Из зала суда

Можно ли уменьшить плату за размещение отходов, если отсутствуют документы, подтверждающие изменение класса их опасности
Межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к АО «А» (далее — Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за 2019 год в размере 14 278 781,42 руб. и пеней в размере 603 992,45 руб.
Ранее решением Арбитражного суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить в части взыскания задолженности за размещение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) в размере 10 074 767, 2 руб. и пени за размещение отходов в размере 426 162,66 руб., пени за выбросы в атмосферный воздух в размере 177 829,79 руб.
Из материалов дела
При проверке достоверности представленных данных декларации о плате за НВОС Управлением был произведен перерасчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 4 699 535, 75 руб. и пени 198 790,36 руб., произведено начисление платы за размещение на полигоне ТКО в размере 11 534 144,60 руб. и пени в размере 484 894,32 руб.
Управлением было направлено требование о погашении выявленной задолженности, которое Обществом не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением.
Из приложенного к исковому заявлению уточненного расчета следует, что заявленная к взысканию общая сумма платы состоит из платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и платы за размещение ТКО и составляет: 4 204 014, 22 (выбросы) + 10 074 767,20 (отходы) = 14 278 781,42 руб. Общая сумма пени составляет: 177 829,79 (пени выбросы) + 426 162,66 (пени отходы) = 603 992,45 рублей.
Представленные Управлением расчеты платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и соответствующих пеней судом проверены, признаются арифметически верными. Возражений в отношении данных расчетов Обществом не заявлено. Представители сторон, Общества и Управления пришли к согласованной единой сумме платы за выбросы в размере 4 204 014, 22 руб. и пени в размере 177 829,79 руб.
В отношении платы за размещение ТКО и соответствующих сумм пени судом установлено, что в рассматриваемом случае Управлением произведен расчет платы за вид отходов «отходы из жилищ несортированные (исключая крупногобаритные)», относящийся к IV классу опасности, исходя из того, что после сортировки отходов на мусоросортировочной станции (изъятие бумаги, картона, полиэтилена и прочего вторичного сырья) остатки сортировки ТКО не могут относиться к V классу опасности, соответственно, сумма платы за размещение таких отходов должна исчисляться исходя из ставки 95 руб./тонну (IV класс опасности).
Общество, возражая относительно заявленных требований в данной части, считает, что в результате деятельности по сортировке отходов кроме вторичного сырья, подлежащего утилизации, образуется иной вид отхода, отличающийся от поступившего, и полагает, что из ТКО IV класса опасности после сортировки образуются отходы практически неопасные, относящиеся к V классу опасности.
Суд отметил, что доказательств того, что образуемые от деятельности Общества отходы, полученные в результате сортировки, отнесены к определенному классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО), утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в материалы дела не представлено.
Обществом также не представлены надлежащие доказательства в подтверждение осуществления НВОС в виде размещения отходов производства и потребления V класса опасности отходов.
С учетом вышеизложенного суд отказал в удовлетворении заявленных требований Общества.
Таким образом, кассационная жалоба Общества остается не удовлетворенной и Обществу необходимо внести задолженность по плате за НВОС.
Итоговое решение
Суд постановил: решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А65-30771/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2022 № А65-30771/2020).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам иметь документы на отходы V класса опасности, подтверждающие их отнесение к данному классу опасности.
Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Однако, в целях идентификации отходов необходимо определение их компонентного состава, технологического процесса, агрегатного состояния и физической формы.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.
То есть для отходов, включенных в ФККО, достаточно иметь любые данные, позволяющие сопоставить их классификационные признаки (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
— «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;
— «Класс опасности отходов производства и потребления».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
Предприятия освобождены от внесения платы за размещения ТКО и вправе вернуть излишне внесенную плату за НВОС
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора (далее — Управление) ООО «А» (далее — Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Общество, не оспаривая фактические обстоятельства дела, в жалобе ставит вопрос о признании правонарушения малозначительным.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, установлена за непредставление или несвоевременное представление:
— отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее — отчетность);
— деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (далее — декларация) за предыдущий календарный год.
Из материалов дела
Общество несвоевременно (16 июня 2021 года, при сроке не позднее 1 апреля 2021 года) представило в Управление отчетность и декларацию за 2020 год.
Обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлекается к ответственности.
Административное наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в соответствии с общими правилами назначения наказания.
С учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, не подтверждающих наличие исключительных данных, воспрепятствовавших выполнению в установленный срок обязанности по представлению отчетности и декларации, суд оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривает.
Таким образом, правонарушение Общества по представлению отчетности и декларации в несвоевременный срок не признано малозначительным и Обществу необходимо выплатить штраф в размере 70 000 руб.
Итоговое решение
Суд постановил: решение судьи Вельского районного суда от 14 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу Общества — без удовлетворения.
(Решение Архангельского областного суда от 23.11.2021 № 7р-574/2021).
Рекомендации
На основании изложенного рекомендуем хозяйствующим субъектам, обязанным представлять отчетность и декларацию в рамках выполнения нормативов утилизации отходов за 2021 год, сделать это исключительно до 1 апреля 2022 года, чтобы избежать штрафных санкций.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в Росприроднадзор или его территориальные органы (п. 17 ст. 24_2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Декларация подается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, посредством телекоммуникационных сетей. Представляется в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью (п. 10 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417).
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по рассмотренной теме — «Экологический сбор. Расширенная ответственность производителей (РОП)».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
Предприятия освобождены от внесения платы за размещения ТКО и вправе вернуть излишне внесенную плату за НВОС
Государственное учреждение «А» (далее — Учреждение) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Росприроднадзора (далее — Управление) о признании незаконным бездействие в возврате излишне уплаченных за 2019 год платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в сумме 112 170 руб. 40 коп.
Ранее решением суда на Управление возложена обязанность по устранению нарушения допущенных прав и законных интересов Учреждения путем возврата излишне уплаченной платы за НВОС.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что при осуществлении контроля за правильностью исчисления платы за НВОС:
— выявлены расхождения между декларацией о плате за НВОС, годовой статистической отчетностью по форме 2—ТП (отходы) и журналом учета отходов, факт отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО);
— уточненная декларация о плате за НВОС Учреждением не представлена, разъяснения по выявленным фактам не направлены.
Из материалов дела
Учреждение осуществляло расчет и перечисление платы за НВОС, представило декларацию и журнал учета в области обращения с отходами.
При формировании акта сверки взаимных расчетов Учреждением установлено, что по состоянию на 2019 год образовалась излишне уплаченная сумма в размере 112 170 руб. 40 коп.
Учреждением в адрес Управления направлено заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС по установленной форме.
Поскольку Управлением меры по возврату излишне уплаченных платежей не приняты, Учреждение обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из заявления Учреждения следует, что оно не является плательщиком платы за НВОС в части размещения ТКО, то есть обязанность по исчислению и внесению платы за НВОС по ТКО у Учреждения отсутствует.
Как следует из заявления Учреждения, переплата за указанный период возникла ввиду того, что Учреждение продолжало вносить авансовые платежи в том числе за размещение ТКО в связи с длительным периодом заключения договоров с региональным оператором, связанным с переходным периодом. Данное действие осуществлялось в целях недопущения просрочки оплаты за НВОС в части размещения ТКО и применения штрафных санкций за нарушение экологического законодательства РФ.
Согласно представленным региональным оператором документам, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 между региональным оператором и Учреждением заключены и действовали договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
При изложенных выше обстоятельствах и в соответствии с вышеприведенными положениями суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение не является плательщиком платы за НВОС в части размещения ТКО.
Кроме того, в установленный действующим законодательством 3-х месячный срок с момента направления заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС, денежные средства на счет Учреждения не поступили, решение по заявлению не принято и в адрес Учреждения не направлено.
На основании изложенного, принимая во внимание значительное нарушение срока рассмотрения заявления и отсутствие ответа на него, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением не предприняты все возможные меры для рассмотрения заявления Учреждения, которые возложены на него.
Таким образом, решение суда осталось неизменным. Управлению необходимо устранить нарушения, допущенные в отношении Учреждения, путем возврата ему излишне уплаченной платы за НВОС.
Итоговое решение
Суд постановил: оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
(Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 № А70—1011/2021).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам при излишне внесенной плате за НВОС за отчетный период, направлять соответствующее заявление и акты сверки (п. 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Порядок), утвержден Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334).
Зачет или возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления хозяйствующего субъекта в срок не позднее 3 месяцев с даты получения данного заявления (п. 5 Порядка).
Следовательно, хозяйствующий субъект, направивший заявление на возврат либо на зачет в счет будущих платежей, и не получивший в течение 3 месяцев никакого решения по отправленному заявлению, вправе обратиться в суд.
Также плательщик платы за НВОС вправе в течение 3-х лет после представления первичной декларации о плате за НВОС представить уточненную декларацию, при обнаружении в ней (п. 11 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043):
— недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений;
— ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы за НВОС.
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
— «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;
— «Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
Переходные положения по установлению СЗЗ не предусматривают отсрочку по разработке проекта СЗЗ
ОАО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее — Управление) о признании недействительным выданное Обществу предписание о разработке проекта санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ).
Ранее суд отказал Обществу.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Общество полагает, что суды неправильно применили нормы права и выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, а именно:
— суды не приняли во внимание положения пунктов 14 и 17 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ) (в редакции от 11.06.2021) и не учли, что законодатель установил до 01.01.2022 переходный период для систематизации и инвентаризации всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе СЗЗ;
— Общество обязано произвести разработку проекта СЗЗ, а также получить решение об установлении СЗЗ до 01.01.2025. Поскольку сроки об установлении СЗЗ продлены законодателем до 01.01.2025, предписание Управления, обязывающее Общество разработать проект СЗЗ и направить на утверждение до 18.10.2021, является незаконным.
Из материалов дела
Корректировка авансовых платежей не производится. При расчете итоговой суммы платы за негативное воздействие за 2021 год будет учтена переплата авансовых платежей.
Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении структурного подразделения — филиала Общества.
Согласно экспертному заключению по результатам документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы филиалом Общества не разработан и не утвержден проект СЗЗ, что является нарушением.
По результатам проверки Управление составило акт проверки и вынесло предписание, которым обязало Общество в срок до 18.10.2021 разработать и утвердить проект СЗЗ.
Полагая, что предписание Управления является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы Общества со ссылкой на то, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) продлены сроки обращения с заявлениями об установлении СЗЗ до 01.01.2025, в связи с чем в данном случае отсутствуют нарушения по установлению СЗЗ.
Вместе с тем в оспариваемом предписании контролирующий орган указывает отсутствие проекта СЗЗ, а не отсутствие заявления Общества об установлении границ СЗЗ.
В свою очередь, обязанность по разработке проекта СЗЗ прямо предусмотрена п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Таким образом, кассационная жалоба Общества остается не удовлетворенной и Обществу необходимо разработать проект СЗЗ для исполнения предписания Управления.
Итоговое решение
Суд постановил: решение арбитражного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2021 № А32-47123/2020)
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, провести исследования и разработать проект СЗЗ, если:
— за контуром объекта наблюдается формирование химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (1 ПДК/0,8 ПДК) (п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222);
— объекты являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК/ПДУ (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) содержит переходные положения в отношении установления СЗЗ, то есть если до 01.01.2022 СЗЗ не установлена, то хозяйствующие субъекты должны в срок до 01.01.2025 направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.
Таким образом, переходные положения Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) распространяются на отсрочку по установлению СЗЗ, а не на проведение исследований, разработку проекта СЗЗ и его утверждение.
Для установления СЗЗ необходимо направить заявление об установлении СЗЗ и приложить к нему проект СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение (п. 14 Правил).
В системах «Техэксперт: Экология» можно ознакомиться с дополнительными материалами по данной теме:
— «Санитарно-защитная зона (СЗЗ)»;
— «Алгоритм установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ)».
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
Наказание в виде предупреждения за нарушение лицензионных требований
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «А» (далее — Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в связи с нарушением требований, предусмотренных лицензией по обращению с отходами I-IV классов опасности.
Ранее решением суда заявленные требования Управления удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, но в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит привлечь Общество к административной ответственности с применением к нему наказания в виде штрафа.
Из материалов дела
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования и обработки отходов.
Управлением проведена проверка деятельности Общества, в ходе которой установлено грубое нарушение Обществом условий, предусмотренных лицензией.
Установлено, что сотрудник Общества осуществляет деятельность по обращению с отходами в отсутствие дополнительного профессионального образования по обращению с отходами, что является грубым нарушением лицензионных требований.
В связи с этим составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Доводы Управления о наличии оснований для замены предупреждения на административный штраф были отклонены судами. Это обусловлено тем, что применение конкретной меры ответственности определяется судом с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии имущественного ущерба, причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ):
— жизни и здоровью людей;
— объектам животного и растительного мира;
— окружающей среде;
— объектам культурного наследия; безопасности государства;
— угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доказательств того, что на момент привлечения к административной ответственности Общество ранее привлекалось к административной ответственности по аналогичному правонарушению, Управлением не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно заключил, что оснований, препятствующих назначению административного наказания в виде предупреждения, не имелось.
Итоговое решение
Суд постановил: решение арбитражного суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления оставить без удовлетворения.
(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2021 № А40-62690/2021.)
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам направлять при необходимости своих сотрудников, которые непосредственно осуществляют обращение с отходами, на профессиональное обучение для работы с отходами I-IV классов опасности. Обучение необходимо проводить в том числе и при их замене.
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о соответствующей квалификации. Документы выдаются по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В ином случае территориальные органы Росприроднадзора вправе привлечь хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:
— Лицензирование деятельности по обращению с отходами;
— Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология» Бабиковой Юлией Аркадьевной
Арендуемые объекты НВОС также подлежат постановке на учет
ООО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания управления Росприроднадзора (далее — Управление), согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статьям 8.2 и 8.46 КоАП РФ.
По мнению Общества, оспариваемое предписание является неисполнимым, так как Общество не эксплуатирует указанные в нем объект размещения отходов (далее — ОРО) и земельный участок.
Из материалов дела
Как следует из материалов дела и установлено судами:
— Общество на основании лицензии осуществляет деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности;
— с 01.01.2019 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами со сроком на 6 лет;
— согласно договору Обществу в субаренду передано муниципальное имущество — полигон утилизации твердых и бытовых отходов.
Управлением по результатам рассмотрения возбужденных в отношении Общества дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.2 и статьей 8.46 КоАП РФ, вынесено предписание, в соответствии с которым Обществу необходимо в срок:
— осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), как ОРО («Открытая площадка с грунтовым покрытием»);
— обеспечить проведение рекультивации земельного участка, используемого для размещения отходов.
Не согласившись с данным предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доводы Общества о неисполнимости указанного предписания со ссылкой на отсутствие ОРО и земельного участка обоснованно отклонены судами. Содержащиеся в предписании характеристики объекта позволяют его идентифицировать как сооружение (полигон, полигон утилизации твердых и бытовых отходов) площадью 30 000 кв. Эксплуатацию данного объекта и земельного участка под ним Общество не оспаривает.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным предписания Управления.
Итоговое решение
Суд постановил: ранее принятые решения судов оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Таким образом, предписание является действующим и в соответствии с ним Обществу необходимо в установленный срок осуществить постановку на учет ОРО и провести рекультивацию.
(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.06.2021 № А70-15209/2020.)
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС или эксплуатируют сооружения, в том числе если данные объекты арендуются, проводить их постановку на государственный учет.
При этом постановку на государственный учет объектов НВОС должны осуществлять хозяйствующие субъекты, которые непосредственно осуществляют на них свою деятельность и в связи с этим, и разработку природоохранной документации для данных объектов НВОС (п. 1 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Тем не менее в договоре аренды можно предусмотреть в том числе и ответственность сторон в части постановки на учет объекта НВОС и разработки природоохранной документации.
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:
— Категории объектов, оказывающих НВОС;
— Государственный учет объектов, оказывающих НВОС.
Обзор подготовлен экспертом службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология» Бабиковой Юлией Аркадьевной
Всегда ли для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами необходимо положительное заключение ГЭЭ?
ООО «А» (далее — Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий управления Росприроднадзора (далее — Управление), выраженных в возврате документов для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности (далее — лицензия). Ранее решениями судов в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Из материалов дела: «Общество в своей жалобе приводит доводы о том, что им были представлены в Управление все документы, необходимые для переоформления лицензии. По мнению заявителя жалобы, заявленное для использования оборудование не является новым. Лица, его использующие, имеют соответствующую лицензию, в связи с чем не требуется проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), предусмотренной Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Управление письмом направило в адрес Общества уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов, содержащее следующие замечания, подлежащие устранению в тридцатидневный срок:
— отсутствует указание реквизитов санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
— представлена копия заявления о предоставлении лицензии.
Также в уведомлении Управление сообщило, что если в рамках намечаемой деятельности планируется применение новой техники или технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, то такой проект технической документации оборудования является объектом ГЭЭ федерального уровня.
До установленного срока в Управление поступило повторное заявление Общества о предоставлении лицензии с внесенными изменениями и с пояснительной запиской в части используемого оборудования.
Рассмотрев представленные материалы, Управление пришло к выводу о том, что Общество не в полном объеме устранило замечания, а именно — не представило реквизиты положительного заключения ГЭЭ, что и послужило основанием для возвращения Обществу ранее представленных документов.
Не согласившись с действиями Управления по возврату документов, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Материалами дела установлено, что в пакете документов, а также в самом заявлении отсутствуют сведения о наличии положительного заключения ГЭЭ технической документации на предполагаемую к использованию линию по переработке изношенных шин в резиновую крошку, модель «ALPHA TIRE RECYCLING 300» («ATR-300»).
Правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии необходимости проведения ГЭЭ, поскольку аналогичное оборудование уже используется в хозяйственной деятельности иных лиц. Это свидетельствует о том, что оно не является новым и не подлежит ГЭЭ.
Верным является вывод судов, что применение аналогичного оборудования по переработке шин другими предприятиями не означает отсутствия необходимости прохождения ГЭЭ для Общества.
Итоговое решение:
Таким образом, получение лицензии невозможно при использовании оборудования без положительного заключения ГЭЭ. Доводы о том, что оно не является новым и аналогичное уже используется третьими лицами,- неправомерны.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежали оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения" (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2021 № А51-7205/2020).
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем хозяйствующим субъектам, которые планируют осуществлять деятельность по обращению с отходами на специальном оборудовании, при его покупке убедиться, что производитель или импортер данного оборудования получил положительное заключение ГЭЭ.
Так как если разработчик, производитель или импортер не получил положительное заключение ГЭЭ, то при использовании этого оборудования потребуется прохождение ГЭЭ.
При этом законодательно термины «новая технология» и «новая техника» не определены.
Из разъяснения Минприроды РФ следует, что к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробацию технологии (Письмо Минприроды РФ от 13.05.2011 № 05-12-44/7250).
Обзор подготовлен экспертом
службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
Непредставление декларации о плате за НВОС не освобождает от контроля за исчислением платы
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с МУП «А» (далее — Предприятие) 412 475 руб. 62 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за 2019 год, а также 4443 руб. 91 коп. пеней за несвоевременное внесение в бюджет платы за НВОС за период с 02.03.2020 по 11.09.2020.
Решением суда заявление Управления было удовлетворено.
Предприятие не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с кассационной жалобой.
Оно считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а именно:
— Предприятие допустило ошибку при составлении таблицы массы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
— Управление не приняло во внимание отчет № 2-ТП (водхоз);
— по расчету Предприятия, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты должна составлять 11 367 руб.;
— суды не учли, что вся задолженность Предприятия по плате за НВОС за 2019 год уплачена.
Из материалов дела
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе контроля за исчислением платы за НВОС Управление выявило, что Предприятие не представило декларацию по плате за НВОС за 2019 год.
В этой связи Управление на основании имеющихся данных о выбросах и сбросах, представленных Предприятием письма, отчета 2-ТП (отходы) за 2019 год, а также исходя из представленных региональным оператором данных по вывозу твердых коммунальных отходов начислило плату за НВОС.
В адрес Предприятия Управление направило требование о внесении в бюджет платы за НВОС и пеней за 2019 год.
Указанную задолженность Предприятие не уплатило, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу Предприятия, Арбитражный суд не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что заявленная Управлением ко взысканию с Предприятия сумма платы за НВОС и пеней за ее несвоевременное внесение соответствует имеющимся в деле документам и нормам действующего законодательства. Управление доказало наличие спорной суммы задолженности. Доказательств погашения долга Предприятие не представило.
Итоговое решение:
Таким образом, Предприятию необходимо внести задолженность по плате за НВОС, а также пени.
Суд постановил: решение Арбитражного суда от 15.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А79-8981/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Предприятия — без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.07.2021 № А79-8981/2020.
Рекомендации
На основании изложенного рекомендуем хозяйствующим субъектам, обязанным вносить плату за НВОС, представлять декларацию о плате за НВОС в установленные сроки во избежание претензий со стороны госорганов.
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
— Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной
При каких условиях перевода отхода в продукцию разработка документации по обращению с отходами не требуется?
ООО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Росприроднадзора (далее — Управление) в части нарушения условий накопления и размещения отходов.
Из материалов дела
По результатам проверки Управлением составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений:
— отсутствие паспорта на отходы I–IV классов опасности;
— искажение экологической информации в декларации о негативном воздействии на окружающую среду (далее — НВОС) (отсутствует информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов);
— отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и транспортированию отходов «помёт куриный свежий»;
— не обеспечено безопасное для окружающей среды накопление отходов производства и потребления.
Обществом разработан и утвержден совместно с Научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии «Технологический регламент подготовки к использованию птичьего помёта в качестве органического удобрения для Общества» (далее — Технологический регламент). Также имеются технические условия, на основании которых Обществом проводятся работы по подготовке к использованию птичьего помёта в качестве органического удобрения для птицефермы.
В соответствии с Технологическим регламентом образующийся помёт куриный является сырьем (продукцией), из которого получают органическое удобрение путем его компостирования.
Согласно разъяснениям Минприроды РФ от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 и от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 хозяйствующие субъекты вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помёт, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения навоза, помёта и других органических веществ и материалов к продукции и (или) их использования в качестве продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства распространяться не будут, включая требования:
- получения лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности;
- оформления паспортов;
- разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- расчета и внесения платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления (навоз, помёт, органические вещества и материалы).
Из Технологического регламента следует, что процесс преобразования отходов в удобрение происходит естественным путем (компостирование) и не носит характер самостоятельного вида деятельности.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства реализации Обществом изготовленного удобрения с целью получения прибыли.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что:
- указанный земельный участок открытой поверхности почвы не защищен от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки не предусмотрена обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В подтверждение указанных обстоятельств представлены фотоматериалы.
Общество указывает, что осуществляет компостирование куриного подстилочного помёта на обустроенных полевых площадках в соответствии с Технологическим регламентом. Регламентом предусмотрено обустройство гидроизоляции на сооружении для подготовки удобрения.
Итоговое решение
Окончательное решение было принято в пользу Общества. Образующийся у Общества куриный помет признан органическим удобрением (продукцией), которая не требует разработки документации по обращению с отходами I–IV классов.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда от 22.04.2021 по делу № А32-54659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 № А32-54659/2020.
Рекомендации
Исходя из решения суда, рекомендуем предприятиям, которые планируют или осуществляют перевод отходов в продукцию для собственных нужд, предусмотреть:
— разработку технологических регламентов и технических условий по использованию отходов в качестве продукции, которыми учтены природоохранные и санитарно-эпидемиологические требования законодательства;
— полное исключение упоминаний о данных отходах из документации по обращению с отходами производства и потребления.
В ином случае территориальные органы Росприроднадзора вправе выдать предписание о разработке документации по обращению с отходами I–IV классов опасности и получении лицензии.
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме «Отходы как объект права собственности. Перевод отходов в продукцию».
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология» Бабиковой Юлией Аркадьевной
Отказ в установлении СЗЗ в случае наличия жилой зоны в ее границах
АО «А» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Роспотребнадзора об отказе в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для промплощадки Общества.
Не согласившись с ранее принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит:
- Отменить ранее принятое решение.
- Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела
Общество обратилось в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ для своей промплощадки.
По результатам рассмотрения заявления в адрес Общества от Роспотребнадзора поступило уведомление об отказе в принятии решения об установлении СЗЗ для промплощадки.
Отказ мотивирован ссылками на п. 5 и 27 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, поскольку в границах СЗЗ находятся земельные участки садового некоммерческого товарищества (далее — СНТ) «Б» с видом разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.
В отказе указано, что в документах, поданных Обществом для установления СЗЗ, отсутствует информация о мероприятиях и средствах на организацию СЗЗ, включая отселение жителей СНТ «Б».
На основании вышеизложенного обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должно включать также мероприятия по отселению жителей из границ СЗЗ.
Отсутствие указанных выше мероприятий в составе проекта СЗЗ является нарушением п. 16 Правил и в соответствии с п. 27 Правил является основанием для отказа в принятии решения об установлении СЗЗ.
Итоговое решение
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене.
Суд постановил: решение Арбитражного суда города по делу № А40-129856/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества — без удовлетворения.
Границы санитарно-защитной зоны для Общества остались неустановленными.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу № А40-129856/2020
Рекомендации
В системах «Техэксперт: Экология» ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме:
«Алгоритм установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ)»
Обзор подготовлен экспертом Службы поддержки пользователей систем «Техэксперт: Экология»
Бабиковой Юлией Аркадьевной.
Категория риска по результатам проверки может быть понижена при устранении нарушений
Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить ранее принятое решение суда. Первым решением суд обязал Управление Росприроднадзора изменить категорию риска объекту, используемому Обществом, с «высокого риска» на «значительного риска».
Из материалов дела
Управлением Росприроднадзора, а затем и прокуратурой были проведены проверки в отношении Общества, в результате которых выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:
- осуществление деятельности по размещению (хранению) отходов IV класса опасности на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;
- отсутствие у Общества нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных либо комплексным экологическим разрешением, либо документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- накопление на двух площадках на собственной территории боя стекла, образовавшегося после демеркуризации ртутьсодержащих отходов;
- складирование отходов на почве.
По результатам проверок Обществу был выписан штраф 100 000 руб. по ст. 8.2 КоАП РФ и выданы предписания об устранении нарушений.
Кроме того, Управлением Росприроднадзора был издан приказ об изменении категории риска объекта государственного надзора, эксплуатируемого Обществом, со «значительного риска» на «высокого риска».
После устранения нарушений, выявленных при проведении проверки Управлением Росприроднадзора, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением. В заявлении содержалось требование об обратном присвоении категории «значительного риска» эксплуатируемому объекту. По данному заявлению Общество получило отказ с обоснованием отсутствия в распоряжении Управления Росприроднадзора сведений об устранении выявленных прокуратурой нарушений.
Суд признал указанное утверждение Управления Росприроднадзора незаконным и нарушающим права Общества в сфере его предпринимательской деятельности. Кроме того, суд указал, что в части нарушений, выявленных прокуратурой, Управление Росприроднадзора осуществлять проверочные мероприятия не уполномочено. Соответственно, в силу специфики выявленных нарушений их устранение не может быть подтверждено результатами какой-либо проверки, на что указывает Управление в оспариваемом отказе.
Более того, на момент вынесения оспариваемого решения Управлению Росприроднадзора было известно об устранении нарушения по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку данные нормативы были утверждены самим Управлением Росприроднадзора.
Следовательно, в любом случае Управление Росприроднадзора при обращении Общества с заявлением об изменении присвоенной категории риска эксплуатируемого им объекта имело возможность удостовериться в устранении Обществом выявленных нарушений.
Итоговое решение
На основании изложенного Арбитражным судом Поволжского округа кассационная жалоба Управления Росприроднадзора была отклонена. За Обществом осталась изначальная, присвоенная первым решением суда категория «значительного риска».
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2021 № А65-18380/2020 по делу № Ф06-1930/2021
Несоответствие данных в декларации о плате за НВОС и 2-ТП (отходы) привело к взысканию задолженности
Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МУП «Н» (далее — Предприятие) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за 2018 год в размере 53 649 355,14 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Как следует из материалов дела, Предприятие 21.03.2019 представило в Управление уточненную декларацию о плате за НВОС (далее — декларация), уполномоченным лицом Управления был проведен контроль за исчислением платы за НВОС.
По результатам проверки было установлено, что уточненная декларация заполнена с нарушением порядка представления декларации, а именно было установлено:
— отсутствие начисления за размещение малоопасной золошлаковой смеси от сжигания углей, а также малоопасного смёта с территории предприятий;
— ошибочно произведены начисления за отходы минеральных трансмиссионных масел, отработанные фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанные фильтры очистки топлива автотранспортных средств;
— отсутствие начислений за размещение твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).
В представленной уточненной декларации за 2018 год Предприятие не начисляло и не вносило плату за размещение ТКО, так как отходы переданы на размещение.
