Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Новые стандарты для природопользователей с 1 сентября 2023 года

С 1 сентября 2023 года природоохранная сфера вновь претерпит серьёзные изменения. Вступит в силу более 15 нормативно-правовых актов.
Почему это важно
Вы не понаслышке знаете, как важно для выполнения своих ежедневных обязанностей быть в курсе актуальных требований законодательства. Этот фактор позволяет определить, необходимо ли корректировать имеющуюся разрешительную и учетную документацию на предприятии или делать вывод о ее соответствии нормам закона.
Тем временем меняющаяся нормативная база уже с осени предвещает большой объем работы. На сегодняшний день известно об изменениях в ряде направлений деятельности экологической службы. Среди них:
— расчет платы за НВОС в отношении побочных продуктов производства, признанных отходами;
— новый порядок подготовки и заключения договора водопользования;
— новые требования к получению разрешений на выбросы и временно разрешенные выбросы;
— новый перечень городов — участников эксперимента по квотированию выбросов;
— новые индикаторы риска нарушения требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
— новые требования к содержанию геологической информации о недрах;
— новые правила разработки программы повышения экологической эффективности;
— новые правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод;
— изменения в форме типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности;
— новые требования по осуществлению туризма на ООПТ;
— новые функции и полномочия Росприроднадзора и Минприроды России;
— дополнены полномочия в сфере регулирования отношений недропользования;
— введены правила межведомственного взаимодействия при передаче сведений о реализованных мероприятиях по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды;
— новые требования по размещению информации в федеральной государственной информационной системе учета ТКО.
Разберем пример одного из изменений. С 1 сентября вступит в силу Приказ Минприроды России от 26.12.2022 № 919 «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе». Согласно документу будет действовать новый порядок размещения информации во ФГИС УТКО. Так, если до 1 сентября был установлен только порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ФГИС УТКО. Не были установлены сроки и периодичность размещения данных по ТКО. Уже после 1 сентября устанавливается состав информации, а именно:
— об источниках образования ТКО;
— о местах накопления ТКО;
— об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;
— о нормативах накопления ТКО;
— об источниках образования ТКО.
Также будут регламентироваться сроки и периодичность размещения данных по ТКО в соответствии с их видом. В связи с изменениями, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, необходимо впервые размещать информацию о данных отходах во ФГИС УТКО в течение 30 дней со дня вступления закона в силу, то есть с 1 сентября 2023 года.
Риски
Только за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов компании может грозить штраф до 250 000 руб. (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
Дополнительно нарушение нормативных правовых актов может привести:
- к финансовым потерям предприятия за счет увеличения платы за НВОС;
- несоответствию нормам закона работы экологической службы и производственного процесса.
Решение есть!
Чтобы вы смогли первыми подготовиться нововведениям с 1 сентября 2023 года и заблаговременно внедрять их на предприятии, в системе «Техэксперт: Экология» разработан набор инструментов:
1.«Путеводитель по изменениям природоохранного законодательства с 01.09.2023».
Переходите и уже сейчас изучайте обзор нововведений, применяйте алгоритм действий и необходимые меры, чтобы избежать возможных рисков. Список и инструменты работы с изменениями еженедельно пополняются с учетом появления актуальной информации в законодательстве.
Быстро найти все материалы по нововведениям для природопользователя в системе «Техэксперт: Экология» можно через интеллектуальный поиск по короткому запросу: «путеводитель по изменениям».
2.«Календарь вступления в силу нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды».
В разделе содержатся новые нормативные акты, а также те, что вступят в силу. По каждому из них приведена информация о требованиях документа, о том, какие действия необходимо предпринять и с какого числа. Сведения изложены в удобном и лаконичном табличном формате. Важно, что календарь включает данные по обновленным НПА вплоть до 2025 года!
Начните первыми работать с важными изменениями уже сейчас
попробуйте бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
На старт, внимание, за подарками! Работает календарь с обратным отсчетом до Дня эколога
Пятого июня российские экологи традиционно отмечают профессиональный праздник — День эколога. Он приурочен ко Всемирному дню окружающей среды. В 2023 году его празднование состоится на официальном уровне уже 16-й раз.
По такому важному для профессионального сообщества событию мы подготовили для вас праздничный интерактивный «Календарь подарков „Техэксперт: Экология“».
Открывайте календарь и начинайте обратный отсчет до главного торжества всех российских защитников природы вместе с «Техэксперт: Экология»!
Календарь уже доступен для пользования и готов создать вам предпраздничное настроение. А уже с 29 мая и по 5 июня, ежедневно по будням вы сможете забирать:
— эксклюзивные профессиональные инструменты для своей работы;
— уникальные материалы экспертов по важным темам природопользования.
