Эколог в курсе: Мораторий на проверки — разбираемся с нюансами
17.03.2022
17.03.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

17.03.2022

Мораторий на проверки — разбираемся с нюансами

Мораторий на проверки — разбираемся с нюансами

На официальном сайте правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Кому это важно

Всем хозяйствующим субъектам, независимо от категории эксплуатируемого объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Почему это важно

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), сталкиваются с проведением плановых или внеплановых проверок со стороны надзорных органов, в том числе в части проведения государственного экологического надзора.

Деятельность контрольных (надзорных) органов направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований природоохранного законодательства. Она осуществляется посредством (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»):

— профилактики нарушений обязательных требований (профилактические мероприятия);

— оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений;

— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований;

— устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Полномочия надзорных органов в части контроля хозяйствующих субъектов реализуются при проведении:

— мероприятий без взаимодействия с хозяйствующими субъектами;

— плановых или внеплановых проверок;

— профилактических мероприятий.

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий изложены в ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планами проведения плановых проверок на очередной календарный год, подлежащими согласованию с органами прокуратуры (ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Поэтому проведение плановых проверок в отношении объектов, не указанных в планах, не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 внесены существенные изменения в реализацию сформированного на 2022 год плана проведения плановых проверок. Также ограничения коснулись и возможности проведения внеплановых проверок в 2022 году в отношении объектов НВОС, эксплуатируемых хозяйствующими субъектами.

Так установлено, что в 2022 году:

— плановые проверки не проводятся, за рядом исключений, установленных п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

— внеплановые проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, при условии согласования с прокуратурой (за рядом небольших исключений). При этом внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

Данные ограничения существенно сокращают перечень плановых проверок на 2022 год и способствуют минимизации случаев проведения внеплановых проверок.

Если плановая или внеплановая проверка была начата до 10.03.2022, то ее проведение должно быть завершено в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В данном случае составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.

Предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (п. 7 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Следовательно, предприятиям необходимо быть предельно внимательными при проводимых в отношении них проверок в 2022 году и учитывать указанные ограничения при оценке применяемых в отношении них действий надзорных органов.

Хозяйствующим субъектам, которым были выданы по результатам проведенных проверок предписания об исправлении выявленных нарушений, предоставлена отсрочка выполнения их требований на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Привлечение к административной ответственности будет возможно, только если нарушение было выявлено в рамках контроля (п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

При этом Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 закреплено право за надзорным органом проведения профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.

Поэтому крайне важно учитывать все исключения, которые могут привести к проверке предприятия.

Риски

Ввиду запрета на проведение плановых проверок хозяйствующих субъектов (за рядом исключений) и ограничений возможностей реализации внепланового надзора более пристальное внимание надзорных органов будет направлено на соблюдение хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства. Данные обязательства будут контролироваться при представлении природопользователями отчетной документации, оформлении разрешительных документов, а также путем проведения профилактических мероприятий.

Например, одним из таких профилактических мероприятий является профилактический визит. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде, здоровью граждан или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Данный факт является основанием для проведения внеплановой проверки в случае ее согласования прокуратурой. Указанные действия не будут противоречить положениям Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 доступно в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с данным нормативным правовым актом, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части проведения проверок. Это позволит вам:

— отстоять свои права при проведении контрольно-надзорных мероприятий;

— при необходимости обжаловать результаты контрольно-надзорных мероприятий;

— сэкономить время на поиске информации;

— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты при проведении плановых, внеплановых проверок, профилактических мероприятий, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» :

— справках «Государственный экологический надзор (ГЭН)», «Контрольно-надзорные мероприятия в области экологической деятельности», «Алгоритм прохождения государственной экологической проверки предприятия»;

— сервисе «К вам пришла проверка».

Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?

Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на 
телеграм-канал

А знаете ли вы?

Приглашаем на сессию для экологов в рамках конференции «Неделя «Техэксперт-2022»

Информационная сеть «Техэксперт» приглашает вас на большую ежегодную конференцию, посвященную изменениям контрольно-надзорной деятельности в 2022 году. Мероприятие призвано создать партнерскую среду для взаимодействия широкого круга специалистов и экспертов по самым актуальным вопросам нормативно-технического регулирования.

23 марта с 10:00 до 15:00 мы разберем самые актуальные вопросы в теме «Контрольно-надзорная деятельность по 248-ФЗ в период ключевых изменений в сфере экологии».

Что входит в программу мероприятия?

1. «Ключевые изменения в экологическом надзоре в связи с новым 248-ФЗ».
Спикер: Леонова Надежда Валерьевна, эксперт продукта «Техэксперт: Экология» Консорциума «Кодекс».

2. «Экологический сбор: нововведения 2022 года, ответственность».
Спикер: Треглазов Роман Васильевич, руководитель проекта «Техэксперт: Экология» Консорциума «Кодекс».

3. «Санитарно-защитная зона: изменения 2022 года в нормировании, сроки установления и ответственность».
Спикер: Обухова Диана Михайловна, заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии.

4. «Оптимизация подготовки к экологическим проверкам по новому 248-ФЗ».
Спикер: Михайлова Юлия Шамилевна, эксперт проекта «Техэксперт: Экология» Консорциума «Кодекс».

5. «Практика прохождения экологических проверок на предприятиях по новому 248-ФЗ».
Спикер: Жаров Евгений Викторович, управляющий партнер компании Zharov Group (адвокаты по экологическим спорам и проверкам).

6. «Как организовать работу с федеральным оператором по обращению с отходами I–II классов опасности и минимизировать штрафы».
Спикер: Бирюкова Надежда Валерьевна, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ».

7. «Парниковые газы: новый виток развития с 2022 года».
Спикер: Соколова Наталья Романовна, руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» экспертного совета Комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию.

Почему важно посетить онлайн-конференцию:

  • в 2022 году реформа контрольно-надзорной деятельности продолжает вносить свои корректировки в сферу взаимодействия бизнеса с проверяющими органами;
  • ведущие эксперты, представители государственных органов и профессиональных организаций помогут разобраться во всех нововведениях и подготовиться к ним;
  • живой диалог со спикером и возможность задать вопрос;
  • возможность получить именной онлайн-сертификат об участии;
  • дистанционный формат — возможность участия в мероприятии, где бы вы ни находились!

Коллеги-экологи, ждем вас на самом масштабном мероприятии года для специалистов! Регистрация уже открыта.

Бесплатное участие по промокоду «ОНЛАЙН».


Установление СЗЗ по-новому

На официальном интернет-портале правовой информации опубликованы нормативные правовые акты, которыми регулируются вопросы установления санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ), а именно:

Приказ Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84 «Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее — Приказ Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84);

— Ппостановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74» (далее — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7).

Кому это важно

Хозяйствующим субъектам, которым необходимо установить СЗЗ в отношении эксплуатируемого объекта.

Почему это важно

При планировании застройки и самом строительстве на территории городских и сельских поселений каждый хозяйствующий субъект обязан предусматривать:

— создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ;

— мероприятия для охраны окружающей среды от негативного воздействия на нее производственной и иной деятельности в соответствии с положениями природоохранного законодательства РФ.

Например, в целях охраны атмосферного воздуха от загрязнений в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

СЗЗ устанавливается на основании решения уполномоченного органа — Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальных органов (п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222).

Приказом Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84 определены объекты, в отношении которых СЗЗ устанавливаются, изменяются, прекращают существование на основании решений территориальных органов Роспотребнадзора. Определено, что к таким объектам относятся объекты II–V классов опасности по санитарной классификации, приведенные в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7:

— действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 продлено до 01.01.2025;

— внесены изменения в санитарную классификацию промышленных объектов и производств, в связи с чем полностью пересмотрена глава VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

— признаны утратившими силу Приложения № 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми установлены рекомендуемые минимальные разрывы и расстояния для тех или иных объектов.

Приказ Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84 и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7 вступили в законную силу 13.03.2022. Следовательно, при решении вопроса о том, в какой надзорный орган направлять заявление об установлении, изменении, прекращении существования СЗЗ необходимо руководствоваться уже новой санитарной классификацией объектов.

Риски

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ):

— на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;

— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология» ?

Приказ Роспотребнадзора от 09.03.2022 № 84 и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 № 7 доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с данным нормативным правовым актом, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части установления СЗЗ. Это позволит вам:

— правильно организовать процесс установления СЗЗ;

— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Подробная актуальная информация по вопросам, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты, при установлении СЗЗ, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология» . Справки «Санитарно-защитная зона (СЗЗ)» и «Алгоритм установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ)» содержат аналитическую информацию действующего законодательства касательно:

— определения необходимости установления СЗЗ;

— установления СЗЗ;

— осуществления контроля на границе СЗЗ.

Оцените все возможности системы «Техэксперт: Экология» .

Оставьте заявку на бесплатный пробный доступ!

Из зала суда

Предприятия освобождены от внесения платы за размещения ТКО и вправе вернуть излишне внесенную плату за НВОС

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора (далее — Управление) ООО «А» (далее — Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.

Общество, не оспаривая фактические обстоятельства дела, в жалобе ставит вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, установлена за непредставление или несвоевременное представление:

— отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее — отчетность);

— деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (далее — декларация) за предыдущий календарный год.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.