Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога
![](assets/content/Plashki OI/Ecology.png)
Самое важное и интересное для инженера-эколога
Внесены изменения в порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов
![Внесены изменения в порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов](assets/content/eco/24 11 2023/23 11 2023_tema.jpg)
Источник изображения: freepik.com
07.11.2023 вступил в силу Приказ Минприроды России от 04.09.2023 № 567, внесший изменения в порядок государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов. Эти нововведения касаются не только специалистов по экологии, но и предприятий, задействованных в пользовании лесными участками.
Что изменилось
Одним из основных изменений стало сокращение сроков проведения экспертизы. Теперь государственная или муниципальная экспертиза проектов освоения лесов должна быть завершена в течение 15 дней с момента подачи проектной документации в уполномоченные органы. Ранее этот срок составлял до 30 дней. При внесении изменений в проект соответствующая экспертиза теперь займет не более 8 рабочих дней (ранее эти сроки не устанавливались).
Также Приказом Минприроды России от 04.09.2023 № 567 обозначены условия возврата проекта освоения лесов для устранения недостатков и порядок проведения экспертизы при повторном поступлении в органы государственной власти проекта освоения лесов с устраненными замечаниями.
Почему это важно
Изменения закрепили новый порядок проведения государственной и муниципальной экспертизы. Теперь предприятия, задействованные в пользовании лесными участками, могут закладывать меньшие сроки на реализацию проектов. Благодаря этому взаимодействие с уполномоченными органами стало более эффективным. Изучив изменения, вы получите четкий алгоритм, который позволит вам эффективно пройти экспертизу и получить разрешение по проекту освоения лесов.
Риски
С ускорением процесса существует риск пропуска важных деталей или недостаточной тщательности в подготовке проектов. И хотя приказ включает условия возврата проекта для устранения недостатков, возникающие ошибки могут значительно затормозить рабочий процесс, а также быть основаниям для отказа в получении разрешения.
Экспертная помощь и оценка рисков
С полным алгоритмом проведения государственной и муниципальной экспертизы проекта вы можете ознакомиться в приказе:
Чтобы вам детальнее разобраться в вопросе и сэкономить время на поиске информации, советуем ознакомиться с подборкой экспертных материалов в системе «Техэксперт: Экология»:
- Справка «Использование лесов»
- Справка «Правовые основы охраны лесов»
Данные справки содержат исчерпывающую информацию по рациональному использованию лесных ресурсов, а также о проверках, проводимых государственными органами в рамках лесного надзора, их правах и обязанностях. Информация в справках основывается на Лесном кодексе Российской Федерации и поможет вам правильно организовать вашу деятельность, связанную с использованием лесов, что позволит вам сэкономить время на поиске необходимой информации и исключить штрафные санкции.
Данный образец содержит готовый шаблон, который позволит быстро заполнить заявление на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
- Консультация «Проект освоения лесов по новым правилам»
Данный материал написан практикующим специалистом, что позволит вам еще детальнее разобраться в вопросе создания проекта освоения лесов и избежать ошибок и санкций в работе.
Ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
А знаете ли вы?
К чему готовиться экологам в 2024 году? Бесплатный вебинар!
Уже с начала 2024 года природопользователей ждет ряд крупных изменений в законодательстве, которые коснутся практически всех сфер экологии. Предлагаем проанализировать нововведения на вебинаре, бесплатном для пользователей «Техэксперт: Экология»:
«Нововведения в природоохранном законодательстве:
к чему готовиться экологам в 2024 году»
19 декабря с 10:00 до 12:00 мск
В ходе мероприятия вы узнаете:
— необходимость подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;
— порядок выполнения нормативов утилизации и уплаты экологического сбора;
— перечень видов продукции и товаров с использованием вторичного сырья в составе;
— новый перечень загрязняющих веществ;
— технологические показатели по отдельным производствам;
— необходимость оснащения системами автоматического контроля стационарных источников выбросов квотируемых объектов и многое другое.
Заранее изучив нововведения и алгоритм их работы, вы сможете своевременно доработать природоохранную документацию и пересмотреть бюджет в вопросах воздействия на окружающую среду.
В качестве лектора выступит Юлия Аркадьевна Бабикова, эксперт в области охраны окружающей среды и природопользования линейки систем «Техэксперт: Экология».
Новое время проведения вебинаров!
Образовательные сессии с экспертами теперь будут проходить с 10:00 до 12:00.
Примите участие в кратком опросе — поделитесь мнением, вписывается ли в ваш рабочий график новое время вебинаров. Пройти опрос
Кому будет интересен вебинар
Новые обязательные к исполнению требования коснутся разных сфер экологии, поэтому рекомендуем посетить мероприятия крупным, средним, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, имеющим объекты I–IV категорий НВОС, а также сотрудникам консалтинговых компаний.
Посетив вебинар, вы:
— сэкономите время на самостоятельном поиске и анализе информации о документах, которые вступят в силу с 2024 года;
— обезопасите себя и организацию от предписаний, штрафов до 500 000 руб., например, за неуплату в установленный срок экологического сбора (ст. 8.41.1 КоАП РФ) или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ (ч. 1 ст. 8.51 КоАП РФ);
— получите уверенность в решениях об изменении деятельности предприятия за счет оценки рисков в ситуации правовой неопределенности;
— сэкономите деньги предприятия на закупку дополнительных обучений.
