по 31.12.2019, а следующее разрешение получено только 04.03.2021, суды пришли к выводу, что, в связи с отсутствием в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 разрешения, при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух подлежал к применению коэффициент Кпр, равный 100.
Суды также отметили, что неправомерные действия и вина Управления в нарушении срока оформления разрешительных документов ответчика не установлены.
Комментарий
Пунктом 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым введена обязанность владельцев объектов НВОС I категории в установленные сроки (до 31.12.2024 для «списка 300» и до 01.01.2025 для остальных предприятий) оформить КЭР, предоставлено право с 01.01.2019 и до оформления КЭР получить разрешения на выбросы и сбросы на основании нормативов допустимых выбросов и сбросов в ранее действующем порядке.
Согласно п. 12(1) Правил исчисления и взимания платы за НВОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила № 255)), лица, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий, получившие с 01.01.2019 разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, при превышении установленных разрешениями нормативов, а также в случае отсутствия разрешений и лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ при расчете платы используют формулы, указанные в пп. 18(2), 20, 21 и 21(1) Правил № 255.
Согласно п. 21 Правил № 255, плата в случае, указанном в пункте 12(1), рассчитывается с применением Кпр 100.
Таким образом, для целей исчисления платы за НВОС отсутствие разрешений (лимитов) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ приравнивается к превышению установленных нормативов (лимитов) и влечет те же правовые последствия — применение повышающих коэффициентов, в рассматриваемом случае — Кпр=100.
Кейс № 2. Постановление АС ПО от 25.01.2023 по делу № А55-3948/2022
Общество обратилось в суд с иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании переплаты за НВОС.
Управление не отрицает факт излишней уплаты Обществом платы за НВОС, что подтверждается актами сверки расчетов.
Из материалов дела следует, что Общество обращалось в адрес ответчика с заявлением о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС 24.02.2021 и 19.10.2021, однако Управление проигнорировало данное обращение.
При этом излишне внесенные суммы платы уменьшены в связи с зачетом в счет суммы платы за НВОС за 3-й квартал 2021 года.
Как установлено судом, истцом в установленном порядке в пределах установленного срока направлены в адрес Управления заявления о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС с приложением документов, подтверждающих указанную сумму переплаты: копий платежных поручений, деклараций, актов сверок, подписанных Управлением без замечаний. Указанное заявление получено Управлением, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, указанное заявление истца подлежало рассмотрению Управлением в трехмесячный срок с принятием одного из следующих решений: о зачете платы; возврате платы; об отказе в зачете или в возврате платы.
Суд отклонил довод Управления о пропуске истцом трехлетнего срока для возврата спорной суммы со ссылкой на ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) в связи с тем, что данная норма вступила в силу только 01.07.2021, не имеет обратной силы и не может быть применена к правоотношениям, возникшим в связи с заявлениями Общества по возврату излишне уплаченной платы за НВОС, которые подлежали рассмотрению Управлением до 01.07.2021.
Кейс № 3. Постановление АС ПО от 19.01.2023 по делу № А06-248/2022
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС и об обязании возвратить излишне уплаченную плату.
Как видно из материалов дела, Банк направил в Управление заявление о возврате излишне уплаченной суммы платы за 2018 год, которое Управлением удовлетворено частично в связи с пропуском трехлетнего срока подачи заявления о возврате излишне уплаченного платежа в бюджет, предусмотренного п. 2 ст. 40.1 БК РФ, а также в связи с невозможностью возврата денежных средств по истечении трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса РФ.
Указав, что на момент обращения Банка в Управление с заявлением о возврате (04.10.2021) истек трехлетний срок с момента уплаты части платежей за НВОС (18.04.2018 и 18.07.2018), суд первой инстанции посчитал отказ Управления законным в части.
Апелляционный суд, поддержанный кассацией, обязал Управление возвратить Банку излишне уплаченную плату в заявленном размере.
Со ссылкой на п. 5 ст. 16.2, пп. 2, 3, 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и п. 2 ст. 40.1 БК РФ суд пришел к выводу, что сумма переплаты не может образоваться ранее определения платежной базы платежа и его размера по итогам отчетного периода, которым признается календарный год.
Суд указал, что Банк узнал о фактической переплате только 28.02.2019 (дата подачи декларации о плате за НВОС за 2018 год), и сделал вывод, что срок исковой давности подлежит исчислению с этой даты. Следовательно, на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в суд (13.01.2022) трехлетний срок давности не истек.
Комментарий
Порядок и сроки внесения платы за НВОС установлены ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пунктом 2 которой отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС определен календарный год.
Согласно п. 5 ст. 16.2 и пп. 3, 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы РФ в составе декларации о плате не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом; при этом плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 2 ст. 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, Определениях Верховного суда РФ от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527 и от 11.10.2017 № 305-КГ17-6968, Высшие суды указали, что юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления декларации (расчета) за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для ее представления в уполномоченный орган.
В отличие от ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Правила № 255 и Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС (утв. Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок № 334) не устанавливают ограничение срока на зачет и возврат платы с даты ее уплаты.
