Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Новые требования к выполнению нормативов утилизации и уплате экосбора

Источник изображения: Freepik
Подписан закон, который расширяет ответственность производителей и импортёров товаров и упаковки за счет обеспечения утилизации отходов от их использования.
Кому это важно
Новость будет интересна юридическим лицам и ИП, которые:
— осуществляют деятельность по обращению с отходами;
— производят или импортируют товары, упаковку;
— осуществляют утилизацию отходов от использования товаров.
Почему это важно
Президентом подписан Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Нормативный акт вносит изменения, в частности, в следующие законы:
— Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Новый федеральный закон направлен на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей, импортёров товаров или упаковки, максимальное возвращение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизацию объёмов захоронения отходов.
В планах — обязать производителей, импортёров товаров обеспечить утилизацию отходов от упаковки, произведённой на территории РФ или ввезённой из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза:
— с 1 января по 31 декабря 2025 года — 55% массы упаковки;
— с 1 января по 31 декабря 2026 года — 75%;
— с 1 января 2027 года — 100%.
Предусматривается ведение реестра организаций и ИП, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, а также требование об обеспечении утилизации отходов от использования товаров только теми лицами, сведения о которых включены в указанный реестр.
Таким образом, Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ устанавливает:
— новые понятия в части требований по выполнению нормативов утилизации и уплате экологического сбора;
— особенности утилизации отходов от упаковки для производителей товаров;
— требования о проверке исполнения обязанности по утилизации отходов от использования товаров;
— особенности расчета экологического сбора в отношении товара и упаковки;
— обязанность по представлению отчетности о массе от использования отходов для хозяйствующих субъектов, сведения о которых внесены в реестр утилизаторов;
— обязанность для производителей товаров и импортеров товаров представлять сведения в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
— особенности включения хозяйствующих субъектов в реестр утилизаторов;
— даты возникновения у производителей товаров и импортеров обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
— механизм определения факта самостоятельного выполнения обязанности по утилизации отходов;
— случаи, когда самостоятельная утилизация может быть признана невыполненной;
— новый порядок определения ставок экологического сбора для производителей, импортёров товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Нормативный акт начнет действовать с 01.01.2024. Чтобы не пропустить возможные изменения до даты его вступления в силу, следите за законом в автоматическом режиме в «Техэксперт: Экология». Перейдите в документ, нажмите в нем правой кнопкой мыши на любое пустое пространство и во всплывающем окне выберите функцию «Поставить на контроль.
Важно учесть, что расчет экологического сбора и его уплата за отчетный период (2023 год) осуществляется в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Риски
Неуплата в установленный срок экологического сбора, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа (ст. 8.41_1 КоАП РФ):
— на должностных лиц — до 7 000 рублей;
— на индивидуальных предпринимателей — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров и упаковки товаров, но не менее 250 000 рублей;
— на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров и упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей.
Экспертная помощь и оценка рисков
Чтобы разобраться в вопросах организации обращения с отходами от использования товаров, осуществления утилизации отходов и произвести уплату экологического сбора в соответствии с действующим законодательством, ознакомьтесь с подборкой экспертных материалов:
Справка «Экологический сбор. Расширенная ответственность производителей (РОП)» (см. «Справочник эколога»);
Образец «Акт утилизации отходов от использования товаров»;
Образец «Форма расчета суммы экологического сбора» (см. сервис «Образцы и формы по экологии»);
Экспертная статья «Как выбрать утилизатора для выполнения нормативов утилизации РОП» (см. сервис «Авторские статьи»).
Первыми быть в курсе изменений требований по выполнению нормативов утилизации и уплате экосбора поможет профессиональный телеграм-канал для промышленных экологов «Техэксперт: Экология». Подписаться!
Все решения есть в «Техэксперт: Экология»!
Начните работать с данными уже сейчас
А знаете ли вы?
Фишки фильтрации: сделайте поиск быстрым и эффективным!
Фильтрация представляет собой сервис, который позволяет быстро осуществлять поиск необходимых материалов с использованием определенных критериев.
Пользуясь фильтрами, вы сможете:
— быстро найти нужные документы, даже если вы не помните их наименование;
— эффективно экономить время при поиске, так как фильтры позволяют исключить неподходящие результаты;
— делать процесс поиска легким и комфортным благодаря понятному и простому алгоритму.
В системах «Техэксперт: Экология» вам доступно до 14 критериев для наиболее релевантного поиска, например: наименование, вид документа, дата принятия документа, поиск по тексту и др.
С помощью этого сервиса вы сможете найти любой материал в таких сервисах, как:
— разъяснительные письма по экологии;
— образцы и формы по экологии;
— экология в вопросах и ответах;
— практика разрешения споров в области экологии;
— международное экологическое право;
— законодательство России.
Как пользоваться фильтрами
Давайте разберем это на примере сервиса «Экология в вопросах и ответах».
1. Перейдите на главную страницу продукта «Техэксперт: Экология» и найдите раздел «Экология в вопросах и ответах» (в версии «Техэксперт: Экология. Проф» — окно «Вопрос-Ответ»). Перейдите в него.
2. В верхнем правом углу открывшегося окна вы найдете кнопку «Фильтр». Нажмите на нее.
3. В появившемся окне фильтрации выберите нужный критерий поиска, введите соответствующее значение и нажмите кнопку «Найти» в нижней части окна. Чтобы сбросить все параметры поиска, используйте кнопку «Очистить фильтр» в нижней части окна фильтрации.
4. После всех проделанных действий система выгружает список консультаций, которые соответствуют выбранным вами критериям.
Для того чтобы вам было понятнее, как пользоваться фильтрами в системе, мы записали короткую видеоинструкцию еще и на примере сервиса «Практика разрешения споров в области экологии»:
Смотрите инструкцию и выполняйте рабочие задачи быстро и эффективно!
Из зала суда
Обзор судебной практики по спорам о взыскании платы за НВОС
- Уменьшение платежей при расчете платы за НВОС (суд на стороне ответчика — организации).
- Разрешения на выбросы загрязняющих веществ и коэффициенты платы за НВОС (суд на стороне истца — надзорных органов).
- Возврат излишне уплаченной суммы платы за НВОС (суд на стороне истца — организации).
Кейс № 1.
Уменьшение платежей при расчете платы за НВОС
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к МУП «В» о взыскании платы за НВОС в размере 15 000 000 руб.
Из материалов дела:
Предприятие представило декларацию о плате за НВОС за 2020 год. Управлением установлено, что в Разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» расчет приведен без учета 100-кратного повышающего коэффициента, подлежащего применению в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов.
Общество заявило о выполнении природоохранных мероприятий, затраты на которые подлежат учету в счет уменьшения платы за НВОС.
Решение:
Управлению в удовлетворении требований отказано. Суды указали, что право на уменьшение платежей при расчете платы за НВОС принадлежит Предприятию.
Выполнение природоохранных мероприятий подтверждается информацией о выполнении условий водопользования, согласно решениям о предоставлении водного объекта в пользование, и сведениями о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах в 2020 году (отчет по форме № 2-ОС).
Также Предприятием подтверждены расходы на проведение инженерных изысканий, разработку проектно-сметной документации и проведение технического надзора.
Общая сумма расходов составила 70 000 000 руб., то есть расходы на природоохранные мероприятия превышают взыскиваемую сумму платы.
Доводы Управления о том, что для проведения зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС в счет платы за НВОС необходимо наличие плана снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, отклонены, так как в спорный период (2020 год) для ответчика не были утверждены нормативы допустимых сбросов, что исключало возможность разработки и утверждения плана снижения сбросов загрязняющих веществ.
Комментарий эксперта:
Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества (п. 11 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ)).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды (ООС) или в программу повышения экологической эффективности.
Пунктом 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ предусмотрено осуществление государственной поддержки при реализации мероприятий по ООС, включая внедрение наилучших доступных технологий.
Стоимость мероприятий с целью снижения НВОС, отвечающих требованиям п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ, природопользователь вправе учесть при расчете платы за НВОС.
Аналогичные положения предусматривают и Правила исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
При этом, согласно п. 25 Правил № 255, для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, в качестве условия для учета затрат предусмотрено включение мероприятий в план мероприятий по ООС или программу повышения экологической эффективности.
В рассматриваемом случае суды к разрешению спора подошли не формально, а в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ (Определение от 10.12.2002 № 284-О) о компенсационной природе платы за НВОС. Согласно ей плата устанавливается на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема НВОС, следовательно, размер платы за НВОС не может превышать фактически оказываемого воздействия и должен определяться с учетом затрат на природоохранные мероприятия.
Дополнительный материал по теме:
Справка «План мероприятий по охране окружающей среды и программа повышения экологической эффективности»
Кейс № 2.
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ и коэффициенты платы за НВОС
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к МУП «У» о взыскании 5 000 000 руб. платы за НВОС за 2020 год.
Из материалов дела:
В 2020 году у ответчика отсутствовали разрешения и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе полученные до 01.01.2019.
В представленной декларации о плате за НВОС ответчиком исчислена сумма платы с коэффициентом 25 вместо коэффициента 100, подлежащего применению согласно позиции Управления.
Решение:
Суды пришли к выводу об обоснованности иска.
Коэффициент 25 подлежит применению в отдельных случаях и не применяется в ситуации, когда лицо осуществляет деятельность на объекте II категории в отсутствие разрешительных документов, в том числе полученных до 01.01.2019 и сохраняющих действие в отчетном периоде.
Довод заявителя о предпринятых мерах по разработке и утверждению разрешительной документации был впервые заявлен в суде кассационной инстанции и не принят судом.
Комментарий эксперта:
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ, полученные лицами, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
С 01.01.2019 и до получения КЭР или представления декларации о воздействии допускается выдача или переоформление разрешений в ранее действующем порядке, которые действуют до дня получения КЭР или до дня сдачи декларации (ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Таким образом, если действие разрешений и лимитов истекает после 01.01.2019, необходимо переоформить документы или получить КЭР, представить декларацию о воздействии с приложением расчета нормативов допустимых выбросов (ст. 22 Закона № 7-ФЗ) или рассчитать плату с применением коэффициента 100 (п. 12 Правил № 255).
Дополнительный материал по теме:
Справка «Комплексное экологическое разрешение»
Кейс № 3.
Возврат излишне уплаченной суммы платы за НВОС
ГП «Н» обратилось в суд с иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании излишне перечисленной платы за НВОС за 2019–2021 гг.
Из материалов дела:
Суды установили, что истец осуществил платежи за размещение отходов за 2019 год, при этом последний платеж произведен 17.10.2019.
Суды, с учетом того, что отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год, указали, что сумма переплаты не может образоваться ранее даты последнего платежа по итогам года.
Решение:
Обращение в суд состоялось в пределах трехгодичного срока на возврат излишне внесенных в бюджет платежей.
Комментарий эксперта:
Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов (ч. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ).
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату (п. 36 Правил № 255), либо возврату указанному лицу в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок № 334), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления.
В соответствии с п. 12 Порядка № 334, принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки, представленных лицом, обязанным вносить плату, на декларации о плате и на сведениях, имеющихся в распоряжении тероргана Росприроднадзора.
Согласно п. 48 Правил № 255, решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Пунктом 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
Статья 40.1 Бюджетного кодекса РФ введена Федеральным законом от 01.07.2021 № 244-ФЗ и действует с 01.07.2021. При этом Законом № 7-ФЗ, Правилами № 255 или иными нормативными актами о плате за НВОС ограничения по сроку на возврат излишне уплаченной платы за НВОС не установлены.
Так, например, в Постановлении АС СЗО от 28.11.2022 по делу № А56-82003/2021 суд отклонил доводы территориального управления Росприроднадзора о пропуске плательщиком срока на возврат суммы излишне уплаченной платы за НВОС (образовавшейся в 2016–2017 гг.), поскольку заявление о возврате платы (от 20.04.2021) было подано до вступления в действие ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ.
После введения ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ, в отношении срока возврата излишне уплаченной платы за НВОС действует ограничение, аналогичное ограничениям в отношении иных публично-правовых платежей.
Дополнительный материал по теме:
Справка «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»