Из зала суда

Расчет платы за НВОС при размещении отходов
В новом обзоре юрист-практик анализирует определение ставки платы за НВОС при размещении отходов для разных отраслей промышленности.
Кейс
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО «К» о взыскании задолженности по плате за НВОС за 2021 год.
Суды установили, что Общество представило декларацию о плате за НВОС за 2021 год, в ходе проверки которой Управление пришло к выводу о неправильном расчете ответчиком НВОС при размещении отходов в 2021 году.
Управление в отношении отходов V класса опасности применило ставку платы в размере 40,1 руб. за тонну для перерабатывающей промышленности.
Общество возразило, что осуществляемая им обработка (сортировка) отходов, передача на утилизацию выбираемых отходов, снижение класса опасности захораниваемых отходов, не является отдельным видом перерабатывающей промышленности, а является частью технологического процесса по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов.
Решение
Суды, ссылаясь на ОК 029-2014, поддержали вывод Управления, что при определении ставки платы за НВОС необходимо учитывать код ОКВЭД и его принадлежность к разделу Классификатора. Организации, деятельность которых не относится к разделам С — Е Классификатора, образуют отходы от прочего вида деятельности.
Согласно материалам дела, основным кодом ОКВЭД Общества является 38.1 «Сбор отходов», отнесенный к разделу Е Классификатора. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений).
Учитывая изложенное, суды удовлетворили исковые требования Управления.
Рекомендации юриста
Для отходов V класса опасности установлены ставки в зависимости от отрасли производства (п. 5 р. III постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «Об утверждении ставок платы за НВОС и дополнительных коэффициенты»):
- для добывающей промышленности — 1,1 руб./тонна;
- для перерабатывающей промышленности — 40,1 руб./тонна;
- для прочих отраслей — 17,3 руб./тонна.
Таким образом, определение отрасли промышленности существенно влияет на размер платы за размещение отходов.
Между тем, для отнесения производственного процесса к определенной отрасли промышленности, необходимо учитывать:
- проектную документацию;
- технологические документы на эксплуатацию объекта размещения отходов;
- данные ЕГРЮЛ об основных и вспомогательных видах деятельности.
Также, существуют виды деятельности, включенные в процесс переработки, которые отражены в других разделах Классификатора, т.е. они не классифицируются как обрабатывающие производства, они включают, в т.ч. сортировку твердых отходов (р. С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).
Кроме того, отнесение деятельности по сортировке отходов к обрабатывающей промышленности с экономическими последствиями в виде применения ставки платы за НВОС 40,1 руб./тонна, вместо ставки 17,1 руб./тонна (для прочих отраслей промышленности) — явно не способствует стимулированию развития деятельности по сортировке отходов.
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Дополнительные материалы по теме:
1. «Требования к размещению отходов» (найти в сервисе «Справочник эколога»).
2. Консультация по вопросу применение ставок платы за размещение отходов V класса опасности добывающей промышленности (найти в сервисе «Экология в вопросах и ответах»).
3. Серия статей с разбором часто встречающихся ошибокпри обращении с отходами на предприятиях (найти в сервисе «Авторские статьи»).
Больше судебной практики —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
Применение коэффициентов при исчислении платы за НВОС
В новом обзоре юрист-практик анализирует, как верно применить коэффициенты при исчислении платы за НВОС при превышении установленных нормативов и лимитов выбросов и сбросов, а также при их отсутствии.
Кейс
Межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к ООО «Ч» о взыскании задолженности по плате за НВОС за 2020 год.
Как следует из материалов дела, ответчиком предоставлены в Управление:
- декларация о плате за НВОС за 2020 год;
- статистическая отчетность 2-ТП (воздух).
При рассмотрении декларации о плате за НВОС за 2020 год истцом выявлено неверное применение коэффициента к ставке платы за выбросы стационарными объектами сверх установленных разрешительными документами нормативов с применением коэффициента 100 (п. 21(1) Постановления Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
Решение
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества платы за НВОС.
Коэффициент 100 применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории.
Кассационный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что при рассмотрении спора суды установили, что у Общества в спорный период отсутствовало как комплексное экологическое разрешение, так и утвержденные нормативы выбросов.
Суд при этом сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда РФ от 05.12.2023 № 306-ЭС23-12340 по делу № А65-14947/2022.
Суд также отметил, что применение Управлением коэффициента 100 в рассматриваемом случае согласуется с правовой позицией Министерства природных ресурсов и экологии РФ, изложенной в Письме от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ. Согласно ей, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется с применением п. 5 ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды — как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
Рекомендации юриста
Согласно положениям Правил № 255, действующих в спорный период, в отсутствие разрешительных документов при исчислении платы за НВОС используются формулы, указанные в пп. 18(2), 20, 21 и 21(1) Правил № 255 (абз. 3 п. 12(1) Правил № 255).
Пункт 21(1) Правил № 255 предусматривал применение Кср = 25:
- при отсутствии комплексных экологических разрешений;
- при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории;
- при непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля по объектам III категории;
- в случае, предусмотренном п. 12(1) Правил № 255.
Пункт 21 Правил № 255 предусматривал применение Кпр = 100 при превышении установленных разрешительными документами нормативов, а также в случае, указанном в п. 12(1) Правил № 255.
То есть в соответствии с буквальным содержанием положений Правил № 255, при отсутствии предусмотренных законом разрешительных документов для расчета платы за НВОС применялся меньший коэффициент, чем при превышении установленных нормативов.
В Определении от 05.12.2023 № 306-ЭС23-12340 по делу № А65-14947/2022 Верховный суд указал, что применение коэффициентов при расчете платы носит стимулирующий характер. Применение максимального коэффициента 100 направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.
При превышении нормативов допустимых выбросов, сбросов, лимитов на выбросы и сбросы (включая аварийные), на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс, лимитов на выбросы, разрешений на сброс, лимитов на сбросы, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение применяются формулы, указанные в пунктах 30 и 32–34 настоящих Правил (п. 19 действующих Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881).
Формулы в пп. 33 и 34 Правил № 881 предусматривают применение Кпр = 100 — и при превышении установленных нормативов и лимитов, и при их отсутствии.
Дополнительные материалы по теме:
«Плата за негативное воздействие на окружающую среду»
«Алгоритм по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду»
(найти в сервисе «Справочник эколога»)
Подборка экспертных консультаций по вопросам внесения платы за НВОС
(найти в сервисе «Экология в вопросах и ответах»)
Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Больше судебной практики —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе.
