Вопрос-ответ

Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
Положения о Заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории РФ — какое положение сейчас действует?
Ответ:
Действующего «Положения о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации» в н.в. нет в связи с отсутствием полномочий на издание такого документа у какого-либо государственного органа.
«Отдельные функции государственного заказчика (заказчика)» установлены разделом IV «Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы», утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716.
Продолжают действовать «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.1993 N 812.
«Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика» утв. приказом Минстроя России от 02.06.2020 N 297/пр.
Приложения к методике:
1. Рекомендуемый перечень функций технического заказчика, используемый при расчете затрат на осуществление функций технического заказчика;
2. Определение численности работников технического заказчика исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства по итогам глав 1-9 и 12 ССРСС, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации.

Плетцер Алина Станиславовна
Вопрос:
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87, изм. от 27.05.2022 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
По разделу 4 «Конструктивные решения» графическая часть п.х) план и сечения фундаментов.
Каким должен быть объем информации для предоставления проектной документации в главгосэкспертизу?
Ответ:
Объем проектной документации (текстовой, а также графической частей) должен быть достаточным для возможности оценки представленной проектной документации на соответствие требованиям технических регламентов, а также иным требованиям, указанным в ч.5 ст.49 ГрК РФ.
Обоснование:
Согласно п.6 Положения, утв. ПП РФ от 16.02.2008 N 87, правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Предполагалось, что в дополнение к принятому Положению в 2008 году будут разработаны правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов.
Однако, 2 апреля 2009 года был издан приказ Минстроя России N 108, в соответствии с которым определено, что до утверждения соответствующих национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов СПДС, ЕСКД.
Нормативно-техническая документация, регламентирующая правила выполнения проектной документации конструктивных решений, не разработана и не утверждена. Только для рабочей документации утвержден ГОСТ 21.501-2018.
Оформление планов и сечения фундаментов выполняется в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020.
Разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих конструктивные решения, направленные на обеспечение соблюдения требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности (п.5 Положения, утв. ПП РФ от 16.02.2008 N 87; ч.5 ст.49 ГрК РФ).

Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
Наш институт в соответствии с условиями государственного контракта разработал проектную документацию на строительство объекта транспортной инфраструктуры по согласованному заданию Заказчика от 2015 года. Заказчик принял проектную документацию и результаты инженерных изысканий, разработка которых была начата до 1 августа 2020 года.
Заказчик согласовал проектирование объекта по национальным стандартам и сводам правил, включенным в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014.
Имеет ли Заказчик право представить на первичную экспертизу проектную документацию и результаты инженерных изысканий после 01.09.2022, разработанные по национальным стандартам и сводам правил, включенным в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521?
Ответ:
Да, имеет право в соответствии пунктом 2 (абзац 5) постановления Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (в ред. от 20.05.2022).
Обоснование:
Требования, применяемые при проведении оценки соответствия в рамках государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определяются в соответствии с частью 5.2 статьи 49 ГрК РФ и пунктами 27(2) и 45(11) «Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.
В случае, если в соответствии с указанными нормами при оценке соответствия проектной документации должны применяться требования, вступившие в силу после 01.09.2021, при проведении экспертизы также будут учитываться переходные положения, установленные пунктом 2 постановления Правительства РФ от 28.05.2021 N 815.
Пункт 2 постановления Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 наделяет застройщика (технического заказчика) правом выбора требований, которые будут применяться при оценке соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в рамках проведения экспертизы, в случае если разработка проектной документации (выполнение результатов инженерных изысканий) начата в период с 01.08.2020 до 01.09.2021 или до 01.08.2020.
Соответственно, в случае представления на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 01.08.2020 до 01.09.2021 или до 01.08.2020 застройщик (технический заказчик) может выбрать перечень обязательного применения, требования которого будут применяться при проведении оценки соответствия представленной проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Информацию о соответствующем выборе застройщика (технического заказчика) целесообразно включать в условия задания на проектирование (на выполнение инженерных изысканий).

Сорокин Николай Иванович
Вопрос:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 года N 963 с 1 сентября 2022 вступили в силу изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2028 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Одним из изменений явилось то, что подраздел «Технологические решения» из раздела 5 сформирован в самостоятельный раздел 6. Шифры разделам проектной документации присваиваются в соответствии с требованиями п.4.1.2 и таблицей Б.1 приложения Б ГОСТ Р 21.101-2020. На текущий момент изменений в ГОСТ Р 21.101-2020 в части шифров разделов проектной продукции в связи со вступлением в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2028 года N 87 не внесено.
Какой присваивать шифр разделу 6 «Технологические решения»?
Ответ:
Когда до Постановления Правительства N 87 действовал СНиП 11-01-95, в котором был раздел «Технологические решения», то на основании пункта 4.1.3 ГОСТ 21.101-97 этому разделу присваивался шифр ТХ — «по аналогии с марками основных комплектов рабочих чертежей».
В соответствии с п.7.1 ГОСТ Р 1.2-2020 я направил в секретариат ТК 465 «Строительство» предложение по внесению в стандарт поправки (как в приложение Б, так и в примеры к подпункту 4.1.3.2), в связи с тем, что требования изменений в Постановление Правительства N 87 необходимо срочно учесть в действующем ГОСТ Р 21.101-2020, а разработка изменения в соответствии с установленными в 6.2 ГОСТ Р 1.2-2020 правилами не позволяет это быстро сделать.
Именно этот шифр ТХ предлагается в проекте этой поправки.

Кудинова Ирина Евгеньевна
Вопрос:
2.2. К макроклиматическому району с умеренным климатом относятся районы, где средняя из ежегодных абсолютных максимумов температура воздуха равна или ниже плюс 40°С, а средняя из ежегодных абсолютных минимумов температура воздуха равна или выше минус 45°С (в соответствии с приложением 9).
В СП 131.13330.2020 Строительная климатология СНиП 23-01-99* данных о средних температурах воздуха из ежегодных абсолютных минимумов и максимумов нет.
В каком нормативном документе приведены нижеуказанные температуры для различных населенных пунктов:
— средняя из ежегодных абсолютных минимумов;
— средняя из ежегодных абсолютных максимумов?
Ответ:
Это справочные данные, которые трудно найти в нормативных документах, но в приложении 6 к ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» приведена карта макроклиматических районов земного шара, а в таблице 1 приложения 9 к ГОСТ 15150-69 приведены средние значения из ежегодных абсолютных минимумов и максимумов температуры воздуха для каждого типа климата. На карте можно определить, к какому макроклиматическому району относится тот или иной населенный пункт.
В приложении 1 к информационному письму ПАО «ФСК ЕЭС» от 12.02.2009 N ЧА/29/11 приведены средние значения из ежегодных абсолютных минимумов и максимумов температуры воздуха для отдельных населенных пунктов Российской Федерации.
Есть научно-прикладной справочник по климату СССР, серия 3 которого содержит многолетние данные, разделенные на выпуски по регионам страны (есть в крупнейших библиотеках страны, например, в Российской государственной библиотеке или в Российской национальной библиотеке). Этот справочник содержит наиболее подробную информацию.

