Эколог в курсе: Расчет допустимого объема производства и потребления ОРВ по-новому
25.11.2022
25.11.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

25.11.2022

Расчет допустимого объема производства и потребления ОРВ по-новому

Расчет допустимого объема производства  и потребления ОРВ по-новому

Приказом Минприроды России от 19.07.2022 № 485 утвержден Порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206 (далее — Порядок).

Кому это важно

Хозяйствующим субъектам, чья деятельность связана с производством и/или потреблением озоноразрушающих веществ (далее — ОРВ).

Почему это важно

Обращение с ОРВ наносит ущерб окружающей среде и является общемировой проблемой. Поэтому на законодательном уровне предпринимаются серьезные меры по регулированию данного вопроса.

В целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности Правительством РФ устанавливаются в обязательном порядке (п. 1 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • перечень ОРВ, обращение которых в РФ подлежит государственному регулированию;
  • допустимый объем производства и потребления ОРВ в РФ;
  • требования к обращению с ОРВ;
  • запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции в РФ.

Предприятия, чья деятельность связана с производством ОРВ или с их использованием в своей деятельности, в обязательном порядке должны соблюдать установленные в данной области нормативные правовые акты.

В 2022 году надзорными органами была существенно пересмотрена законодательная база в части обращения с ОРВ. Так, Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (далее — Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 206) утверждены:

При этом экологическая политика направлена на сокращение потребления ОРВ предприятиями на территории Российской Федерации. Подпунктами «б», «в» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 206 установлено поэтапное сокращение потребления веществ, перечисленных в группе I списка «С» Перечня, с учетом положения Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987 (подп. «i» п. «а» ст. 3 Монреальского протокола от 16.09.1987).

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2021 № 1978 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2021 году» установлено количественное ограничение на ввоз в РФ ОРВ, указанных в группе I списка «С» Перечня.

Допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации устанавливается с учетом допустимого объема их потребления в Российской Федерации, установленного подп. «б» и «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.02.2022 № 206.

Так, согласно намеченным планам, объем потребления ОРВ группы I списка «С» Перечня не должен превышать тоннаж озоноразрушающей способности:

  • в 2022–2029 гг. — по 19,98 т;
  • с 2030 года вещества должны будут потребляться в объемах, определенных международными договорами России.

Ежегодный расчет допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодный расчет количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации осуществляется Минприроды России с учетом информации и предложений, поступивших до 1 сентября:

  • от Минпромторга России;
  • от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и планирующих осуществлять использование ОРВ, производство которых на территории РФ отсутствует.

До 25.11.2022 расчет допустимого объема производства и потребления ОРВ осуществлялся в соответствии с Порядком ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.07.2014 № 319. Однако он утратил силу при вступлении в законное действие Порядка.

Порядок разработан с целью приведения нормативных актов в соответствие с действующим законодательством, а также устранения правовых пробелов в данной области.

Так, новым Порядком установлены требования к представлению информации о потребностях в ОРВ именно из группы I списка «С» Перечня хозяйствующими субъектами. Она должна направляться в виде заявлений, составленных в свободной форме, которые должны содержать:

  • сведения о потребности во ввозе ОРВ в метрических тоннах и в тоннах озоноразрушающей способности;
  • цели использования ОРВ;
  • информацию о фактическом ввозе хозяйствующим субъектом ОРВ за 5 лет, предшествующих расчетному году.

Тем самым особенности предоставления информации предприятиями уточнены и конкретизированы новым Порядком. Ранее действующим нормативным правовым актом были установлены только требования к предоставлению информации Минпромторгом России, в связи с чем у хозяйствующих субъектов было много вопросов. При этом сами расчетные формулы не изменились.

Поэтому если предприятием осуществляется ввоз ОРВ, входящих в группу I списка «С» Перечня, то им обязательно необходимо ознакомиться с Порядком, чтобы правильно оформить и предоставить сведения о деятельности, связанной с данными веществами, в соответствии с действующими требованиями законодательства.

Риски

За несоблюдение экологических требований при обращении с ОРВ ст. 8.2.1 КоАП РФ установлена административная ответственность:

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ОРВ влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.2.1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное (в течение года) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 70 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»

Порядок уже доступен в линейке систем «Техэксперт: Экология». Благодаря этому документу вы будете заблаговременно проинформированы об изменениях в законодательстве, касающихся регулирования деятельности с ОРВ, что позволит вам:

  • правильно оформить и предоставить сведения о ввезенных и планируемых к ввозу на территорию РФ ОРВ;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» «Обращение с озоноразрушающими веществами (ОРВ)».

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»

Из зала суда

Обзор судебной практики по спорам в части исполнения обязанностей по утилизации отходов от использования товаров, упаковки (РОП)

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, ведущий юрист «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.

В сегодняшней статье рассмотрим кейсы из судебной практики по выполнению нормативов утилизации:

  1. Нарушение сроков внесения платежей экологического сбора.
  2. ГЭЭ на проектную документацию в части утилизации отходов.
  3. ГЭЭ на оборудование по утилизации отходов.
  4. Последствия для предприятий при обнаружении ошибок в отчетной документации.
  5. Возврат излишне уплаченного экосбора.
Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.