Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Новая концепция РОП: к чему готовиться производителям и импортерам товаров?
Правительством РФ утверждена новая Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — Концепция).
Концепция утверждена в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 и Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Под расширенной ответственностью производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — РОП) понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств.
Предпосылками к разработке Концепции послужили:
— недостаточное стимулирование участников РОП к развитию отрасли обращения с отходами от использования товаров;
— отсутствие системы оценки результативности действующей модели РОП, надлежащего администрирования и контроля;
— нарушение принципа полного покрытия затрат и принципа стимулирования использования перерабатываемых материалов при производстве товаров;
— отсутствие эффективного механизма целевого использования средств экологического сбора.
Кроме того, к недостаткам существующей модели РОП Правительством РФ отнесена невозможность установления точного количества субъектов РОП в связи с тем, что обязанность по утилизации отходов распространяется на товары и упаковку с момента их первичной реализации, а не с момента их производства.
Основной целью Концепции являются максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизация объемов захоронения отходов потребления.
В частности, в Концепции отмечается, что главная цель института РОП — это не фискальная нагрузка, а увеличение числа утилизированных отходов, т. е. фактическая утилизация отходов имеет приоритет перед уплатой экологического сбора.
Для определения достижения данной цели планируется установить целевые показатели по организации раздельного накопления, обработки и утилизации отходов по группам товаров (далее — Целевые показатели).
Стоит отметить, что нормативы утилизации не являются Целевыми показателями, — они лишь определяют индивидуальный уровень ответственности отдельного товаропроизводителя.
До принятия Концепции и в настоящее время Целевые показатели не устанавливались.
В рамках Концепции планируется внедрить новый вид участника РОП — утилизаторов, которые предоставляют данные о мощностях и количестве утилизированных отходов, в том числе в целях получения средств экологического сбора в связи с осуществлением утилизации отходов.
Приоритетным способом, позволяющим проверить фактическое достижение производителем нормативов утилизации, является непосредственное исполнение обязательств самим производителем товаров, упаковки путем организации собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов или на основании прямого договора с утилизатором.
Для большей прозрачности Концепцией предлагается регламентировать, что именно признаётся утилизацией отходов по каждой группе товаров, группе упаковки.
В отношении импортируемых товаров Концепцией предусматривается установить для импортеров требование по обеспечению обязательств по:
— самостоятельному способу выполнения обязательств расширенной ответственности производителей;
— уплате экологического сбора.
Примером такой гарантии может быть представление банковской гарантии и поручительства по утилизации, которое может быть представлено утилизатором.
Наиболее значимым в Концепции является принцип «загрязнитель платит», полная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию выпускаемой на рынок продукции (товаров, упаковки).
В этой связи Концепция предусматривает постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров не менее 10 процентных пунктов в год, с учетом переходного периода.
В отношении отходов упаковки Концепция предусматривает ответственность за утилизацию в размере, равном количеству выпущенной в оборот упаковки, уже с 01.01.2022.
Кроме того, предлагается ввести требование об обеспечении утилизации отходов упаковки без возможности зачета исполнения обязанности по утилизации за счет других видов отходов.
В случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объемом утилизации отходов, увеличенной в два раза.
Помимо ужесточения требований в части выполнения нормативов утилизации, Концепция предусматривает некоторые упрощения для субъектов малого и среднего предпринимательства путем:
— установления фиксированного размера экологического сбора;
— упрощения в части представления отчетности.
В отношении расчета экологического сбора его ставка должна быть тем больше, чем менее «экологичным», трудноперерабатываемым является соответствующий товар, упаковка.
Таким образом, будет усилено стимулирование участников РОП в части утилизации отходов с более сложным составом и свойствами.
Примечательно, что Концепция предусматривает запреты на производство и другие ограничительные меры в отношении товаров и упаковки, для которых полностью отсутствует возможность их утилизации.
В отношении контроля за реализацией нового механизма РОП Концепцией предлагается сформировать информационную систему, которая должна быть интегрирована (объединена) с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов.
Информационная система должна позволять отслеживать факт производства товара, упаковки, подпадающих под действие РОП, а также обеспечивать взаимодействие всех участников данного процесса.
В информационной системе целесообразно создание и ведение следующих реестров:
— реестр перечня упаковки и упаковочных материалов;
— реестр производителей и импортеров товаров, упаковки;
— реестр утилизаторов, включая данные о мощностях;
— реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, а также объектов обработки отходов.
Помимо прочего, Концепция предусматривает изменение сроков представления отчетной документации — не реже чем два раза в год.
Концепцию планируется реализовать следующими этапами:
— совершенствование нормативной правовой базы;
— обоснование и расчет целевых показателей сбора и утилизации в отношении отдельных групп отходов;
— установление с 01.01.2022 нормативов утилизации отходов и ставок экологического сбора;
— формирование информационной системы, обеспечивающей реализацию положений Концепции.
В настоящее время в рамках реализации первого этапа, связанного с совершенствованием нормативной правовой базы, внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Данным проектом планируется, что:
1) Производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать:
— утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с установленными нормативами утилизации;
— утилизацию отходов от использования упаковки товаров в количестве, равном количеству реализованной в отчетном году упаковки товаров.
2) Экологический сбор в отношении:
— товара рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или количества единиц товара и на норматив утилизации;
— упаковки рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу упаковки товаров.
Подводя итог, Концепция предусматривает значительные изменения в механизме РОП, которые неизбежно затронут всех участников данного процесса.
Новости по теме и актуальную информацию вы найдете в системах «Техэксперт: Экология». Попробуйте бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
Какие требования экологического надзора вступят в силу с 1 января?
Наступил новый, 2021 год, и вместе с ним пришло время завершающего этапа масштабной реформы «Регуляторная гильотина». С 1 января заработала новая система контрольно-надзорного законодательства.
Формат реформы непривычен: замена происходит на уровне не одного документа, а вида надзора, а сами изменения затрагивают работу большинства специалистов.
Проверьте, учли ли вы в своей работе все нововведения «регуляторной гильотины», при помощи уникального сервиса — «Навигатор по регуляторной гильотине».
Сэкономьте время на самостоятельном анализе изменений!
Сервис включает в себя основную информацию:
- что такое реформа «Регуляторная гильотина»;
- все важные новости и события реформы;
- справочные материалы по основным отраслям: в них содержится информация, которую необходимо знать по видам надзора для каждой отрасли;
- документы, содержащие требования по видам надзора.
Сервис доступен на главных страницах систем «Кодекс» и «Техэксперт»!
Ознакомьтесь с особенностями работы с сервисом в удобном для вас формате: посмотрите видеогид по сервису «Навигатор по регуляторной гильотине»!
Сервис поможет вам определить, какими нормативными документами руководствоваться в своей работе с 1 января, какие документы были отменены или заменены. Воспользуйтесь готовыми подборками, чтобы проверить бизнес-процессы организации. Это позволит избежать ошибок и подготовиться к грядущим проверкам.
«Навигатор по регуляторной гильотине» — для эффективной работы в новом году!
Из зала суда
Отсутствие на всех транспортных средствах предприятия специальных знаков для транспортирования отходов не является правонарушением
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «М» (далее — Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности от 27.12.2016.
Управлением проведена плановая выездная проверка деятельности Общества, по результатам которой составлен акт проверки, в котором установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно использование для транспортирования отходов I–IV классов опасности транспортных средств, не снабженных специальными знаками «Опасный груз».
Отказывая в удовлетворении требований Управления о привлечении Общества к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности Управлением наличия в действиях Общества правонарушения.
Лицензионным требованием для работ по транспортированию отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (пп. «в» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).
Указанные требования отражены в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ).
Проверкой установлены транспортные средства Общества, на которых осуществляется перевозка отходов, — КАМАЗ 6520-3072-53, КАМАЗ 43255-G5, ГАЗ 172464, КАМАЗ 4308 и ГАЗЕЛЬ автофургон.
Указанные транспортные средства осмотрены в ходе проверки, составлен соответствующий акт обследования. При этом, согласно акту обследования, на двух автомобилях установлены специальные знаки «Опасный груз» (КАМАЗ 4308 и ГАЗЕЛЬ автофургон).
Следовательно, у Общества имеются специальные знаки на транспортных средствах, перевозящие опасные грузы.
При этом доказательств того, что Общество перевозило опасный груз на других транспортных средствах без специальных знаков, в материалах дела не имеется и Управлением не представлено.
Суд отклоняет довод Управления о необходимости установления специального знака «Опасный груз» на всех транспортных средствах, допущенных к перевозке отходов, поскольку у Общества имеются транспортные средства, оборудованные для перевозки опасных отходов и снабженные специальными знаками.
Таким образом, при наличии знаков «Опасный груз» на транспортных средствах, на которых осуществляется транспортирование отходов I–IV классов опасности, Общество не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение условий лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда от 22.05.2020 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу № А49-2703/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2020 № А49-2703/2020