Чеготова Елена Викторовна
Вопрос:
Госконтракт на строительство объекта капитального строительства заключен по 44-ФЗ. В связи с изменениями стоимости материалов, коньюктуры оборудования, индексацией заработной платы была произведена корректировка цены контракта. Документы направлены на повторную экспертизу и получено положительное заключение экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости. Увеличение стоимости работ в пределе лимита бюджетных обязательств. Для подготовки доп.соглашения к контракту Заказчик требует документы-обоснования (в том числе УПД).
Правомерно ли требование Заказчика? Обязаны ли мы подтверждать затраты перед Заказчиком при наличии экспертизы? Если да, то какие затраты и какие варианты информации подходят для обоснования (материалы, заработная плата)?
Ответ:
Да, требование правомерно, а вот перечень документов не лимитируется.
Абз.5 пп."б" п.2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 требует приложить обосновывающие документы, однако не указывает, какие именно должны они быть. Судебной практики в части определения такого перечня нет. На мой взгляд, учитывая предмет экспертизы (ч.5 ст.49 ГрК РФ), заключение экспертизы вполне может являться таковым, как минимум, при обосновании увеличения цены туда представлен конъюнктурный анализ и прайсы.

Плетцер Алина Станиславовна
Вопрос:
При выполнении графической части раздела проектной документации в виде нескольких документов составляется ведомость документов графической части (согласно п.4.1.6 ГОСТ Р 21.101-2020) по форме 2 (прил.В).
В этом случае необходимо ли составлять ведомость графической части по форме 1 (прил.В) отдельно для каждого документа графической части?
Ответ:
Нет, дополнительная ведомость по форме 1 не выполняется.
Разница между формами заключается в том, что когда графическая часть выполняется в виде одного документа, в первой графе записываются листы, так как обозначение у всех чертежей документа одинаковое.
Во втором случае, когда графическая часть представлена отдельными документами, в первой графе указывается обозначение документа, так как каждый чертеж будет иметь свое обозначение, и, соответственно, в ведомости перечисляются все документы графической части.
И в первом, и во втором случае ведомость одна (либо по форме 1, либо по форме 2), располагается первым листом графической части проектной документации.

Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
Есть ли конкретный перечень объектов в проектной документации, в которой должен быть ТИМ (BIM)?
Ответ:
Формирование и ведение информационной модели обязательно для «бюджетных» объектов, договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции которых заключен после 01.01.2022, за исключением объектов капитального строительства, создаваемых в интересах обороны и безопасности государства.
Обоснование:
В соответствии с частью 1 статьи 57.5 ГрК РФ постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 N 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» установлено, что формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заключен после 1 января 2022 года, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