Уже сейчас вы можете задать вопросы эксперту! Перейдите на страницу регистрации и нажмите «Задать вопрос». Возможно, именно вашу проблему из частной практики лектор подробно разберет в прямом эфире!
Чтобы бесплатно принять участие в вебинаре «Техэксперт: Экология»:
- Пройдите регистрацию до 18 декабря включительно. Подробнее — на главных страницах систем «Техэксперт: Экология», в разделе «Обратите внимание». Для быстрого перехода рекомендуем воспользоваться ссылкой.
- После регистрации вы получите письмо с подтверждением участия в вебинаре и уникальную ссылку для подключения. Перейдите по ней в день вебинара.
Если вы не получили ссылку в течение 30 минут после регистрации, проверьте папку «Спам». Если письма в этой папке нет, попробуйте зарегистрироваться еще раз на другой почтовый адрес.
3. Слушатели вебинара смогут получить электронный сертификат участника.
4. Материалы вебинара (видеозапись и презентация) будут доступны только в системах «Техэксперт: Экология».
Из зала суда
Споры о побочных продуктах и вторичных ресурсах: как извлечь выгоду из отходов
Проблема обращения с отходами, как побочными продуктами и вторичными ресурсами, имеет довольно длительную историю и не теряет актуальности.
В 2023 году вступили в силу существенные изменения в правовом регулировании обращения с отходами. С принятием новых правил часть ранее существовавших проблем решена, отчасти заполнены пробелы в нормативных актах. При этом у природопользователей возникли ограничения при использовании отходов, а вместе с ними и новые проблемы вовлечения мусора в хозяйственный оборот компании.
В новом обзоре юрист-практик анализирует судебные решения, вынесенные по «старым правилам», и дает комментарии к ним с учетом изменений правового регулирования.
Кейс:
АО «Е» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в адрес Управления с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) на объектах I категории.
Управлением отказано в утверждении НООЛР. Основания отказа: не учтено образование отработанных масел и дальнейшие операции с ними. Управление указало также, что Декларация о соответствии на продукцию «Масла отработанные. Технические условия» получена Обществом только 08.02.2022. Следовательно, до указанной даты Общество не имело права на реализацию продукции «отработанные масла».
Судами установлено, что продукция «масла отработанные» реализуется потребителям на основании договоров купли-продажи. Из документов следует, что Общество продает продукцию, а не отходы. Обществом с целью оформления решения о переводе отработанного масла в продукцию разработаны и утверждены Технические условия (ТУ), в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие продукции указанным ТУ ежемесячно подтверждается протоколами испытаний аккредитованной лаборатории.
Решение:
Судами сделан вывод о том, что Общество определило полезные свойства и экономическую ценность вещества – «масла отработанные», нашло потребителей названной продукции. Таким образом, «масла отработанные» являются продукцией и не подлежат учету на предприятии в качестве отхода и отражению в отчете по форме 2-ТП (отходы).
Рекомендации юриста:
Как было
До внесения в закон об отходах изменений обращение со вторичными ресурсами на уровне закона не регулировалось, как и понятие «вторичные ресурсы».
Только ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» содержал понятие «вторичные материальные ресурсы». Это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Поэтом судебные споры о квалификации отходов в качестве вторичных ресурсов являлись постоянной практикой.
Как стало
Законом № 268-ФЗ введены понятия:
1) «вторичные ресурсы» – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
2) «вторичное сырье» – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
В отношении вторичного сырья (в отличие от побочных продуктов) не установлен срок использования/реализации и внесения платы за НВОС в повышенном размере при несоблюдение такого срока.
Однако поскольку вторичные ресурсы отнесены к отходам, их преобразование во вторичное сырье должно осуществляться в течение 11 месяцев с даты образования, иначе необходимо будет внести плату за хранение вторичных ресурсов, и их дальнейшее использование станет менее привлекательным с экономической точки зрения.
В отношении вторичных ресурсов законом не установлено (в т. ч. после внесения изменений) особых требований к их учету или представлению отчетности. Однако, поскольку это отходы, необходимо их учитывать в общем порядке согласно приказам Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 и от 18.02.2022 № 109.
Также остался неурегулированным порядок обращения со вторичными ресурсами, соблюдение которого гарантировало бы предприятию отсутствие претензий со стороны государства.
При этом в письмах Минприроды России, в частности от 28.06.2021 № 25-50/10539-ОГ приведены разъяснения об условиях реализации веществ, материалов и предметов в качестве продукции, которые сохраняют актуальность и после принятия Закона № 268-ФЗ:
1) наличие уставной, проектной, технологической документации на вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии, как на продукцию;
2) наличие утвержденных ТУ на продукцию, которые разработаны на основе государственных и (или) отраслевых стандартов и учитывают санитарно-гигиенические, природоохранные требования и соответствуют нормам законодательства о техническом регулировании;
3) наличие технологического регламента производства продукции;
4) реализация лицом указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной основе, использование для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;
5) отражение в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Дополнительный материал по теме:
Статья практикующего эколога Надежды Бирюковой
«Новые термины «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»
(найти в сервисе «Авторские статьи»)
![](assets/content/eco/5 8 2022/Ulia urchenko.jpg)
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Больше судебной практики –
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»