Разъяснения по актуальности требований и применению норм и положений ПУЭ при проектировании объектов нефтегазового комплекса.
1. Например в вопросе «О статусе и применении ГОСТ Р 50571.5.52-2011» Кудинова И.Е., консультант по вопросам технического регулирования и стандартизации,
отвечает, что «....Требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.» При этом «...Правила устройства электроустановок не должны противоречить требованиям Технического регламента N 004/2011». « ...ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009, это документ добровольного применения. Исходя из вышеизложенного, в спорных случаях должны выполняться обязательные требования ПУЭ. Если ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 вступает в противоречие с этими требованиями, он не применяется.»
2. В вопросе «О применении ПУЭ и ГОСТ Р 50571.5.52-2011» Чеготова Е.В., эксперт ЛПП отвечает, что «...Оба документа рекомендательные.
3. В вопросе «Статус ПУЭ» Ганин В.С., эксперт по стандартизации отвечает: «...Как известно, ОАО РАО „ЕЭС России“ канул в лету, а нового документа федерального уровня, обязательного для исполнения, нет, а слепое исполнение требований ПУЭ влечет за собой постановку вопроса: кто же пойдет к прокурору?
Выход из данной ситуации — применять современные документы в области стандартизации, определенные ст.13 „Документы в области стандартизации“ Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ „О техническом регулировании“.»
При обращении за разъяснением в Минэнерго России по вопросу применения ПУЭ был получен ответ: «...ПУЭ не прошли процедуру государственной регистрации и не опубликованы в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. Поэтому ПУЭ не могут быть признаны нормативным правовым актом.»
1) До вступления в силу соответствующих технических регламентов положения ПУЭ подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей техническим регламентам, иным нормативным правовым актам, а также нормативным документам, имеющим статус обязательных.
В частности, положения ПУЭ подлежат применению в части, не противоречащей техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (естественно, в рамках области применения технического регламента ТР ТС 004/2011).
2) В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» национальный стандарт ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 «Электроустановки низковольтные. Часть 5-52. Выбор и монтаж электрооборудования. Электропроводки» подлежит добровольному применению в части, не противоречащей требованиям технических регламентов и нормативных документов, имеющих статус обязательных (в частности — ТР ТС 004/2011 и ПУЭ).
3) Статья 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» утратила силу с 01.07.2016. Виды документов по стандартизации в настоящее время установлены статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Обоснование:
1) В силу статей 4 (часть 3), 6 (часть 1), 7 (абз.10 части 1) и 46 (часть 1) Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» действующие «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ) в составе глав шестого (утв. Минэнерго СССР, Минтопэнерго РФ в редакции Минэнерго РФ) и седьмого изданий (утв. Минтопэнерго России, Минэнерго РФ) являются актами в сфере технического регулирования (нормативными документами) федерального органа исполнительной власти, принятыми до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (т.е. до 30.06.2003) в целях, установленных для технических регламентов, в части обеспечения электрической безопасности.
Соответственно, в силу статьи 46 (часть 1) Федерального закона «О техническом регулировании» положения ПУЭ до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному применению (в части разработки, принятия, применения и исполнения требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) в целях, установленных для технических регламентов.1
Об обязательности применения положений ПУЭ свидетельствует факт включения данного документа (в целом или в виде отдельных разделов и глав) в:
— приказ Ростехнадзора от 17.10.2016 N 421 (ред. от 20.02.2019) «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
— приказ Ростехнадзора от 10.07.2017 N 254 (ред. от 14.02.2019) «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I „Технологический, строительный, энергетический надзор“) П-01-01-2017»;
— приказ Ростехнадзора от 27.11.2018 N 591 «Об утверждении раздела II „Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии“ Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017)».
