Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
«Стандартинформ» и «Кодекс»: цифровизация отечественных предприятий

Стратегически важное соглашение о сотрудничестве между оператором Федерального информационного фонда стандартов ФГУП «Стандартинформ» и АО «Кодекс» было подписано в среду, 2 июня в рамках Петербургского международного экономического форума.
Встреча сторон состоялась в Санкт-Петербурге на производственной площадке Консорциума «Кодекс», куда, кроме ФГУП «Стандартинформ», прибыли делегации из Росстандарта и Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию во главе со своими руководителями Антоном Шалаевым и Андреем Лоцмановым.
Подписанный документ предусматривает интеграцию профессиональных справочных систем «Техэксперт» с информационными ресурсами ФГУП «Стандартинформ», содержащими официальные электронные издания документов по стандартизации и распространяемыми в соответствии с заключенными договорами.
Такой шаг направлен на развитие государственно-частного партнерства в области стандартизации и технического регулирования. Теперь через системы, работающие на многофункциональной программной и информационной платформе «Техэксперт» (разработчик — АО «Кодекс»), предприятия получат одновременно доступ к аналитическим и поисковым сервисам для работы с полнотекстовыми документами и к официальным документам — твердым копиям, которые уполномочено распространять ФГУП «Стандартинформ». Такое сотрудничество между частным бизнесом и государством в области стандартизации беспрецедентно и уже само по себе вызывает большую уверенность в том, что у отечественной экономики становится всё больше шансов встать на цифровые рельсы.
Стоит отметить, что АО «Кодекс» — один из крупнейших в России поставщиков нормативно-правовой документации для предприятий промышленности — уже давно и планомерно развивалось в этом направлении, предоставляя своим пользователям доступ к документам ФГУП «ВНИИ «Центр» (авиационные стандарты), НИИ «ЛОТ» (судостроительные стандарты), СТО «Газпром» и др.
В рамках встречи стороны обсудили применение цифровых решений для распространения документов по стандартизации, формирование цифровой системы каталогизации, а также развитие новой области стандартизации в России — SMART-стандартов, привлекающих всё большее внимание к себе в международных организациях по стандартизации.
«Умный стандарт — это не просто перевод имеющихся стандартов в цифровой формат, но полностью новый продукт, требующий поиска новых подходов», — подчеркнул Антон Шалаев. В связи с этим глава Росстандарта предложил создать в России Проектный технический комитет по SMART-стандартам, который будет предъявлять требования к разработке общероссийских стандартов в новом формате, взаимодействовать с ИСО и МЭК, станет точкой входа страны в международную стандартизацию в этой сфере. В проектный технический комитет на центральных ролях войдут представители Консорциума «Кодекс» и ФГУП «Стандартинформ». Свою деятельность он начнет уже 1 июля 2021 года.
Оцените возможности «Техэксперт: Экология», получив бесплатный доступ
Получить бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
Бесплатный вебинар для специалистов по охране окружающей среды
7 июля 2021 года состоится вебинар «Государственный экологический контроль: готовимся к изменениям».
Почему важно посетить вебинар?
1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Все плановые и внеплановые проверки, стартовавшие после вступления в силу 248-ФЗ, будут проходить по этому закону.
В ходе вебинара вы разберете с экспертом ключевые нововведения, которые необходимо знать для успешного прохождения государственной экологической проверки.
Получите знания, необходимые, чтобы успешно отстаивать свои интересы и обжаловать неправомерные действия инспектора.
Риски
Выявленные при проверке правонарушения экологического законодательства грозят большими штрафами или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.
Например, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ — до 350 000 руб. на юридических лиц.
По опыту пользователей систем «Техэксперт: Экология», каждая вторая проверка проходит с нарушениями со стороны надзорных органов.
Зная последние изменения, вы сможете обжаловать правомерность проведенной проверки или ее результатов и, как следствие, избежите лишних расходов на штрафы.
Посетив вебинар, вы:
1) сэкономите время на анализе изменений нормативно-правовой документации;
2) получите экспертное мнение и оценку рисков в ситуации правовой неопределенности;
3) сможете оградить себя от неправомерных действий надзорных органов.
Программа вебинара:
- Сравнительный анализ изменений законодательства.
- Алгоритм прохождения государственной экологической проверки предприятия с учетом изменений.
- Обжалование результатов государственного и муниципального надзора.
- Разбор отдельных ситуаций при проведении проверки согласно новым требованиям законодательства.
- Ответы на вопросы участников.
Как зарегистрироваться?
Участие возможно только при регистрации по промокоду.
При регистрации укажите промокод — ОНЛАЙН.
Из зала суда
Категория риска по результатам проверки может быть понижена при устранении нарушений
Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить ранее принятое решение суда. Первым решением суд обязал Управление Росприроднадзора изменить категорию риска объекту, используемому Обществом, с «высокого риска» на «значительного риска».
Из материалов дела
Управлением Росприроднадзора, а затем и прокуратурой были проведены проверки в отношении Общества, в результате которых выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:
- осуществление деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;
- отсутствие у Общества нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных либо комплексным экологическим разрешением, либо документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- накопление на двух площадках на собственной территории боя стекла, образовавшегося после демеркуризации ртутьсодержащих отходов;
- складирование отходов на почве.
По результатам проверок Обществу был выписан штраф 100 000 руб. по ст. 8.2 КоАП РФ и выданы предписания об устранении нарушений.
Кроме того, Управлением Росприроднадзора был издан приказ об изменении категории риска объекта государственного надзора, эксплуатируемого Обществом, со «значительного риска» на «высокого риска».
После устранения нарушений, выявленных при проведении проверки Управлением Росприроднадзора, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением. В заявлении содержалось требование об обратном присвоении категории «значительного риска» эксплуатируемому объекту. По данному заявлению Общество получило отказ с обоснованием отсутствия в распоряжении Управления Росприроднадзора сведений об устранении выявленных прокуратурой нарушений.
Суд признал указанное утверждение Управления Росприроднадзора незаконным и нарушающим права Общества в сфере его предпринимательской деятельности. Кроме того, суд указал, что в части нарушений, выявленных прокуратурой, Управление Росприроднадзора осуществлять проверочные мероприятия не уполномочено. Соответственно, в силу специфики выявленных нарушений их устранение не может быть подтверждено результатами какой-либо проверки, на что указывает Управление в оспариваемом отказе.
Более того, на момент вынесения оспариваемого решения Управлению Росприроднадзора было известно об устранении нарушения по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку данные нормативы были утверждены самим Управлением Росприроднадзора.
Следовательно, в любом случае Управление Росприроднадзора при обращении Общества с заявлением об изменении присвоенной категории риска эксплуатируемого им объекта имело возможность удостовериться в устранении Обществом выявленных нарушений.
Итоговое решение
На основании изложенного Арбитражным судом Поволжского округа кассационная жалоба Управления Росприроднадзора была отклонена. За Обществом осталась изначальная, присвоенная первым решением суда категория «значительного риска».
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2021 № А65-18380/2020 по делу № Ф06-1930/2021