Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Онлайн-конференция ко Дню эколога

Уважаемые коллеги!
Разработчики систем «Техэксперт: Экология» поздравляют вас с наступающим профессиональным праздником — Днем эколога и дарят бесплатное участие в большой онлайн-конференции, посвященной вопросам обращения с отходами на производстве.
Почему важно посетить онлайн-конференцию?
- Актуальные темы докладов с учетом текущих изменений в законодательстве и анализа часто возникающих вопросов пользователей.
- Ведущие эксперты — представители государственных органов и профессиональных организаций — помогут разобраться во всех нововведениях и подготовиться к ним.
- Живой диалог со спикером и возможность задать вопрос.
- Возможность получить именной онлайн-сертификат об участии.
- Дистанционный формат — возможность участия в мероприятии, где бы вы ни находились!
- Бесплатное участие.
Что входит в программу мероприятия?
- «Реализация схемы обращения с отходами I и II класса опасности в рамках действующего законодательства».
- «Финансово-экономические аспекты в сфере обращения с отходами».
- «Изменение вместимости ОРО. Актуализация сведений в ГРОРО и государственная экологическая экспертиза. Конкретные примеры и судебная практика».
Для вас выступят эксперты:
Бирюкова Надежда Валерьевна, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ».
Фильченкова Ольга Александровна, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество».
Обухова Диана Михайловна, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии.
Также вас ждет бонусная секция — интервью с представителем Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Косныревой Екатериной Витальевной — «Защита прав предпринимателей в сфере природопользования».
Программа дня по ссылке
Важно! При регистрации укажите промокод — ОНЛАЙН.
Участие в мероприятии БЕСПЛАТНОЕ!
Получайте важную информацию об изменениях в вашей профессиональной сфере деятельности!
Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на Telegam-канал
А знаете ли вы?
Новые возможности при актуализации сведений об объектах НВОС
На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830).
Кому это важно
Хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).
Почему это важно
С 01.01.2021 хозяйствующие субъекты столкнулись с проблемой несоответствия своих объектов НВОС действующему законодательству. Данный факт связан с вступлением в силу Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, и внесением в них изменений.
Так, например, объекты, имеющие более высокую категорию, стали соответствовать Критериям, применимым к объектам более низкой категории по уровню НВОС. При этом изменить категорию путем актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с действующим законодательством не представлялось возможным.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 утверждены новые Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее — Правила).
В связи с этим с 01.09.2022 утратит силу Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Новые Правила более конкретизированы и приведены в соответствие с действующим законодательством. Правила имеют как схожие требования, что и действующий на сегодняшний день нормативный документ, так и ряд существенных отличий.
Правилами установлены:
- виды и критерии объектов, подлежащих включению в реестр объектов НВОС;
- состав государственного реестра объектов НВОС;
- органы, уполномоченные на ведение реестра объектов НВОС, и их функции;
- особенности внесения сведений в государственный реестр объектов НВОС;
- нюансы направления хозяйствующим субъектом заявки на постановку объекта НВОС на государственный учет, документов об актуализации сведений об объекте НВОС и снятии такого объекта с государственного учета;
- требования к составу заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет и особенности ее рассмотрения;
- условия проведения корректировки сведений об объекте НВОС и порядок действий в данном случае;
- порядок действий при исключении объекта НВОС из государственного реестра.
Так, например, заявка на постановку объекта НВОС на государственный учет, документы об актуализации сведений об объекте НВОС, снятии такого объекта с учета могут быть направлены хозяйствующим субъектом посредством:
- почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении;
- Единого портала государственных услуг;
- заполнения электронной заявки на сайте Росприроднадзора.
При этом сроки предоставления услуги по государственному учету объекта НВОС в части постановки, снятия объекта НВОС с государственного учета, а также актуализации о нем сведений сократились до пяти дней.
Особенно ценным для природопользователей изменением стала возможность проведения корректировки сведений об объекте НВОС в следующих случаях (п. 42 Правил):
- изменение критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий;
- дублирование сведений об одном и том же объекте НВОС в государственном реестре;
- утрата объектом единства назначения или, наоборот, установление неразрывной физической или технологической связанности нескольких объектов;
- исправление ошибок, опечаток в государственном реестре объектов НВОС.
Тем самым на законодательном уровне установлена возможность изменения присвоенной категории объекту по уровню НВОС при изменении критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий, которая станет доступна с 01.09.2022. Требования к заявлению, необходимому при проведении указанной процедуры, установлены пп. 52, 53 Правил.
Ранее такой возможности у хозяйствующих субъектов не было.
Нововведения, установленные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830, станут доступны с 01.09.2022 с вступлением в силу Правил.
Риски
Основные риски для природопользователей связаны именно с невыполнением обязанности по постановке на государственный учет объекта НВОС.
Так, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа (ст. 8.46 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 5 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.
В то же время при осуществлении хозяйственной деятельности природопользователи должны быть уверены в соответствии проведенной ими работы по постановке эксплуатируемого объекта НВОС Критериям, так как нарушения, связанные с данным обязательством, могут быть обнаружены инспектором при проведении проверки. В свою очередь, необходимость проведения актуализации или корректировки сведений об объекте НВОС может сопровождаться также и изменением категории по уровню НВОС, что влечет за собой необходимость разработки новой разрешительной экологической документации.
