Эколог в курсе
Самое важное и интересное для инженера-эколога

Самое важное и интересное для инженера-эколога
Нормативы накопления отходов по новому порядку

Изображение от wayhomestudio на Freepik
Правительство обновило правила установления нормативов накопления ТКО для регионов. Потребителей услуг разделили на категории, ввели поправочные коэффициенты и новые формы документов, а для подсчета объемов отходов утвердили три способа. Соответствующее постановление начало действовать 8 сентября 2023 года.
Кому это важно
Нововведение коснулось всех хозяйствующих субъектов, которые ведут деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Почему это важно
С 1 сентября 2023 года региональные власти вправе определять способ и порядок расчета объемов ТКО исходя из нормативов накопления или по факту (Федеральный закон от 04.08.2023 № 476-ФЗ).
Дополнительно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1390. Документ пришел на смену Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269.
Нормативный акт установил:
— новые правила определения нормативов накопления ТКО;
— перечень категорий потребителей услуги по обращению с ТКО;
— поправочные коэффициенты по категориям потребителей услуги по обращению с ТКО;
— нормативы накопления ТКО для отдельных категорий потребителей;
— новые формы документов: паспорта контейнерной площадки и потребителя услуги по обращению с ТКО, ведомость первичных записей измерений количества ТКО, сводные сезонные и годовые ведомости определения нормативов накопления ТКО.
Нормативы могут устанавливаться уполномоченными органами по-разному в отношении:
— муниципальных образований, их групп или частей;
— категорий потребителей;
— видов или групп отходов.
Всего их можно будет установить для 43 категорий образователей отходов — от научно-исследовательских институтов до многоквартирных домов. Для каждой разработаны поправочные коэффициенты.
Нормативы определяются в количественных показателях объема или массы в годовом выражении на одну расчетную единицу. Так, для потребителей в жилых помещениях норматив равен куб. м. или кг на одного проживающего человека или на 1 кв. м общей площади. Для иных потребителей — куб. м или кг на 1 кв. м общей площади зданий, нежилых помещений, земельных участков и территорий, которыми те владеют.
Также по новым правилам для различных потребителей теперь могут использоваться разные подходы к определению нормативов накопления:
1) Для жителей многоквартирных и индивидуальных домов — методом измерения количества отходов, вывезенных за определенный период.
2) Для иных категорий потребителей — методом измерения количества отходов или методом сравнительного анализа. В основу такого анализа заложены расчетные данные о среднем объеме вывоза отходов по субъектам.
3) С помощью корректировки двух других методов — в случае если весовой контроль на полигоне выявит существенное отклонение норматива от факта.
При использовании метода измерения субъекты РФ обязаны делать замеры в течение всех 4 сезонов — зима, весна, лето, осень, на протяжении не менее 7 дней подряд в каждом, а также не менее чем на 5 контейнерных площадках, расположенных на территории региона. Процесс при этом должен быть подтвержден аудио- и видеофиксацией.
При соблюдении необходимых условий нормативы могут быть скорректированы с учетом данных средств измерения массы на объектах обращения с ТКО. Однако показатели могут быть изменены, только если они были установлены методом измерения количества отходов или сравнительного анализа.
Нормативы по новым правилам во всех регионах страны должны быть утверждены уполномоченными органами до 1 июня 2027 года.
Таким образом, нововведение предполагает более подробный порядок определения нормативов накопления ТКО, разделенный на методы расчета. Кроме того, такой метод учитывает и крупногабаритные отходы. Это должно привести к единообразию расчеты всех регионов и устранить проблемы, связанные с неточностью замеров. Благодаря использованию таких данных будет сокращена и упрощена процедура установки нормативов. В результате для природопользователей методика определения нормативов накопления ТКО станет прозрачной.
Риски
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО влечет штрафы (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на ИП — от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Решение есть!
Чтобы вы смогли ознакомиться с нововведениями и верно организовать работу с ТКО на предприятии, в системах «Техэксперт: Экология» есть набор инструментов.
- Справка «Экологические требования при обращении с твердыми коммунальными отходами»
Экспертный материал, который поможет правильно организовать деятельность в области обращения с ТКО. Обратите внимание на дополнительные ярлыки с тематической подборкой судебной практики, консультаций природопользователей и готовых образцов документов:
2. Серия статей по обращению с отходами на предприятии:
— Часто встречающиеся ошибки при обращении с отходами на предприятиях. Часть 1
— Часто встречающиеся ошибки при обращении с отходами на предприятиях. Часть 2
— Алгоритм идентификации отходов. Как не совершить критичную ошибку
Подборка тематических публикаций из сервиса «Авторские статьи» от практикующего эколога с более чем 10-летним стажем Надежды Бирюковой. Эксперт делится опытом проведения инвентаризации отходов, а также пристально рассматривает основные ошибки при самостоятельном обращении, составлении отчетности, оформлении аренды, организации мест накопления и паспортизации отходов.
Быстро найти эти и другие готовые решения в системах «Техэксперт: Экология» можно через интеллектуальный поиск. Просто введите короткий запрос «ТКО». Не забудьте в настройках выбрать профиль «Экология».
Ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология». Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперт» в вашем регионе.
А знаете ли вы?
Обращение с отходами: экология или санитария
Считается, что процесс обращения с отходами контролируется только нормами экологического законодательства. Такое мнение сложилось благодаря тому, что вопросами отходов организации обычно занимается эколог.
Однако негативное влияние отходов направлено не только на окружающую среду, но также может угрожать санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. При неправильном обращении с определенными их видами есть инфекционная, токсикологическая, радиационная опасность.
Сложности при определении
Для сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты окружающей среды разработаны нормативы и правила, регулирующие обращение с отходами. Контроль за обращением с отходами производства и потребления, медицинскими, биологическими, радиационными отходами, а также с пестицидами и агрохимикатами должен осуществляться в соответствии с нормами санитарного законодательства.
На практике даже у опытных специалистов есть вопросы:
— какая область законодательства регулирует процесс обращения с отходами — экологическая или санитарная;
— на какие нормирующие документы опираться;
— как верно определить вид отходов;
— где найти образцы журналов и форм по утилизации отходов и как правильно их вести.
Риски
Нарушение санитарных правил обращения с отходами может повлечь колоссальные штрафы на предприятие, например, нарушение правил обращения с биологическими отходами — до 700 000 руб., с медицинскими — до 500 000 руб., а также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ).
Что еще контролирует санитария?
Нередки случаи, когда у экологов возникает путаница с определением контролирующего органа при подаче отчетности: Росприроднадзор или Роспотребнадзор?
Такое происходит из-за большого объема задач специалиста, а также по причине того, что одним из объектов контроля санитарного законодательства является окружающая среда. Именно поэтому специалисту по охране окружающей среды сложно разграничить зоны контроля экологии и санитарии.
Кроме процедуры обращения с отходами, в функционал экологов очень часто входят и другие задачи по соблюдению санитарных требований:
— разработка программы производственного контроля предприятия и проверка ее соблюдения;
— разработка проекта и контроль за санитарно-защитной зоной (СЗЗ);
— контроль качества воды, добываемой из собственных источников и поступающей от водоканала;
— получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ);
— подготовка к проверкам Роспотребнадзора;
— оценка рисков для здоровья человека, гигиена рабочего места и условия труда;
— контроль качества готовой продукции.
Решение от «Техэксперт»
В линейке «Техэксперт» — новое профессиональное пополнение: система «Техэксперт: Санитарные нормы и правила».
В системе «Техэксперт: Санитарные нормы и правила» для вас собран материал по теме обращения с отходами:
— Более 9000 нормативных документов по санитарии, которые легко и быстро можно найти за пару кликов с помощью интеллектуального поиска.
— Автоматические сервисы, которые напомнят об изменениях, а также позволят быстро сравнить версии и редакции документов.
— Авторские справки, которые помогут соблюсти санитарное законодательство, наладив процедуру обращения с отходами:
— медицинскими;
— биологическими;
— производства и потребления;
— радиоактивными;
— пестицидами и агрохимикатами.
Перейти в справку «Санитарные требования в области обращения с отходами»
— Тщательно подобранная судебная практика по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в области обращения с отходами.
— Экспертные консультации и разъяснения по теме отходов, в которых вы найдете нужные для себя кейсы и сможете применить их в работе.
Перейти к консультациям:
Способы обеззараживания отходов животноводства
Транспортирование медицинских отходов
— Образцы и формы по санитарии, которые станут надежной основой для разработки вашей собственной документации.
— Видеоуроки и вебинары на злободневные темы по соблюдению санитарных требований в области обращения с отходами и по контролю качества воды.
— Инфографика для соблюдения санитарных требований на предприятии.
— Бесплатное телеграм-сообщество для специалистов, ответственных за санитарию: https://t.me/sanitarnye_normy.
Ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Санитарные нормы и правила». Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперт» в вашем регионе.
Из зала суда
Обзор практики, связанной с исполнением обязанностей по утилизации отходов от использования товаров и упаковки
- Выявление несоответствия мощностей утилизации при внеплановой проверке (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
- Уплата экосбора при субподряде (суд на стороне ответчика-организации).
- Уплата экосбора при отсутствии сведений об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ (суд на стороне истца — надзорных органов).
Кейс № 1
Выявление несоответствия мощностей утилизации при внеплановой проверке
ООО «Б» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела:
В ходе внеплановой выездной проверки установлены нарушения: в ЕГИС УОИТ данные о мощности комплекса по утилизации отходов бумаги и картона на объекте утилизации не соответствуют значениям паспорта оборудования (п. 4 ст. 24.4 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Общество заявило об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.
Решение:
Суды установили, что основанием для проведения проверки послужило поручение зампредседателя Правительства РФ, и пришли к выводу об отсутствии нарушений при организации и проведении проверки.
С целью утилизации отходов в 2020 году Обществом использовался диспергатор ДЭ-500. При этом паспорт оборудования не содержит информации о возможности повышения производительности при предварительном измельчении сырья.
Данные, содержащиеся в ЕГИС УОИТ, о мощности комплекса по утилизации отходов бумаги и картона не соответствуют проектным.
При времени работы оборудования, указанном в журнале выработки продукции «Эковата» (2673 ч/г.), с производительностью, отраженной в паспорте диспергатора (мощность 100–500 кг/ч), мощность, указанная в форме предоставления информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов в ЕГИС УОИТ, недостижима.
Учитывая, что на момент выдачи предписания паспорта или иного документа, который мог бы подтвердить наличие оборудования с заявленной производительностью, заявителем не представлено, суды признали оспариваемое предписание законным.
Ссылки заявителя на наличие нового паспорта на оборудование отклонены судами как не свидетельствующие об отсутствии нарушения в момент выдачи предписания.
Комментарий эксперта:
Единая государственная информационная система утилизации отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по утилизации отходов и иную информацию, необходимую для соблюдения требований по утилизации отходов потребления (ст. 24.3 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (п. 4 ст. 24.4 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Несоблюдение данных требований может привести:
- к привлечению лица к административной ответственности (ст. 8.5, 8.2 КоАП РФ);
- к непринятию отчетности об обеспечении нормативов утилизации отходов и доначислению суммы экосбора.
Относительно проведения внеплановых проверок необходимо отметить, что основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий может быть в т. ч. поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц (пп. 3 п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).
При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановое контрольное мероприятие должно быть согласовано с прокуратурой.
Дополнительный материал по теме:
Инфографика с алгоритмом действий для природопользователя при внеплановой выездной проверке
Кейс № 2
Уплата экосбора при субподряде
Межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к ООО «П» о взыскании 5 млн руб. задолженности по экологическому сбору.
Из материалов дела:
Для утилизации отходов Обществом привлечены ООО «Э» и ООО «Проект», которые не осуществляли утилизацию отходов, т. к. не имеют для этого производственных мощностей. Отходы передавались ООО «Р». Управление посчитало, что действующее законодательство не предусматривает возможности использования модели субподрядных отношений, и сделало вывод, что выполнение работ по утилизации отходов ООО «Р» не дает ООО «Э» и ООО «Проект» права на выдачу актов утилизации отходов ответчику, а значит, не является основанием для представления Обществом таких актов утилизации отходов в отчетности о достижении нормативов утилизации.
Решение:
Отказывая в иске, суды приняли во внимание отмену в судебном порядке постановлений Управления о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.
Суды при этом указали: материалами дела подтверждено, что отходы Общества фактически утилизированы. То обстоятельство, что такая утилизация произведена ООО «Р» по договорам с ООО «Э» и ООО «Проект», не опровергает юридический факт утилизации. Само по себе установление данного обстоятельства в рамках судебного спора, а не при предоставлении Обществом отчетности недостаточно для вменения ответчику обязанности по оплате экосбора. Экологический сбор взимается при установлении факта неутилизации отходов.
Определением Верховного суда РФ от 03.07.2023 № 308-ЭС23-13127 отказано в передаче жалобы Управления на рассмотрение в СКЭС ВС РФ.
Комментарий эксперта:
Юридические лица и ИП, осуществляющие производство товаров на территории РФ, а также импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов (ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 названного закона (ч. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Обязанность производителя, импортера товаров по утилизации отходов считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, или со дня уплаты экологического сбора (ч. 9 ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Выполнение нормативов утилизации привлеченной организацией подтверждается договорами и актами утилизации отходов от использования товаров. Сведения о таких договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
При этом запрет на привлечение субподряда, как и требование о личном выполнении утилизации привлеченным лицом, законом не предусмотрен.
Таким образом, если в договоре подряда не установлен запрет на привлечение субподрядчика, выполнение работы привлеченным лицом (субподрядчиком) не противоречит закону (ст. 706 ГК РФ).
Необходимо отметить, что непредставление, неполнота либо недостоверность отчетности об утилизации отходов является основанием для привлечения к административной ответственности.
Статьей 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов в виде штрафа на ИП в сумме от 50 000 до 70 000 руб.; на юрлиц – от 70 000 до 150 000 руб.
А за представление отчетности в неполном объеме либо содержащей недостоверные сведения – ответственность в виде штрафа для ИП в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате, но не менее 100 000 руб.; на юрлиц – в двукратном размере суммы сбора, но не менее 250 000 руб.
Также необходимо отметить, что суды при рассмотрении споров с государственными органами принимают во внимание судебные акты по делам об оспаривании постановления таких государственных органов о привлечении лица к административной ответственности. Так, отмена оспариваемого постановления способствует и положительному разрешению спора о законности действий, решений госорганов или, как в данном случае, о взыскании суммы экосбора.
Дополнительный материал по теме:
Кейс № 3
Уплата экосбора при отсутствии сведений об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО «Н» о взыскании экологического сбора.
Из материалов дела:
В результате контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора было установлено, что Общество осуществляет передачу отходов на утилизацию ООО «Л» и ИП, что подтверждается актами утилизации отходов, приложенными к отчетности за 2018 год.
ООО «Л» и Предприниматель не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ. Поэтому Управление не подтвердило факт проведенной утилизации отходов и произвело перерасчет суммы экологического сбора.
Решение:
Суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, согласившись с позицией Управления о неподтверждении факта утилизации отходов.
Комментарий эксперта:
Утилизаторы обязаны представлять сведения об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ.
Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 868. Оно включает подробный состав сведений системы, представляемых в т. ч. утилизаторами. Так, в состав ЕФГИС входят следующие подсистемы:
- реестр производителей и импортеров товаров;
- реестр товаров, упаковки, подлежащих утилизации;
- реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- реестр объектов по утилизации отходов (включая мощность основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов);
- реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, объектов обработки отходов;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами;
- справочники и классификаторы.
Форма сведений (Приложение № 2 к Положению) содержит информацию о типе основного технологического оборудования, его мощности (т/г.), а также наименование производимой продукции в результате переработки товаров, упаковки товаров, утративших потребительские свойства по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Подготовлены документы, которые предусматривающт требования к утилизаторам отходов, – проекты постановлений Правительства РФ об утверждении:
- Правил проведения выездной оценки достоверности сведений, указанных в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов, в т. ч. порядка использования средств дистанционного взаимодействия при проведении выездной оценки;
- Порядка ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров;
- Правил представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр лиц, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, отчетности о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции).
Состав сведений в отчетности утилизаторов включает:
- данные о лицензии;
- данные об оборудовании, о его производственной мощности;
- наименования и коды утилизируемых отходов;
- наименование производимых товаров (продукции) из отходов и вторсырья и технологии их производства.
В состав прилагаемых к заявлению документов входят:
- техническая документация на применяемое оборудование, в т. ч. для весового контроля;
- технологический регламент, соответствующий требованиям ГОСТ Р 2.105-2019 и ГОСТ Р 2.601-2019, а также документация на производимую продукцию, применяемую технологию и др.
Дополнительный материал по теме:
Экспертная справка по организации размещения отходов природопользователями

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»