Вопрос-ответ
Плетцер Алина Станиславовна
Вопрос:
5 вопросов о документах, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований ФЗ-384 с 01.09.2024
Ситуация:
Допустим, что в отношении проектируемого объекта капитального строительства имеются все условия для применения всех вариантов документов, предусмотренных в пунктах 1-4 части 1 статьи 6 новой редакции ФЗ-384, которые по области применения распространяются на данный объект капитального строительства:
— национальные стандарты и своды правил включены в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
— международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государства регистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
— стандарты организаций, обоснования, предусмотренные частью 6 статьи 15 новой редакции ФЗ-384, внесены в задание на проектирование.
Вопрос: в данном случае проектировщик самостоятельно выбирает один из вариантов документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований новой редакции ФЗ-384? Чем следует руководствоваться при принятии такого решения или проектировщик может действовать по своему усмотрению исходя из своего опыта, предпочтений?
Ответ:
Согласно ч.5_2 и ч.6 ст.15 ФЗ № 384, если иное не установлено в задании на проектирование, проектная организация сама определяет, чем и как руководствоваться и обосновывать принятые проектные решения.
Вопрос: в данном случае, какие документы следует применять в качестве высших по иерархии (имеющих большую «силу», «доминирующих», «предпочтительных»)? Или законодательство в данном случае полностью уравнивает по «статусу» все четыре варианта возможных документов по пунктам 1-4 части 1 статьи 6 новой редакции ФЗ-384?
Ответ: в соответствии с ФЗ № 384 все документы, перечисленные в ч.1 ст.6, имеют равнозначное значение при применении.
Вопрос: как быть, если два (или более) документа, распространяющиеся на один и тот же объект капитального строительства, содержат противоречия между собой по отдельным требованиям? Например, свод правил и национальный стандарт, один свод правил и второй свод правил. Какой из этих документов применять?
Ответ: проектная организация самостоятельно определяет, каким документом обосновываются принятые проектные решения. В проектной документации, руководствуясь п.3 Положения, утв. ПП РФ от 16.02.2008 № 87, при описании принятого проектного решения делается ссылка на требование нормативно-технического документа. В таком случае будет понятно, какой документ, в частности, применен.
Вопрос: возможна ситуация, когда стандарты организаций, обоснования, предусмотренные частью 6 статьи 15 новой редакции ФЗ-384, внесены в задание на проектирование в рекомендательном ключе. Например, в задании на проектирование процитирована часть 1 статьи 6 новой редакции ФЗ-384, а далее указан перечень стандартов организаций. Правильно ли понимание того, что возможность выбора любого из вариантов по части 1 статьи 6 новой редакции ФЗ-384 сохранится за проектировщиком в таком случае?
Ответ: если процитирована ч.1 ст.6 ФЗ № 384 и далее в задании перечислены стандарта организации, то стандарты организаций будут иметь приоритетное значение перед другими документами из ч.1 ст.6 ФЗ № 384. Соблюдение перечисленных стандартов организаций будет обязательным в силу ч.2 ст.759 ГК РФ. Однако указанные стандарты организаций должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов (ч.4 ст.6 ФЗ № 384).
Вопрос: возможна ситуация, когда стандарты организаций, обоснования, предусмотренные частью 6 статьи 15 новой редакции ФЗ-384, внесены в задание на проектирование в виде непосредственного требования (нерекомендательного характера), например: «расчет выполнить в соответствии с СТО «...»
Сохранится ли за проектировщиком в таком случае право выбора любого из вариантов по части 1 статьи 6 новой редакции ФЗ-384? Например, выполнение указанного расчета по соответствующему своду правил, вместо СТО «...»
Ответ: Способы обоснования, указанные в п.4 ч.1 ст.6 ФЗ № 384, не могут быть указаны в задании на проектирование, так как эти способы применяются только проектной организации для обоснования принятых решений (ч.5_2 ст.15 ФЗ № 384). Ведь что-то можно обосновать результатами исследований, расчетами, моделированием сценариев и т.д., а что-то нет. То есть применение способов обоснования, перечисленных в ч.6 ст.15 ФЗ № 384, возможно именно в процессе проектирования.
В ч.6 ст.6 ФЗ № 384 в задании на проектирование может быть установлена необходимость применения документов, указанных в ч.3 и 4 ст.6 ФЗ № 384, то есть международные стандарты, региональные стандарты и т.д., а также стандарты организаций.
Плетцер Алина Станиславовна
Вопрос:
В соответствии с приказом Минстроя РФ № 241/пр от 04.04.24, с 01.09.24 отменяется разработка СТУ. Как после отмены СТУ будут оформляться отступления от требований СП, ФЗ?
Ответ:
До 01.09.2024 в рамках ФЗ № 384 СТУ разрабатывались в случае, если для подготовки документации требуется отступление от требований, включенных в перечень обязательного применения, недостаточно требований к надежности и безопасности или такие требования не установлены (ч.8 ст.6 ФЗ № 384).
То есть рассматривается отступление от требований только СП и ГОСТ, включенных в ПП РФ от 28.05.2021 № 815. Отступление от ФЗ не допускается.
С 01.09.2024 безопасность зданий, сооружений, процессов проектирования и иных процессов, осуществляемых на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ № 384 и требований, устанавливаемых одни или несколькими документами, предусмотренными ч.1 ст.6 ФЗ № 384 (в ред.действ. с 01.09.2024).
Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение ФЗ № 384, являются:
1. Национальные стандарты РФ и (или своды правил (часть национального стандарта и(или) часть свода правил).
Национальные стандарты и своды правил применяются со дня включения их в реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.
Данный реестр формируется в порядке, установленном ГрК РФ (ст.57_4) и размещается на сайте ГИСОГД РФ и на сайте ФАУ «ФЦС» (https://faufcc.ru/deiatelnost/normirovanie-i-standartizatsiia/reestr-normativno-tekhnicheskoi-dokumentatsii).
Подлежат ревизии и необходимых случаях пересмотру и(или) актуализации не реже чем один раз в пять лет.
2. Международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правила, стандарты иностранных государства и своды правил иностранных государств.
Применяются со дня регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании (ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
3. Стандарты организаций.
Применяются со дня регистрации указанных стандартов в Федеральном информационном фонде стандартов в порядке, установленном законодательством РФ о стандартизации (ФЗ от 29.06.2015 № 162-ФЗ).
Необходимость применения документов, указанных в п.2 и 3, может быть установлена в задании на проектирование.
4. Результаты применения предусмотренных ч.6 ст.15 ФЗ № 384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
К способам обоснования согласно ч.6 ст.15 ФЗ № 384 относятся:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Требования к содержанию результатов применения предусмотренных ч.6 ст.15 ФЗ № 384 способов обоснования утверждены постановлением Правительством РФ от 30.05.2024 № 708.
То, каким способом обосновываются проектные решения, решает проектная организация, в случае если иное не указано в задании на проектирование.
Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
Что может согласовывать авторский надзор или ГИП?
Например, кто имеет право согласовывать замену технологического оборудования? Достаточно в рамках авторского надзора или должен ГИП согласовывать?
Ответ:
Легализовать замену оборудования возможно лишь путем внесения изменений в проектную документацию.
Обоснование:
Лицо, осуществляющий авторский надзор, может согласовывать:
— ведение журнала авторского надзора только в электронной форме (пункт 6.12 СП 246.1325800.2023);
— ведение журнала авторского надзора и его хранение в информационной модели (пункт 6.22 СП 246.1325800.2023);
— дату устранения нарушения требований проектной документации (листы 5 и 6 формы журнала авторского надзора — приложение Б СП 246.1325800.2023).
В соответствии с частью 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям ГИПов (специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования) в том числе относятся соответственно:
1) утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на проектирование объекта капитального строительства;
2) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;
3) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.