Самых внимательных и активных пользователей Календаря в завершении праздничного путешествия ждут денежные призы.
Доступ к ежедневным материалам Календаря позволит вам:
— первыми узнать, как работать с важными изменениями в природоохранном законодательстве;
— получить экспертную оценку рисков;
— сэкономить средства на поиске дополнительных инструментов профессиональной тематики и избежать штрафов;
— сэкономить время на самостоятельном изучении природоохранного законодательства;
— получить эксклюзивные знания в профессиональной деятельности.
Заряжайтесь праздничным настроением
и забирайте полезные подарки от «Техэксперт: Экология» каждый день!
Из зала суда
Обзор споров о лицензировании деятельности по обращению с отходами
Сегодня рассмотрим кейсы суда по спорным вопросам лицензирования обращения с отходами:
- Использование образуемой в процессе производства продукции в собственных целях в качестве побочного продукта (суд на стороне истца — организации).
- Отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам (суд на стороне истца — организации).
- Осуществление контроля проведения работ на объекте рекультивации (суд на стороне ответчика — надзорного органа).
Кейс № 1.
Использование образуемой в процессе производства продукции в собственных целях в качестве побочного продукта
ОАО «К» обратилось в суд с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания.
Из материалов дела:
Управление по результатам проверки Общества пришло к выводу, что Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и транспортированию отходов в отсутствие лицензии на указанные виды деятельности.
Судебные инстанции установили, что в процессе разведения крупного рогатого скота у Общества образуются отходы — навоз крупного рогатого скота, который относится к IV классу опасности. Также у Общества отсутствуют сооружения для переработки и обезвреживания отходов. Естественное биологическое обеззараживание навоза крупного рогатого скота происходит на участке временного накопления путем их выдерживания в навозохранилищах, не превышающего 11 месяцев со дня складирования. Процесс преобразования продуктов жизнедеятельности крупного рогатого скота в удобрение не носит характер самостоятельного вида деятельности, то есть не является обработкой, обезвреживанием или утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а представляет собой один из циклов производственного процесса.
Решение:
Суды признали недействительным оспариваемое предписание Управления.
Сделали вывод, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами, как это предусмотрено ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Однако оно использует образуемый в процессе разведения и содержания крупного рогатого скота навоз в качестве побочного продукта при осуществлении деятельности в собственных целях для удобрения полей. Доказательства того, что навоз транспортируется Обществом не по внутрихозяйственным дорогам, соединяющим поля и производственные подразделения Общества, суды не установили, а административный орган не представил.
Комментарий эксперта:
Согласно разъяснениям Минприроды (Письмо от 05.05.2016 № 04-12-27/9376), предприятия вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении деятельности. В частности, это возможно при смешанном сельском хозяйстве, когда навоз от животноводческой деятельности используется в качестве удобрения в растениеводстве. Однако использование должно осуществляться в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения навоза, помета и иных органических веществ и материалов к продукции или их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства не действуют. Целевое назначение также включает требования:
— к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
— к оформлению паспортов;
— к разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение;
— к расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления.
Федеральным законом № 248-ФЗ от 14.07.2022 введено правовое регулирование обращения с отходами и побочными продуктами животноводства. Новое регулирование действует с 01.03.2023.
Установлено, что побочные продукты животноводства не являются отходами. Тем не менее они могут быть признаны отходами в случае нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940.
Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта, составленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого выявлены соответствующие нарушения.
Дополнительный материал по теме:
Требования к обращению (обороту) побочных продуктов животноводства
Кейс № 2.
Отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам
Государственное предприятие «В» обратилось в суд с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания.
Из материалов дела:
Управлением в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка на объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В результате установлено, что Предприятию выдана лицензия на деятельность по транспортированию отходов III–IV классов опасности. При этом в перечне отходов, с которыми лицензиат имеет право осуществлять лицензионную деятельность, отсутствует такой вид отходов, как «Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный», код в ФККО 73910112394 (фильтрат).
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что фильтрат является отходом и Предприятие ведет деятельность по его обращению в отсутствие лицензии.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав недействительным данный пункт предписания.
Решение:
Кассация оставила в силе судебный акт апелляции.
Предприятие оказывает услуги водоотведения МБУ «Ч». Из не опровергнутых Управлением пояснений Предприятия следует, что принятые сточные воды, попадая в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), направляются на очистные сооружения. После полного цикла очистки и обеззараживания сточные воды сбрасываются в водный объект. В результате рекультивации полигона ТКО выполнено устройство дренажной траншеи, в которой проложен дренажный трубопровод для сбора фильтрата из тела полигона, расположенный по периметру полигона. В связи с невозможностью осуществления вывоза фильтрата организован отвод фильтрата посредством временного трубопровода в ЦСВ Предприятия.
Таким образом, образующийся фильтрат не связан с деятельностью заявителя. Предприятие осуществляет лишь прием в ЦСВ фильтрата от полигона в составе сточных вод и обеспечивает его очистку на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект.
Доводы Управления о том, что транспортирование Предприятием фильтрата как отхода подтверждается решением районного суда, отклонены судом. Из судебного акта не следует, что Предприятие осуществляет транспортировку такого вида отхода, как фильтрат. Более того, указанным решением именно деятельность МБУ «Ч» в части сброса с рекультивированного полигона ТКО в ЦСВ признана не соответствующей проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Комментарий эксперта:
Название блока 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» содержит указание на исключение: «...воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».
Согласно разъяснениям Минприроды, отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления:
— В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами. Обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
— Если же такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки следует считать жидкими отходами. Дальнейшее обращение с жидкими отходами должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Дополнительный материал по теме:
Жидкие фракции из выгребных ям: отходы или стоки?
Кейс № 3.
Осуществление контроля за проведением работ на объекте рекультивации
АО «У» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Из материалов дела:
Управление провело выездную внеплановую проверку объекта рекультивации нарушенных земель, занятых свалкой ТБО. По результатам проверки зафиксировано нарушение: накопление отходов лома черных металлов, обрезков пластиковых гофрированных труб.
Как установлено судами, Общество является подрядчиком по договору с ГКУ «Ц». Согласно п. 1.2 договора Общество обязуется в установленный срок выполнить работы по рекультивации занятых свалкой земель в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Кроме того, Обществом привлечен субподрядчик, который является непосредственным исполнителем предусмотренных договором работ.
Суды первой и второй инстанций пришли к выводу, что предписание выдано ненадлежащему субъекту ответственности, и признали предписание недействительным.
Решение:
Кассация, приняв во внимание, что Общество обязано соблюдать требования в области охраны окружающей среды, принимать меры, направленные на предотвращение НВОС, с выводами судебных инстанций не согласилась, указав следующее.
Привлечение субподрядчика и возложение на последнего обязанности соблюдения требований в области охраны окружающей среды не освобождает Общество от соблюдения требований законодательства. Фактически оно направлено на уклонение от осуществления контроля проведения работ на объекте рекультивации.
Более того, заключение договора субподряда не может освобождать Общество от ответственности по соблюдению природоохранного законодательства. Исполнение публично-правовой обязанности не может устраняться путем заключения гражданско-правового договора по волеизъявлению самого лица, на которое возлагается исполнение такой обязанности.
Ссылка судов на выводы, изложенные в решениях городского суда, кассацией не принята. Положения ст. 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможности иной правовой оценки таковых. Оценка зависит от характера конкретного спора, в связи с чем правовые выводы суда общей юрисдикции преюдициальными не являются. Выводы арбитражного суда должны основываться на имеющихся в деле доказательствах в соответствии с требованиями ст. 71 и 168 АПК РФ.
Комментарий эксперта:
Статья 71 АПК РФ содержит принципы оценки доказательств арбитражным судом:
1) По своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2) Относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства оценивается в отдельности, а достаточность и взаимная связь доказательств — в их совокупности;
3) Доказательство признается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
4) Каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
5) Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Таким образом, установленные судом общей юрисдикции фактические обстоятельства, а также доказательства этих обстоятельств оцениваются арбитражным судом непосредственно в судебном заседании, а результаты такой оценки отражаются в судебном акте (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ, нарушение требования ст. 71 АПК РФ о непосредственном исследовании доказательств в судебном процессе может послужить основанием для изменения или отмены решения суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Статьей 751 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении предусмотренных договором работ.
К тому же именно подрядчик несет ответственность за действия лиц, привлекаемых в процессе выполнения подрядных работ по договору (ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Между тем, как это следует из Положения № 2290, предусматривающего требования к соискателю лицензии на осуществление видов деятельности по обращению с отходами, лицензия должна быть оформлена лицом, которое фактически осуществляет деятельность по обращению с отходами.
Дополнительный материал по теме:
Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше примеров
с экспертным разбором судебной практики
природоохранного законодательства в сервисе
«Практика разрешения споров в области экологии»
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»!
Получайте эксклюзивный доступ к практическим знаниям