Алексей Анатольевич
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то отличия в ТТК по выполнению работ при строительстве крупнопанельного 9-этажного дома серии 90 и монолитно-каркасного дома с газосиликатными блоками. Возможно ли использовать одни и те же ТТК по тем или иных видам работ как в строительстве панельного дома серии 90, так и при строительстве монолитно-каркасного дома?
Ответ:
1. Технология (некоторые виды работ) панельного и монолитного строительства различается.
2. Но если решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, состав и количество строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений совпадают, то можно использовать одни и те же ТТК по тем или иных видам работ.
3. Рекомендуем:
— разработать типовые технологические карты;
— произвести привязку типовой технологической карты к конкретным объектам и условиям строительства.
Обоснование:
1. МДС 12-29.2006 Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты
4.2. Технологическая карта составляется на специальные работы, в результате которых создаются конструктивные элементы здания, например монтаж подкрановых балок, колонн, стеновых панелей, трубопроводов, систем отопления, вентиляции, водоснабжения.
При необходимости технологическая карта разрабатывается на сооружение ответственных элементов или на устройство отдельных узлов, от качества которых зависят показатели назначения, безопасности и надежности, экологии и эстетики всего здания.
4.3. Технологическая карта разрабатывается для обеспечения строительства рациональными решениями по организации, технологии и механизации строительных работ.
4.4. Для составления технологической карты подготавливаются и принимаются решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, выявляется необходимая номенклатура и подсчитываются объемы материально-технических ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда, безопасности и охране окружающей среды.
4.5. При разработке технологических карт используются государственные стандарты, строительные нормы и правила, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства. Для повышения конкурентоспособности строительной организации (фирмы) рекомендуется применять в технологических картах прогрессивные, более жесткие, чем в приведенных документах, нормы и правила.
Для расчета потребности в ресурсах используются производственные, ведомственные и местные нормы.
4.6. В технологической карте следует установить требования к качеству и способы его проверки:
— предшествующих работ;
— материалов и изделий, поступающих в производство;
— выполнения технологических операций и процесса в целом.
4.7. Материально-технические ресурсы, затраты труда и машинного времени приводятся в технологических картах на технологический процесс и его операции, на весь объем работ или укрупненные измерители конечной продукции, например: на площадь — 10, 100 или 1000 м2; на объем — 10, 100 или 1000 м3; на расстояние — 100 или 1000 м; на массу — 100 или 1000 т; на количество — 10 или 100 шт.
4.8. На многократно повторяющиеся строительные работы или для возведения конструкции или здания в целом по проектам массового применения разрабатывается типовая технологическая карта.
В состав проекта производства работ, связанного с использованием строительных технологий массового применения, включаются типовые технологические карты.
6.3. Привязка типовой технологической карты к конкретным объектам и условиям строительства состоит в уточнении технологии и объемов работ, количества машин и оборудования, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. При этом с учетом природно-климатических условий производится замена устаревших и более не выпускаемых промышленностью машин, оборудования, технологической оснастки, строительных материалов и изделий, пересматривается калькуляция, составляется график производства работ и пересчитываются технико-экономические показатели, изымаются ссылки на устаревшие нормативные документы.
2. Технологическая карта (Руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве)
3.10. Привязка типовых технологических карт к конкретным объектам и условиям строительства производится в процессе разработки ППР на строительство этого объекта и состоит в уточнении объемов работ, количества машин, механизмов и оборудования, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, а также в проверке соответствия графической схемы производства работ фактическим размерам зданий и сооружений.
В общем случае привязка карты состоит в уточнении факторов и возможности их использования для конкретных условий, в том числе с учетом природно-климатических и зимних условий в различных регионах страны.
3.11. (*) В числе факторов, влияющих на технико-экономические показатели типовой технологической карты (и определяющих варианты технологии производства работ), рекомендуется учитывать: характеристики используемых материалов, изделий и конструкций; способы, методы и условия производства работ; виды и типы применяемых машин, механизмов, оборудования, технологической оснастки и инструмента, их характеристики.
3.12. (*) Привязка типовой технологической карты производится в следующей последовательности:
— рассмотрение проектно-сметной документации на строительство объекта и выбор искомого варианта из вариантов, предусматриваемых типовой технологической картой;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, марок машин, механизмов и оборудования, норм времени и затрат труда и т.д.) принятому варианту; корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчет калькуляции затрат труда и машинного времени, продолжительности выполнения каждого технологического процесса в графике производства работ, а также потребности в материально-технических ресурсах в зависимости от объемов работ и принятого варианта;
— оформление графической части с конкретной привязкой машин, механизмов, оборудования и технологической оснастки в соответствии с их фактическими габаритами;
— корректировка мероприятий по контролю качества, охраны труда и экологической безопасности.