Однако Предприятием представлен отчет 2-ТП (отходы), в котором указано, что Предприятием получены от других лиц отходы в объеме 597 518,3 т, в объем которых входят несортированный мусор от офисных и бытовых помещений организаций и несортированные отходы из жилищ.
Предприятию было направлено письмо с требованием о доначислении платы за НВОС. Однако требование осталось неисполненным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании платежей за НВОС с Предприятия в размере 53 649 355,14 руб.
Как следует из материалов дела, при доначислении сумм платы за размещение ТКО Управлением учитывались объемы принятых отходов из представленного отчета 2-ТП (отходы) за 2018 год.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Предприятия об отсутствии оснований для внесения платы за НВОС, поскольку отсутствуют доказательства того, что на Предприятии не велась хозяйственная деятельность в спорный период.
Следовательно, при проведении проверки уточненной декларации Управлением выявлены противоречия между сведениями в представленных декларациях, а именно разница в объемах принятых и размещенных отходов, которые являются платежной базой для расчета платы за НВОС и должны отражаться в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.
В результате анализа представленных скан-копий документов установлено, что журналы учета отходов заполнены с нарушением, частично вели учет отходов в кубических метрах (в величинах, не предусмотренных положением о ведении учета отходов), в целях перевода кубических метров в тонны применялся показатель плотности ТКО.
Поскольку Предприятие вело учет количества принятых и размещенных ТКО с нарушением порядка учета в области обращения с отходами, Управление пришло к выводу о невозможности дать оценку достоверности указанных объемов ТКО. В связи с этим уменьшение суммы платы за размещение ТКО в уточненной декларации Предприятия необоснованно.
Таким образом, заявленные исковые требования Управления правомерно удовлетворены судом о взыскании с Предприятия платы за НВОС в сумме 53 649 355,14 руб.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 № А45-3179/2020 № 07АП-1972/2021
Если по результатам анализа проб сточных вод установлено превышение, то абонент обязан внести сверхнормативную плату за сброс
Организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — Организация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу «В» (далее — Общество) о взыскании 814 751 руб. 75 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные допустимые значения, и 70 800 руб. 04 коп. неустойки.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены частично; с Общества в пользу Организации взыскано 814 751 руб. 75 коп. долга, 66 866 руб. 70 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Общество обратилось в суд с кассационной жалобой. Заявитель указывает, что судами необоснованно не приняты доводы о нарушении Организацией порядка отбора проб сточных вод; представленные результаты исследования не являются основаниями для взыскания долга, поскольку в некоторых из них не содержится информация о наличии пломб и об их номерах, а в акте отмечено, что контрольные пробы не опломбировывались.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Организацией и Обществом (абонентом) заключен договор водоотведения.
Из материалов дела следует, что в присутствии представителя Общества Организация производила контрольные отборы проб сточных вод, о чём составлены акты отбора проб.
По результатам анализа состава отобранных проб сточных вод выявлены нарушения требований к свойствам сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения.
На основании данных о фактических концентрациях загрязняющих веществ, полученных по результатам химических анализов, оформленных протоколами, Организацией сделан расчет платы за сброс загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные допустимые концентрации, в сумме 814 751 руб. 75 коп.
Организация направила претензию с требованием погасить задолженность, которая оставлена Обществом без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Организации в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, признавая исковые требования правомерными, исходил из доказанности факта сброса Обществом сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. При этом процедура отбора проб сточных вод признана судом соответствующей нормам действующего законодательства. При это суд произвел перерасчет размера пени исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату вынесения решения.
Акты отбора проб подписаны представителем Общества без каких-либо замечаний и не оспорены.
Доводы Общества о недостоверности проб в связи с отсутствием их пломбировки рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены.
Изучив и проанализировав представленные Организацией акты, суды не установили оснований для их критической оценки, признав процедуру отбора проб соблюденной. Кроме того, вопреки утверждению Общества, из содержания актов следует, что маркировка проб выполнена в присутствии представителя Общества. В актах отбора проб сведения о том, что пробы опломбированы, дополнительно отражены в графе «Особые отметки».
Общество не заявляло возражений ни непосредственно при проведении отбора проб, ни после получения результатов анализов проб, счетов, претензий.
Кроме того, судами установлено, что по инициативе Общества проведены лабораторные исследования параллельных проб.
По результатам анализа параллельных проб также установлено существенное превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения с территории Общества.
Доводы заявителя о том, что результаты лабораторных исследований параллельных проб нельзя считать достоверными ввиду того, что емкости с параллельными пробами не были оснащены одноразовыми пломбами, рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными, поскольку отбор параллельных проб проводился под контролем представителя Общества, опечатанные и промаркированные емкости с параллельными пробами вручены представителю Общества непосредственно после отбора, доставка к месту проведения лабораторных исследований параллельных проб осуществлялась Обществом самостоятельно. Иного Обществом не доказано.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда от 18.09.2020 по делу № А60-9043/2020 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Общества — без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2021 № А60-9043/2020
Если отчет по ПЭК не представлен в установленный срок, то предприятие будет привлечено к ответственности
ООО «А» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росприроднадзора (далее – Управление) об оспаривании постановления о привлечении Общества к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела, уполномоченными должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Обществом.
В ходе проверки установлено, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – отчет) за 2018 год Обществом не был представлен в установленный срок.
В данном случае, как верно установили Управление и суд первой инстанции, отчет Обществом в установленные сроки не представлен, что и явилось основанием для привлечения его к ответственности.
Согласно п. 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет представляется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что у Общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в ходе проведения проверки представлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности наличия в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда по делу № А40-331329/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Привлечь Общество к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 № А40-331329/2019
В договорах и актах важно указать предоставление услуг по утилизации отходов
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в суд с заявлением о взыскании с АО «Н» (далее — Общество) экологического сбора за 2017 год в размере 224 050,40 руб.
Управлением установлено, что в отчетности о выполнении нормативов утилизации Обществом заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию. Также Общество направило в Управление письмом договор от 23.04.2018 на продажу макулатуры и акт от 10.01.2018.