Т.е. «замену оборудования» указанные лица согласовать не вправе.
Отступление от требований проектной документации влечет за собой отказ в выдаче заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации (часть 16 статьи 54 ГрК РФ) и может квалифицироваться как нарушение требований проектной документации (статья 9.4 КоАП РФ).
Соответственно, легализовать замену оборудования возможно лишь путем внесения изменений в проектную документацию.
Выбор способа внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы: в форме проектного сопровождения (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), либо экспертного сопровождения (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ), либо путем внесения изменений (соответствующих требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ) в рабочую документацию — это прерогатива застройщика, технического заказчика, именно он утверждает эти изменения (части 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ).
В случае выявления в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, такие изменения могут вноситься в порядке:
— проектного сопровождения (статьи 49 (часть 3.8) и 48 (часть 15.2) ГрК РФ);
— экспертного сопровождения (статьи 49 (части 3.9 и 3.10) и 48 (часть 15.3) ГрК РФ; п.п.45(2) — 45(10) «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).
В соответствии с частью 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
Рекомендуемая форма подтверждения соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ опубликована на официальном сайте Минстроя России
В соответствии с частью 15.3 статьи 48 ГрК РФ в случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ, такие изменения утверждаются при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49.
Согласно части 1.3 статьи 52 ГрК РФ (действует с 01.01.2022) в случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1-5 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, приведение проектной документации в соответствие с такими изменениями, внесенными в рабочую документацию, не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 48. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.
Проектная документацию, получившая положительное заключение экспертизы проектной документации, в случае внесения в нее изменений (как предусмотренных, так и не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ) может быть направлена на повторную экспертизу (статьи 49 (часть 3.11) и 48 (часть 15) ГрК РФ; раздел VI названного Положения). В таком случае документация утверждается застройщиком (техническим заказчиком) при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).
Абакумова Юлия Сергеевна
Вопрос:
Документ СБЦП 81-2001-03 Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» частично утратил силу (главы 2.1-2.10, 12 и таблицы 1-32, 39-42 главы 4) в связи с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.11.2023 № 848/пр об установлении «Нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения», однако на сегодняшний день этот документ в силу не вступил. Как в таком случае посчитать стоимость проектных работ на строительство объектов гражданского назначения?
Ответ:
Если задание на проектирование утверждено до 28.11.2023, то при разработке смет на ПИР необходимо применять сборник СБЦП 81-2201-03, утвержденные Приказом от 28 мая 2010 года № 260.
Если задание на проектирование утверждено после 28.11.2023 следует применять «Нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения», утвержденные Приказом от 28.11.2023 № 848/пр.
Обоснование:
Согласно п.4 Приказа от 24 октября 2017 года № 1470/пр об утверждении «Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов» (далее — ФРСН) в реестр включены сведения и справочная информация об утвержденных сметных нормативах, о внесении изменений в такие нормативы, о признании сметных нормативов не подлежащими применению.
«Нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения», утвержденные Приказом от 28.11.2023 № 848/пр, внесены в Федеральный реестр сметных нормативов решением о включении в реестр от 13.12.2023 № 4.
После включения нормативных затрат на ПИР в ФРСН, определяющей датой применения этих нормативных затрат является дата их утверждения, то есть 28 ноября 2023 года.
Соломатов Геннадий Петрович
Вопрос:
В соответствии с требованиями СП 333.1325800.2020, п.12.2, на этапе строительства цифровая информационная модель (объекта капитального строительства) должна проходить валидацию, в том числе на отсутствие пространственных коллизий. В соответствии с требованиями СП 301.1325800.2017, п.6.2, предъявляются требования к программному обеспечению для применения технологий ИМ в производственно-технических отделах, в частности, программное обеспечение должно обеспечить выявление коллизий и проверку на пересечение, а также управление коллизиями и пересечениями. Однако в п.8 СП 301.1325800.2017 предъявляются требования к проектной модели (ЦИМ), передаваемой в ПТО, в частности к отсутствию пересечений (см. п.8.5).
Какую именно проверку на отсутствие коллизии и пересечений в ЦИМ необходимо осуществлять на стадии строительства?
Ответ:
Требования к информационному наполнению строительной модели в ходе строительных работ приведены в п.10 СП 301.1325800.2017. На стадии строительства должна осуществляться проверка внесения утвержденных изменений в имеющуюся проектную модель, т.е. анализ и внесение изменений, исключающих критические пересечения конструкций и инженерных сетей при изменении их трасс и технических и конструктивных характеристик. В результате этого получается строительная информационная модель, позволяющая наглядно и более точно провести оценку таких изменений либо подтвердить правильность первоначальных проектных решений, в любом случае получить и сохранить комплексный результат в виде строительной модели.
Требования к результату и объемам работ по созданию строительной модели приведены в пункте 9.4 СП 301.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами» и являются обязательными в организации работы специалистов ПТО по части создания строительной модели.
Обоснование:
Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
Как правильно указывать в тексте проектной документации или в рабочей документации ссылки на стандарт и где это правило приведено? Мы всегда придерживались титульного листа, что в целом соответствовало результатам поиска в «Техэксперте». Но недавно обнаружили, что надо придерживаться регламентов о добровольном и об обязательном обеспечении соблюдения требований безопасности. Получаются разные варианты наименований стандартов. Например, согласно титульному листу стандарта СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83», но в постановлении Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений».
Ответ:
Согласно пункту 4.1.4 ГОСТ Р 21.101-2020 текстовые документы, содержащие в основном сплошной текст (в том числе текстовые части разделов и подразделов проектной документации), выполняют по ГОСТ Р 2.105 с учетом 5.1, 5.2 настоящего стандарта.
Согласно пункту 6.11.3 ГОСТ Р 2.105-2019 при ссылках на документы по стандартизации указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в конце ТД в структурном элементе «Ссылочные нормативные документы» по форме, приведенной на рисунке 21.
Об обозначении и наименовании свода правил.
Наименование свода правил устанавливается приказом федерального органа исполнительной власти, которым утверждается соответствующий свод правил.
Например, приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 970/пр утвержден и введен в действие свод правил СП 22.13330 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений», которому при регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов было присвоено обозначение СП 22.13330.2016.
Рекомендуем оформлять ссылку на данный свод правил аналогично ссылке на данный свод правил в нормативных правовых актах Правительства РФ и Росстандарта (см., к примеру, приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687):
222. СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений» (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4).
Ссылки ведут на документы в системе «Техэксперт». Если ссылки не активны или при переходе возникает ошибка, вероятно, вы не являетесь пользователем «Техэксперт» или у вас не настроена утилита «КАссист».
Обратитесь к представителю «Техэксперт» в вашем регионе.
Чумак Алексей Юрьевич
Вопрос:
Что подразумевается под высотой здания в СП 335.1325800.2017 «Крупнопанельные конструктивные системы. Правила проектирования», п.4.2.2:
1 — расстояние от поверхности земли до наивысшей точки здания (например, отметка парапета машинного отделения);
2 — расстояние от верха фундамента до отметки верха покрытия последнего этажа;
3 — расстояние от верха монолитного перекрытия 1-го этажа общественного назначения до отметки верха покрытия последнего этажа?
Район строительства по сейсмике 5-6 баллов. Ветровой район II.
Ответ:
Расстояние от поверхности земли до наивысшей точки зданий.
Обоснование:
В СП 335.1325800.2017 имеется в виду архитектурная высота , определяемая как вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки уровня земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня и т.п.).
Правила определения архитектурной высоты содержатся в п.А.12 приложения А СП 118.13330.2022.
Чумак Алексей Юрьевич
Вопрос:
Согласно ГОСТ 21.1101-2013, п.4.1.1 можно ли считать частями N 1 и N 2 раздела 3 «Объемно-планировочные и архитектурные решения» документацию по корпусам А и Б, например, одного жилого дома? Как правильно записать в состав проектной документации два корпуса одного жилого дома?
Ответ:
1. Да, можно.
2. Разделение на части возможно в любой комбинации при условии выполнения требований Положения.
Обоснование:
1. Разделом 3 «Объемно-планировочные и архитектурные решения» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее — Положение), предусмотрены графическая и текстовая части (см. п.13).
Проектную документацию комплектуют по отдельным разделам и подразделам, установленным Положением (см. п.4.1.1 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации»).
При этом при необходимости разделы и подразделы делят на части, а части — на книги (см. п.4.1.3 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации»).
2. Если раздел проектной документации делят на части, то обозначение части составляют из обозначения раздела, к которому добавляют номер части (см. п.4.1.3.1 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации»). То есть разделение на части возможно в любой комбинации при условии выполнения требований Положения.
Соломатов Геннадий Петрович
Вопрос:
Какими нормативными документами можно руководствоваться взамен недействующего Постановления 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»?
Ответ:
Взамен закончившего свое действие ПП РФ N 1431 от 15.09.2020 для целей формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства требования изложены в следующих нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
- СП 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» — установлены правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла. Информационная модель объекта капитального строительства (ИМ ОКС) формируется, передается и хранится в виде структурированного набора электронных документов (ДЭ);
- СП 328.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»- приведены правила описания и допустимые форматы компонентов ИМ ОКС, принятые для этого кодировки.
Структура и состав классификатора строительной информации установлены приказом от 06.08.2020 года N 430/пр.
Обоснование:
Разъяснения Минстроя России, Письмо от 27.03.2023 года N 16218-НП/14 «О порядке формирования и ведения информационной модели ОКС после 1 марта 2023 года».
Богдашова Людмила Викторовна
Вопрос:
В СП 446.1325800.2019 (п.7.2.6) указано требование по глубине выполнения инженерно-геологических скважин при проведении инженерных изысканий. Согласно данному пункту глубина должна быть увеличена не менее чем на 2 м относительно суммы проектируемой глубины заложения фундамента и глубины сжимаемой толщи грунтов. Глубину сжимаемой толщи грунтов определить согласно СП 22.13330.2016 (пункт 5.6.41). Как выполнить расчет глубины сжимаемой толщи грунтов на стадии до выполнения инженерных изысканий без понимания, какие грунты на площадке строительства присутствуют?
Ответ:
В СП 446 в р.7 «Инженерно-геологические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при подготовке проектной документации объектов капитального строительства» под заголовком раздела приведен вводный текст:
"Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации объектов капитального строительства выполняют в два этапа в следующих случаях:
— при недостаточной изученности инженерно-геологических условий территории и факторов техногенного воздействия;
— при отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по окончательному выбору местоположения зданий и сооружений (переходов трассы через естественные и искусственные препятствия), выбору типов фундаментов;
— отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по инженерной защите объектов капитального строительства.
Инженерно-геологические изыскания выполняют в один этап, если территория хорошо изучена в инженерно-геологическом отношении, материалов и данных достаточно для определения окончательного местоположения проектируемого объекта, окончательного выбора типа и глубины фундаментов, а также для принятия проектных решений по инженерной защите. В этом случае инженерно-геологические изыскания следует выполнять в соответствии с требованиями 7.2".
Т.о., требования р.7.2, в т.ч. п.7.2.6, выполняются, если территория хорошо изучена в инженерно-геологическом отношении, материалов и данных достаточно для определения окончательного местоположения проектируемого объекта, окончательного выбора типа и глубины фундаментов, а также для принятия проектных решений по инженерной защите.
Чумак Алексей Юрьевич
Вопрос:
Вопрос по оформлению спецификаций в проектной документации. При разработке раздела «Технологические решения» специалисты составляют подробную спецификацию, например, для помещения столовой. В спецификацию включают много позиций (в спецификации более 50 листов), в т.ч. столы, смесители и т.п.
Оформляют такую спецификацию, как на стадии Р, по форме 1 (ГОСТ 21.110-2013) с шифром «СО» и комплектуют в том отдельным документом, в содержании тома документы записаны: Обозначение Наименование 978-21-ТХ2-С Содержание тома 6.2 978-21-ТХ2.Т Текстовая часть 978-21-ТХ2.Г Графическая часть 978-21-ТХ2.СО Спецификация оборудования и материалов.
Допускается ли такое оформление проектной документации, если в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 87 проектная документация состоит из текстовой и графической частей? Или надо оформлять спецификацию в соответствии с п.6 ГОСТ Р 21.101-2020 по форме 7 (приложение К)?
Ответ:
Не предусмотрена. Указанную спецификацию целесообразно разработать в составе рабочей документации.
Обоснование:
ГОСТ 21.110-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Спецификация оборудования, изделий и материалов» устанавливает форму и общие правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов в составе рабочей документации для строительства объектов различного назначения (см. раздел 1).
В целях реализации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, в том числе технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий (см. п.4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, далее — Постановление N 87).
Кроме того, разделом 6 «Технологические решения» Постановления N 87 обязательность разработки спецификации не предусмотрена.
В п.п.16-21 Постановления N 87 перечислены следующие спецификации оборудования, изделий, материалов, относящихся только к «исключению нерационального расхода»:
спецификация предполагаемого к применению оборудования, изделий, материалов, позволяющих исключить нерациональный расход электроэнергии, в том числе основные их характеристики;
спецификация предполагаемого к применению оборудования, изделий, материалов, позволяющих исключить нерациональный расход воды, в том числе основные их характеристики;
спецификация предполагаемого к применению оборудования, изделий, материалов, позволяющих исключить нерациональный расход теплоносителей, в том числе основные их характеристики;
спецификацию предполагаемого к применению оборудования, изделий, материалов, позволяющих исключить нерациональный расход топлива, в том числе основные их характеристики.
На чертежах и схемах графической части спецификацию выполняют по форме 7 или 8 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации».
Таким образом, разработка спецификации в рамках подготовки проектной документации, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, указанным выше, не предусмотрена.
Чеготова Елена Викторовна
Вопрос:
На объекте строительства автодороги выполняются работы по устройству насыпи, при этом насыпь ведется по ранее построенным (не в рамках текущего объекта) инженерным сооружениям, а именно по коммуникациям дождевой канализации (колодцы и трубопроводы).
Указанные инженерные сооружения были построены около пяти лет назад, соответственно, гидроизоляция на бетонных поверхностях коммуникаций имеет значительные дефекты.
В рамках текущего объекта — при устройстве насыпи проектируемой автодороги — ранее построенные коммуникации должны быть засыпаны. Работы по ремонту/повторному нанесению гидроизоляции не предусмотрены в рамках текущего объекта. Строительный контроль не разрешает работы по устройству насыпи на основании п.9.2.1 СП 48.13330.2019.
На основании какого нормативного документа подрядная организация должна предоставить исполнительную документацию по работам, выполненным пять лет назад? Каким нормативным документом регламентируется сохранность ранее выполненных работ, и кто в итоге несет за это ответственность?
Ответ:
Подрядчик должен был остановить производство работ, выявив указанные выше обстоятельства, известить о данном факте заказчика и только потом продолжать работы, если их согласовал заказчик.
Как я понимаю из вопроса, этого сделано не было, т.е. все риски несет подрядчик.
Обоснование:
См. ст.716 ГК РФ, в первую очередь, пользователя должны интересовать ч.ч.1 и 2.
Эксперт ООО "Челинформцентр"
Вопрос:
Как правильно рассчитать стоимость услуг технического заказчика?
Примечание: объект не типовой.
Ответ:
Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 года N 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика, которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Кодекса.
Согласно пункту 4 Методики затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.
В случае если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.