Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Новые требования к проведению ГЭЭ и ГГЭ по принципу одного окна

Ряд новых требований установлен в отношении проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации. Изменения затронули формат представления электронных документов и сроков проведения экспертиз по принципу одного окна.
Кому это важно
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, в отношении объектов которых может быть осуществлена государственная экспертиза (ГГЭ) и государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по принципу одного окна.
Напомним, объекты, в отношении которых могут быть проведены данные виды экспертиз, перечислены в ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 № 2366).
Вопрос коснется, в частности, предприятий, которые занимаются размещением и обезвреживанием отходов на объектах I категории НВОС. Также новые требования применимы к организациям, ведущим или планирующим работы на объектах строительства, реконструкции, реализованных с использованием новых технологий.
Почему это важно
В июле 2023 года вступили в силу сразу два нормативных акта, которые направлены на изменения процедуры проведения государственных экспертиз.
Меняются сроки проведения
Поправки в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» вносит Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно нововведениям, уже с 01.09.2023:
— начало срока проведения ГЭЭ, проводимой по принципу одного окна, устанавливается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки документов;
— срок проведения ГЭЭ не должен превышать 42 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— срок проведения ГЭЭ может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика;
— сведения о заключении ГЭЭ размещаются на официальном сайте Росприроднадзора или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ;
— сроки размещения сведений о заключении ГЭЭ, проводимой по принципу одного окна, не должны превышать сроки включения данной информации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации.
Справка
Возможность параллельного проведения ГЭЭ и ГГЭ в режиме одного окна реализована с 01.09.2022.
Предоставление комплекта заявительных документов осуществляется через интернет посредством размещения в личном кабинете автоматизированной информационной системы ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Меняется формат предоставления данных
Дополнительно новые требования к формату электронных документов, представляемых для проведения экспертиз по принципу одного окна, устанавливает Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.01.2023 № 55/пр.
Согласно нововведению, с 01.03.2024 для проведения ГГЭ и ГЭЭ по принципу одного окна электронные документы будут предоставляться в Минстрой России или подведомственные ему учреждения в виде файлов в формате xml.
Схемы для формирования документов в формате xml должны размещаться на официальном сайте федерального органа. Если на данном сайте нет xml-схемы, подлежащей использованию для формирования электронных документов, то необходимые документы могут быть представлены в форматах, установленных п. 2 Требований. В таком случае допустимы форматы:
— doc, docx, odt: для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы, графические изображения;
— pdf: для документов, где присутствуют формулы или графика;
— xls, xlsx, ods: для документов, содержащих сводки затрат, сметных расчетов;
— rar, zip: при представлении документов в виде отдельных архивных контейнеров.
Риски
Нарушение установленных законом нормативов проведения экологической экспертизы и неактуальное состояние документации влечет наложение штрафов:
— до 20 000 руб. на должностных лиц;
— до 250 000 руб. на юридических лиц (ст. 8.4 КоАП РФ).
Инструменты для прохождения ГГЭ и ГЭЭ
Чтобы детальнее разобраться в вопросе прохождения ГГЭ и ГЭЭ с учетом актуальных требований законодательства и сэкономить время при подготовке документов, познакомьтесь со справками:
«Государственная экологическая экспертиза»
«Государственная экологическая экспертиза проектной документации»
Также в работе могут быть полезны готовые формы документов:
«Акт сдачи-приемки услуг внештатного эксперта государственной экологической экспертизы»
«Смета расходов на организацию и проведение государственной экологической экспертизы»
Правовые основы проведения ГЭЭ и общую процедуру прохождения ГЭЭ с учетом особых условий в 2023 году вы можете изучить в записи видеосеминаров:
Все готовые решения есть в «Техэксперт: Экология»!
Начните работать с данными уже сейчас
— получите бесплатный доступ!
А знаете ли вы?
Как изменится природоохранное законодательство с 01.09.2023? Бесплатный вебинар!
С 01.09.2023 вступят в силу уже больше 30 нормативных правовых актов с изменениями в природоохранном законодательстве.
Что нужно знать:
— требования к содержанию программы ПЭК;
— правила расчета платы за НВОС;
— требования по размещению информации в федеральной государственной информационной системе учета ТКО;
— правила разработки программы повышения экологической эффективности;
— порядок подготовки и заключения договора водопользования;
— количество участников эксперимента по квотированию выбросов;
— требования к получению разрешений на выбросы;
— индикаторы риска нарушения требований по федеральному государственному экологическому контролю и другие.
Важно заранее изучить нововведения и алгоритм их работы для своевременной доработки природоохранной документации и пересмотра бюджетов в вопросах воздействия на окружающую среду.
Поэтому 9 августа с 09:30 до 11:30 мск приглашаем вас на БЕСПЛАТНЫЙ практический вебинар на тему:
«Изменения природоохранного законодательства: что учесть с 01.09.2023».
В качестве лектора выступит Надежда Валерьевна Леонова, эксперт профессиональных справочных систем «Техэксперт: Экология» с опытом работы ведущим инженером аналитической лаборатории, инженером в области природопользования и охраны окружающей среды.
Кому будет интересен вебинар
Новые обязательные к исполнению требования коснутся разных сфер экологии, поэтому рекомендуем посетить мероприятия крупным, средним, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, имеющим объекты I–IV категорий НВОС, а также консалтинговым компаниям.
Посетив вебинар, вы:
— сэкономите время на самостоятельном поиске и анализе информации о документах, которые вступят в силу 01.09.2023;
— обезопасите себя и организацию от предписаний, штрафов до 250 000 руб. и приостановки деятельности до 90 суток, например, за ненадлежащее осуществление производственного экологического контроля (ст. 8.1, 8.41 КоАП РФ) или выброс вредных веществ в воздух без специального разрешения (ч.1 ст. 8.1 КоАП РФ);
— получите уверенность в решениях об изменении деятельности предприятия за счет оценки рисков в ситуации правовой неопределённости;
— сэкономите деньги предприятия на закупку дополнительных обучений.
Уже сейчас вы можете задать вопросы эксперту! Перейдите на страницу регистрации и нажмите «Задать вопрос». Возможно, именно вашу проблему из частной практики лектор подробно разберет в прямом эфире!
Чтобы принять участие:
- Пройдите регистрацию до 4 августа включительно по ссылке.
- После регистрации вы получите письмо с подтверждением участия в вебинаре и уникальную ссылку для подключения. Перейдите по ней в день вебинара.
Если вы не получили ссылку в течение 30 минут после регистрации, проверьте папку «Спам». Если письма в этой папке нет, попробуйте зарегистрироваться еще раз на другой почтовый адрес.
3. Слушатели вебинара смогут получить электронный сертификат участника.
Из зала суда
Обзор судебной практики по спорам о производственном экологическом контроле
- Последствия непредставления отчета о ПЭК (суд на стороне истца — надзорных органов).
- Корректировка инвентаризации выбросов в атмосферный воздух (суд на стороне истца — организации).
- Изменение программы ПЭК при объединении нескольких отдельных объектов НВОС и постановке на учет как единого объекта (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
Кейс № 1.
Последствия непредставления отчета о ПЭК
АО «Г» обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании требования о погашении задолженности по плате за НВОС.
Из материалов дела:
Суды установили, что Общество не представило отчет о ПЭК и не исчислило плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории.
Решение:
Оспариваемое требование признано законным.
Комментарий эксперта:
Непредставление отчета о ПЭК, как и недостоверность данных такого отчета, влечет правовые и экономические последствия. Они связаны с исчислением платы за НВОС, так как расчет платы за НВОС осуществляется на основании данных ПЭК (п. 2 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).
В отсутствие отчета о ПЭК лицо, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов, сбросов для расчета платы обязано использовать формулу из п. 21(1) Правил исчисления и взимания платы за НВОС. Данная формула включает повышающий коэффициент, равный 25 (Постановление Правительства от 03.03.207 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
Также в отношении расчета платы за размещение отходов подлежит применению формула из п. 20 Правил, включающая коэффициент 25.
Дополнительный материал по теме:
«Плата за негативное воздействие на окружающую среду»
Кейс № 2.
Корректировка инвентаризации выбросов в атмосферный воздух
АО «Р» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела
Оспариваемое предписание выдано Обществу в связи с тем, что, по мнению Управления, Программа ПЭК Общества содержит недостоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. А именно: проведенная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ не соответствует установленным требованиям с учетом внесенных в них изменений, в связи с чем предписано также провести ее корректировку. ПЭК по разработанной Обществом Программе не обеспечивает соблюдение требований в области охраны окружающей среды.
Судами установлено, что Программа ПЭК Общества разработана в соответствии с действующими на момент ее разработки нормативными требованиями, а основания для корректировки проведенной в 2018 году инвентаризации выбросов, предусмотренные пп. 42, 43 Порядка проведения инвентаризации (Приказ Минприроды от 07.08.2018 № 352), действующего в спорный период, не доказаны.
Решение:
Суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания.
Комментарий эксперта
В силу требований к программе ПЭК инвентаризация является основанием для разработки программы в части охраны атмосферного воздуха (как в период действия Приказа Минприроды от 28.02.2018 № 74, так и согласно действующему Приказу Минприроды от 18.02.2022 № 109).
До 01.03.2022 действовал Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды от 07.08.2018 № 352 (Порядок № 352)).
В соответствии с п. 42 Порядка № 352 корректировка данных инвентаризации выбросов осуществляется в случаях:
— изменения технологических процессов или режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
— изменения объемов производства;
— замены технологического оборудования или сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящей к изменению состава, объема или массы выбросов;
— выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ или выбрасываемых ЗВ;
— изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов;
— реконструкции, модернизации ГОУ, приводящих к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
В соответствии с п. 43 Порядка № 352, в случае изменения объема или массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов корректировка инвентаризации обязательна, если:
— фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25 % соответствующие максимальные разовые показатели выброса;
или
— фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
Аналогичные основания для корректировки результатов инвентаризации предусматривает и Порядок, утвержденный Приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871 (раздел VI).
Дополнительный материал по теме:
«Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух»
Кейс № 3.
Изменение программы ПЭК при объединении нескольких отдельных объектов НВОС и постановке на учет как единого объекта
ООО «Р» обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания.
Из материалов дела
Общество в заявке об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, в связи с объединением пяти объектов, указало Программу ПЭК, утвержденную 15.01.2018 техническим директором.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Обществом представлены программы ПЭК отдельно по пяти объектам.
Управление посчитало, что после объединения пяти объектов в один объект НВОС с выдачей соответствующего свидетельства Обществу следовало в заявке указать сведения о Программе ПЭК для объединенного объекта НВОС.
Решение
С учетом положений ч. 2, 7 ст. 67, ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ суды посчитали претензии Управления обоснованными и отказали в удовлетворении требований Общества.
Комментарий эксперта
Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК (п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).
Таким образом, программа ПЭК разрабатывается в отношении объекта НВОС. Следовательно, при разработке программы необходимо учитывать, как объект поставлен на государственный учет.
Если несколько отдельных объектов НВОС объединены и поставлены на учет как один объект, программа ПЭК должна быть скорректирована, несмотря на то что прямо такое требование нормативно не установлено, т. к. это следует из общих положений о ПЭК.
Дополнительный материал по теме:
«Государственный учет объектов, оказывающих НВОС»

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»