Корректировка данных инвентаризации выбросов в рамках разработки КЭР
В новом обзоре юрист-практик анализирует, как отсутствие корректировки данных инвентаризации выбросов при наличии изменений может сказаться на получении КЭР.
Кейс
АО «Р» обратилось в суд с заявлением к Росприроднадзору об оспаривании пунктов предписания.
Отменяя часть пунктов предписания, суды первой и второй инстанций руководствовались следующим.
В связи с подготовкой к передаче объектов в управление МО «К», стационарные источники выбросов филиала Общества не учтены при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Они не вошли в перечень источников в состав действующего проекта НДВ.
На момент проведения проверки, филиалом Общества заключен договор на разработку и согласование КЭР. Вышеуказанные источники включены во вновь разрабатываемый отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в рамках разработки КЭР.
С целью получения КЭР в 2022 году Обществом запланирована подготовка заявки на его получение, доработка заявки по замечаниям Росприроднадзора (в случае необходимости), получение КЭР.
Решение
Кассационный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что суды первой и второй инстанций не учли следующие доводы Росприроднадзора.
Росприроднадзор указал, что основанием для корректного составления плана-графика ПЭК стационарных источников выбросов должны быть достоверные сведения актуальной инвентаризации выбросов. А также, что Обществом не проведена корректировка данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом требований Порядка проведения инвентаризации.
В результате повторного рассмотрения в удовлетворении заявленных требований было полностью отказано Арбитражным судом.
Рекомендации юриста
Порядок проведения инвентаризации утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
Согласно п. 3 Порядка № 871, при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные источники, устанавливаются их характеристики. А также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте НВОС, систематизируются и документируются полученные результаты.
Пунктами 45–49 Порядка № 871 установлено, что корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее 1 года со дня возникновения оснований для такой корректировки.
Основания для корректировки данных инвентаризации выбросов:
1) изменения технологических процессов, оборудования (включая реконструкцию и модернизацию), сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящие к изменению состава, объема и (или) массы выбросов (если фактические показатели выбросов источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели нормативов выбросов, установленных для данного объекта ОНВ);
2) выявление при проведении ПЭК несоответствия показателей выбросов, в т. ч. из-за неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
3) изменения законодательства (если это приводит к несоответствию проведенной инвентаризации новым требованиям).
Довольно жесткие требования о корректировке данных инвентаризации в случае каких-либо изменений или выявлении несоответствий, неучтенных данных связаны с тем, что они относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»). Согласно данной норме, такие изменения обязательно должны обеспечивать достижение достоверности результатов.
Дополнительные материалы по теме:
"Комплексное экологическое разрешение (КЭР)"
"Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух«
(найти в сервисе «Справочник эколога»)

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Больше судебной практики —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Все ссылки ведут на документы в системах «Техэксперт: Экология».
Если ссылки неактивны или при переходе возникает ошибка — вероятно, вы не являетесь пользователем одной из версий систем.
Обратитесь к представителю «Техэксперта» в вашем регионе
Споры о побочных продуктах и вторичных ресурсах: как извлечь выгоду из отходов
Проблема обращения с отходами, как побочными продуктами и вторичными ресурсами, имеет довольно длительную историю и не теряет актуальности.
В 2023 году вступили в силу существенные изменения в правовом регулировании обращения с отходами. С принятием новых правил часть ранее существовавших проблем решена, отчасти заполнены пробелы в нормативных актах. При этом у природопользователей возникли ограничения при использовании отходов, а вместе с ними и новые проблемы вовлечения мусора в хозяйственный оборот компании.
В новом обзоре юрист-практик анализирует судебные решения, вынесенные по «старым правилам», и дает комментарии к ним с учетом изменений правового регулирования.
Кейс:
АО «Е» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в адрес Управления с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) на объектах I категории.
Управлением отказано в утверждении НООЛР. Основания отказа: не учтено образование отработанных масел и дальнейшие операции с ними. Управление указало также, что Декларация о соответствии на продукцию «Масла отработанные. Технические условия» получена Обществом только 08.02.2022. Следовательно, до указанной даты Общество не имело права на реализацию продукции «отработанные масла».
Судами установлено, что продукция «масла отработанные» реализуется потребителям на основании договоров купли-продажи. Из документов следует, что Общество продает продукцию, а не отходы. Обществом с целью оформления решения о переводе отработанного масла в продукцию разработаны и утверждены Технические условия (ТУ), в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие продукции указанным ТУ ежемесячно подтверждается протоколами испытаний аккредитованной лаборатории.
Решение:
Судами сделан вывод о том, что Общество определило полезные свойства и экономическую ценность вещества – «масла отработанные», нашло потребителей названной продукции. Таким образом, «масла отработанные» являются продукцией и не подлежат учету на предприятии в качестве отхода и отражению в отчете по форме 2-ТП (отходы).
Рекомендации юриста:
Как было
До внесения в закон об отходах изменений обращение со вторичными ресурсами на уровне закона не регулировалось, как и понятие «вторичные ресурсы».
Только ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» содержал понятие «вторичные материальные ресурсы». Это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Поэтом судебные споры о квалификации отходов в качестве вторичных ресурсов являлись постоянной практикой.
Как стало
Законом № 268-ФЗ введены понятия:
1) «вторичные ресурсы» – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
2) «вторичное сырье» – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
В отношении вторичного сырья (в отличие от побочных продуктов) не установлен срок использования/реализации и внесения платы за НВОС в повышенном размере при несоблюдение такого срока.
Однако поскольку вторичные ресурсы отнесены к отходам, их преобразование во вторичное сырье должно осуществляться в течение 11 месяцев с даты образования, иначе необходимо будет внести плату за хранение вторичных ресурсов, и их дальнейшее использование станет менее привлекательным с экономической точки зрения.
В отношении вторичных ресурсов законом не установлено (в т. ч. после внесения изменений) особых требований к их учету или представлению отчетности. Однако, поскольку это отходы, необходимо их учитывать в общем порядке согласно приказам Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 и от 18.02.2022 № 109.
Также остался неурегулированным порядок обращения со вторичными ресурсами, соблюдение которого гарантировало бы предприятию отсутствие претензий со стороны государства.
