Новости
10 марта 2025 года в ТПП РФ при поддержке НОПРИЗ состоялась конференция "Градостроительный кодекс Российской Федерации: оценка реализации за 20 лет".
Модератором мероприятия выступила президент Фонда "Институт экономики города", член Общественного совета при Минстрое России Надежда Косарева. В своем приветственном слове она рассказала об истории принятия и утверждения Градостроительного кодекса РФ и поздравила авторов с 20-летием его утверждения.
Надежда Косарева поблагодарила президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвара Шамузафарова и председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефима Басина за поддержку в организации и проведении конференции.
Также Надежда Косарева зачитала приветственный адрес от имени заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимира Ефимова.
С приветственными словами к участникам обратились Ефим Басин и ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, помощник министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Кузьменко.
Ефим Басин отметил, что в последние годы достигнуты рекордные значения по вводу жилья, объемам строительства и ремонту дорог. В 2024 году достигнут рекорд по вводу ИЖС, который составил до 60% от общего объема ввода, и данная тенденция как нельзя лучше отражает потребности населения в комфортном и доступном семейном жилье. Ефим Басин отметил необходимость снижения объемов массового жилищного строительства многоквартирных домов в пользу ИЖС для обеспечения демографического роста, обеспечения безопасности населения и равномерного сбалансированного развития России за счет малых и средних городов (в том числе исторических) в соответствии со Стратегией пространственного развития России. Для реализации этих задач предстоит большая работа по внесению поправок в Градостроительный кодекс для обеспечения нормативного регулирования застройки ИЖС.
Светлана Кузьменко поздравила авторов Градкодекса РФ с 20-летием его утверждения и зачитала участникам конференции приветственное слово председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина. Он отметил, что российская нормативная база в строительстве имеет долгую и непростую историю развития. Возникнув как величайшее предписание по отдельным вопросам строительства в семнадцатом веке, в дальнейшем перечень требований и ограничений в градостроительной деятельности расширялся, приобретая системность. В 1990-х годах возникла новая правовая реальность, закрепившая право населения и муниципалитетов участвовать в градостроительной деятельности. Роль Градкодекса РФ трудно переоценить - градостроительная деятельность оказывает значительное и долгосрочное влияние на различные стороны общественной жизни. Именно поэтому регулирующий эту деятельность документ важен для каждого гражданина нашей страны. Сергей Степашин подчеркнул, что за 20 лет наша жизнь качественно изменилась в экономических, политических и культурных аспектах, возросли требования населения к качеству жизни, и выразил уверенность, что по итогам данной конференции будут сформированы новые концептуальные предложения по развитию Градостроительного кодекса РФ для обеспечения реализации всех поставленных Президентом России перед отраслью задач и национальных целей.
Анвар Шамузафаров выступил с докладом о предложениях НОПРИЗ по совершенствованию Градостроительного кодекса РФ с увеличением роли ГИП, ГАП и ГИС, уточнением функций застройщиков-заказчиков, состава технической документации, повышением ответственности эксплуатантов и внедрением механизмов для развития всех поселений на территории России. Президент НОПРИЗ рассказал о ключевых этапах внесения изменений в Градостроительный кодекс и эволюции принципов развития градостроительства в России во второй половине ХХ - начале XXI века. Анвар Шамузафаров подчеркнул, что к настоящему моменту население России финансирует покупку жилья на 97,7% и оплату ЖКХ на 90-92% ежегодно в размере от 12 до 14,5 трлн руб. При этом доля частных инвестиций в строительство составляет до 82%.
В 2024 году доля ИЖС в объеме ввода нового жилья составила 57,9% и, согласно имеющимся прогнозам, будет увеличиваться в ближайшие годы. Такая ситуация обусловлена сокращением объема ипотечного кредитования, а также снижением средней площади квартир в МКД до 50 кв.м, в то время как средняя площадь домов ИЖС составляет 135 кв.м, а по данным на январь 2025 года - 143,8 кв.м. Анвар Шамузафаров подчеркнул, что еще в ходе разработки Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года НОПРИЗ изначально активно боролся за включение в нее мер, учитывающих актуальные тенденции по увеличению потребительского спроса на ИЖС, поскольку такое жилье гораздо больше отвечает целям и задачам демографической политики, в отличие от МКД, которые в настоящее время не только не соответствуют, но и противоречат идее развития семьи.
