Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Вступило в силу новое положение об экологическом надзоре

02.07.2021 вступило в силу новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.
Данная новость будет интересна предприятиям, относящимся к федеральному уровню надзора.
Как было?
01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — 248-ФЗ).
Второй документ регулирует именно Государственный экологический надзор — это Положение.
Все проверки после 1 июля будут проводиться в соответствии с этими двумя документами.
Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, разрабатывалось для исполнения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — 294-ФЗ) и не учитывало нововведения, которые внес 248-ФЗ.
Что изменилось?
Вступившее в силу Положение учитывает требования 248-ФЗ и других документов, которыми регулируется надзорная деятельность в сфере экологии.
В соответствии с Положением признаны утратившими силу:
— Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426;
— Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.
Почему это важно?
Положение конкретизирует и уточняет требования 248-ФЗ при проведении проверок в рамках Государственного экологического надзора. Незнание требований Положения повышает риск прохождения проверок с нарушениями, в том числе со стороны надзорных органов.
Ответственность, предусмотренная законодательством за экологические нарушения, грозит штрафами до 250 тыс. руб. или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.
Например, Положение устанавливает:
- предмет государственного экологического надзора (обязательные требования);
- перечень разрешительных документов для соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды;
- госорган, осуществляющий государственный экологический контроль, — Росприроднадзор (его территориальные органы) и перечень должностных лиц;
- перечень объектов государственного экологического контроля;
- виды и периодичность проведения проверок;
- виды взаимодействия с должностными лицами;
- сроки проведения проверок.
Кроме того, в Приложении к Положению приведены критерии отнесения объектов федерального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Положение уже доступно в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ним, вы сможете своевременно подготовиться к планируемым проверкам с учетом вступивших в силу изменений.
Также подробная информация, которая поможет быстро подготовиться и гладко пройти проверку, содержится в справочных материалах:
- «Алгоритм прохождения государственной экологической проверки предприятия»
- «Контрольно-надзорные мероприятия в области экологической деятельности»
- «Государственный экологический надзор»
Сервис «К вам пришла проверка» расскажет, как предприятию взаимодействовать с различными надзорными органами.
Еще не работаете с "Техэксперт: Экология"?
Попробуйте бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
Обновлен сервис «Обзор журналов»
Получать еще больше профессиональной информации, быть в курсе последних изменений можно с помощью обновленного сервиса «Обзор журналов». Специалисты часто выписывают себе различные профессиональные издания, альтернативой этому служит данный сервис.
Сервис содержит:
- Две полные статьи из журнала «Справочник эколога» в формате PDF.
- Две сокращенные статьи в текстовом виде.
- Ссылки на НПА, упоминаемые в данных статьях.
- Ссылки на справочные материалы системы «Техэксперт: Экология» по темам статей.
- Ссылки на консультации экспертов по аналогичным темам.
Чтобы ознакомиться с текстом статьи от ведущего научного сотрудника Института географии РАН, д. э. н., зайдите в сервис «Обзор журналов». Вход расположен на синей горизонтальной панели системы.
Найдите заголовок статьи «Регуляторная гильотина»: как изменилось законодательство в области обращения с отходами« и нажмите оранжевую кнопку «Читать под ней». Статьи за предыдущий месяц доступны во вкладке «Архив».
Статьи доступны для чтения из системы и не требуют скачивания.
Выгода от использования
Сервис «Обзор журналов» служит дополнительным источником профессиональной информации и позволяет:
- Быть в курсе обсуждаемых новостей в сфере экологии
- Сэкономить средства на подписке на альтернативные издания
- Находить решения рабочих вопросов
Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на Telegam-канал.
Из зала суда
Отказ в установлении СЗЗ в случае наличия жилой зоны в ее границах
АО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Роспотребнадзора об отказе в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для промплощадки Общества.
Не согласившись с ранее принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит:
- Отменить ранее принятое решение.
- Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела
Общество обратилось в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ для своей промплощадки.
По результатам рассмотрения заявления в адрес Общества от Роспотребнадзора поступило уведомление об отказе в принятии решения об установлении СЗЗ для промплощадки.
Отказ мотивирован ссылками на п. 5 и 27 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, поскольку в границах СЗЗ находятся земельные участки садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ) «Б» с видом разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.
В отказе указано, что в документах, поданных Обществом для установления СЗЗ, отсутствует информация о мероприятиях и средствах на организацию СЗЗ, включая отселение жителей СНТ «Б».
На основании вышеизложенного обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно включать также мероприятия по отселению жителей из границ СЗЗ.
Отсутствие указанных выше мероприятий в составе проекта СЗЗ является нарушением п. 16 Правил и в соответствии с п. 27 Правил является основанием для отказа в принятии решения об установлении СЗЗ.
Итоговое решение
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене.
Суд постановил: решение Арбитражного суда города по делу № А40-129856/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества — без удовлетворения.
Границы санитарно-защитной зоны для Общества остались неустановленными.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу № А40-129856/2020
Рекомендации
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:
«Алгоритм установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ)»
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной.