Эколог в курсе: Новые изменения в ФККО: что нужно учесть
15.03.2024
15.03.2024

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

15.03.2024

Новые изменения в ФККО: что нужно учесть

Новые изменения в ФККО: что нужно учесть

Источник изображения: stock.adobe.com

Росприроднадзор внес важные коррективы в сферу обращения с отходами, утвердив Приказ № 19 от 18.01.2024 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242».

Кому важно

Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.

Что изменилось

Приказом Росприроднадзора от 18.01.2024 № 19 вносятся изменения в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

ФККО был расширен и дополнен 38 новыми видами отходов. Среди них есть такие, как:

  • отсев кварцита при его дроблении и фракционировании (2 39 352 31 40 5);
  • скорлупа яиц сельскохозяйственных птиц при производстве пищевых продуктов (3 01 187 41 29 5);
  • отходы получения водорода из ферросилиция и едкого натрия (3 10 101 31 33 4);
  • шлак плавки лития при литье лития (3 57 028 11 20 2);
  • баллоны аэрозольные алюминиевые, загрязненные слезоточивыми раздражающими веществами (4 68 212 14 52 3) и другие.

Установление классов опасности отходов для окружающей среды является первым этапом организации системы по обращению с отходами на предприятии. Нововведения снимают с вас необходимость проходить процедуру подтверждения класса опасности отхода по новым видам, так как они теперь включены в ФККО (процедура утверждена Приказом от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности»).

Почему важно

Включение новых видов отходов в ФККО позволяет узнать основные характеристики отхода, а также значительно упростить определение класса опасности по ним.

Эти нововведения важно знать и учитывать при выполнении таких задач, как:

  • ведение первичного учета образующихся отходов;
  • подготовка статистической отчетности в сфере обращения с отходами;
  • разработка паспортов на отходы I–IV классов опасности;
  • расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
  • получение лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности.

Изучив изменения, вы сможете сэкономить время на задачах, связанных с обращением с отходами, а также избежать возможных ошибок.

Риски

Добавление новых видов отходов в ФККО оказывает непосредственное влияние на установление их класса опасности и паспортизации отходов.

Напоминаем, что неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения влечет наложение административного штрафа (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ):

— на должностных лиц: от 20 000 до 40 000 руб.;

— на индивидуальных предпринимателей: от 40 000 до 60 000 руб.;

— на юридических лиц: от 200 000 до 300 000 руб.

Неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I–IV классов опасности влечет наложение административного штрафа (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ):

— на должностных лиц: от 20 000 до 40 000 рублей;

— на индивидуальных предпринимателей: от 40 000 до 60 000 рублей;

— на юридических лиц: от 200 000 до 350 000 рублей.

Экспертная помощь и оценка рисков

Чтобы вы могли детальнее разобраться в вопросе и сэкономить время на поиске информации, советуем ознакомиться с подборкой экспертных материалов в системе «Техэксперт: Экология»:

  1. Справка «Класс опасности отходов производства и потребления»
  2. Справка «Паспортизация отходов I–IV классов опасности»
  3. Авторская статья «Как сдать отчеты по отходам с наименьшими рисками»

Также при работе с отходами советуем воспользоваться готовыми инструкциями по обращению с отходами. Благодаря этому сервису вы сможете найти готовые образцы инструкций, касающихся сферы деятельности вашего предприятия.

Пробуйте в своей работе инструменты систем «Техэксперт: Экология».
Для этого вы можете оставить заявку на получение пробного доступа:

А знаете ли вы?

Как легко направить обращение в госорганы и получить разъяснения в 5 раз быстрее?

В рамках сервиса «Служба поддержки пользователей» всем действующим пользователям систем «Техэксперт» стала доступна услуга «Направить обращение в федеральный орган исполнительной власти».

Официальные обращения в госорганы — это часто важный, но непростой процесс: долгое ожидание ответа, стандартные отписки, нерешенный вопрос и, как итог, потраченное впустую время. Плюс высокая вероятность привлечь лишнее внимание надзорных органов к узким местам в работе предприятия.

Благодаря новой услуге вам больше не нужно самостоятельно направлять обращения в министерства и ведомства — достаточно воспользоваться услугой «Направить обращение в федеральный орган исполнительной власти».

Пользователям линейки систем «Техэксперт» по промышленной экологии доступны обращения к основным контролирующим органам:

  • Министерству природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
  • Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Как работает услуга обращения в госорганы?

