Эколог в курсе: Новые антикризисные меры для предприятий!
10.06.2022
10.06.2022

Эколог в курсе

Самое важное и интересное для инженера-эколога

Подписаться на рассылку
Все самое важное у вас в почте

Самое важное и интересное для инженера-эколога

10.06.2022

Новые антикризисные меры для предприятий!

Новые антикризисные меры для предприятий!

На официальном сайте правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 03.06.2022 № 1019 «О внесении изменения в приложение № 8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353» (далее — Постановление Правительства РФ от 03.06.2022 № 1019).

Кому это важно

Организациям, осуществляющим централизованное водоотведение сточных вод в водный объект, и абонентам таких организаций.

Почему это важно

Март и апрель 2022 г. стали решающими для многих природопользователей. Именно в этот весенний период были приняты на законодательном уровне нормативные правовые акты, продляющие на 12 месяцев срок действия целого ряда природоохранных разрешительных документов:

Перечень продленных документов дополнен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2022 № 1019. Послабления утверждены для хозяйствующих субъектов, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Так, продлен на 12 месяцев срок действия имеющихся у предприятий документов, предусматривающих проведение мероприятия в соответствии:

  • с планом мероприятий по охране окружающей среды;
  • планом снижения сбросов загрязняющих веществ.

Положения Постановления Правительства РФ от 03.06.2022 № 1019 применяются к правоотношениям, возникшим с 24 февраля 2022 г.

В связи с этим под послабление по продлению срока действия попали документы, окончание которых предусмотрено в период с 24 февраля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.

Эти документы необходимы природопользователям, эксплуатирующим объекты I и II категорий по уровню негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

До 1 января 2019 г. планы снижения выбросов и сбросов признавались планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности.

В соответствии с установленными переходными положениями при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов устанавливаются лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ. Лимиты действуют в период реализации планов снижения выбросов, сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения установленных нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов, сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Срок действия программы повышения экологической эффективности, разрабатываемой объектами I категории НВОС, получившими комплексное экологическое разрешение, был продлен Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 на 2 года.

В рамках действующего законодательства для объектов II категории НВОС разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды (далее — План мероприятий) в случае невозможности соблюдения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ)):

  • нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов.

Наличие таких документов при невозможности соблюдения установленных нормативов крайне важно, так как этот факт существенно влияет на последующее установление нормативов, а также на результаты расчета платы за НВОС.

Из суммы платы за НВОС можно вычесть затраты, направленные на финансирование мероприятий, указанных в Плане мероприятий (п. 11 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Затраты, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения Плана мероприятий (п. 12 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Риски

Осуществление производственной и хозяйственной деятельности в отсутствие необходимых разрешительных документов в области природопользования и охраны окружающей среды влечет за собой административную ответственность в виде штрафов, вплоть до приостановления деятельности до 90 суток.

Так, например, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Более того, при исчислении платы за НВОС к ставкам платы применяются следующие коэффициенты (пп. 5, 6_1 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НВОС нормативы допустимых выбросов, сбросов;
  • коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории НВОС такие объем или массу;
  • коэффициент 1 — на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, Планов.

Поэтому крайне важно, чтобы у хозяйствующего субъекта всегда была необходимая действующая разрешительная документация.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Нормативные правовые акты, приведенные в статье, доступны в линейке систем «Техэксперт: Экология». Ознакомившись с ними, вы будете своевременно проинформированы об основных изменениях в части разрешительной экологической документации. Это позволит вам:

  • сэкономить время на поиске актуальной информации;
  • сэкономить время и деньги при осуществлении природоохранной деятельности на предприятии;
  • избежать наложения штрафов со стороны контролирующих органов.

Также актуальная информация о требованиях природоохранного законодательства содержится в справочных материалах систем «Техэксперт: Экология» («План мероприятий по охране окружающей среды и программа повышения экологической эффективности», «Водоотведение через систему централизованной канализации» и т. д.).

О публикации новых нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды вы можете узнать из ежедневных обновлений новостей в системе «Техэксперт: Экология» и Telegram-канале.

Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология».

Получите бесплатный пробный доступ!

Будьте в курсе новостей с «Техэксперт: Экология» —
подпишитесь на Telegam-канал

А знаете ли вы?

Новые документы в «Техэксперт: Экология» за июнь 2022 года

Как организовать деятельность предприятия нефтяной отрасли в рамках требований природоохранного законодательства?

Кому это важно

Предприятиям, осуществляющим или планирующим осуществлять добычу или переработку нефти и нефтепродуктов.

Почему это важно

Нефтяная промышленность является одним из крупнейших источников негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). При эксплуатации нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в окружающую среду со сбросами и выбросами выделяются сотни химических веществ органического и неорганического происхождения. При эксплуатации предприятий данной отрасли образуются специфические виды отходов, а также отходы производства и потребления, типичные для всех отраслей.

Экологу, работающему на предприятии нефтехимической отрасли, необходимо соблюдать и выполнять не только общие требования нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды, но и учитывать особенности сегмента. В связи с чем у него возникают вопросы:

  • к какой категории по уровню НВОС относить объекты нефтяной промышленности?
  • какие необходимо оформить документы и представить отчеты?
  • какие документы подтверждают экологическую безопасность?

Риски

Несоблюдение требований природоохранного законодательства предприятием и отдельным лицом — экологом — при осуществлении производственной деятельности влечет за собой административную ответственность в виде штрафов. Более того, серьезные нарушения могут стать причиной приостановления деятельности предприятия на срок до 90 суток, что неизбежно приведет к существенным финансовым потерям предприятия.

Например, за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства может быть выдано предупреждение или наложен штраф (ст. 8.1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа (ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • на должностных лиц до 40 000 руб.;
  • на юридических лиц — до 350 000 руб.

Чем поможет линейка систем «Техэксперт: Экология»?

Для того чтобы вы могли найти ответы на эти и многие другие вопросы, экспертами системы «Техэксперт: Экология» подготовлена новая справка «Гид. Экология в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности». Справка размещена в «Справочнике эколога».

Гид — это навигационный справочный материал, созданный с учетом специфики работы эколога на предприятии определенной отрасли. Он представлен в виде практических пособий и инструкций на базе актуальных нормативно-правовых документов в области экологии.

Новый справочный материал «Гид. Экология в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности» учитывает особенности именно этой отрасли, в частности:

  • оформление лицензии на добычу нефти;
  • регулирование выбросов парниковых газов;
  • нюансы разработки плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН);
  • наилучшие доступные технологии, применимые для данной отрасли;
  • особенности обращения с нефтесодержащими отходами.

Это означает, что вся необходимая экологу информация содержится в едином источнике и представлена в формате одного окна.

Содержание главы «Гид. Экология в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности»:

Справочный материал «Гид. Экология в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности» позволит вам:

  • сэкономить время на поиск необходимой информации;
  • организовать деятельность предприятия в соответствии с требованиями законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • избежать претензий со стороны надзорных органов и возможных штрафных санкций.

Еще не работаете с «Техэксперт: Экология»?
Попробуйте бесплатный пробный доступ ↓

Вопрос-ответ

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"

Треглазов Роман Васильевич

Вопрос:

На фармацевтическом предприятии все отходы являются медицинскими отходами класса Г. Каким образом их следует передавать федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности?

Ответ:

Деятельность федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности не распространяется на медицинские отходы.

Медицинские отходы, в том числе класса Г, необходимо передавать специализированным организациям, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.

Читать весь ответ
Календарь мероприятий для специалистов по охране окружающей среды
Мы теперь в telegram

Следить за новостями становится еще удобнее. Подписывайтесь на наш канал Telegram.