Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Установлены нормативы утилизации на 2022 год!

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 № 3961-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3722-р» (далее — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 № 3961-р), а также Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2529 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2010» (далее — Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2529).
Кому это важно
Всем производителям или импортерам товаров.
Почему это важно
Весь 2021 год Правительством РФ активно обсуждалась и готовилась к внедрению новая концепция расширенной ответственности производителей товаров (сокращенно — РОП), реализация которой планировалось с 01.01.2022.
Новая концепция РОП предполагала существенное ужесточение требований по экологическому сбору.
Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2021 № 3961-р продлено действие Нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р, на один год.
Таким образом, нормативы утилизации отходов на 2022 год останутся на том же уровне, что и в 2021 году.
Кроме того, должны были утратить силу Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010, в соответствии с которыми хозяйствующими субъектами представлялась одна из основных отчетностей в рамках экологического сбора.
На сегодняшний день продвижение новой концепции РОП приостановлено.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2529 продлен срок действия Правил до 01.09.2027.
Иными словами, производители (импортеры) товаров получили возможность осуществлять свою деятельность в рамках требований природоохранного законодательства РФ без изменений на законодательном уровне.
Риски
Несоблюдение требований нормативных правовых актов, утвержденных в рамках РОП, влечет за собой серьезные последствия в виде существенных сумм штрафов.
Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выпущенных товарах влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
— на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей.
Также на законодательном уровне установлен отдельный штраф за неуплату в установленный срок экологического сбора (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
— для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 рублей;
— для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Правила, нормативы утилизации и перечень доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с данными нормативными правовыми актами, вы будете своевременно проинформированы об основных требованиях в части соблюдения норм природоохранного законодательства РФ в рамках РОП. Это позволит вам:
— правильно организовать процесс выполнения нормативов утилизации отходов;
— обеспечить своевременное представление отчетов, касающихся экологического сбора;
— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.
Также актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами, с которыми сталкиваются производители и импортеры товаров при осуществлении своей деятельности, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология». Справка «Экологический сбор. Расширенная ответственность производителей (РОП)» содержит подробную аналитическую информацию действующего законодательства касательно:
— декларирования выпущенных в обращение на территории РФ товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
— выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпущенных в обращение на территории РФ;
— представления отчета о выполнении нормативов утилизации;
— расчета и уплаты экологического сбора.
Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на телеграм-канал
А знаете ли вы?
Новые документы в «Техэксперт: Экология» за январь 2022 года
Готовитесь к отчетности за 2021 год? «Техэксперт» поможет все успеть
Росстат в сообщении от 28.12.2021 напоминает, что Порядок предоставления данных в электронной форме определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (с учетом изменений, принятых в 2021 году).
Кому это важно
Всем хозяйствующим субъектам независимо от категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду эксплуатируемых объектов.
Почему это важно
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять первичные статистические данные по формам статистической отчетности исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами (п. 7 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ). Данная норма действует в отношении:
— указанных респондентов, за исключением субъектов малого предпринимательства, — с 30.12.2020;
— субъектов малого предпринимательства — с 01.01.2022.
Статистическая отчетность подписывается электронной подписью, которую респондент может получить бесплатно, обратившись в доверенный удостоверяющий центр.
Перечень форм, необходимых к предоставлению, и их XML-шаблоны размещены в личном кабинете респондента на web-сборе (https://websbor.gks.ru).
Представить отчетность возможно лично или через специализированную организацию по телекоммуникационным каналам связи, а также на электронном носителе.
Информация о доверенных удостоверяющих центрах и специализированных организациях размещена на официальных сайтах территориальных органов государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/territorial).
Риски
Непредставление хозяйствующими субъектами первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа (ч. 1 и 2 ст. 13.19 КоАП РФ):
— на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Текст Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ доступен в системе «Техэксперт: Экология».
Подробная актуальная информация, касающаяся требований предоставления основных видов статистической отчетности хозяйствующими субъектами и особенностей ее заполнения, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» в разделе «Обязательная статистическая отчетность по экологии».
