Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Сокрытие данных о выбросах парниковых газов грозит штрафами до 500 тыс. рублей

Президентом подписан федеральный закон, которым вводятся штрафы до 500 тыс. рублей за непредставление или искажение отчета о выбросах парниковых газов. С 1 июля 2025 года нормативный акт начнет действовать на природопользователей.
Кому это важно
Нововведение коснется хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, а также тех компаний, которые планируют ее осуществлять.
При этом обязательные требования по представлению отчетности о выбросах парниковых газов распространяются на регулируемые организации. Остальные организации вправе направлять отчетность по своему усмотрению.
Почему это важно
Федеральным законом от 13.06.2023 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вносятся изменения в КоАП РФ. Документ дополнен новой статьей 19.7.16. Она предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов, а также за представление недостоверной информации.
Данные нарушения могут повлечь за собой:
1) предупреждение;
2) наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей;
— на юридических лиц — от 150 000 до 500 000 рублей.
Дела об указанных административных правонарушениях относятся к компетенции органов, которые осуществляют государственный экологический надзор.
Федеральный закон от 13.06.2023 № 218-ФЗ также устанавливает предельный размер административного штрафа за данное правонарушение и срок давности — один год со дня его совершения.
Рекомендуем обратить внимание
Отчет о выбросах парниковых газов ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти до 1 июля года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»).
С 2023 года отчетность впервые потребуется сдавать официально. С июня запущен Реестр выбросов парниковых газов под управлением Минэкономразвития: https://co2.gisee.ru. Теперь отчеты о парниковых газах организаций необходимо предоставлять через сервис, и аргументировать непредставление данных не получится. На сайте также можно определить, относится ли предприятие к регулируемым организациям.
Решения в «Техэксперт: Экология»:
1. Ознакомьтесь с подборкой: справки, авторские публикации, статьи, консультации по теме, которые в формате одного окна помогут вам подготовить и вовремя сдать отчет о выбросах парниковых газов в материале
2. Также для решения вопроса по сдаче данного вида отчетности вы можете познакомиться со справкой
Быстро найти готовые решения вопросов регулирования выбросов парниковых газов в системах «Техэксперт: Экология» можно по короткому запросу «парниковые газы» через интеллектуальный поиск.
3. А чтобы точно не пропустить сдачу отчетности, подписывайтесь на чат-бот «Календарь эколога „Техэксперт“» в «Телеграме»: https://t.me/tex_eco_bot.
Настраивайте двумя кнопками напоминания об этой и другой экологической отчетности и получайте заранее уведомления об их сдаче на свой телефон.
Больше экспертных материалов
с практическими ответами
на самые частые вопросы экологов — в «Техэксперт: Экология»
Получите бесплатный пробный доступ!
А знаете ли вы?
Новые материалы в линейке систем «Техэксперт: Экология» за июнь 2023 г.
Из зала суда
Обзор судебной практики по спорам о лицензировании деятельности по обращению с отходами
Сегодня продолжим рассматривать кейсы решений суда по спорным вопросам лицензирования обращения с отходами:
- Отказ таможни в выпуске товара: необходимость квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода (суд на стороне ответчика — таможни).
- Формирование и изменение перечня объектов размещения ТКО на полигоне (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
- Необходимость получения лицензии на транспортирование отходов в виде куриного помета (суд на стороне ответчика — организации).
Кейс № 1.
Отказ таможни в выпуске товара: необходимость квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода
ООО «Б» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий областной таможни. В части требования заявитель просил представить лицензию Минпромторга РФ или заключение (разрешительный документ) на товар — бывшие в употреблении шины, пригодные к эксплуатации, то есть не являющиеся отходами, а также решения Таможни об отказе в выпуске товара.
Из материалов дела:
С целью ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и дальнейшего помещения под процедуру таможенного транзита прибыл товар — бывшие в употреблении шины, пригодные к эксплуатации. Таможне представлены следующие документы: международная товарно-транспортная накладная, инвойс.
В связи с непредставлением декларантом лицензии Минпромторга или заключения Росприроднадзора Таможня приняла решение об отказе в выпуске товара.
Суд первой инстанции, указав на отсутствие в материалах дела доказательств отнесения спорных шин к отходам, для которых необходим разрешительный порядок, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение суда.
Решение:
Кассация пришла к выводу о правомерности требований Таможни. Было установлено, что оформленные Обществом по спорной декларации товары как по наименованию, так и по коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствовали п. 27 раздела 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21.04.2015 № 30).
Суд при этом указал на обязанность Общества доказать, что ввезенный товар не относится к отходам, на ввоз которых требуется получение разрешения, например представить отказ Росприроднадзора в выдаче разрешения.
При этом судами установлено, что Общество не реализовало право на обращение в Росприроднадзор в порядке, предусмотренном административным регламентом, за получением разрешения на перемещение трансграничных отходов или заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
Представленные Обществом обращение о предоставлении заключения (разрешительного документа) на товар и письмо Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора не приняты судами, так как Обществом не доказано направление обращения в уполномоченный орган, а письмо Росприроднадзора не имеет отношения к товару, задекларированному Обществом по спорной декларации.
Комментарий эксперта:
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий выпуска (подп. 1 п. 1 ст. 125 Таможенного кодекса ЕАЭС).
На таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС или вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по Перечню товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и или вывоза с таможенной территории ЕАЭС (п. 1 Положения о ввозе на территорию Евразийского экономического союза опасных отходов (Положение), утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (Решение № 30)).
Согласно п. 3 Решения № 30 разрешительный порядок, указанный в п. 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, согласно приложению 7.
В соответствии с п. 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45.
Лицензия или заключение представляется таможенным органам государств-членов по прибытии опасных отходов на таможенную территорию ЕАЭС.
