Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Вступили в силу 8 новых форм отчетности за 2021 год

С отчета за 2021 год необходимо применять 8, а с отчета за 2022 год — еще 6 новых форм статистической отчетности по различным направлениям деятельности (Приказ Росстата от 28.07.2021 № 451 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» (далее — Приказ-451).
Изменения будут интересны организациям, осуществляющим:
— природоохранные мероприятия;
— управление особо охраняемыми природными территориями;
— охотничье хозяйство;
— воспроизводство лесов или лесоразведение;
— сельскохозяйственную деятельность.
Формы, утвержденные Приказом-451
1) Применяются с отчета за 2021 год:
- № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» (приложение № 1);
- № 1-ООПТ «Сведения об особо охраняемых природных территориях» (приложение № 2);
- № 2-ТП (охота) «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве» (приложение № 3);
- № 1-ЛХ «Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении» (приложение № 4);
- № 12-ЛХ «Сведения о защите лесов» (приложение № 5);
- № 9-СХ «Сведения о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель» (приложение № 6);
- Приложение к форме № 21-СХ «Сведения о вывозе сельскохозяйственной продукции» (приложение № 7);
- № 4-кооператив «Сведения о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных)» (приложение № 8).
2) Применяются с отчета за 2022 год:
- № 21-СХ «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции» (приложение № 9);
- № 10-МЕХ (краткая) «Сведения о наличии тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей» (приложение № 10);
- № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» (приложение № 11);
- № 2 «Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан» (приложение № 12);
- Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2 «Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан» (приложение № 13);
- № 1-СХ (баланс)-срочная «Сведения о движении зерна и продуктов его переработки» (приложение № 14);
- № П-1 (СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции» (приложение № 15).
Также вносится ряд изменений в порядок заполнения форм.
Например, в форме № 4-ОС больше не учитываются следующие положения:
— первичные статистические данные предоставляются при условии, что затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте РФ, превышают 100 тыс. руб.;
— временно не работающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму предоставляют на общих основаниях, с указанием, с какого времени они не работают.
С момента вступления в силу Приказа-451 (начиная с отчета за 2021 год) утратили силу:
1) Приказ Росстата от 24.08.2017 № 545;
2) Приложение № 7, утвержденное Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;
3) Приказ Росстата от 06.08.2020 № 437;
4) Приказ Росстата от 08.02.2021 № 73;
5) Приложения (формы статистической отчетности) к Приказу Росстата от 21.07.2020 № 399 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», которые теперь утверждены Приказом-451.
Риски
Ответственность, предусмотренная законодательством за нарушения порядка представления статистической отчетности:
— до 70 000 руб. (ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ);
— до 150 000 руб. при повторном нарушении (ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ).
При этом представление отчетности в некорректной форме равно ее непредставлению.
С 01.01.2022 субъекты малого предпринимательства обязаны представлять первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Статистическая отчетность представляется посредством заполнения форм на портале https://websbor.gks.ru.
Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?
Сервис «Календарь эколога» содержит даты сдачи отчетности в области природопользования. Он позволит не пропустить, спланировать работу и заранее подготовиться к сдаче отчетности. Для этого в нём есть вся необходимая информация:
- кто должен сдавать каждый вид отчета;
- регулирующий отчет нормативно-правовой акт;
- образцы и формы отчетов;
- информацию о том, куда необходимо представлять отчет.
Таким образом, вы сможете:
— снизить риск получения штрафов за нарушения порядка представления отчетности;
— сэкономить время на поиске и анализе информации;
— избежать дополнительных издержек на обращение в консалтинговые организации.
Календарь постоянно актуализируется с учетом вступающих в силу изменений законодательства.
Чтобы подробнее ознакомиться с другими изменениями
Попробуйте бесплатный доступ!
А знаете ли вы?
Бесплатная разработка документации за 5 дней
В системе «Техэксперт: Экология. Премиум» возможно бесплатно заказать разработку документов по экологии в течение 5 дней.
Благодаря услуге вы сэкономите время и деньги на разработку необходимых форм документации.
Воспользуйтесь услугой, для этого:
1) Из любой страницы системы перейдите в раздел «Служба поддержки пользователей», вход в который расположен в правом верхнем углу экрана.
2) Оформите запрос на разработку необходимой документации. Для этого заполните поля формы подачи заявки.
3) Заполните поле для сопроводительного текста. И приложите файл с техническим заданием, если оно имеется.
Оцените все возможности системы «Техэксперт: Экология»
Из зала суда
При каких условиях перевода отхода в продукцию разработка документации по обращению с отходами не требуется?
ООО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Росприроднадзора (далее — Управление) в части нарушения условий накопления и размещения отходов.
Из материалов дела
По результатам проверки Управлением составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений:
— отсутствие паспорта на отходы I–IV классов опасности;
— искажение экологической информации в декларации о негативном воздействии на окружающую среду (далее — НВОС) (отсутствует информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов);
— отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и транспортированию отходов «помёт куриный свежий»;
— не обеспечено безопасное для окружающей среды накопление отходов производства и потребления.
Обществом разработан и утвержден совместно с Научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии «Технологический регламент подготовки к использованию птичьего помёта в качестве органического удобрения для Общества» (далее — Технологический регламент). Также имеются технические условия, на основании которых Обществом проводятся работы по подготовке к использованию птичьего помёта в качестве органического удобрения для птицефермы.
В соответствии с Технологическим регламентом образующийся помёт куриный является сырьем (продукцией), из которого получают органическое удобрение путем его компостирования.
Согласно разъяснениям Минприроды РФ от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 и от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 хозяйствующие субъекты вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помёт, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения навоза, помёта и других органических веществ и материалов к продукции и (или) их использования в качестве продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства распространяться не будут, включая требования:
- получения лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности;
- оформления паспортов;
- разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- расчета и внесения платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления (навоз, помёт, органические вещества и материалы).
Из Технологического регламента следует, что процесс преобразования отходов в удобрение происходит естественным путем (компостирование) и не носит характер самостоятельного вида деятельности.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства реализации Обществом изготовленного удобрения с целью получения прибыли.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что:
- указанный земельный участок открытой поверхности почвы не защищен от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки не предусмотрена обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В подтверждение указанных обстоятельств представлены фотоматериалы.
Общество указывает, что осуществляет компостирование куриного подстилочного помёта на обустроенных полевых площадках в соответствии с Технологическим регламентом. Регламентом предусмотрено обустройство гидроизоляции на сооружении для подготовки удобрения.
Итоговое решение
Окончательное решение было принято в пользу Общества. Образующийся у Общества куриный помет признан органическим удобрением (продукцией), которая не требует разработки документации по обращению с отходами I–IV классов.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда от 22.04.2021 по делу № А32-54659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 № А32-54659/2020.
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем предприятиям, которые планируют или осуществляют перевод отходов в продукцию для собственных нужд, предусмотреть:
— разработку технологических регламентов и технических условий по использованию отходов в качестве продукции, которыми учтены природоохранные и санитарно-эпидемиологические требования законодательства;
— полное исключение упоминаний о данных отходах из документации по обращению с отходами производства и потребления.
В ином случае территориальные органы Росприроднадзора вправе выдать предписание о разработке документации по обращению с отходами I–IV классов опасности и получении лицензии.
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме «Отходы как объект права собственности. Перевод отходов в продукцию».
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология» Бабиковой Юлией Аркадьевной