Не пропустить важные даты представления статистической и иных видов отчетности в соответствии с особенностями осуществляемой деятельности вам поможет специальный сервис «Календарь эколога» системы «Техэксперт: Экология».
Важные даты — даты представления отчетности природопользователями — отмечены в самом календаре зеленым.
«Календарь эколога» содержит также информацию о видах отчетности, формах ее предоставления, ответственных лицах со ссылками на нормативные правовые акты. При нажатии на необходимое число сервис автоматически переправляет вас в справочную информацию. Например, 22 января является датой представления хозяйствующими субъектами отчетности по форме № 2-ТП (воздух).
Используя «Календарь эколога», вы всегда будете в курсе грядущих событий в части соблюдения природоохранного законодательства и сможете подготовиться к предстоящим событиям.
Оцените все возможности системы «Техэксперт: Экология».
Оставьте заявку на бесплатный пробный доступ!
Из зала суда
Переходные положения по установлению СЗЗ не предусматривают отсрочку по разработке проекта СЗЗ
ОАО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее — Управление) о признании недействительным выданное Обществу предписание о разработке проекта санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ).
Ранее суд отказал Обществу.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Общество полагает, что суды неправильно применили нормы права и выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, а именно:
— суды не приняли во внимание положения пунктов 14 и 17 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ) (в редакции от 11.06.2021) и не учли, что законодатель установил до 01.01.2022 переходный период для систематизации и инвентаризации всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе СЗЗ;
— Общество обязано произвести разработку проекта СЗЗ, а также получить решение об установлении СЗЗ до 01.01.2025. Поскольку сроки об установлении СЗЗ продлены законодателем до 01.01.2025, предписание Управления, обязывающее Общество разработать проект СЗЗ и направить на утверждение до 18.10.2021, является незаконным.
Из материалов дела
Корректировка авансовых платежей не производится. При расчете итоговой суммы платы за негативное воздействие за 2021 год будет учтена переплата авансовых платежей.
Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении структурного подразделения — филиала Общества.
Согласно экспертному заключению по результатам документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы филиалом Общества не разработан и не утвержден проект СЗЗ, что является нарушением.
По результатам проверки Управление составило акт проверки и вынесло предписание, которым обязало Общество в срок до 18.10.2021 разработать и утвердить проект СЗЗ.
Полагая, что предписание Управления является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы Общества со ссылкой на то, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) продлены сроки обращения с заявлениями об установлении СЗЗ до 01.01.2025, в связи с чем в данном случае отсутствуют нарушения по установлению СЗЗ.
Вместе с тем в оспариваемом предписании контролирующий орган указывает отсутствие проекта СЗЗ, а не отсутствие заявления Общества об установлении границ СЗЗ.
В свою очередь, обязанность по разработке проекта СЗЗ прямо предусмотрена п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Таким образом, кассационная жалоба Общества остается не удовлетворенной и Обществу необходимо разработать проект СЗЗ для исполнения предписания Управления.
Итоговое решение
Суд постановил: решение арбитражного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2021 № А32-47123/2020)
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, провести исследования и разработать проект СЗЗ, если:
— за контуром объекта наблюдается формирование химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (1 ПДК/0,8 ПДК) (п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222);
— объекты являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК/ПДУ (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) содержит переходные положения в отношении установления СЗЗ, то есть если до 01.01.2022 СЗЗ не установлена, то хозяйствующие субъекты должны в срок до 01.01.2025 направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.
Таким образом, переходные положения Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) распространяются на отсрочку по установлению СЗЗ, а не на проведение исследований, разработку проекта СЗЗ и его утверждение.
Для установления СЗЗ необходимо направить заявление об установлении СЗЗ и приложить к нему проект СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение (п. 14 Правил).
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
— «Санитарно-защитная зона (СЗЗ)»;
— «Алгоритм установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ)».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной