Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Предупрежден — значит вооружен! Что нужно знать об отчете по парниковым газам?

22 апреля на официальном сайте правовой информации было опубликовано Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 707).
Кому это важно
Предприятиям, в составе выбросов которых присутствуют парниковые газы, а также тем, кто планирует осуществлять данную деятельность.
Почему это важно
На сегодняшний день тема парниковых газов и их регулирования стоит очень остро. Указом Президента РФ от 04.11.2020 N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» были поставлены Правительству РФ задачи в целях реализации и совершенствования законодательства в этой области:
— обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% по сравнению с 1990 годом;
— разработать и утвердить стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
— обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов.
Именно в рамках этой концепции был принят главный нормативный правовой акт, которым в настоящее время регулируются выбросы парниковых газов — Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ). Им предусмотрены:
— меры по ограничению выбросов парниковых газов;
— обязательная отчетность для лиц, обязанных регулировать выбросы парниковых газов.
Однако до недавнего времени форма отчетности по парниковым газам не была утверждена.
В целях исполнения требований Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 707, которым утверждены:
— Правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов (далее — Правила);
— форма отчета о выбросах парниковых газов;
— Правила создания и ведения реестра выбросов парниковых газов.
В частности Правилами установлена форма отчета для хозяйствующих субъектов, относящихся к регулируемым организациям, способы и сроки его подачи. Правила и форма отчета вступят в силу с 01.09.2022. То есть отчет о выбросах по новой форме нужно будет подавать до 1 июля 2023 года за 2022 год.
Регулируемыми организациями отчет будет представляться в электронном виде по средствам заполнения формы отчета в реестре выбросов парниковых газов, подписанный электронной подписью, в Министерство экономического развития РФ. Однако сам сервис, через который будет представляться отчет, пока официально не обозначен.
Реестр выбросов парниковых газов является государственной информационной системой, содержащей отчеты о выбросах парниковых газов. Он ведется в рамках государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Структура реестра, требования к действиям оператора реестра содержатся в Правилах создания и ведения реестра выбросов парниковых газов.
Не смотря на то, что новые нормативные правовые акты начнут применяться с 01.09.2022, необходимо уже сейчас готовиться к данным изменениям, так как ознакомление с новыми требованиями занимают большое количество времени.
Риски
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности, сопровождающейся выбросами парниковых газов, влекут за собой административную ответственность до 250 000 руб. (ч.1 ст.8.2.1 КоАП РФ).
Кроме того, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа (ст.8.5 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Нормативные правовые акты, приведенные в статье доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология» . Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части регулирования выбросов парниковых газов. Это позволит вам:
— сэкономить время на поиски информации;
— своевременно подготовиться к планирующимся изменениям;
— правильно заполнить и подать отчетность о выбросах парниковых газов;
— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Также актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами в данной области требований природоохранного законодательства, содержится в справочном материале «Парниковые газы» систем «Техэксперт: Экология».
Оцените все возможности системы «Техэксперт: Экология»
Оставьте заявку на бесплатный пробный доступ!
Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на телеграм-канал
А знаете ли вы?
Материалы конференции «Неделя Техэксперт» уже доступны участникам
23 марта в рамках Недели «Техэксперт» прошла сессия для специалистов в области охраны окружающей среды «Контрольно-надзорная деятельность по 248-ФЗ в период ключевых изменений в сфере экологии».
Видеозаписи лекций, а также презентационные материалы доступны в системе «Техэксперт: Экология. Премиум» в разделе «Видеосеминары».
Для клиентов «Техэксперт: Экология. Проф» в разделе «Новые поступления» открыты презентации всех спикеров, выступивших в рамках сессии.
Также для всех участников конференции на странице размещены актуальные материалы по трем темам, получившим самый большой отклик:
1 выступление лектора Леоновой Н.В.
Тема «Ключевые изменения в экологическом надзоре в связи с новым 248-ФЗ».
2 выступление лектора Обуховой Д.М.
Тема «Санитарно-защитная зона: изменения 2022 года в нормировании, сроки установления и ответственность»
3 выступление лектора Бирюковой Н.В.
Тема «Как организовать работу с федеральным оператором по обращению с отходами I-II класса опасности и минимизировать штрафы».
Для каждого спикера экспертами системы были собраны:
— основные тезисы выступления;
— видео-нарезка основных фрагментов лекции;
— ответы на 2 вопроса от зрителей конференции.
Что такое неделя «Техэксперт»?
Это ежегодное мероприятие, направленных на создание партнерской среды для взаимодействия широкого круга специалистов и экспертов по самым актуальным вопросам нормативно-технического регулирования. В этом году неделя «Техэксперт» проходила 22-25 марта.
В рамках нее консорциум «Кодекс» провел II Ежегодную онлайн-конференцию «Нововведения в надзоре и контроле в 2022 году. Как жить по новым правилам».