При этом в письмах Минприроды России, в частности от 28.06.2021 № 25-50/10539-ОГ приведены разъяснения об условиях реализации веществ, материалов и предметов в качестве продукции, которые сохраняют актуальность и после принятия Закона № 268-ФЗ:
1) наличие уставной, проектной, технологической документации на вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии, как на продукцию;
2) наличие утвержденных ТУ на продукцию, которые разработаны на основе государственных и (или) отраслевых стандартов и учитывают санитарно-гигиенические, природоохранные требования и соответствуют нормам законодательства о техническом регулировании;
3) наличие технологического регламента производства продукции;
4) реализация лицом указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной основе, использование для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;
5) отражение в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Дополнительный материал по теме:
Статья практикующего эколога Надежды Бирюковой
«Новые термины «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»
(найти в сервисе «Авторские статьи»)

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора.
Больше судебной практики –
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Обзор практики, связанной с исполнением обязанностей по утилизации отходов от использования товаров и упаковки
- Выявление несоответствия мощностей утилизации при внеплановой проверке (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
- Уплата экосбора при субподряде (суд на стороне ответчика-организации).
- Уплата экосбора при отсутствии сведений об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ (суд на стороне истца — надзорных органов).
Кейс № 1
Выявление несоответствия мощностей утилизации при внеплановой проверке
ООО «Б» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела:
В ходе внеплановой выездной проверки установлены нарушения: в ЕГИС УОИТ данные о мощности комплекса по утилизации отходов бумаги и картона на объекте утилизации не соответствуют значениям паспорта оборудования (п. 4 ст. 24.4 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Общество заявило об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.
Решение:
Суды установили, что основанием для проведения проверки послужило поручение зампредседателя Правительства РФ, и пришли к выводу об отсутствии нарушений при организации и проведении проверки.
С целью утилизации отходов в 2020 году Обществом использовался диспергатор ДЭ-500. При этом паспорт оборудования не содержит информации о возможности повышения производительности при предварительном измельчении сырья.
Данные, содержащиеся в ЕГИС УОИТ, о мощности комплекса по утилизации отходов бумаги и картона не соответствуют проектным.
При времени работы оборудования, указанном в журнале выработки продукции «Эковата» (2673 ч/г.), с производительностью, отраженной в паспорте диспергатора (мощность 100–500 кг/ч), мощность, указанная в форме предоставления информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов в ЕГИС УОИТ, недостижима.
Учитывая, что на момент выдачи предписания паспорта или иного документа, который мог бы подтвердить наличие оборудования с заявленной производительностью, заявителем не представлено, суды признали оспариваемое предписание законным.
Ссылки заявителя на наличие нового паспорта на оборудование отклонены судами как не свидетельствующие об отсутствии нарушения в момент выдачи предписания.
Комментарий эксперта:
Единая государственная информационная система утилизации отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по утилизации отходов и иную информацию, необходимую для соблюдения требований по утилизации отходов потребления (ст. 24.3 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (п. 4 ст. 24.4 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Несоблюдение данных требований может привести:
- к привлечению лица к административной ответственности (ст. 8.5, 8.2 КоАП РФ);
- к непринятию отчетности об обеспечении нормативов утилизации отходов и доначислению суммы экосбора.
Относительно проведения внеплановых проверок необходимо отметить, что основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий может быть в т. ч. поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц (пп. 3 п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).
При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановое контрольное мероприятие должно быть согласовано с прокуратурой.
Дополнительный материал по теме:
Инфографика с алгоритмом действий для природопользователя при внеплановой выездной проверке
Кейс № 2
Уплата экосбора при субподряде
Межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к ООО «П» о взыскании 5 млн руб. задолженности по экологическому сбору.
Из материалов дела:
Для утилизации отходов Обществом привлечены ООО «Э» и ООО «Проект», которые не осуществляли утилизацию отходов, т. к. не имеют для этого производственных мощностей. Отходы передавались ООО «Р». Управление посчитало, что действующее законодательство не предусматривает возможности использования модели субподрядных отношений, и сделало вывод, что выполнение работ по утилизации отходов ООО «Р» не дает ООО «Э» и ООО «Проект» права на выдачу актов утилизации отходов ответчику, а значит, не является основанием для представления Обществом таких актов утилизации отходов в отчетности о достижении нормативов утилизации.
Решение:
Отказывая в иске, суды приняли во внимание отмену в судебном порядке постановлений Управления о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.
Суды при этом указали: материалами дела подтверждено, что отходы Общества фактически утилизированы. То обстоятельство, что такая утилизация произведена ООО «Р» по договорам с ООО «Э» и ООО «Проект», не опровергает юридический факт утилизации. Само по себе установление данного обстоятельства в рамках судебного спора, а не при предоставлении Обществом отчетности недостаточно для вменения ответчику обязанности по оплате экосбора. Экологический сбор взимается при установлении факта неутилизации отходов.
Определением Верховного суда РФ от 03.07.2023 № 308-ЭС23-13127 отказано в передаче жалобы Управления на рассмотрение в СКЭС ВС РФ.
Комментарий эксперта:
Юридические лица и ИП, осуществляющие производство товаров на территории РФ, а также импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов (ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 названного закона (ч. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Обязанность производителя, импортера товаров по утилизации отходов считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, или со дня уплаты экологического сбора (ч. 9 ст. 24.2 Федерального закона от 14.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Выполнение нормативов утилизации привлеченной организацией подтверждается договорами и актами утилизации отходов от использования товаров. Сведения о таких договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
При этом запрет на привлечение субподряда, как и требование о личном выполнении утилизации привлеченным лицом, законом не предусмотрен.
Таким образом, если в договоре подряда не установлен запрет на привлечение субподрядчика, выполнение работы привлеченным лицом (субподрядчиком) не противоречит закону (ст. 706 ГК РФ).
Необходимо отметить, что непредставление, неполнота либо недостоверность отчетности об утилизации отходов является основанием для привлечения к административной ответственности.
Статьей 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов в виде штрафа на ИП в сумме от 50 000 до 70 000 руб.; на юрлиц – от 70 000 до 150 000 руб.
А за представление отчетности в неполном объеме либо содержащей недостоверные сведения – ответственность в виде штрафа для ИП в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате, но не менее 100 000 руб.; на юрлиц – в двукратном размере суммы сбора, но не менее 250 000 руб.