Анвар Шамузафаров обратил особое внимание на то, что в настоящее время в российском законодательстве существуют большие пробелы в области обеспечения безопасности и качества профессиональной эксплуатации объектов недвижимости. Более того, при ценообразовании на предпроектной и проектной стадиях в целях удешевления и сокращения сроков строительства не учитываются эксплуатационные затраты, которые потребуются при использовании здания на протяжении 50-70-100 лет. Президент НОПРИЗ подчеркнул, что эффективность жизненного цикла объектов недвижимости зависит не столько от оптимизации затрат на инвестиционно-строительных этапах (изыскания, проектирование, строительство), сколько от обеспечения при проектировании их длительной, экономичной и безопасной эксплуатации.
Ключевыми вызовами в сфере эксплуатации и управления зданиями, строениями, сооружениями сегодня являются:
- несовершенство нормативного регулирования процессов эксплуатации, документов по стандартизации. В частности, техническое обследование конструкций зданий, сооружений ошибочно закреплено не за инженерами-конструкторами, а за изыскателями;
- недостаточное внимание к профессиональной подготовке и квалификации, а также системе оплаты труда специалистов по эксплуатации объектов;
- отсутствие правовой системы надзора за содержанием и безопасной эксплуатацией зданий и сооружений с массовым пребыванием граждан;
- непреодолимые системные недостатки регулирования услуг по управлению многоквартирными домами на основе государственного лицензирования.
НОПРИЗ ведет активную работу по данным направлениям.
НОПРИЗ ведет большую работу по восстановлению баланса полномочий и ответственности специалистов градостроительной сферы, а также гармонизации терминологии и положений Гражданского и Градостроительного кодексов РФ в части, касающейся требований и состава технической документации на всем жизненном цикле ОКС и квалификационных требований к специалистам, которые могут ее разрабатывать.
Анвар Шамузафаров озвучил, что НОПРИЗ предлагает ввести в Градостроительный кодекс РФ:
- новую главу, посвященную регулированию деятельности специалистов (введение понятия специалиста с перечнем (заказчик, изыскатель, ГИП, ГАП, ГИС, эксперт, инспектор надзора (контроля), эксплуатант), введение границ ответственности и описания конкретных должностных обязанностей для каждого из них в сопровождении жизненного цикла ОКС, введение квалификационных требований и обязанности состоять в НРС для ответственных лиц);
- полный перечень технической документации объекта капитального строительства в увязке с этапами жизненного цикла (раскрытие и уточнение требований Гражданского кодекса) и требования по обязательной передаче исполнительной документации собственнику при вводе объекта в эксплуатацию;
- обязательное членство в СРО для субподрядчиков, обязательное создание вариантных предпроектных разработок для технически сложных, опасных, уникальных, объектов федерального значения или архитектурно значимых объектов;
- понятие о единой комплексной цифровой платформе (ЕКЦП) для разработки всех видов градостроительной документации, документации по результатам инженерных изысканий и централизованной информационной системе архитектурно-строительной технической документации (ЦИС АСТД);
- расширение способов использования средств компенсационных фондов.
Анвар Шамузафаров особо подчеркнул необходимость обеспечения преемственности в градостроительном регулировании с постепенным введением обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках развития существующего института обязательного саморегулирования в строительстве, а также завершения формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса объектов.
Для решения вышеуказанных вопросов Градкодекс требует следующих изменений:
- введения в статью 1 понятия "эксплуатация зданий, строений, сооружений" и понятия "договор эксплуатации (управления) зданий, строений, сооружений";
- описания в статье 6 полномочий Правительства РФ по установлению порядка ведения реестра членов СРО эксплуатации с учетом регионального реестра управляющих;
- описания в статье 7 полномочий субъекта РФ по установлению нормативных требований к эксплуатации и назначению представителей в коллегиальный орган СРО, а также порядка подготовки градостроительной документации для двух и более муниципальных образований;
- введения статьи 47.1 с положением о предмете деятельности, полномочиях и ответственности застройщика и технического заказчика;
- в статьях 47, 48 и 52 - исключения возможности выполнения работ без членства в СРО;
- введения в статье 48 обязательных предпроектных проработок для объектов повышенной ответственности и обязательного членства в СРО для разработки проектной и рабочей документации;
- введения в статьях 52 и 55 положений о необязательности подготовки технической документации для малоэтажных объектов и о передаче исполнительной документации, подписанной ответственными специалистами собственнику (эксплуатанту);
- внесения изменений в текст главы 6.1. - вводится новая область деятельности СРО "эксплуатация зданий, строений, сооружений" и вводятся специалисты по организации эксплуатации;