Суды при этом применяют правило ст. 40.1 БК РФ и положения ст. 196 Гражданского кодекса РФ об общих правилах исчисления срока исковой давности.
Кейс № 4. Постановление АС ПО от 21.12.2022 по делу № А65-29953/2021
Общество обратилось в суд с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными требования о внесении (довнесении) платы за НВОС и пеней, а также акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС.
Как установлено судами, в соответствии с условиями договоров на обезвреживание ртутьсодержащих отходов право собственности на отходы переходит к Обществу (исполнитель работ) после сдачи ртутных отходов; исполнитель работ принимает на себя ответственность за обезвреживание ртутьсодержащих отходов.
Как следует из материалов дела, Управление, проверив сведения, указанные в декларации о плате за НВОС и журнале учета движения отходов за 2020 год, не согласилось с суммой начисленной платы за размещение отходов на объекте размещения отходов Общества. Согласно данным учета в области обращения с отходами за 2020 год, Обществом допущено хранение (более 11 месяцев) принятых отходов. С учетом этого суды пришли к выводу о возникновении у Общества обязанности по внесению платы за НВОС.
Доводы Общества о том, что оно не обязано вносить плату за принятые от контрагентов отходы, поскольку они образовались не в результате его хозяйственной деятельности, судами отклонены.
Комментарий
Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плательщиками платы при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В отношении отходов, передаваемых для осуществления иных видов деятельности по обращению с отходами (утилизация и обезвреживание), образователь отходов не обязан вносить плату (так как законом предусмотрено внесение платы только за размещение отходов), в частности если лица, которым отходы переданы, допускают их размещение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Таким образом, в случае, если договором предусмотрен переход права собственности на отходы, дальнейшие расходы, связанные с обращением с отходами, включая внесение платы за их хранение, возлагаются на нового собственника (в данном случае — на лицо, принявшее отходы по договору для их обезвреживания).
Кейс № 5. Постановление АС ЗСО от 16.01.2023 по делу № А70-4055/2022
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отказе в возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС, обязании устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем возврата денежных средств в размере 6 969 979 руб. 63 коп.
Как следует из материалов дела, Общество направило в Управление заявление о возврате излишне уплаченной платы за НВОС.
Управление отказало Обществу в возврате излишне уплаченной ПНВОС в размере 3 095 616 руб. 77 коп. по мотиву отсутствия подписанного акта сверки расчетов за 2019 год.
Суд первой инстанции обязал стороны провести сверку расчетов по плате за НВОС. Согласно представленным в материалы дела актам сверки расчетов, переплата за 2019 год по одним объектам составила 3 095 616 руб. 77 коп., а по другим — 3 874 362 руб. 86 коп.
Удовлетворяя заявление Общества, суды сочли, что указанные акты подтверждают факт переплаты на стороне Общества сумм платы за НВОС за 2019 год в общем размере 6 969 979 руб. 63 коп., поскольку их подписание и представление суду предполагает осуществление Управлением надлежащей проверки документов, в том числе деклараций о плате за НВОС за сверяемый период и указание достоверных сведений о переплате.
Судом не приняты аргументы Управления о том, что документы, подтверждающие расходы Общества на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа (учет которых привел к корректировке (уменьшению) размера платы), Обществом в Управление не представлены.
Кассация вернула дело на новое рассмотрение, посчитав преждевременными выводы судов о том, что акты сверки расчетов подтверждают факт переплаты за 2019 год.
Комментарий
В соответствии с п. 11 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату.
При этом, в силу п. 10 Порядка № 334, возврат сумм излишне уплаченной платы производится только после зачета платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней.
Следовательно, вопрос о фактическом состоянии расчетов по плате за НВОС входит в круг обстоятельств, имеющих значение для принятия решения о возврате излишне уплаченной платы за НВОС.
В отношении излишне взысканных сумм платы за НВОС, а также сумм платы, излишне уплаченных по требованию уполномоченного органа, необходимо отметить следующее.
Пунктом 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено начисление пени за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС, в том числе квартальных авансовых платежей, в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Согласно п. 13 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы определены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, пунктом 33 которого также предусмотрено начисление пени за несвоевременное внесение платы, а пунктом 36 установлено, что зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС осуществляется в соответствии с Порядком № 334, пунктом 14 которого установлен запрет на начисление процентов при возврате излишне уплаченной или взысканной платы.
В Постановлении от 08.11.2022 № 47-П Конституционный суд РФ, проверив конституционность аналогичного положения правил взимания утилизационного сбора (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81), указал на необходимость применения порядка, предусмотренного ст. 79 Налогового кодекса РФ, для выплаты процентов с излишне взысканных сумм утилизационного сбора при их возврате плательщику.
При этом содержание Постановления № 47-П позволяет сделать вывод о возможности применения данной правовой позиции при возврате любых излишне взысканных или излишне уплаченных по требованию уполномоченного органа публично-правовых платежей, к которым относится и плата за НВОС.
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный доступ!