Также необходимо отметить, что суды при рассмотрении споров с государственными органами принимают во внимание судебные акты по делам об оспаривании постановления таких государственных органов о привлечении лица к административной ответственности. Так, отмена оспариваемого постановления способствует и положительному разрешению спора о законности действий, решений госорганов или, как в данном случае, о взыскании суммы экосбора.
Дополнительный материал по теме:
Кейс № 3
Уплата экосбора при отсутствии сведений об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО «Н» о взыскании экологического сбора.
Из материалов дела:
В результате контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора было установлено, что Общество осуществляет передачу отходов на утилизацию ООО «Л» и ИП, что подтверждается актами утилизации отходов, приложенными к отчетности за 2018 год.
ООО «Л» и Предприниматель не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ. Поэтому Управление не подтвердило факт проведенной утилизации отходов и произвело перерасчет суммы экологического сбора.
Решение:
Суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, согласившись с позицией Управления о неподтверждении факта утилизации отходов.
Комментарий эксперта:
Утилизаторы обязаны представлять сведения об утилизации отходов в ЕГИС УОИТ.
Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 № 868. Оно включает подробный состав сведений системы, представляемых в т. ч. утилизаторами. Так, в состав ЕФГИС входят следующие подсистемы:
- реестр производителей и импортеров товаров;
- реестр товаров, упаковки, подлежащих утилизации;
- реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- реестр объектов по утилизации отходов (включая мощность основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов);
- реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, объектов обработки отходов;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами;
- справочники и классификаторы.
Форма сведений (Приложение № 2 к Положению) содержит информацию о типе основного технологического оборудования, его мощности (т/г.), а также наименование производимой продукции в результате переработки товаров, упаковки товаров, утративших потребительские свойства по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Подготовлены документы, которые предусматривающт требования к утилизаторам отходов, – проекты постановлений Правительства РФ об утверждении:
- Правил проведения выездной оценки достоверности сведений, указанных в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов, в т. ч. порядка использования средств дистанционного взаимодействия при проведении выездной оценки;
- Порядка ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров;
- Правил представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр лиц, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, отчетности о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции).
Состав сведений в отчетности утилизаторов включает:
- данные о лицензии;
- данные об оборудовании, о его производственной мощности;
- наименования и коды утилизируемых отходов;
- наименование производимых товаров (продукции) из отходов и вторсырья и технологии их производства.
В состав прилагаемых к заявлению документов входят:
- техническая документация на применяемое оборудование, в т. ч. для весового контроля;
- технологический регламент, соответствующий требованиям ГОСТ Р 2.105-2019 и ГОСТ Р 2.601-2019, а также документация на производимую продукцию, применяемую технологию и др.
Дополнительный материал по теме:
Экспертная справка по организации размещения отходов природопользователями

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»
Обзор судебной практики по спорам о взыскании платы за НВОС
- Уменьшение платежей при расчете платы за НВОС (суд на стороне ответчика — организации).
- Разрешения на выбросы загрязняющих веществ и коэффициенты платы за НВОС (суд на стороне истца — надзорных органов).
- Возврат излишне уплаченной суммы платы за НВОС (суд на стороне истца — организации).
Кейс № 1.
Уменьшение платежей при расчете платы за НВОС
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к МУП «В» о взыскании платы за НВОС в размере 15 000 000 руб.
Из материалов дела:
Предприятие представило декларацию о плате за НВОС за 2020 год. Управлением установлено, что в Разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» расчет приведен без учета 100-кратного повышающего коэффициента, подлежащего применению в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов.
Общество заявило о выполнении природоохранных мероприятий, затраты на которые подлежат учету в счет уменьшения платы за НВОС.
Решение:
Управлению в удовлетворении требований отказано. Суды указали, что право на уменьшение платежей при расчете платы за НВОС принадлежит Предприятию.
Выполнение природоохранных мероприятий подтверждается информацией о выполнении условий водопользования, согласно решениям о предоставлении водного объекта в пользование, и сведениями о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах в 2020 году (отчет по форме № 2-ОС).
Также Предприятием подтверждены расходы на проведение инженерных изысканий, разработку проектно-сметной документации и проведение технического надзора.
Общая сумма расходов составила 70 000 000 руб., то есть расходы на природоохранные мероприятия превышают взыскиваемую сумму платы.
Доводы Управления о том, что для проведения зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС в счет платы за НВОС необходимо наличие плана снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, отклонены, так как в спорный период (2020 год) для ответчика не были утверждены нормативы допустимых сбросов, что исключало возможность разработки и утверждения плана снижения сбросов загрязняющих веществ.
Комментарий эксперта:
Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества (п. 11 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ)).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды (ООС) или в программу повышения экологической эффективности.
Пунктом 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ предусмотрено осуществление государственной поддержки при реализации мероприятий по ООС, включая внедрение наилучших доступных технологий.
Стоимость мероприятий с целью снижения НВОС, отвечающих требованиям п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ, природопользователь вправе учесть при расчете платы за НВОС.
Аналогичные положения предусматривают и Правила исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
При этом, согласно п. 25 Правил № 255, для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, в качестве условия для учета затрат предусмотрено включение мероприятий в план мероприятий по ООС или программу повышения экологической эффективности.
В рассматриваемом случае суды к разрешению спора подошли не формально, а в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ (Определение от 10.12.2002 № 284-О) о компенсационной природе платы за НВОС. Согласно ей плата устанавливается на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема НВОС, следовательно, размер платы за НВОС не может превышать фактически оказываемого воздействия и должен определяться с учетом затрат на природоохранные мероприятия.
Дополнительный материал по теме:
Справка «План мероприятий по охране окружающей среды и программа повышения экологической эффективности»
Кейс № 2.
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ и коэффициенты платы за НВОС
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к МУП «У» о взыскании 5 000 000 руб. платы за НВОС за 2020 год.
Из материалов дела:
В 2020 году у ответчика отсутствовали разрешения и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе полученные до 01.01.2019.
В представленной декларации о плате за НВОС ответчиком исчислена сумма платы с коэффициентом 25 вместо коэффициента 100, подлежащего применению согласно позиции Управления.
Решение:
Суды пришли к выводу об обоснованности иска.