Богдашова Людмила Викторовна
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по применению пункта 7.3 ГОСТ "Надежность строительных конструкций и оснований", который является обязательным, в части использования методов неразрушающего контроля при обследовании строительных конструкций, в частности установление твердости стали в строительных конструкциях.
Суть измерений заключается в определении твердости металла по Бринеллю для строительных конструкциях (прибором твердомер), по значению которой определяется временное сопротивление при растяжении ? (приложение 2 ГОСТ 22761-77), далее по сводам правил и государственным стандартам (техническим условиям, табл.В.4 СП 16.13330.2017) принимаются ближайшие значения временного сопротивления стали Run и расчетные сопротивления стали Ry.
При этом, пункты 5.3.3.1 и 5.3.3.12 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", которые не являются обязательными, но направляют на пункт 18.2.2 СП 16.13330.2011 "Стальные конструкции", который является обязательным, но при этом предписывает выполнять как испытания металла, так и исследования. Возможно ли в соответствии с этим пунктом определять временное сопротивление стали Run и расчетные сопротивления стали Ry на основании данных неразрушающего контроля (твердометрии).
Ответ:
Прочностные характеристики стали согласно п.5.3.3.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» должны определяться согласно СП 16.13330.2017.
В самом документе СП 16.13330.2017 нигде не упоминается использование методов неразрушающего контроля для определения прочностных характеристик стали конструкции (ГОСТ 22761 или подобный документ).
Пункт 18.2.2 СП 16.13330.2017 определяет:
«18.2.2...предел текучести, временное сопротивление и относительное удлинение при испытаниях на растяжение (следует проводить испытания с построением диаграммы работы стали);...»
ГОСТ 31937-2011 в пункте 5.3.3.12 указывает документы, которыми следует руководствоваться для установления физико-механических и химических характеристик стальных конструкций, но ни ГОСТ 22761, ни какой-либо другой документ, содержащий требования неразрушающего контроля, при этом не упоминается.
«5.3.3.12 Физико-механические и химические характеристики стали конструкций определяют механическими испытаниями образцов, химическим и металлографическим анализом в соответствии с ГОСТ 7564, ГОСТ 1497, ГОСТ 22536.0 при отсутствии сертификатов, недостаточной или неполной информации, приводимой в сертификатах, обнаружении в конструкциях трещин или других дефектов и повреждений, а также если указанная в проекте марка стали не соответствует нормативным требованиям по прочности.»
Согласно п.18.2.4 б) СП 16.13330.2017 испытания металла по п.18.2.2 проводят для определения марки и временного сопротивления при отсутствии сертификата (документа о качестве). То есть, когда невозможно однозначно определить марку и свойства исходя из исполнительной документации. В таком случае необходимо руководствоваться методами согласно п.18.2.2 СП 16.13330.2017.
При наличии сертификата (документа о качестве) п.18.2.4 а) временное сопротивление определяют по минимальным значениям, указанным в стандартах и технических условиях, по которым изготовлена данная металлопродукция (к примеру ГОСТ 19281 или ГОСТ 27772).
В этом случае изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой продукции требованиям стандарта.
В Вашем случае п.18.2.4 СП 16.13330.2017 применяется: либо п.18.2.4 б) — отсутствие сертификата (документа о качестве), либо п.18.2.4 в) — сталь идентифицировать не удалось.
Т.е. придется определять предел текучести испытанием образца на растяжение в соответствии с п.18.2.2 СП 16.13330.2017.
Использование неразрушающих методов по ГОСТ 22761 для получения значение предела текучести возможно, но как дополнительное.

Груша Герман Афанасьевич
Вопрос:
При постановке штампов «в производство работ» на проектной документации, со стороны застройщика (технического заказчика) кто уполномочен ставить подпись в данном штампе — назначенный приказом специалист, состоящий в нац. реестре?
Ответ:
Простановка штампа «В производство работ» на каждом листе комплектов рабочей документации предусмотрена пунктом 5.8 СП 48.13330.2019.
Если же в договоре предусмотрена простановка штампа «В производство работ» на проектной документации, ставить визу на такой документации вправе только специалист по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
________________
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относится организация входного контроля проектной документации объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.
Организация входного контроля рабочей документации к должностным обязанностям специалистов по организации строительства не относится.

Плетцер Алина Станиславовна
Вопрос:
В соответствии с приказом Минстроя России от 01.03.2018 N 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке» обязательно ли при проектировании линейного объекта (газопровода) включать применение технологий информационного моделирования?
Ответ:
Обязательно, в случае, когда деятельность подпадает под действие ПП РФ от 05.03.2021 N 331, то есть в том случае, когда договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заключен после 1 января 2022 года.
В остальных случаях разработка информационной модели не является обязательной. Заказчик самостоятельно принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости ее разработки.