Об обязательности применения ПУЭ также свидетельствует тот факт, что нарушение правил устройства электроустановок и эксплуатации электроустановок в соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2) Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» был принят в соответствии со статьей 13 «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года».2
В соответствии со статьей 1 (пункт 1) ТР ТС 004/2011 данный технический регламент распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Согласно статье 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» ТР ТС 004/2011:
— соответствие низковольтного оборудования данному техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в «Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) (пункт 1);
— методы исследований (испытаний) и измерений низковольтного оборудования устанавливаются в стандартах, включенных в «Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности низковольтного оборудования“ (ТР ТС 004/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования» (пункт 2).
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» принят в соответствии с международным договором Российской Федерации. ПУЭ действуют в редакции Минтопэнерго России, т.е. являются нормативным документом федерального органа исполнительной власти.
Нормативные документы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут применяться лишь в части, не противоречащей актам, имеющим большую юридическую силу (Федеральным законам и международным договорам Российской Федерации).
3) В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стандартизации в Российской Федерации» в настоящее время к документам по стандартизации отнесены:
- Документы национальной системы стандартизации;3
- Общероссийские классификаторы;
- Стандарты организаций, в том числе технические условия;
- Своды правил;
- Документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Закона.
Уточнение:
В п.2 ответа эксперт ССП пишет: «...Не противоречащей требованиям технических регламентов и нормативных документов, имеющих статус обязательных (в частности, ТР ТС 004/2011 и ПУЭ).», а Минэнерго России по вопросу нашей организации по применению ПУЭ отвечает: «...ПУЭ не прошли процедуру государственной регистрации и не опубликованы в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. Поэтому ПУЭ не могут быть признаны нормативным правовым актом.»
Таким образом:
1. ПУЭ не относится к техническим регламентам (по определению).
2. ПУЭ не является нормативным документом (в соответствии с ответом Минэнерго).
Ответ:
Цитируем: в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» национальный стандарт ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 «Электроустановки низковольтные. Часть 5-52. Выбор и монтаж электрооборудования. Электропроводки» подлежит добровольному применению в части, не противоречащей требованиям технических регламентов и нормативных документов, имеющих статус обязательных (в частности, ТР ТС 004/2011 и ПУЭ).
Обратите внимание на примененную терминологию: идет речь именно о нормативных документах, а не о нормативных правовых актах. Нормативные документы могут приобретать статус обязательных в связи с тем, что они (или их части) включаются в «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (в ред. от 07.12.2016). При этом они, естественно, не являются нормативными правовыми актами.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Другая ситуация с санитарными правилами или ФНП — они принимаются в форме нормативных правовых актов.
Иными словами, не все нормативные документы, имеющие статус обязательных, являются нормативными правовыми актами. Положения ПУЭ как нормативного документа обязательны по другому основанию — в силу статьи 46 (часть 1) Федерального закона «О техническом регулировании» (т.е. в силу переходных положений указанного Закона).
Ответы по пунктам уточнения:
1. Соглашаемся с вами, что ПУЭ не является техническим регламентом, но это не влияет на выводы из ранее предоставленной консультации.
2. В соответствии с ответом Минэнерго ПУЭ не является нормативным правовым актом.
1 Для информации: Некоторое время назад был разработан и внесен в Государственную Думу ФС РФ проект «Технического регламента о безопасности электроустановок», который был принят в первом чтении 26.06.2009 (Постановление N 2353-5 ГД). В доказательную базу указанного «Технического регламента о безопасности электроустановок» планировалось включение (в числе прочих нормативно-технических документов) «Правил устройства электроустановок» и «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». Однако по ряду причин юридико-технического характера и в связи с передачей полномочий по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза (Коллегии Евразийской экономической комиссии) указанный законопроект был отклонен 23.05.2014 постановлением Государственной Думы ФС РФ N 4416-6 ГД.
2 В настоящее время техническое регулирование в рамках ЕАЭС регулируется «Договором о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 (Раздел X "Техническое регулирование).
3 Документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (документы национальной системы стандартизации) — национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации, и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»).