Коэффициент 25 подлежит применению в отдельных случаях и не применяется в ситуации, когда лицо осуществляет деятельность на объекте II категории в отсутствие разрешительных документов, в том числе полученных до 01.01.2019 и сохраняющих действие в отчетном периоде.
Довод заявителя о предпринятых мерах по разработке и утверждению разрешительной документации был впервые заявлен в суде кассационной инстанции и не принят судом.
Комментарий эксперта:
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ, полученные лицами, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
С 01.01.2019 и до получения КЭР или представления декларации о воздействии допускается выдача или переоформление разрешений в ранее действующем порядке, которые действуют до дня получения КЭР или до дня сдачи декларации (ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Таким образом, если действие разрешений и лимитов истекает после 01.01.2019, необходимо переоформить документы или получить КЭР, представить декларацию о воздействии с приложением расчета нормативов допустимых выбросов (ст. 22 Закона № 7-ФЗ) или рассчитать плату с применением коэффициента 100 (п. 12 Правил № 255).
Дополнительный материал по теме:
Справка «Комплексное экологическое разрешение»
Кейс № 3.
Возврат излишне уплаченной суммы платы за НВОС
ГП «Н» обратилось в суд с иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании излишне перечисленной платы за НВОС за 2019–2021 гг.
Из материалов дела:
Суды установили, что истец осуществил платежи за размещение отходов за 2019 год, при этом последний платеж произведен 17.10.2019.
Суды, с учетом того, что отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год, указали, что сумма переплаты не может образоваться ранее даты последнего платежа по итогам года.
Решение:
Обращение в суд состоялось в пределах трехгодичного срока на возврат излишне внесенных в бюджет платежей.
Комментарий эксперта:
Излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов (ч. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ).
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату (п. 36 Правил № 255), либо возврату указанному лицу в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок № 334), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления.
В соответствии с п. 12 Порядка № 334, принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки, представленных лицом, обязанным вносить плату, на декларации о плате и на сведениях, имеющихся в распоряжении тероргана Росприроднадзора.
Согласно п. 48 Правил № 255, решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.
Пунктом 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
Статья 40.1 Бюджетного кодекса РФ введена Федеральным законом от 01.07.2021 № 244-ФЗ и действует с 01.07.2021. При этом Законом № 7-ФЗ, Правилами № 255 или иными нормативными актами о плате за НВОС ограничения по сроку на возврат излишне уплаченной платы за НВОС не установлены.
Так, например, в Постановлении АС СЗО от 28.11.2022 по делу № А56-82003/2021 суд отклонил доводы территориального управления Росприроднадзора о пропуске плательщиком срока на возврат суммы излишне уплаченной платы за НВОС (образовавшейся в 2016–2017 гг.), поскольку заявление о возврате платы (от 20.04.2021) было подано до вступления в действие ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ.
После введения ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ, в отношении срока возврата излишне уплаченной платы за НВОС действует ограничение, аналогичное ограничениям в отношении иных публично-правовых платежей.
Дополнительный материал по теме:
Справка «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»
Обзор судебной практики по спорам о производственном экологическом контроле
- Последствия непредставления отчета о ПЭК (суд на стороне истца — надзорных органов).
- Корректировка инвентаризации выбросов в атмосферный воздух (суд на стороне истца — организации).
- Изменение программы ПЭК при объединении нескольких отдельных объектов НВОС и постановке на учет как единого объекта (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
Кейс № 1.
Последствия непредставления отчета о ПЭК
АО «Г» обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании требования о погашении задолженности по плате за НВОС.
Из материалов дела:
Суды установили, что Общество не представило отчет о ПЭК и не исчислило плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории.
Решение:
Оспариваемое требование признано законным.
Комментарий эксперта:
Непредставление отчета о ПЭК, как и недостоверность данных такого отчета, влечет правовые и экономические последствия. Они связаны с исчислением платы за НВОС, так как расчет платы за НВОС осуществляется на основании данных ПЭК (п. 2 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).
В отсутствие отчета о ПЭК лицо, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов, сбросов для расчета платы обязано использовать формулу из п. 21(1) Правил исчисления и взимания платы за НВОС. Данная формула включает повышающий коэффициент, равный 25 (Постановление Правительства от 03.03.207 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
Также в отношении расчета платы за размещение отходов подлежит применению формула из п. 20 Правил, включающая коэффициент 25.
Дополнительный материал по теме:
«Плата за негативное воздействие на окружающую среду»
Кейс № 2.
Корректировка инвентаризации выбросов в атмосферный воздух
АО «Р» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела
Оспариваемое предписание выдано Обществу в связи с тем, что, по мнению Управления, Программа ПЭК Общества содержит недостоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. А именно: проведенная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ не соответствует установленным требованиям с учетом внесенных в них изменений, в связи с чем предписано также провести ее корректировку. ПЭК по разработанной Обществом Программе не обеспечивает соблюдение требований в области охраны окружающей среды.
Судами установлено, что Программа ПЭК Общества разработана в соответствии с действующими на момент ее разработки нормативными требованиями, а основания для корректировки проведенной в 2018 году инвентаризации выбросов, предусмотренные пп. 42, 43 Порядка проведения инвентаризации (Приказ Минприроды от 07.08.2018 № 352), действующего в спорный период, не доказаны.
Решение:
Суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания.
Комментарий эксперта
В силу требований к программе ПЭК инвентаризация является основанием для разработки программы в части охраны атмосферного воздуха (как в период действия Приказа Минприроды от 28.02.2018 № 74, так и согласно действующему Приказу Минприроды от 18.02.2022 № 109).
До 01.03.2022 действовал Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды от 07.08.2018 № 352 (Порядок № 352)).
В соответствии с п. 42 Порядка № 352 корректировка данных инвентаризации выбросов осуществляется в случаях:
— изменения технологических процессов или режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
— изменения объемов производства;
— замены технологического оборудования или сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящей к изменению состава, объема или массы выбросов;
— выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ или выбрасываемых ЗВ;
— изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов;
— реконструкции, модернизации ГОУ, приводящих к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
В соответствии с п. 43 Порядка № 352, в случае изменения объема или массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов корректировка инвентаризации обязательна, если:
— фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25 % соответствующие максимальные разовые показатели выброса;
или
— фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
Аналогичные основания для корректировки результатов инвентаризации предусматривает и Порядок, утвержденный Приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871 (раздел VI).
Дополнительный материал по теме:
«Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух»
Кейс № 3.
Изменение программы ПЭК при объединении нескольких отдельных объектов НВОС и постановке на учет как единого объекта
ООО «Р» обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания.
Из материалов дела
Общество в заявке об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, в связи с объединением пяти объектов, указало Программу ПЭК, утвержденную 15.01.2018 техническим директором.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Обществом представлены программы ПЭК отдельно по пяти объектам.
Управление посчитало, что после объединения пяти объектов в один объект НВОС с выдачей соответствующего свидетельства Обществу следовало в заявке указать сведения о Программе ПЭК для объединенного объекта НВОС.
Решение
С учетом положений ч. 2, 7 ст. 67, ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ суды посчитали претензии Управления обоснованными и отказали в удовлетворении требований Общества.
Комментарий эксперта
Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК (п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).
Таким образом, программа ПЭК разрабатывается в отношении объекта НВОС. Следовательно, при разработке программы необходимо учитывать, как объект поставлен на государственный учет.
Если несколько отдельных объектов НВОС объединены и поставлены на учет как один объект, программа ПЭК должна быть скорректирована, несмотря на то что прямо такое требование нормативно не установлено, т. к. это следует из общих положений о ПЭК.
Дополнительный материал по теме:
«Государственный учет объектов, оказывающих НВОС»

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом
— в сервисе «Техэксперт: Экология»
Обзор судебной практики по спорам о лицензировании деятельности по обращению с отходами
Сегодня продолжим рассматривать кейсы решений суда по спорным вопросам лицензирования обращения с отходами:
- Отказ таможни в выпуске товара: необходимость квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода (суд на стороне ответчика — таможни).
- Формирование и изменение перечня объектов размещения ТКО на полигоне (суд на стороне ответчика — надзорных органов).
- Необходимость получения лицензии на транспортирование отходов в виде куриного помета (суд на стороне ответчика — организации).
Кейс № 1.
Отказ таможни в выпуске товара: необходимость квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода
ООО «Б» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий областной таможни. В части требования заявитель просил представить лицензию Минпромторга РФ или заключение (разрешительный документ) на товар — бывшие в употреблении шины, пригодные к эксплуатации, то есть не являющиеся отходами, а также решения Таможни об отказе в выпуске товара.
Из материалов дела:
С целью ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и дальнейшего помещения под процедуру таможенного транзита прибыл товар — бывшие в употреблении шины, пригодные к эксплуатации. Таможне представлены следующие документы: международная товарно-транспортная накладная, инвойс.
В связи с непредставлением декларантом лицензии Минпромторга или заключения Росприроднадзора Таможня приняла решение об отказе в выпуске товара.
Суд первой инстанции, указав на отсутствие в материалах дела доказательств отнесения спорных шин к отходам, для которых необходим разрешительный порядок, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение суда.
Решение:
Кассация пришла к выводу о правомерности требований Таможни. Было установлено, что оформленные Обществом по спорной декларации товары как по наименованию, так и по коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствовали п. 27 раздела 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21.04.2015 № 30).
Суд при этом указал на обязанность Общества доказать, что ввезенный товар не относится к отходам, на ввоз которых требуется получение разрешения, например представить отказ Росприроднадзора в выдаче разрешения.
При этом судами установлено, что Общество не реализовало право на обращение в Росприроднадзор в порядке, предусмотренном административным регламентом, за получением разрешения на перемещение трансграничных отходов или заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
Представленные Обществом обращение о предоставлении заключения (разрешительного документа) на товар и письмо Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора не приняты судами, так как Обществом не доказано направление обращения в уполномоченный орган, а письмо Росприроднадзора не имеет отношения к товару, задекларированному Обществом по спорной декларации.
Комментарий эксперта:
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий выпуска (подп. 1 п. 1 ст. 125 Таможенного кодекса ЕАЭС).
На таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС или вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по Перечню товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и или вывоза с таможенной территории ЕАЭС (п. 1 Положения о ввозе на территорию Евразийского экономического союза опасных отходов (Положение), утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (Решение № 30)).
Согласно п. 3 Решения № 30 разрешительный порядок, указанный в п. 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, согласно приложению 7.
В соответствии с п. 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45.
Лицензия или заключение представляется таможенным органам государств-членов по прибытии опасных отходов на таможенную территорию ЕАЭС.
В разделе 2.3 Перечня (приложение 2 к Решению № 30) поименованы опасные отходы, для ввоза которых на таможенную территорию ЕАЭС установлен разрешительный порядок.
В примечании к разделу 2.3 Перечня указано, что для целей этого раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, пунктом 79 которого предусмотрено принятие решения об отказе в выдаче разрешения при выявлении отсутствия необходимости получения разрешения в случаях, когда отходы не включены в разделы 1.2 и 2.3 Перечня, а также в приложения 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов (Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442).
В п. 27 Перечня указаны «Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 4012 20 000 1, 4012 20 000 9).
При этом ФККО содержит, например, отходы «Покрышки пневматических шин отработанные» (код 9 21 130 00 00 0), «Шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4).
Таким образом, в случае возникновения сомнений в квалификации ввозимых товаров в качестве товара или отхода необходимо обратиться в Росприроднадзор для получения отказа в выдаче разрешения в связи с отсутствием такой необходимости, чтобы избежать получения отказа таможенного органа в выпуске товара.
Дополнительный материал по теме:
«Алгоритм идентификации отходов».
Кейс № 2.
Формирование и изменение перечня объектов размещения ТКО на полигоне
ООО «К» обратилось в суд с заявлениями об оспаривании предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и представления межрайонной природоохранной прокуратуры.
Из материалов дела:
Обществом оформлена лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами. Обществу принадлежит полигон ТБО, который введен в эксплуатацию в 2004 году и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В 2019 году полигон ТБО исключен из ГРОРО, в связи с чем Обществу выдано предписание не допускать размещения отходов на спорном полигоне.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на принадлежащий Обществу полигон распространяется действие положений Закона об отходах. Согласно нормативному акту Общество имеет право осуществлять прием и размещение отходов на полигоне, не внесенном в ГРОРО, до 01.01.2026.
Решение:
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, поддержанный кассацией, указал, что на территории области отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в перечень объектов размещения ТКО, которые имеют возможность осуществлять размещение ТКО до 01.01.2026.
