Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Подписано постановление об автоматическом продлении лицензий и разрешений в 2021 году
Действие Постановления от 04.02.2021 № 109 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
В 2021 году действие лицензий и других разрешительных документов в ряде сфер и отраслей будет снова продлеваться автоматически.
Инструмент поддержки «лицензии автоматом» на фоне ситуации с распространением коронавируса хорошо зарекомендовал себя в 2020 году. Тогда по решению Правительства РФ был продлен срок действия 41 тыс. лицензий и других разрешительных документов, а также перенесены сроки подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении более 1 млн иных разрешений. Это позволило сократить издержки бизнеса и организаций, связанные с прохождением разрешительных процедур, минимизировать число контактов с представителями органов власти.
Новое постановление продлевает срок действия этой меры в отношении отдельных разрешений еще на год. Речь идет о социально значимых отраслях, в том числе медицине, фармацевтике, а также о сфере образования, экологии, охраны труда. Принятое решение позволит автоматически продлить действие более 450 тыс. разрешений.
Подписанным документом внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, которым были урегулированы вопросы продления срока действия лицензий и разрешений в 2020 году. Теперь указанное Постановление № 440 с поправками, внесенными Постановлением № 109, будет продолжать действовать и в 2021 году.
Среди прочего, Постановлением № 109 были внесены следующие поправки.
1. Установлен Перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 года и действие которых продлевается на 12 месяцев.
В том числе продлевается действие:
- разрешений и лимитов на сбросы, выбросы загрязняющих веществ для объектов I категории НВОС;
- договоров водопользования;
- решений о предоставлении водных объектов в пользование.
2. Внесены поправки в приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, которыми установлены особенности продления лицензий и разрешений в отдельных сферах:
– в Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»;
– в Особенности разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
– в Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
– в Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».
3. Утверждено новое приложение, которым установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
До 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик Минприроды.
Указанное положение не применяется для объектов, расположенных в городах, указанных в абз. 5 пп. «б» п. 7 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204.
4. Указано, что в 2021 году не применяется ряд положений Постановления № 440: п. 6 и 7, п. 3 приложения № 3, п. 3 приложения № 4, п. 4 приложения № 5, п. 1 и 2 приложения № 6, п. 1 и 2 приложения № 8, п. 2 приложения № 10 и п. 1 приложения № 13 к указанному постановлению.
Таким образом, лицензию или разрешение, указанные в приложениях № 1 и 2 к Постановлению №440, необходимо переоформить, если в 2021 году изменилось место нахождения юридического лица, место осуществления лицензируемого вида деятельности или наименование юридического лица.
5. Федеральным органам исполнительной власти, которые ведут реестры разрешений, дано указание обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений, переносе сроков подтверждения соответствия в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления № 109 – без принятия специальных решений (приказов). В случае внесения сведений в реестр разрешений внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется.
6.Федеральные органы исполнительной власти могут при проведении выездных проверок соискателей лицензии, лицензиатов, проведении выездных проверочных мероприятий, необходимых для получения и продления разрешений, использовать дистанционные средства контроля, средства фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи.
Читайте свежие новости в системах «Техэксперт: Экология»
А знаете ли вы?
Онлайн-конференция «Регуляторная гильотина – 2021». Успейте зарегистрироваться!
С 23 по 26 марта 2021 года Консорциум «Кодекс» проводит онлайн-конференцию «Регуляторная гильотина – 2021» в рамках Недели «Техэксперт».
Почему важно посетить онлайн-конференцию?
– «Регуляторная гильотина» – самая актуальная тема года, которая затронет работу большинства специалистов.
– Ведущие спикеры помогут разобраться во всех нововведениях и подготовиться к ним.
– Бесплатное участие.
– Дистанционный формат – возможность участия в мероприятии, где бы вы ни находились!
Что входит в программу мероприятия?
Онлайн-конференция «Регуляторная гильотина – 2021» – это серия вебинаров, посвященных теме реформы контрольно-надзорной деятельности в различных профессиональных сферах.
Как зарегистрироваться?
Перейдите на официальный сайт мероприятия.
При регистрации укажите промокод — ОНЛАЙН.
Не упустите возможность получить важную информацию об изменениях в вашей профессиональной сфере деятельности!
Как проследить жизненный путь документа?
При работе с нормативно-правовыми актами бывает непросто составить пару отмененный — новый документ. Как правило, НПА по тексту не содержат ссылок друг на друга.
В системах «Техэксперт: Экология» появился сервис «История документа». Теперь у документов, принятых и замененных в ходе «регуляторной гильотины», отображается вкладка «История документа». Во вкладке вы можете проследить всю цепочку «жизни» НПА.
Сервис поможет сэкономить время при актуализации документов предприятия и анализе изменений. Даже открыв отмененное постановление, сразу видно, на что оно было заменено.
Из зала суда
В договорах и актах важно указать предоставление услуг по утилизации отходов
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в суд с заявлением о взыскании с АО «Н» (далее — Общество) экологического сбора за 2017 год в размере 224 050,40 руб.
Управлением установлено, что в отчетности о выполнении нормативов утилизации Обществом заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию. Также Общество направило в Управление письмом договор от 23.04.2018 на продажу макулатуры и акт от 10.01.2018.
Управление пришло к выводу, что данные документы не подтверждают факт утилизации отходов в количестве 94 218 т, как указано в расчете суммы экологического сбора Общества.
По результатам проверки правильности заполнения расчета суммы экологического сбора Управлением выявлено наличие ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в договоре и акте.
Управлением произведен перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора составляет 1 000 656,60 руб., с учетом того, что Обществом сумма экологического сбора внесена в размере 776 606,20 руб., Обществу надлежит погасить задолженность по экологическому сбору в размере 224 050,40 руб.
Поскольку требование не исполнено, Управление обратилось в суд с заявлением.
Возражая против удовлетворения заявления Управления, Общество указало, что в спорный период, в целях выполнения норматива утилизации, производители могли передавать отходы по договору хозяйствующим субъектам, которые осуществляют другие виды деятельности, в том числе по сбору, транспортированию и обработке отходов.
При этом результатом процесса утилизации отходов может быть не только выпуск готовых товаров, но и получение вторичного сырья, пригодного для использования. Именно такое сырье, как указывает Общество, было получено из переданных отходов.
Представленный Обществом в Управление договор заключен на оказание услуг по поставке товара, а не на утилизацию товаров. По условиям указанного договора Общество обязуется передать покупателю макулатуру в сроки, предусмотренные настоящим договором, а покупатель обязуется оплатить товар.
Информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом, в договоре отсутствует.
В акте указано, что после обработки из отходов получено вторичное сырье в количестве 94 218 кг, которое передано для производства бумаги для гофрирования и картона.
Суд учитывает, что акт об утилизации отходов должен подтверждать: конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были утилизированы.
При этом доказательства того, что конкретные количества отходов в отчетном периоде были утилизированы Обществом, ни Управлению, ни в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд признает правомерными выводы Управления о том, что Общество не подтвердило выполнение норматива по утилизации и удовлетворило требование о взыскании с Общества задолженности по экологическому сбору в размере 224 050,40 руб.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2021 № А56-95644/2020