1. Зайдите в сервис «Служба поддержки пользователей», выберите необходимую услугу из перечня «Направить обращение в федеральный орган исполнительной власти» и опишите свою проблему/запрос.

2. Эксперт службы поддержки пользователей корректно сформирует ваш запрос и отправит обращение в Росприроднадзор или Минприроды через официальный сайт ведомства. Обратите внимание, что эксперт может задать вам уточняющие вопросы по сути обращения или направить готовый текст для его согласования с вами.

3. Когда обращение будет отправлено в ведомство, вы получите уведомление со сроками.

Срок ответа госорганами на обращение — 30 дней. Срок установлен статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Положения Закона также распространяются на обращения юрлиц.

4. После получения ответа от Росприроднадзора или Минприроды модератор направляет текст ответа в заявке.

Обратите внимание! Ответ федерального органа исполнительной власти НЕ оформляется на бланке с печатью и подписью. Разъяснения, изложенные в ответе на частный вопрос, носят исключительно рекомендательный характер и являются источником получения дополнительной информации по индивидуальному вопросу. За содержание ответа служба поддержки пользователей ответственности не несет.

5. Если по тексту от ведомств вам потребуется комментарий эксперта службы поддержки пользователей, заведите новую заявку, выбрав услугу «Консультация эксперта».

Результаты первых месяцев применения услуги обращения в госорганы

Благодаря отправке запросов на разъяснения с помощью экспертов:

  • природопользователи действительно находят ответы на поставленные вопросы и могут использовать официальные рекомендации в работе своего предприятия. Ведомства дают более определенные пояснения на четко сформулированные запросы;
  • срок получения разъяснений стал быстрее в среднем в пять раз. Некоторые природопользователи теперь получают рекомендации за 6 дней вместо 30!

Решайте важные вопросы с помощью услуги
«Направить обращение в федеральный орган исполнительной власти».
Будьте уверены, что ваше обращение получит необходимое внимание от профильных ведомств.

В системах «Техэксперт: Экология» вы также найдете полную подборку официальных разъяснений руководства надзорных органов по отдельным вопросам природопользования. Актуальные комментарии размещены в сервисе «Разъяснительные письма по экологии» (сервис «Инструменты»).

Новые официальные разъяснения публикуются сразу после выхода на федеральных ресурсах. Кроме того, сервис пополняется комментариями ведомств, поступившими в ответ на ваши запросы и на запросы ваших коллег через услугу «Направить обращение в федеральный орган исполнительной власти». Важно, что частные производственные нюансы, описанные в обращениях, в комментариях не фигурируют.

Благодаря доступу к полной базе разъяснений надзорных органов, а также возможности обратиться за новыми комментариями вы сможете:

— принять решение в спорной ситуации;

— прояснить отдельные моменты реализации требований законодательства;

— избежать претензий надзорных органов, как правило приводящих к штрафам;

— на практике коллег оперативно доработать свои производственные недочеты.

Все разъяснительные письма сгруппированы по темам, внутри каждой вы сможете найти интересующее вас направление по дополнительным фильтрам.

Так, недавно сервис пополнился разъяснениями Минприроды России о необходимости обновления ДВОС в связи с изменением перечня загрязняющих веществ.

Новый Перечень загрязняющих веществ (Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р) продолжает вызывать вопросы о переработке декларации о воздействии на окружающую среду и о сроках изменения данной документации.

Просмотрев материалы официального разъяснения, вы сможете определить, надо ли на вашем предприятии перерабатывать нормативы допустимых выбросов и отражать их в новой ДВОС. Это поможет обезопасить себя и организацию от штрафов до 100 000 руб. за несоблюдение требований по нормированию выбросов (ст. 8.1 КоАП РФ).

Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка — вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем

Аэлита Рифатовна Фаррахова

Вопрос:

Какое количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями, необходимо указать в отчете ПЭК?

Программой производственного экологического контроля (ПЭК) утвержден график контроля атмосферного воздуха с периодичностью 2 раза в год.

Какое количество месяцев необходимо указать в графе 6 таблицы 2.4 «Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха» формы отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261: 12 месяцев или 2 месяца, — если периодичность отбора была соблюдена?

Ответ:

Считаем, что если исследования проводились два раза за отчетный год, то в графе 6 «Количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями» таблицы 2.4 «Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха» указывается число полных месяцев — 12.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.