В областной комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии заявки от Общества о возможности использования полигона для размещения ТКО до 01.01.2026 не поступали. Территориальной областной схемой обращения с отходами спорный полигон не учтен, в связи с чем потоки ТКО на данный объект не заведены. Заключение уполномоченного органа о возможности использования спорного полигона для размещения ТКО отсутствует. Кроме этого, Общество осуществляет размещение на своем полигоне не только ТКО, но и других видов отходов.
Комментарий эксперта:
В силу требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В ч. 2.1 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ указано, что до 1 января 2026 года запрет, установленный ч. 7 ст. 12, не распространяется на объекты, указанные в п. 8 этой статьи:
«...объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения ТКО при наличии заключения Минприроды России о возможности использования указанных объектов для размещения ТКО, и по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ».
Такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2026. Они должны быть рекультивированы в соответствии с законодательством.
Таким образом, использование объектов размещения ТКО, не имеющих необходимых для их эксплуатации документов, с 01.01.2019 возможно после получения соответствующего заключения о возможности их использования, включения таких объектов в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (перечень размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ), после чего данные о месте нахождения таких объектов вносятся в территориальную схему обращения с отходами субъекта РФ.
Приказом Минприроды от 14.05.2019 № 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ и Порядок подготовки заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, для размещения ТКО.
Дополнительный материал по теме:
«Требования к размещению отходов».
Кейс № 3.
Необходимость получения лицензии на транспортирование отходов в виде куриного помета
ООО «П» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными пунктов предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Из материалов дела:
Общество осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы. При напольном содержании бройлеров образуется помет куриный. Общество в собственности имеет сооружение, предназначенное для хранения помета куриного (пометохранилище) наземного типа, пометохранилище включено в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). На данный вид отходов Обществом оформлен паспорт отхода IV класса опасности «помет куриный перепревший», код 1 12 711 01 29 4, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Общество указало, что помет куриный является сырьем для производства продукции «Органическое удобрение» по ТУ. В соответствии с техническим регламентом Общество производит органическое удобрение — компост, используя для этого помет куриный и древесные отходы. Производство удобрения осуществляется на площадке компостирования, куда помет доставляется из пометохранилища.
Суд первой инстанции, принимая во внимание технологию, предусматривающую процесс хранения в зарегистрированном объекте размещения отходов (пометохранилище), обеззараживания в целях утилизации, посчитал, что помет куриный перепревший, являясь сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, включен в ФККО и имеет IV класс опасности.
Решение:
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, счел незаконным возложение на Общество обязанности по получению лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности (куриного помета).
Управлением в ходе проверки выявлено, что процесс производства органического удобрения предполагает транспортировку куриного помета от производственных цехов и пометохранилища на площадку компостирования. При этом Управлением не представлено доказательств осуществления Обществом деятельности по перемещению с помощью транспортных средств куриного помета вне границ земельных участков, на которых расположены производственные объекты Общества; реестры путевых листов, представленные Обществом в подтверждение вывоза органического удобрения на используемые им поля, такими доказательствами не являются.
Комментарий эксперта:
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ) определено понятие транспортирования отходов как перевозки отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, осуществляемой вне границ земельного участка, находящегося в собственности либо на ином праве у лица, образующего отходы.
Таким образом, перемещение отходов в границах промплощадки предприятия не является транспортированием отходов в смысле, предусмотренном Законом № 89-ФЗ (в частности, ст. 9 о лицензируемых видах деятельности по обращению с отходами), и не требует оформления лицензии. То есть речь идет о перемещении в пределах территории, предоставленной предприятию в установленном законом порядке для осуществления производственной деятельности и(или) эксплуатации производственных объектов).
Дополнительный материал по теме:
«Транспортирование отходов I–V классов опасности».

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше разбора судебной практики экспертом —
в сервисе «Техэксперт: Экология»
«Практика разрешения споров в области экологии»
Обзор споров о лицензировании деятельности по обращению с отходами
Сегодня рассмотрим кейсы суда по спорным вопросам лицензирования обращения с отходами:
- Использование образуемой в процессе производства продукции в собственных целях в качестве побочного продукта (суд на стороне истца — организации).
- Отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам (суд на стороне истца — организации).
- Осуществление контроля проведения работ на объекте рекультивации (суд на стороне ответчика — надзорного органа).
Кейс № 1.
Использование образуемой в процессе производства продукции в собственных целях в качестве побочного продукта
ОАО «К» обратилось в суд с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания.
Из материалов дела:
Управление по результатам проверки Общества пришло к выводу, что Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию и транспортированию отходов в отсутствие лицензии на указанные виды деятельности.
Судебные инстанции установили, что в процессе разведения крупного рогатого скота у Общества образуются отходы — навоз крупного рогатого скота, который относится к IV классу опасности. Также у Общества отсутствуют сооружения для переработки и обезвреживания отходов. Естественное биологическое обеззараживание навоза крупного рогатого скота происходит на участке временного накопления путем их выдерживания в навозохранилищах, не превышающего 11 месяцев со дня складирования. Процесс преобразования продуктов жизнедеятельности крупного рогатого скота в удобрение не носит характер самостоятельного вида деятельности, то есть не является обработкой, обезвреживанием или утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а представляет собой один из циклов производственного процесса.
Решение:
Суды признали недействительным оспариваемое предписание Управления.
Сделали вывод, что Общество не осуществляет деятельность по обращению с отходами, как это предусмотрено ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Однако оно использует образуемый в процессе разведения и содержания крупного рогатого скота навоз в качестве побочного продукта при осуществлении деятельности в собственных целях для удобрения полей. Доказательства того, что навоз транспортируется Обществом не по внутрихозяйственным дорогам, соединяющим поля и производственные подразделения Общества, суды не установили, а административный орган не представил.
Комментарий эксперта:
Согласно разъяснениям Минприроды (Письмо от 05.05.2016 № 04-12-27/9376), предприятия вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении деятельности. В частности, это возможно при смешанном сельском хозяйстве, когда навоз от животноводческой деятельности используется в качестве удобрения в растениеводстве. Однако использование должно осуществляться в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В случае отнесения навоза, помета и иных органических веществ и материалов к продукции или их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства не действуют. Целевое назначение также включает требования:
— к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
— к оформлению паспортов;
— к разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение;
— к расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления.