В разделе 2.3 Перечня (приложение 2 к Решению № 30) поименованы опасные отходы, для ввоза которых на таможенную территорию ЕАЭС установлен разрешительный порядок.
В примечании к разделу 2.3 Перечня указано, что для целей этого раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, пунктом 79 которого предусмотрено принятие решения об отказе в выдаче разрешения при выявлении отсутствия необходимости получения разрешения в случаях, когда отходы не включены в разделы 1.2 и 2.3 Перечня, а также в приложения 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов (Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442).
В п. 27 Перечня указаны «Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 4012 20 000 1, 4012 20 000 9).
При этом ФККО содержит, например, отходы «Покрышки пневматических шин отработанные» (код 9 21 130 00 00 0), «Шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4).
Таким образом, в случае возникновения сомнений в квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода необходимо обратиться в Росприроднадзор для получения отказа в выдаче разрешения в связи с отсутствием такой необходимости, чтобы избежать получения отказа таможенного органа в выпуске товара.
Дополнительный материал по теме:
«Алгоритм идентификации отходов».
Кейс № 2.
Формирование и изменение перечня объектов размещения ТКО на полигоне
ООО «К» обратилось в суд с заявлениями об оспаривании предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и представления межрайонной природоохранной прокуратуры.
Из материалов дела:
Обществом оформлена лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами. Обществу принадлежит полигон ТБО, который введен в эксплуатацию в 2004 году и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В 2019 году полигон ТБО исключен из ГРОРО, в связи с чем Обществу выдано предписание не допускать размещения отходов на спорном полигоне.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на принадлежащий Обществу полигон распространяется действие положений Закона об отходах. Согласно нормативному акту Общество имеет право осуществлять прием и размещение отходов на полигоне, не внесенном в ГРОРО, до 01.01.2026.
Решение:
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, поддержанный кассацией, указал, что на территории области отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в перечень объектов размещения ТКО, которые имеют возможность осуществлять размещение ТКО до 01.01.2026.
В областной комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии заявки от Общества о возможности использования полигона для размещения ТКО до 01.01.2026 не поступали. Территориальной областной схемой обращения с отходами спорный полигон не учтен, в связи с чем потоки ТКО на данный объект не заведены. Заключение уполномоченного органа о возможности использования спорного полигона для размещения ТКО отсутствует. Кроме этого, Общество осуществляет размещение на своем полигоне не только ТКО, но и других видов отходов.
Комментарий эксперта:
В силу требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В ч. 2.1 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ указано, что до 1 января 2026 года запрет, установленный ч. 7 ст. 12, не распространяется на объекты, указанные в п. 8 этой статьи:
«...объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения ТКО при наличии заключения Минприроды России о возможности использования указанных объектов для размещения ТКО, и по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ».
Такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2026. Они должны быть рекультивированы в соответствии с законодательством.
Таким образом, использование объектов размещения ТКО, не имеющих необходимых для их эксплуатации документов, с 01.01.2019 возможно после получения соответствующего заключения о возможности их использования, включения таких объектов в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (перечень размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ), после чего данные о месте нахождения таких объектов вносятся в территориальную схему обращения с отходами субъекта РФ.
Приказом Минприроды от 14.05.2019 № 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ и Порядок подготовки заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, для размещения ТКО.
Дополнительный материал по теме:
«Требования к размещению отходов».
Кейс № 3.
Необходимость получения лицензии на транспортирование отходов в виде куриного помета
ООО «П» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными пунктов предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела:
Общество осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы. При напольном содержании бройлеров образуется помет куриный. Общество в собственности имеет сооружение, предназначенное для хранения помета куриного (пометохранилище) наземного типа, пометохранилище включено в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). На данный вид отходов Обществом оформлен паспорт отхода IV класса опасности «помет куриный перепревший», код 1 12 711 01 29 4, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Общество указало, что помет куриный является сырьем для производства продукции «Органическое удобрение» по ТУ. В соответствии с техническим регламентом Общество производит органическое удобрение — компост, используя для этого помет куриный и древесные отходы. Производство удобрения осуществляется на площадке компостирования, куда помет доставляется из пометохранилища.
Суд первой инстанции, принимая во внимание технологию, предусматривающую процесс хранения в зарегистрированном объекте размещения отходов (пометохранилище), обеззараживания в целях утилизации, посчитал, что помет куриный перепревший, являясь сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, включен в ФККО и имеет IV класс опасности.
Решение:
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, счел незаконным возложение на Общество обязанности по получению лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности (куриного помета).
Управлением в ходе проверки выявлено, что процесс производства органического удобрения предполагает транспортировку куриного помета от производственных цехов и пометохранилища на площадку компостирования. При этом Управлением не представлено доказательств осуществления Обществом деятельности по перемещению с помощью транспортных средств куриного помета вне границ земельных участков, на которых расположены производственные объекты Общества; реестры путевых листов, представленные Обществом в подтверждение вывоза органического удобрения на используемые им поля, такими доказательствами не являются.
Комментарий эксперта:
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) определено понятие транспортирования отходов как перевозки отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, осуществляемой вне границ земельного участка, находящегося в собственности либо на ином праве у лица, образующего отходы.
Таким образом, перемещение отходов в границах промплощадки предприятия не является транспортированием отходов в смысле, предусмотренном Законом № 89-ФЗ (в частности, ст. 9 о лицензируемых видах деятельности по обращению с отходами), и не требует оформления лицензии. То есть речь идет о перемещении в пределах территории, предоставленной предприятию в установленном законом порядке для осуществления производственной деятельности и(или) эксплуатации производственных объектов).
Дополнительный материал по теме:
«Транспортирование отходов I–V классов опасности».

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»