- введения в статьи 55.2 и 55.4 положения о том, что на территории субъекта РФ, как правило, регистрируется одна СРО по эксплуатации, для получения статуса СРО необходимо наличие 50 членов, КФ возмещения вреда, стандарты СРО, наличие представителя органов власти субъекта в коллегиальном органе, а также КФ обеспечения договорных обязательств;
- установления в статье 55.24 дополнительными частями 5.1 и 5.2 требований к организации эксплуатации отдельных видов зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении обязательного членства эксплуатантов в соответствующей СРО, а также по обеспечению необходимого уровня квалификации специалистов, назначаемых ответственными за эксплуатацию;
- введения в перечень лиц, участвующих в возмещении вреда, в статьях 60 и 60.1 саморегулируемых организаций в сфере эксплуатации;
- внесения сведений в статьи 72 и 73 о полном составе технической документации объекта капитального строительства и о центральной информационной системе архитектурно-строительной технической документации (ЦИС АСТД), созданием, эксплуатацией и модернизацией которой будет заниматься НОПРИЗ;
- введения в статьи 71, 74-76 общих положений о специалистах градостроительной сферы, о принятии специалистами градостроительной сферы ответственности и рисков за надлежащее качество выполняемых работ, об их участии в договорах и сопровождении этапов жизненного цикла объектов;
- описания в статьях 77-82 содержания деятельности ответственных специалистов градостроительной сферы (по организации деятельности заказчиков, инженерных изысканий, проектирования, строительства, строительной экспертизы, надзора и контроля, эксплуатации зданий, строений, сооружений);
- внесения в статьи 83-84 положений о независимой оценке квалификации специалистов и национальных реестрах специалистов градостроительной сферы.
Далее Анвар Шамузафаров проинформировал участников конференции о тревожащих тенденциях по сокращению количества поселений России, сложившихся в результате формирования Н.С.Хрущевым политики "ликвидации неперспективных деревень" и обостренных Е.Т.Гайдаром, выступившим с идеей о том, что "Север заселен искусственно и содержать его смысла нет". Подобная политика позволила ликвидировать к настоящему времени 48-60% сельских поселений России (нет более точных данных из-за отсутствия переписи после 2010 года). Президент НОПРИЗ отметил, что поддержка исключительно только "точек роста" приведет к деградации территорий и катастрофическим последствиям для развития страны. Крайне важно осуществлять поддержку всех сохранившихся малых городов и сельских поселений (около 140 тысяч) в первую очередь за счет частных инвестиций, ориентируясь в инвестиционно-строительном процессе на потребности населения. По предварительным оценкам, объем инвестиций частных предпринимателей в инфраструктуру России составляет до 85% от общего объема, поэтому необходимо способствовать их распределению по всем нуждающимся поселениям, создавая на территориях этих образований привлекательные условия для инвесторов и формируя планы реализации градостроительного потенциала.
Для обеспечения дальнейшего устойчивого развития России в соответствии со Стратегией национальной безопасности России, Стратегией пространственного развития и для достижения национальных целей развития России потребуется увеличение территории населенных пунктов до 24 млн га (1,41% территории РФ), под застройку необходимо будет подготовить до 6,5 млн га, что сопоставимо с площадями под существующей застройкой. Целесообразно максимально возможное использование территорий, ранее ликвидированных и заброшенных исторически сложившихся сельских поселений, названных ранее "неперспективными селами". Особое значение в реализации этой задачи приобретет возрождение и развитие малых исторических городов и сел, которые необходимы для рассредоточения населения и производства из столичных мегаполисов.
В связи с этим НОПРИЗ выступает заказчиком разработки принципиально новой генеральной схемы расселения и градостроительного развития на территории Российской Федерации.
Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство наиболее полно отвечают особенностям предлагаемого градостроительного развития. В настоящее время Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены требования к обязательному наличию проектной документации для объектов ИЖС и необходимости ее экспертизы, не установлены требования к квалификации лиц, осуществляющих и (или) строительство указанных объектов. Необходимо снизить риски применения индивидуальными застройщиками решений, не отвечающих требованиям обеспечения безопасности и высокой ликвидности. Совместно с ДОМ.РФ НОПРИЗ начал разработку стандарта для формирования критериев подтверждения безопасности и ликвидности инвестиционно-строительных проектов ИЖС. НОПРИЗ может выступить регулятором подготовки архитектурно-строительных проектов объектов ИЖС, а также обеспечить повышение качества проектов за счет внедрения механизма контроля СРО за деятельностью своих членов. Организация и контроль работ по подготовке технической документации объектов ИЖС должны осуществляться квалифицированными специалистами - ГИП и ГАП, включенными в НРС.
В завершение своего выступления Анвар Шамузафаров проинформировал участников конференции о проводимой НОПРИЗ работе по ускорению внедрения отечественного ПО в практику работы архитекторов, изыскателей и проектировщиков совместно с ведущими отечественными разработчиками.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков подвел итоги реализации Градостроительного кодекса РФ в области строительства и допуска на рынок подрядных организаций. Система саморегулирования за 15 лет стала объединяющим элементом строительной отрасли, который позволяет реализовать кадровый потенциал профессионального сообщества, обеспечить ответственность специалистов и качество выполнения работ. Одним из важнейших инструментов этой системы стала независимая оценка квалификации. Антон Глушков отметил, что для инженера-строителя знание Градкодекса РФ - неотъемлемая часть работы как участника профессионального рынка. Президент НОСТРОЙ представил супер-сервис нацобъединения по подбору кадров и реестр добросовестных производителей строительных материалов. В завершение своего выступления Антон Глушков рассказал о ходе реализации механизма предоставления займов из средств компфондов СРО и отметил необходимость совершенствования процедуры отбора подрядных организаций для участия в государственных контрактах с учетом опыта и деловой репутации.
Президент НОЗА Леонид Казинец в своем выступлении отметил ключевые вехи развития Градостроительного кодекса РФ и наметил несколько направлений его дальнейшего развития с учетом опыта пандемии COVID-19 с сохранением баланса публичных и частных интересов.
Президент НОТИМ Михаил Викторов рассказал о деятельности нацобъединения по сопровождению цифрового перехода участников строительного рынка на отечественное программное обеспечение. По мнению докладчика, ключевыми проблемами медленных темпов импортозамещения ПО являются административно-хозяйственные аспекты (оплаченные бессрочные лицензии), а также сформированные профессиональные навыки и привычки с опорой на иностранное ПО в результате многолетнего периода обучения специалистов градостроительной сферы на данном ПО на уровне техникумов и вузов. В настоящий момент НОТИМ реализует долгосрочную стратегию по обеспечению архитектурно-строительных вузов России отечественными программными продуктами для обучения молодежи. Также Михаил Викторов анонсировал ряд поправок в Градостроительный кодекс РФ с целью дальнейшего развития и усиления правового статуса ГИСОГД.
Член Совета НОПРИЗ, координатор по СФО Максим Федорченко отметил важность Градостроительного кодекса РФ для кодификации и формирования системы градостроительной деятельности, поскольку динамика его развития отражает геополитические и социально-экономические изменения, которые происходили в России. Важным этапом стало введение института саморегулирования в строительстве и механизмов комплексного развития территории. Максим Федорченко подробно остановился на реализации таких проектов, отметив безусловную важность разрабатываемой НОПРИЗ принципиально новой генеральной схемы расселения и градостроительного развития на территории Российской Федерации и усилий НОПРИЗ по выведению ИЖС из "серой зоны" нормативного регулирования для реализации КРТ с малоэтажной застройках на больших территориях. В завершение своего выступления докладчик рассказал о планируемых изменениях в законодательство о КРТ (в том числе для обеспечения ответственности подрядчиков).
Заместитель генерального директора Фонда "ДОМ.РФ" Антон Финогенов рассказал об эволюции мастер-планов как инструментов реализации градостроительного развития территорий. Докладчик подчеркнул, что для успешной реализации мастер-плана он должен обеспечивать базу развития территорий с детализацией ее проработки не ниже, чем в генеральном плане. Антон Финогенов отметил, что одним из наиболее острых вопросов сегодня является недостаток квалификации кадров, привлекаемых к разработке мастер-планов, в области подготовки градостроительной документации в масштабах города, а не отдельного объекта капитального строительства, квартала или микрорайона.
Директор "ППК Фонд развития территорий" Наиль Сайфуллин рассказал о деятельности фонда и реализуемых проектах развития территорий в разных регионах России.
Вице-президент РААСН Михаил Шубенков рассказал об истории градостроительного развития России, оценил цели и итоги реализации Градкодекса РФ.
В завершение конференции докладчики ответили на вопросы слушателей из зала. В частности, Анвар Шамузафаров, Ефим Басин и Надежда Косарева поделились оценками существующей практики развития исторических городов, а также мнениями о векторах дальнейшего развития концептуальных основ градостроительного законодательства в России.
Участие в конференции от НОПРИЗ приняли вице-президенты НОПРИЗ Алексей Воронцов, Александр Вронец, Николай Капинус и Азарий Лапидус, руководитель аппарата НОПРИЗ Алексей Кожуховский, его заместители Дмитрий Кудров, Надежда Прокопьева и Алексей Швецов.
Источник:
https://nopriz.ru/news/?ID=37698