Федеральным законом № 248-ФЗ от 14.07.2022 введено правовое регулирование обращения с отходами и побочными продуктами животноводства. Новое регулирование действует с 01.03.2023.
Установлено, что побочные продукты животноводства не являются отходами. Тем не менее они могут быть признаны отходами в случае нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 № 1940.
Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта, составленного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого выявлены соответствующие нарушения.
Дополнительный материал по теме:
Требования к обращению (обороту) побочных продуктов животноводства
Кейс № 2.
Отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам
Государственное предприятие «В» обратилось в суд с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания.
Из материалов дела:
Управлением в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка на объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В результате установлено, что Предприятию выдана лицензия на деятельность по транспортированию отходов III–IV классов опасности. При этом в перечне отходов, с которыми лицензиат имеет право осуществлять лицензионную деятельность, отсутствует такой вид отходов, как «Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный», код в ФККО 73910112394 (фильтрат).
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что фильтрат является отходом и Предприятие ведет деятельность по его обращению в отсутствие лицензии.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав недействительным данный пункт предписания.
Решение:
Кассация оставила в силе судебный акт апелляции.
Предприятие оказывает услуги водоотведения МБУ «Ч». Из не опровергнутых Управлением пояснений Предприятия следует, что принятые сточные воды, попадая в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), направляются на очистные сооружения. После полного цикла очистки и обеззараживания сточные воды сбрасываются в водный объект. В результате рекультивации полигона ТКО выполнено устройство дренажной траншеи, в которой проложен дренажный трубопровод для сбора фильтрата из тела полигона, расположенный по периметру полигона. В связи с невозможностью осуществления вывоза фильтрата организован отвод фильтрата посредством временного трубопровода в ЦСВ Предприятия.
Таким образом, образующийся фильтрат не связан с деятельностью заявителя. Предприятие осуществляет лишь прием в ЦСВ фильтрата от полигона в составе сточных вод и обеспечивает его очистку на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект.
Доводы Управления о том, что транспортирование Предприятием фильтрата как отхода подтверждается решением районного суда, отклонены судом. Из судебного акта не следует, что Предприятие осуществляет транспортировку такого вида отхода, как фильтрат. Более того, указанным решением именно деятельность МБУ «Ч» в части сброса с рекультивированного полигона ТКО в ЦСВ признана не соответствующей проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Комментарий эксперта:
Название блока 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» содержит указание на исключение: «...воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».
Согласно разъяснениям Минприроды, отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления:
— В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами. Обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
— Если же такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки следует считать жидкими отходами. Дальнейшее обращение с жидкими отходами должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Дополнительный материал по теме:
Жидкие фракции из выгребных ям: отходы или стоки?
Кейс № 3.
Осуществление контроля за проведением работ на объекте рекультивации
АО «У» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Из материалов дела:
Управление провело выездную внеплановую проверку объекта рекультивации нарушенных земель, занятых свалкой ТБО. По результатам проверки зафиксировано нарушение: накопление отходов лома черных металлов, обрезков пластиковых гофрированных труб.
Как установлено судами, Общество является подрядчиком по договору с ГКУ «Ц». Согласно п. 1.2 договора Общество обязуется в установленный срок выполнить работы по рекультивации занятых свалкой земель в соответствии с техническим заданием, проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Кроме того, Обществом привлечен субподрядчик, который является непосредственным исполнителем предусмотренных договором работ.
Суды первой и второй инстанций пришли к выводу, что предписание выдано ненадлежащему субъекту ответственности, и признали предписание недействительным.
Решение:
Кассация, приняв во внимание, что Общество обязано соблюдать требования в области охраны окружающей среды, принимать меры, направленные на предотвращение НВОС, с выводами судебных инстанций не согласилась, указав следующее.
Привлечение субподрядчика и возложение на последнего обязанности соблюдения требований в области охраны окружающей среды не освобождает Общество от соблюдения требований законодательства. Фактически оно направлено на уклонение от осуществления контроля проведения работ на объекте рекультивации.
Более того, заключение договора субподряда не может освобождать Общество от ответственности по соблюдению природоохранного законодательства. Исполнение публично-правовой обязанности не может устраняться путем заключения гражданско-правового договора по волеизъявлению самого лица, на которое возлагается исполнение такой обязанности.
Ссылка судов на выводы, изложенные в решениях городского суда, кассацией не принята. Положения ст. 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможности иной правовой оценки таковых. Оценка зависит от характера конкретного спора, в связи с чем правовые выводы суда общей юрисдикции преюдициальными не являются. Выводы арбитражного суда должны основываться на имеющихся в деле доказательствах в соответствии с требованиями ст. 71 и 168 АПК РФ.
Комментарий эксперта:
Статья 71 АПК РФ содержит принципы оценки доказательств арбитражным судом:
1) По своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2) Относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства оценивается в отдельности, а достаточность и взаимная связь доказательств — в их совокупности;
3) Доказательство признается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
4) Каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
5) Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Таким образом, установленные судом общей юрисдикции фактические обстоятельства, а также доказательства этих обстоятельств оцениваются арбитражным судом непосредственно в судебном заседании, а результаты такой оценки отражаются в судебном акте (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ, нарушение требования ст. 71 АПК РФ о непосредственном исследовании доказательств в судебном процессе может послужить основанием для изменения или отмены решения суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Статьей 751 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении предусмотренных договором работ.
К тому же именно подрядчик несет ответственность за действия лиц, привлекаемых в процессе выполнения подрядных работ по договору (ст. 706 Гражданского кодекса РФ).
Между тем, как это следует из Положения № 2290, предусматривающего требования к соискателю лицензии на осуществление видов деятельности по обращению с отходами, лицензия должна быть оформлена лицом, которое фактически осуществляет деятельность по обращению с отходами.
Дополнительный материал по теме:
Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Обзор судебной практики подготовила Юлия Юрченко, руководитель экологической практики Сибирского офиса «Пепеляев Групп», эколог-аудитор, эксперт ГЭЭ ЕМУ Росприроднадзора
Больше примеров
с экспертным разбором судебной практики
природоохранного законодательства в сервисе
«Практика разрешения споров в области экологии»
Присоединяйтесь к команде «Техэксперт: Экология»!
Получайте эксклюзивный доступ к практическим знаниям