Управление пришло к выводу, что данные документы не подтверждают факт утилизации отходов в количестве 94 218 т, как указано в расчете суммы экологического сбора Общества.
По результатам проверки правильности заполнения расчета суммы экологического сбора Управлением выявлено наличие ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в договоре и акте.
Управлением произведен перерасчет, в соответствии с которым сумма экологического сбора составляет 1 000 656,60 руб., с учетом того, что Обществом сумма экологического сбора внесена в размере 776 606,20 руб., Обществу надлежит погасить задолженность по экологическому сбору в размере 224 050,40 руб.
Поскольку требование не исполнено, Управление обратилось в суд с заявлением.
Возражая против удовлетворения заявления Управления, Общество указало, что в спорный период, в целях выполнения норматива утилизации, производители могли передавать отходы по договору хозяйствующим субъектам, которые осуществляют другие виды деятельности, в том числе по сбору, транспортированию и обработке отходов.
При этом результатом процесса утилизации отходов может быть не только выпуск готовых товаров, но и получение вторичного сырья, пригодного для использования. Именно такое сырье, как указывает Общество, было получено из переданных отходов.
Представленный Обществом в Управление договор заключен на оказание услуг по поставке товара, а не на утилизацию товаров. По условиям указанного договора Общество обязуется передать покупателю макулатуру в сроки, предусмотренные настоящим договором, а покупатель обязуется оплатить товар.
Информация по обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, выпускаемых Обществом, в договоре отсутствует.
В акте указано, что после обработки из отходов получено вторичное сырье в количестве 94 218 кг, которое передано для производства бумаги для гофрирования и картона.
Суд учитывает, что акт об утилизации отходов должен подтверждать: конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были утилизированы.
При этом доказательства того, что конкретные количества отходов в отчетном периоде были утилизированы Обществом, ни Управлению, ни в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд признает правомерными выводы Управления о том, что Общество не подтвердило выполнение норматива по утилизации и удовлетворило требование о взыскании с Общества задолженности по экологическому сбору в размере 224 050,40 руб.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2021 № А56-95644/2020
Отсутствие на всех транспортных средствах предприятия специальных знаков для транспортирования отходов не является правонарушением
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «М» (далее — Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I–IV классов опасности от 27.12.2016.
Управлением проведена плановая выездная проверка деятельности Общества, по результатам которой составлен акт проверки, в котором установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно использование для транспортирования отходов I–IV классов опасности транспортных средств, не снабженных специальными знаками «Опасный груз».
Отказывая в удовлетворении требований Управления о привлечении Общества к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности Управлением наличия в действиях Общества правонарушения.
Лицензионным требованием для работ по транспортированию отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (пп. «в» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).
Указанные требования отражены в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ).
Проверкой установлены транспортные средства Общества, на которых осуществляется перевозка отходов, — КАМАЗ 6520-3072-53, КАМАЗ 43255-G5, ГАЗ 172464, КАМАЗ 4308 и ГАЗЕЛЬ автофургон.
Указанные транспортные средства осмотрены в ходе проверки, составлен соответствующий акт обследования. При этом, согласно акту обследования, на двух автомобилях установлены специальные знаки «Опасный груз» (КАМАЗ 4308 и ГАЗЕЛЬ автофургон).
Следовательно, у Общества имеются специальные знаки на транспортных средствах, перевозящие опасные грузы.
При этом доказательств того, что Общество перевозило опасный груз на других транспортных средствах без специальных знаков, в материалах дела не имеется и Управлением не представлено.
Суд отклоняет довод Управления о необходимости установления специального знака «Опасный груз» на всех транспортных средствах, допущенных к перевозке отходов, поскольку у Общества имеются транспортные средства, оборудованные для перевозки опасных отходов и снабженные специальными знаками.
Таким образом, при наличии знаков «Опасный груз» на транспортных средствах, на которых осуществляется транспортирование отходов I–IV классов опасности, Общество не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение условий лицензии на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности.
Суд постановил: Решение Арбитражного суда от 22.05.2020 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу № А49-2703/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2020 № А49-2703/2020
Арендатор не освобождается от установления СЗЗ, если производственная площадка является источником воздействия
ООО «Т» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 2 предписания Управления Роспотребнадзора (далее — Управление).
В удовлетворении заявленного требования было отказано.
После Общество направило кассационную жалобу, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
Общество является арендатором производственной площадки. По мнению Общества, суды не учли отсутствие у него обязанности по установлению санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ), а также Управление не доказало факт отнесения производственной площадки к источникам воздействия на среду обитания человека, для которых необходимо устанавливать СЗЗ.
Как следует из материалов дела, Управление провело плановую выездную проверку в отношении Общества, оказывающего услуги питьевого водоснабжения населению города. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 2 указанного предписания Обществу необходимо в срок до 23.06.2020 установить границы СЗЗ для производственной площадки.
Не согласившись с данным пунктом предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии предписания действующему законодательству.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что на территории эксплуатируемой Обществом производственной площадки находится станция обезжелезивания воды, поступающей из подземных источников. В соответствии с экспертным заключением указанная производственная площадка является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При этом Обществом 26.02.2016 было получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) СЗЗ для производственной площадки.
Впоследствии Общество обращалось в Управление с заявлением от 30.09.2019 об установлении окончательной СЗЗ. Управление отказало в принятии решения об установлении СЗЗ в связи с недостаточным количеством исследований качества атмосферного воздуха.
Поскольку на момент проведения проверки границы СЗЗ для производственной площадки не были установлены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у Управления оснований для выдачи Обществу предписания.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным п. 2 предписания Управления.
Вопреки позиции Общества, выдача ему предписания с требованием установления границы СЗЗ не противоречит положениям п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В данном пункте предусмотрено, что правообладатели объектов недвижимости имеют право на обращение в органы государственной власти с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов.