Деятельность без необходимой документации — это уже абсолютно иные финансовые и временные затраты для предприятий. Поэтому особенно важно заранее предусматривать и планировать свои действия.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Нормативные правовые акты, приведенные в статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части постановки на государственный учет объектов НВОС, а также проведения актуализации или корректировки сведений о них. Это позволит вам:
- сэкономить время на поиск информации;
- своевременно подготовиться к планируемым изменениям;
- правильно заполнить и подать заявку о постановке на государственный учет объекта НВОС, об актуализации или корректировке сведений об объекте НВОС;
- избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Осведомленность хозяйствующего субъекта, например о возможности изменения с 01.09.2022 категории объекта НВОС в связи с действием Критериев в новой редакции, позволит снизить категорию НВОС. В свою очередь, это может сопровождаться сокращением объема разрешительной документации, снижением экологических платежей, экономией времени эколога и предприятия в целом.
Актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами в данной области требований природоохранного законодательства, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология»:
После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 справочные материалы будут актуализированы разработчиками систем «Техэксперт: Экология» .
Кроме того, не пропустить вступление в силу нормативных правовых актов (далее — НПА) вам поможет справочная информация «Календарь вступления в силу НПА по охране окружающей среды».
Информация в справке представлена в табличном виде и содержит:
- наименование НПА;
- точную дату вступления;
- устанавливаемые требования;
- действия, которые необходимо предпринять природопользователям с вступлением в силу нового НПА.
Вся информация разделена на блоки по месяцам, что облегчает поиск и проведение визуальной оценки ожидаемых изменений в том или ином периоде.
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ ↓
Из зала суда
Проведение анализа проб в одной лаборатории не является нарушением
ГУП «Водоканал» (далее — Водоканал) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «А» (далее — Общество, абонент) о взыскании 3 392 479,14 руб. задолженности за прием сточных вод и за превышение нормативов водоотведения, а также пени.
Ранее решением суда исковые требования Водоканала удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда.
Из материалов дела
Водоканал является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения.
Общество является абонентом, чьи объекты через присоединенные сети подключены к сетям водоотведения Водоканала. Сторонами заключен договор водоотведения.
Водоканал, уведомив Общество, провел отбор сточных вод на объекте абонента при участии представителя Общества. По результатам контроля был составлен акт, который подписан представителем Общества без замечаний.
По результатам лабораторного исследования проб сточных вод составлены протоколы, которыми установлено содержание в отводимых водах абонента загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ), а также превышение нормативов состава сточных вод.
Ссылаясь на результаты проведенного исследования, Водоканал рассчитал Обществу плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и за превышение нормативов, общий размер которой составил 3 392 479,14 руб.
Водоканал направил в адрес Общества претензию с требованием об оплате задолженности, которая не была удовлетворена, что явилось основанием для предъявления иска.
В подтверждение факта сброса абонентом в систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, Водоканал представил акты отбора проб и соответствующие протоколы исследований.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушения, допущенные Водоканалом при отборе и исследовании проб сточных вод.
При отборе проб сточных вод абонента были отобраны также параллельная и резервная пробы. Общество подписало акт отбора проб без возражений.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и одна из сторон отказывается принимать среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод.
Вопреки доводам Общества, проведение анализа резервной пробы аккредитованной лабораторией, ранее проводившей анализ параллельной пробы, не является нарушением и не может повлечь за собой невозможность использования полученных результатов такого анализа. Ранее действующее законодательство в части проведения контроля состава и свойств сточных вод не содержало явно выраженного запрета на выполнение анализа параллельной и резервной проб одной и той же аккредитованной лабораторией. В нормативных актах имелось только положение рекомендательного характера о привлечении при наличии такой возможности для анализа резервной пробы аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Таким образом, кассационная жалоба Общества остается не удовлетворенной. Обществу необходимо оплатить задолженность за прием сточных вод и внести плату за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Итоговое решение
Суд постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу № А56-77910/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества — без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2022 № А56-77910/2020).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам при несопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб выполнить следующие действия:
- направить письменное сообщение об отказе принимать в качестве результатов среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб;
- передать резервную пробу в аккредитованную лабораторию на анализ.
При этом анализ резервной пробы осуществляется за счет лица, направившего резервную пробу в лабораторию.
Данные требования установлены в действующих Правилах осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.
Также необходимо обратить внимание на хранение и транспортировку отобранных проб.
Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, осуществившей отбор проб сточных вод для разрешения возможных разногласий, не менее 12 и не более 30 календарных дней со дня отбора проб сточных вод (п. 36 Правил).
Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несет (п. 29 Правил):
- лицо, осуществляющее транспортировку проб (организация, осуществляющая водоотведение, или абонент);
- или аккредитованная лаборатория, отобравшая пробу.
При этом Правила не содержат рекомендаций о том, что анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод.
Кроме того, в случае если:
- результат анализа резервной пробы по конкретному показателю отличается от результатов анализов контрольной и параллельной проб на одну и ту же величину, в качестве результата, полученного в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, используется значение результата анализа резервной пробы (п. 44 Правил);
- лицо, передавшее резервную пробу в аккредитованную лабораторию, не представило результаты анализа данной пробы абоненту или организации, осуществляющей водоотведение, в течение 10 рабочих дней (при исследовании БПК — не позднее 20 рабочих дней) со дня направления письменного сообщения об отказе (для абонента — с даты выдачи ему резервной пробы), то результаты анализов резервной пробы не учитываются. В качестве результата, полученного в ходе осуществления контроля, признается среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
- «Водоотведение через систему централизованной канализации»;
- «Алгоритм по расчету платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и превышение нормативов состава сточных вод (НССВ)».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной