Эколог в курсе: Контроль исчисления платы за НВОС. Что изменилось?
15.04.2022
15.04.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

15.04.2022

Контроль исчисления платы за НВОС. Что изменилось?

Контроль исчисления платы за НВОС. Что изменилось?

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Росприроднадзора от 11.10.2021 N 691 «Об утверждении Порядка составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы» (далее — Приказ Росприроднадзора от 11.10.2021 N 691).

Кому это важно

Хозяйствующим субъектам, которые рассчитывают и вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Почему это важно

Одним из основополагающих принципов законодательства РФ в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) возникает независимо от вида деятельности предприятия, если при этом объект оказывает НВОС.

Исключением являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность исключительно на объекты IV категории НВОС.

При этом плата за НВОС вносится до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, которым является календарный год (п.32 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).

Контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляет Росприроднадзор (п.5.5_23 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400).

При осуществлении контроля проверяется (п.38 Правил):

— полнота и правильность заполнения декларации о плате за НВОС;

— соблюдение сроков представления декларации о плате за НВОС;

— своевременность внесения платы за НВОС.

После проведения контроля за правильностью исчисления платы за НВОС Росприроднадзором составляется акт проведения контроля за исчислением платы. Он составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления плательщиком платы за НВОС пояснений и дополнительных документов (п.п.44, 45 Правил).

Однако до настоящего времени форма акта проведения контроля за исчислением платы не была официально утверждена.

Приказом Росприроднадзора от 11.10.2021 N 691 утверждены:

— Порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Порядок);

— Форма акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Форма акта).

Согласно Порядку, акт контроля за исчислением платы за НВОС состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Порядком утверждены:

— сроки составления акта контроля за исчислением платы за НВОС;

— содержание каждой из частей акта контроля за исчислением платы за НВОС и информация, которая должна быть указана в той или иной графе Формы акта;

— правила и сроки направления акта контроля за исчислением платы за НВОС плательщику.

Пример

Акт контроля за исчислением платы за НВОС должен быть составлен в течение 20 рабочих дней со дня представления пояснений и дополнительных документов к декларации о плате лицами, обязанными вносить плату. Если пояснения и документы не предоставлены, срок составления акта контроля за исчислением платы за НВОС отсчитывается со дня истечения сроков, отведенных хозяйствующим субъектам для представления этих данных (п.2 Порядка).

При этом необходимо учитывать, что:

— сформулированные Росприроднадзором в акте выводы и предложения должны быть полными и обоснованными;

— содержащиеся в акте формулировки — четкими и лаконичными, исключать возможность двоякого толкования.

Изменения в актах, подписанных руководителем Росприроднадзора или его заместителем, не допустимы.

Риски

Акт контроля за исчислением платы за НВОС направляется лицу, в отношении которого проводился контроль платы, в течение 3 рабочих дней после его подписания руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора.

При получении акта природопользователю необходимо быть предельно внимательным при ознакомлении с ним, чтобы исключить неточности или некорректность формулировок надзорного органа при проведении сверки данных.

Если плата за НВОС внесена не полностью, и существует необходимость ее доначисления и уплата пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация. Администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в казну бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (п.46 Правил).

При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в п.46 Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (п.47 Правил).

Пени при несвоевременном или неполном внесении платы за НВОС рассчитываются в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки (п.33 Правил).

Кроме того, невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа (ст.8.41 КоАП РФ):

— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.;

— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Приказ Росприроднадзора от 11.10.2021 № 691 доступен в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с данным нормативным правовым актом, вы будете в курсе основных изменений в части внесения и контроля за исчисление платы за НВОС. Это позволит вам:

— сэкономить время на поиске информации;

— своевременно выполнить требования Росприроднадзора, указанные в акте контроля за исчислением платы за НВОС;

— избежать судебных разбирательств в случае непредставления необходимых сведений надзорному органу по расчету платы за НВОС при расхождениях в имеющихся данных, повлекших доначисление платы за НВОС и уплату пеней;

— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация, которая поможет разобраться с вопросами расчета платы за НВОС, особенностей представления декларации о плате за НВОС, особенностями контроля за ее исчислением и корректировки данных, содержится в справочном материале систем «Техэксперт: Экология»:

— «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;

— «Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду».

О публикации новых нормативных правовых актах в области природопользования и охраны окружающей среды вы можете узнать из ежедневных обновлений новостей в системе «Техэксперт: Экология» и Telegram-канале.

Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?

Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на 
телеграм-канал

А знаете ли вы?

Новые документы в «Техэксперт: Экология» за апрель 2022 года

Что изменится в законодательстве в части НМУ?

В Государственную Думу на рассмотрение внесен Законопроект «О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона „О гидрометеорологической службе“ и статью 19 Федерального закона „Об охране атмосферного воздуха“» (далее — Законопроект).

Кому это важно

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах I-III категорий негативного воздействия на окружающую среду и эксплуатирующим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Почему это важно

Во избежание возникновения высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, хозяйствующие субъекты должны заблаговременно прогнозировать неблагоприятные метеорологические условия (далее — НМУ). При получении же прогнозов НМУ природопользователи, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов (п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).

Чтобы во время снизить нагрузку на источники выбросов, сократив поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предприятия должны быть во время проинформированы о наступлении НМУ.

В соответствии с Порядком представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденным Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899, с информацией о НМУ хозяйствующий субъект может ознакомиться на сайтах территориальных органов Росгидромета и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Однако надзорные органы зачастую настаивают на официальном заключенном договоре об оповещении наступления НМУ с Росгидрометом, что влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на предприятия.

Законопроектом предлагается внести изменения в ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ и установить, что:

— информация о НМУ относится к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации). Данная информация является общедоступной, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, относящейся к государственной тайне;

— информация о НМУ направляется не только федеральным и региональным органам экологического надзора, обеспечивающим контроль за проведением мероприятий в периоды НМУ, но и заинтересованным хозяйствующим субъектам.

Согласно пояснительной записке к Законопроекту:

«Разрабатываемый учреждениями Росгидромета прогноз о формировании НМУ на территории поселений или городских округов планируется включить в Перечень информации общего назначения. Такой прогноз носит обобщенный характер. В связи с этим хозяйствующим субъектам, обязанным проводить согласованные мероприятия при НМУ, следует разрабатывать индивидуальные прогностические схемы по источникам выбросов. Такие схемы являются специализированной информацией, и их подготовка должна осуществляться на основании договоров».

Поэтому принятие Законопроекта позволит урегулировать вопрос необходимости заключения договора с Росгидрометом на услуги по информационному обеспечению.

Риски

В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период НМУ хозяйствующий субъект может:

— получить предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

— быть привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа до 100 000 руб.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Законопроект уже доступен в линейке систем «Техэксперт: Экология». Благодаря этому документу вы будете заранее знать об изменениях в законодательстве, касающихся учета НМУ при эксплуатации источников выбросов, что позволит вам:

— правильно организовать работу при наступлении НМУ;

— избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Сервис «Будь в курсе», включающий раздел «Проекты документов» содержит проекты различных нормативно-технических и нормативно-правовых документов, в том числе и Законопроект.

Это дает вам возможность:

— оперативно планировать рабочий процесс с учетом ожидаемых изменений,

— оптимизировать временные и финансовые затраты, в условиях ограниченных ресурсов.

С помощью встроенного фильтра или поиска вы с легкостью найдете Законопроект и сможете ознакомиться с его текстом.

Поставьте данный проект документа на контроль, и система будет автоматически отслеживать его статус и вносимые в него изменения. В случае если проект документа претерпит какие-либо изменения или вступит в силу, вы получите об этом уведомление в системе. При этом дополнительное уведомление также придет на вашу электронную почту.

Таким образом, используя раздел «Проекты документов» совместно с функцией «Документы на контроле», вы сможете:

  • детально изучить планируемые изменения законодательства;
  • спланировать рабочие процессы с их учетом;
  • оптимизировать временные и финансовые затраты;
  • не пропустить момент вступления в силу или изменения проекта документа в области природопользования и охраны окружающей среды.

Как воспользоваться сервисом?

1) Войдите в сервис «Будь в курсе» со стартовой страницы системы. Вход в сервис находится на синей горизонтальной панели. Перейдите в раздел «Проекты документов». Проекты всех документов хранятся в этом разделе.

2) Выберите вкладку с необходимым типом проекта документа: нормативно-техническим (Нормы, правила, стандарты) или нормативно-правовым (Законодательство России). Нужный вам проект вы можете найти по поиску через фильтр.

3) Откройте необходимый документ. Из контекстного меню, открывающегося нажатием правой кнопки мыши, выберите «Поставить на контроль».

Система оповестит, когда документ изменится!

Кроме того, вся актуальная информация со ссылками по теме содержится в справке «Мероприятия по сокращению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)» систем «Техэксперт: Экология».

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология».
Получите
бесплатный пробный доступ!

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"

Треглазов Роман Васильевич

Вопрос:

На предприятии продукция упаковывается в пленку, которая имеет цифровое обозначение «7» (прочие виды пластика).

При заполнении Декларации о выпущенных товарах, Отчетности о нормативах утилизации нет возможности в личном кабинете природопользователя выбрать буквенное и цифровое обозначение с таким составом.

Значит ли это, что предприятие может не включать данную упаковку в эту отчетность и не оплачивать за нее экологический сбор?

Ответ:

Нет, отсутствие цифрового кода упаковки «7» в личном кабинете природопользователя не означает отсутствие необходимости включать данную упаковку в отчетность о выполнении нормативов утилизации и оплачивать за неё экологический сбор.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.