Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Планируются изменения критериев категорирования объектов, оказывающих НВОС
Источник изображения: freepik.com
Опубликован проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Документом запланировано изменение Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Кому это важно
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах целлюлозно-бумажной промышленности.
Почему это важно
Согласно действующим Критериям, производители бумаги и картона с проектной мощностью:
- 20 тонн в сутки и более — объекты I категория НВОС;
- менее 20 тонн в сутки — объекты II категории НВОС.
Проектом предусматривается отнесение всех объектов, на которых осуществляется производство картона и бумаги из приобретенного сырья, к объектам II категории независимо от мощности.
При этом изменения в критериях добавят природопользователям-производителям бумаги и картона бумажной работы, в рамках которой нужно будет запланировать:
- корректировку присвоенной объекту категории;
- разработку необходимой разрешительной документации.
На сегодняшний день проект не утвержден и носит информационный характер.
При этом хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объекте, со дня вступления в силу изменений Критериев вправе подать заявление о корректировке присвоенной объекту категории в зависимости от уровня НВОС (п. 44 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830).
Заявления о корректировке сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, организации направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 21 Правил).
В соответствии со ст.8.46 КоАП РФ несвоевременное выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц — от 5 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.
Экспертная помощь и оценка рисков
Чтобы вы могли детальнее разобраться в вопросе и сэкономить время на поиске информации, советуем ознакомиться с подборкой экспертных материалов в системах «Техэксперт: Экология»:
1. Справка «Категории объектов, оказывающих НВОС».
Обратите внимание на раздел справки: Состав природоохранной документации, необходимой для каждой категории НВОС;
2. Экспертная консультация по вопросу корректировки присвоенной категории НВОС;
3. Авторская статья с позицией Минприроды и Росприроднадзора по последним изменениям в критериях «Актуализация сведений об объекте НВОС из-за Критериев № 2398».
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
А знаете ли вы?
Металлолом на предприятии: отход или товар? Актуальные нюансы обращения на практическом вебинаре
С 01.07.2024 взамен существующих кодов для продукции «лом черных, цветных металлов» будут внесены новые коды «вторичное сырье из лома». Это сведет к минимуму возможность исполнения хозяйствующими субъектами своих обязательств по обращению с металлоломом по закону. Предлагаем проанализировать нововведения и выстроить систему обращения с металлоломом по актуальным требованиям на практическом вебинаре, бесплатном для пользователей «Техэксперт: Экология»:
«Металлолом на предприятии: отход или товар?
Актуальные нюансы обращения, классификация, отчетность, лицензирование»
10 апреля с 10:00 до 12:00 мск
Неверная идентификация металлолома на предприятии приводит к ошибкам в выборе контрагента, в форме и содержании заключаемого договора, в подаваемой отчетности и в выборе инструментария для работы (лицензия, проекты, лимиты и т. д.).
Такие ошибки чреваты прямыми финансовыми потерями и репутационными рисками для предприятия:
- Продажей отходов под видом продукции, а это влечет за собой отсутствие у отходообразователей документов, подтверждающих легальное обращение с отходами.
- Отказом в подтверждении выполнения самостоятельной утилизации субъектами РОП, неуплатой экосбора и штрафами за его неуплату. Для юридических лиц потери могут составлять 500 000 рублей и более (ст. 8.41.1 КоАП РФ).
- Предъявлением к ломозаготовительным предприятиям требований, вытекающих из норм природоохранного законодательства, которые неприменимы к лому-продукции (вопросы транспортирования; требования к площадкам хранения, разделки, перегруза; учет (ЖДО и паспорт), вопросы разрешенного использования земельных участков и т.д).
- Осуществлением предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушениями установленных правил, в том числе лицензионных требований, которые грозят уголовной или административной ответственностью (ст. 1 КоАП РФ).
В ходе мероприятия вы узнаете:
- Возможности разграничения понятий лом-отход и лом-продукция.
- Какие лицензии применяются для каждого статуса лома (отход или продукция), практику применения.
- Реализацию отходов лома под видом продукции: рассмотрение Росприроднадзором и судами.
- Актуальные требования к обращению лома-отхода и лома-продукции на предприятии.
- Особенности обращения с отдельными видами лома: с электронным и радиоэлектронным ломом с содержанием драгоценных металлов, ломом АКБ, ВЭТС.
- Инструменты для организации обращения с металлоломом на предприятии.
В качестве лектора выступит практикующий эксперт Наталья Сергеевна Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора РФ.
Кому будет интересен вебинар
Тема обращения с металлоломом входит в зону ответственности руководителей и экологов предприятий:
- осуществляющих заготовку, хранение, реализацию лома черных, цветных металлов;
- в чьей хозяйственной деятельности образуются металлосодержащие материалы;
- осуществляющих обращение с отходами I–V классов опасности.
Посетив вебинар, вы:
- сэкономите время на самостоятельном поиске и анализе информации по обращению с металлоломом;
- обезопасите себя и организацию от предписаний, штрафов до 500 000 руб., например за неуплату экологического сбора в установленный срок;
- спланируете объем работ и бюджет при обращении с ломом на предприятии;
- сэкономить деньги предприятия на закупку дополнительных обучений.
Уже сейчас вы можете задать вопросы эксперту! Перейдите на страницу регистрации и нажмите «Задать вопрос». Возможно, именно вашу проблему по обращению с металлоломом лектор подробно разберет в прямом эфире!
Чтобы бесплатно принять участие в вебинаре «Техэксперт: Экология»:
- Пройдите регистрацию до 9 апреля включительно. Регистрация открыта на главных страницах систем «Техэксперт: Экология», в разделе «Обратите внимание». Для быстрого перехода рекомендуем воспользоваться ссылкой.
2. После регистрации вы получите письмо с подтверждением участия в вебинаре и уникальную ссылку для подключения. Перейдите по ней в день мероприятия.
Если вы не получили ссылку в течение 30 минут после регистрации, проверьте папку «Спам». Если письма в этой папке нет, попробуйте зарегистрироваться еще раз на другой почтовый адрес.
3. Слушатели вебинара смогут получить электронный сертификат участника.
4. Материалы вебинара (видеозапись и презентация) будут доступны только в системах «Техэксперт: Экология».
Из зала суда
Расчет платы за НВОС при размещении отходов
В новом обзоре юрист-практик анализирует определение ставки платы за НВОС при размещении отходов для разных отраслей промышленности.
Кейс
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО «К» о взыскании задолженности по плате за НВОС за 2021 год.
Суды установили, что Общество представило декларацию о плате за НВОС за 2021 год, в ходе проверки которой Управление пришло к выводу о неправильном расчете ответчиком НВОС при размещении отходов в 2021 году.
Управление в отношении отходов V класса опасности применило ставку платы в размере 40,1 руб. за тонну для перерабатывающей промышленности.
Общество возразило, что осуществляемая им обработка (сортировка) отходов, передача на утилизацию выбираемых отходов, снижение класса опасности захораниваемых отходов, не является отдельным видом перерабатывающей промышленности, а является частью технологического процесса по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов.
Решение
Суды, ссылаясь на ОК 029-2014, поддержали вывод Управления, что при определении ставки платы за НВОС необходимо учитывать код ОКВЭД и его принадлежность к разделу Классификатора. Организации, деятельность которых не относится к разделам С — Е Классификатора, образуют отходы от прочего вида деятельности.
Согласно материалам дела, основным кодом ОКВЭД Общества является 38.1 «Сбор отходов», отнесенный к разделу Е Классификатора. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений).
Учитывая изложенное, суды удовлетворили исковые требования Управления.
Рекомендации юриста
Для отходов V класса опасности установлены ставки в зависимости от отрасли производства (п. 5 р. III постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «Об утверждении ставок платы за НВОС и дополнительных коэффициенты»):
- для добывающей промышленности — 1,1 руб./тонна;
- для перерабатывающей промышленности — 40,1 руб./тонна;
- для прочих отраслей — 17,3 руб./тонна.
Таким образом, определение отрасли промышленности существенно влияет на размер платы за размещение отходов.
Между тем, для отнесения производственного процесса к определенной отрасли промышленности, необходимо учитывать:
- проектную документацию;
- технологические документы на эксплуатацию объекта размещения отходов;
- данные ЕГРЮЛ об основных и вспомогательных видах деятельности.
Также, существуют виды деятельности, включенные в процесс переработки, которые отражены в других разделах Классификатора, т.е. они не классифицируются как обрабатывающие производства, они включают, в т.ч. сортировку твердых отходов (р. С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).
Кроме того, отнесение деятельности по сортировке отходов к обрабатывающей промышленности с экономическими последствиями в виде применения ставки платы за НВОС 40,1 руб./тонна, вместо ставки 17,1 руб./тонна (для прочих отраслей промышленности) — явно не способствует стимулированию развития деятельности по сортировке отходов.
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Дополнительные материалы по теме:
1. «Требования к размещению отходов» (найти в сервисе «Справочник эколога»).
2. Консультация по вопросу применение ставок платы за размещение отходов V класса опасности добывающей промышленности (найти в сервисе «Экология в вопросах и ответах»).
3. Серия статей с разбором часто встречающихся ошибокпри обращении с отходами на предприятиях (найти в сервисе «Авторские статьи»).
Больше судебной практики —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.