Эколог в курсе: Новая концепция РОП: к чему готовиться производителям и импортерам товаров?
29.01.2021
29.01.2021

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

29.01.2021

Новая концепция РОП: к чему готовиться производителям и импортерам товаров?

Новая концепция РОП: к чему готовиться производителям и импортерам товаров?

Правительством РФ утверждена новая Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — Концепция).

Концепция утверждена в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 и Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Под расширенной ответственностью производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — РОП) понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств.

Предпосылками к разработке Концепции послужили:

— недостаточное стимулирование участников РОП к развитию отрасли обращения с отходами от использования товаров;

— отсутствие системы оценки результативности действующей модели РОП, надлежащего администрирования и контроля;

— нарушение принципа полного покрытия затрат и принципа стимулирования использования перерабатываемых материалов при производстве товаров;

— отсутствие эффективного механизма целевого использования средств экологического сбора.

Кроме того, к недостаткам существующей модели РОП Правительством РФ отнесена невозможность установления точного количества субъектов РОП в связи с тем, что обязанность по утилизации отходов распространяется на товары и упаковку с момента их первичной реализации, а не с момента их производства.

Основной целью Концепции являются максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизация объемов захоронения отходов потребления.

В частности, в Концепции отмечается, что главная цель института РОП — это не фискальная нагрузка, а увеличение числа утилизированных отходов, т. е. фактическая утилизация отходов имеет приоритет перед уплатой экологического сбора.

Для определения достижения данной цели планируется установить целевые показатели по организации раздельного накопления, обработки и утилизации отходов по группам товаров (далее — Целевые показатели).

Стоит отметить, что нормативы утилизации не являются Целевыми показателями, — они лишь определяют индивидуальный уровень ответственности отдельного товаропроизводителя.

До принятия Концепции и в настоящее время Целевые показатели не устанавливались.

В рамках Концепции планируется внедрить новый вид участника РОП — утилизаторов, которые предоставляют данные о мощностях и количестве утилизированных отходов, в том числе в целях получения средств экологического сбора в связи с осуществлением утилизации отходов.

Приоритетным способом, позволяющим проверить фактическое достижение производителем нормативов утилизации, является непосредственное исполнение обязательств самим производителем товаров, упаковки путем организации собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов или на основании прямого договора с утилизатором.

Для большей прозрачности Концепцией предлагается регламентировать, что именно признаётся утилизацией отходов по каждой группе товаров, группе упаковки.

В отношении импортируемых товаров Концепцией предусматривается установить для импортеров требование по обеспечению обязательств по:

— самостоятельному способу выполнения обязательств расширенной ответственности производителей;

— уплате экологического сбора.

Примером такой гарантии может быть представление банковской гарантии и поручительства по утилизации, которое может быть представлено утилизатором.

Наиболее значимым в Концепции является принцип «загрязнитель платит», полная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию выпускаемой на рынок продукции (товаров, упаковки).

В этой связи Концепция предусматривает постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров не менее 10 процентных пунктов в год, с учетом переходного периода.

В отношении отходов упаковки Концепция предусматривает ответственность за утилизацию в размере, равном количеству выпущенной в оборот упаковки, уже с 01.01.2022.

Кроме того, предлагается ввести требование об обеспечении утилизации отходов упаковки без возможности зачета исполнения обязанности по утилизации за счет других видов отходов.

В случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объемом утилизации отходов, увеличенной в два раза.

Помимо ужесточения требований в части выполнения нормативов утилизации, Концепция предусматривает некоторые упрощения для субъектов малого и среднего предпринимательства путем:

— установления фиксированного размера экологического сбора;

— упрощения в части представления отчетности.

В отношении расчета экологического сбора его ставка должна быть тем больше, чем менее «экологичным», трудноперерабатываемым является соответствующий товар, упаковка.

Таким образом, будет усилено стимулирование участников РОП в части утилизации отходов с более сложным составом и свойствами.

Примечательно, что Концепция предусматривает запреты на производство и другие ограничительные меры в отношении товаров и упаковки, для которых полностью отсутствует возможность их утилизации.

В отношении контроля за реализацией нового механизма РОП Концепцией предлагается сформировать информационную систему, которая должна быть интегрирована (объединена) с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов.

Информационная система должна позволять отслеживать факт производства товара, упаковки, подпадающих под действие РОП, а также обеспечивать взаимодействие всех участников данного процесса.

В информационной системе целесообразно создание и ведение следующих реестров:

— реестр перечня упаковки и упаковочных материалов;

— реестр производителей и импортеров товаров, упаковки;

— реестр утилизаторов, включая данные о мощностях;

— реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, а также объектов обработки отходов.

Помимо прочего, Концепция предусматривает изменение сроков представления отчетной документации — не реже чем два раза в год.

Концепцию планируется реализовать следующими этапами:

— совершенствование нормативной правовой базы;

— обоснование и расчет целевых показателей сбора и утилизации в отношении отдельных групп отходов;

— установление с 01.01.2022 нормативов утилизации отходов и ставок экологического сбора;

— формирование информационной системы, обеспечивающей реализацию положений Концепции.

В настоящее время в рамках реализации первого этапа, связанного с совершенствованием нормативной правовой базы, внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Данным проектом планируется, что:

1) Производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать:

— утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с установленными нормативами утилизации;

— утилизацию отходов от использования упаковки товаров в количестве, равном количеству реализованной в отчетном году упаковки товаров.

2) Экологический сбор в отношении:

— товара рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или количества единиц товара и на норматив утилизации;

— упаковки рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу упаковки товаров.

Подводя итог, Концепция предусматривает значительные изменения в механизме РОП, которые неизбежно затронут всех участников данного процесса.

Новости по теме и актуальную информацию вы найдете в системах «Техэксперт: Экология». Попробуйте бесплатный пробный доступ!

А знаете ли вы?

Какие требования экологического надзора вступят в силу с 1 января?

Наступил новый, 2021 год, и вместе с ним пришло время завершающего этапа масштабной реформы «Регуляторная гильотина». С 1 января заработала новая система контрольно-надзорного законодательства.

Формат реформы непривычен: замена происходит на уровне не одного документа, а вида надзора, а сами изменения затрагивают работу большинства специалистов.

Проверьте, учли ли вы в своей работе все нововведения «регуляторной гильотины», при помощи уникального сервиса — «Навигатор по регуляторной гильотине».

Сэкономьте время на самостоятельном анализе изменений!

Сервис включает в себя основную информацию:

  • что такое реформа «Регуляторная гильотина»;
  • все важные новости и события реформы;
  • справочные материалы по основным отраслям: в них содержится информация, которую необходимо знать по видам надзора для каждой отрасли;
  • документы, содержащие требования по видам надзора.

Сервис доступен на главных страницах систем «Кодекс» и «Техэксперт»!

Ознакомьтесь с особенностями работы с сервисом в удобном для вас формате: посмотрите видеогид по сервису «Навигатор по регуляторной гильотине»!

Сервис поможет вам определить, какими нормативными документами руководствоваться в своей работе с 1 января, какие документы были отменены или заменены. Воспользуйтесь готовыми подборками, чтобы проверить бизнес-процессы организации. Это позволит избежать ошибок и подготовиться к грядущим проверкам.

«Навигатор по регуляторной гильотине» — для эффективной работы в новом году!

Из зала суда

Отсутствие на всех транспортных средствах предприятия специальных знаков для транспортирования отходов не является правонарушением

Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «М» (далее — Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.