Суд постановил: решение Арбитражного суда и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Таким образом, предписание об установлении СЗЗ на производственной площадке является правомерным.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2020 по делу № А67-14203/2019
Проведение рекультивации нарушенных земель не освобождает от возмещения ущерба, причиненного окружающей среде
Управление Росприроднадзора (далее — Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Т» (далее — Общество) о взыскании ущерба окружающей среде — 352 500 руб.
Как следует из материалов дела, при осмотре во время внеплановой проверки территории погрузочно-разгрузочной площадки (линейного объекта) Общества было выявлено нарушение — загрязнение (порча) земли канализационными сточными водами.
Постановлением об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, — уничтожение плодородного слоя почвы, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Факт совершения правонарушения Обществом не оспаривался, и Общество произвело уплату штрафа.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее — Методика), утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, рассчитан размер вреда (ущерба) в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ — фосфат-ионов в составе сточных вод.
Размер вреда (ущерба) при загрязнении сточными водами почв составил 352 500 руб.
Управлением была направлена претензия с требованием оплатить ущерб, которая была оставлена Обществом без удовлетворения, в связи с чем Управление обратилось в суд с иском.
Общество ссылается на то, что для исполнения требований по возмещению вреда окружающей среде приняло все возможные меры и активные действия к добровольному исполнению предписания и недопущению порчи земель.
Для этого Обществом заключен договор на выполнение работ по изготовлению проекта рекультивации земельного участка, в соответствии с которым будет проведена рекультивация, в процессе которой земельный участок будет полностью восстановлен. Стоимость рекультивации составила 7 630 000 руб.
Обществом устранены источники негативного воздействия на земельном участке, все работы на территории железнодорожной станции приостановлены. Работы по восстановлению земельного участка будут проводится Обществом в соответствии с проектом рекультивации.
Учитывая вышеперечисленное, Общество считает, что на него не может быть возложена обязанность компенсации причиненного вреда почвам в объеме, заявленном Управлением.
Доводы Общества признаны судом необоснованными и отклонены ввиду противоречия обстоятельствам дела, представленным доказательствам и неправильного применения норм материального права.
Выявленный Управлением факт совершения административного правонарушения Обществом не оспаривается. Расчет размера вреда Обществом не опровергался, контррасчет не представлялся.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Общество не отрицает факт причинения ущерба почвам и что предметом настоящего спора является взыскание ущерба за причиненный вред, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд решил: взыскать с Общества сумму ущерба за причиненный вред — 352 500 руб.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2020 № А40-25125/2020.
Ранее присвоенная категория может быть пересмотрена при актуализации сведений об объекте НВОС, даже если технические характеристики не изменились
ПАО «М» (далее — Общество) обратилось к Департаменту Росприроднадзора (далее — Департамент) с заявлениями об актуализации объектов филиала Общества в связи с тем, что получена новая разрешительная документация на объекты по выбросам загрязняющих веществ, а также с заявлениями об актуализации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), филиала Общества в связи с реорганизацией.
Департамент по результатам рассмотрения указанных заявлений Общества актуализировал сведения об объектах НВОС, изменил категории объектов.
На объектах филиала Общества изменены следующие категории: районная тепловая станция с категории III на категорию II; автоматизированный источник теплоснабжения с III на II категорию.
Не согласившись с указанными действиями Департамента, посчитав их необоснованными и не соответствующими действующему законодательству РФ, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Общество указывает на то, что до актуализации объекты НВОС имели III категорию НВОС. При этом технические характеристики объектов с момента подачи заявок на постановку на учет до момента актуализации не изменились.
В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню НВОС.
Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к соответствующей категории, учитываются уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Таким образом, критерии дифференцированы с учетом не только видов деятельности, которые осуществляют предприятия, но и иных факторов, перечисленных выше.
Кроме того, отсутствие у эксплуатируемого оборудования такого параметра, как «электрическая мощность» (фактически значение электрической мощности оборудования равно «0»), не является основанием для присвоения объекту НВОС III категории, поскольку пп. «а» п. 2 Критериев определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 , содержит требования лишь к максимальному значению установленной электрической мощности для присвоения объекту НВОС II категории.
Таким образом, действия Департамента по изменению категорий объектов НВОС являются обоснованными и совершены в соответствии с действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
Суд постановил: решение Арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 № А40-297423/2019
Если у предприятия II категории НВОС истек срок действия хотя бы одного разрешающего документа, то необходимо представить ДВОС
Открытое акционерное общество «М» (далее — Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Росприроднадзора (далее — Управление) от 13.03.2019 № 3422/19-02.
Не согласившись с изданным судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой.
Общество настаивает на том, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не истек, поэтому отсутствует обязанность представить в Управление декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). Имеющееся у Общества разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ действует до 17.05.2021, в связи с чем, согласно действующему законодательству, ДВОС необходимо подать не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, которые Общество получило до 01.01.2019.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
- Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а именно накопление отходов I–V классов опасности. Данное обстоятельно свидетельствует об обязанности Общества разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР).
- Управлением проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что Обществом до 01.01.2019 не были утверждены НООЛР.
- Управлением вынесено предписание, согласно которому Общество должно представить ДВОС.
Полагая, что названное предписание является незаконным, Общество обратилось в суд с требованиями о его отмене.
Отсутствие разработки и утверждения НООЛР Обществом не опровергнуто. Поскольку Общество до 01.01.2019 не разработало и не получило НООЛР, а имеющееся у Общества разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ согласовано без разработки и утверждения НООЛР, у Общества возникла обязанность представить в Управление ДВОС.
Пункт 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты РФ» предусматривает обязанность представить ДВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из документов, полученных до 01.01.2019. К таким документам относятся и НООЛР.
Следовательно, после 01.01.2019 Общество, осуществляя деятельность на объекте II категории НВОС, должно было представить в Управление Росприроднадзора ДВОС.
Таким образом, апелляционная жалоба осталась без удовлетворения и Обществу необходимо исполнить предписание и представить ДВОС в Росприроднадзор.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 № А24-2509/2019