Мероприятие вызвало огромный интерес. За четыре дня работы в конференции приняло участие более 8000 человек. Каждый день мероприятия был посвящен отдельной профессиональной тематике. Сессия для экологов проходила 23 марта.
Почему это важно?
В связи с появлением в 2022 году новых нормативно-правовых актов, направленных на послабление условий взаимодействия организаций с контрольно-надзорными органами, у экологов возникает много вопросов об исключениях и нюансах в нововведениях.
Для ответа на них консорциум «Кодекс» предложил известным экспертам в отрасли поделиться опытом взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Спикеры - практикующие экологи и ученые - рассказали об изменениях в законодательстве, сделали не только теоретические обзоры новых нормативно-правовых актов в 2022 году, но и привели примеры их применения с учетом специфики работы каждого.
Просмотрев видеосеминар, вы сможете:
— сэкономить время на анализе документов;
— найти ответы на актуальные вопросы по основным направлениям работы эколога;
— обезопасить себя и организацию от наложения штрафов.
Еще больше записей видеосеминаров вы можете посмотреть в сервисе «Видеосеминары»
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ!
Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на телеграм-канал
Из зала суда
Можно ли уменьшить плату за размещение отходов, если отсутствуют документы, подтверждающие изменение класса их опасности
Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к АО «А» (далее — Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за 2019 год в размере 14 278 781,42 руб. и пеней в размере 603 992,45 руб.
Ранее решением Арбитражного суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить в части взыскания задолженности за размещение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) в размере 10 074 767, 2 руб. и пени за размещение отходов в размере 426 162,66 руб., пени за выбросы в атмосферный воздух в размере 177 829,79 руб.
Из материалов дела
При проверке достоверности представленных данных декларации о плате за НВОС Управлением был произведен перерасчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 4 699 535, 75 руб. и пени 198 790,36 руб., произведено начисление платы за размещение на полигоне ТКО в размере 11 534 144,60 руб. и пени в размере 484 894,32 руб.
Управлением было направлено требование о погашении выявленной задолженности, которое Обществом не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением.
Из приложенного к исковому заявлению уточненного расчета следует, что заявленная к взысканию общая сумма платы состоит из платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и платы за размещение ТКО и составляет: 4 204 014, 22 (выбросы) + 10 074 767,20 (отходы) = 14 278 781,42 руб. Общая сумма пени составляет: 177 829,79 (пени выбросы) + 426 162,66 (пени отходы) = 603 992,45 рублей.
Представленные Управлением расчеты платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и соответствующих пеней судом проверены, признаются арифметически верными. Возражений в отношении данных расчетов Обществом не заявлено. Представители сторон, Общества и Управления пришли к согласованной единой сумме платы за выбросы в размере 4 204 014, 22 руб. и пени в размере 177 829,79 руб.
В отношении платы за размещение ТКО и соответствующих сумм пени судом установлено, что в рассматриваемом случае Управлением произведен расчет платы за вид отходов «отходы из жилищ несортированные (исключая крупногобаритные)», относящийся к IV классу опасности, исходя из того, что после сортировки отходов на мусоросортировочной станции (изъятие бумаги, картона, полиэтилена и прочего вторичного сырья) остатки сортировки ТКО не могут относиться к V классу опасности, соответственно, сумма платы за размещение таких отходов должна исчисляться исходя из ставки 95 руб./тонну (IV класс опасности).
Общество, возражая относительно заявленных требований в данной части, считает, что в результате деятельности по сортировке отходов кроме вторичного сырья, подлежащего утилизации, образуется иной вид отхода, отличающийся от поступившего, и полагает, что из ТКО IV класса опасности после сортировки образуются отходы практически неопасные, относящиеся к V классу опасности.
Суд отметил, что доказательств того, что образуемые от деятельности Общества отходы, полученные в результате сортировки, отнесены к определенному классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в материалы дела не представлено.
Обществом также не представлены надлежащие доказательства в подтверждение осуществления НВОС в виде размещения отходов производства и потребления V класса опасности отходов.
С учетом вышеизложенного суд отказал в удовлетворении заявленных требований Общества.
Таким образом, кассационная жалоба Общества остается не удовлетворенной и Обществу необходимо внести задолженность по плате за НВОС.
Итоговое решение
Суд постановил: решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А65-30771/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2022 № А65-30771/2020).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам иметь документы на отходы V класса опасности, подтверждающие их отнесение к данному классу опасности.
Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Однако, в целях идентификации отходов необходимо определение их компонентного состава, технологического процесса, агрегатного состояния и физической формы.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.
То есть для отходов, включенных в ФККО, достаточно иметь любые данные, позволяющие сопоставить их классификационные признаки (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
— «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;
— «Класс опасности отходов производства и потребления».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной